Исполнительское мастерство для гитары

7 практик, которые помогут вам играть на гитаре намного лучше

Рассмотрим 7 практик, которые помогут вам усовершенствовать свое исполнительское мастерство.

1. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Тренироваться можно не только с гитарой в руках. Очень много времени, которое вы ежедневно тратите впустую, можно было бы использовать для улучшения гитарных навыков. Если у вас находятся лишние минуты на то чтобы забыться, абстрагироваться от своих дел, или, например, вы стоите в очереди, используйте это время для того, чтобы задействовать ваши внутренние зрение и слух. Попробуйте представить себе исполнение той или иной музыкальной фразы, рифа или песни, над которой вы работали в последнее время. Вы должны увидеть и услышать себя играющим с легкостью эксперта, скользящего по струнам. Виртуально почувствуйте, как точно синхронизируются ваши пальцы и медиатор. Делайте это так часто, как можете, и скоро вы заметите улучшения по сравнению с тем прошлым разом, когда вы брали в руки гитару. Тогда вы почувствуете, что обогатили свой опыт игры на настоящем инструменте. Дополнительным бонусом здесь станет то, что, когда вы установите тесную связь между воображаемым и реальным, вы сможете с большей точностью переносить на гитарный гриф слышимую в вашей голове музыку. Кроме того, возможно, вы улучшите способность воспроизводить в своем сознании что-то ранее вами услышанное (в любом случае вы будете поражены, насколько реалистично может играть ваша воображаемая гитара).

2. ИЗУЧЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО НОВОГО КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Это одна из самых простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить ваши исполнительские навыки, музыкальное мастерство и, что самое важное, повысить дисциплину и мотивацию. Каждый день находите какую-то новую информацию. А затем изучайте ее и играйте. Это может быть музыкальная фраза, риф, аккорд, звукоряд, упражнение, песня, мелодия, другой гитарный строй, новый гитарный бой, часть песни, в которой вы знаете только несколько крутых рифов, но никогда до этого не заморачивались изучением скучных переходных моментов между ними, и так далее.

Читайте также:  Как записывать звук с электроакустической гитары

Ежедневный поиск, исполнение и усвоение новых гитарных знаний станут пищей для ваших подсознательных музыкальных инстинктов, улучшат мышечную память, а также способность выражать себя и играть на гитаре без всяких усилий.

Сделайте это своей ежедневной привычкой, и скоро вы почувствуете потребность узнавать о гитаре все больше и больше.

3. ИМПРОВИЗАЦИЯ

Здорово, когда гитарист умеет исполнять супербыстрые пассажи. Однако, более важной, на наш взгляд, является его способность играть под аккомпанемент. Ясно, что лучше всего делать это вместе с другим музыкантом или группой музыкантов (и вы должны пользоваться подобной возможностью так часто, как только можете). Но есть и альтернативы, которые могут быть не менее полезны. Сегодня существует большое количество возможностей, таких как виртуальные группы, минусовки, которые можно скачать через интернет, специальные компьютерные программы, такие как EZ Drummer (многосторонняя и простая в использовании программа, в связи с чем очень ее рекомендуем), Garageband, а также различные приложения на телефонах, которые можно использовать как фон для оттачивания исполнительских навыков. Подобные упражнения помогут добиться стабильности, выработать терпение, улучшат ваши импровизационные способности и чувство музыки.

Еще одним приятным и полезным занятием можно назвать импровизацию с любимыми песнями. Вы можете играть вместе с песней нота к ноте, так, как написано, уделяя внимание деталям, отрабатывая бой, тренируя чувство ритма. Или же вы можете использовать тот или иной музыкальный трек как стартовую площадку для импровизации и отработки каких-либо новых изученных вами приемов. Играйте вместе с песней, используя другой стиль и технические приемы, и это принесет вам большую пользу. Кроме того, импровизация с различными саундтреками из рекламы или фильмов принесет вам не только пользу, но и прекрасно разнообразит ваш досуг.

Читайте также:  Сегидилья ноты для баяна
4. ЗАПИСЬ САМОГО СЕБЯ

Нет лучшего способа объективно оценить свою игру на гитаре, а также замотивировать себя на дальнейшее совершенствование, чем запись собственного исполнения. Существует огромное количество способов самостоятельно свою игру записать, а затем послушать и понять, что вам в ней нравится, а что нет. Так вы намного проще сможете определить свои сильные и слабые стороны, а также понять, над чем вам следует работать дальше.

Попробуйте сыграть отдельно различные части того или иного музыкального произведения, такие как ритм, соло, мелодии, контрапункты, чередующиеся ритмы, и вы узнаете намного больше о композиции, звукозаписи и исполнении в ансамбле. Также это расширит ваше видение, скорректирует ваши цели и, если вы работаете над созданием музыки, поможет вам быстрее развить свои способности. Еще одним плюсом записи собственного исполнения является то, что вы можете отслеживать свой рост как музыканта. Карьера гитариста – это постоянное (или, по крайней мере, должно таковым быть) развитие, а запись самого себя – это отличный способ отследить, как далеко вы смогли продвинуться.

5. УРОКИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Как преподаватель гитары я, конечно, могу быть необъективен, однако все же я склонен считать, что, если гитарист хочет совершенствовать свое мастерство, ему следует брать уроки с преподавателем. Несмотря на то, что сегодня существует огромное количество интернет-ресурсов, книг, видео уроков, доступных для большинства, ничто из этого не сравнится с личным общением с компетентным преподавателем гитары. Педагог определит ваши сильные и слабые стороны, поможет отточить ваши навыки и устранить недостатки. Помимо этого, он сэкономит вам массу времени, указав на то, что важно, а что нет, а также укажет вам верный путь к пониманию своих музыкальных целей.

Преподаватели гитары зарабатывают деньги тем, что пытаются сделать вас лучше. Осознание затрат на уроки поможет вам серьезнее относится к этим занятиям. В любой истории про так называемых «гитаристов-самоучек» вам обязательно встретится некая более знающая и профессиональная личность, которая сыграла значимую роль в становлении того или иного музыканта. Даже очень образованный гитарист-виртуоз Рэнди Роадс (который сам был преподавателем гитары) в свободное время постоянно находился в поиске преподавателей, хотя в то время он уже совершал мировое турне и записывал музыку с Оззи Осборном. Поэтому попробуйте выйти из привычного ритма и поднимите свое мастерство на новый уровень с помощью занятий с педагогом!

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЖИМА ЗАНЯТИЙ

Все мы слышали истории о гитаристах, которые ежедневно тратили на занятия по 3 или даже по 12 часов. Однако для большинства вполне эффективной может быть постоянная ежедневная практика по 10-30 минут. Есть разница в таких вещах как «тренировка» и «исполнение». Очень часто их путают между собой. Тренировка должна включать в себя (после разминки) упражнения, позволяющие вам держать себя в форме, а также работу над конкретными задачами, связанными с усвоением новых знаний и техник. Сведение времени на тренировки до разумного минимума, а также разбиение различных ее стадий на небольшие этапы поможет вам сэкономить массу времени для непосредственно самого исполнения.

В идеальном мире у нас ежедневно было бы 3-6 часов свободного времени на занятия с гитарой, но у большинства людей этого времени намного меньше. Кроме того, обычно, когда вы стараетесь потратить на тренировку как можно больше времени, вам это быстро наскучивает и в дальнейшем отбивает всякое желание заниматься. Однако ежедневные занятия хотя бы по 10 минут вряд ли покажутся вам такой уж сложной задачей. И если вы сделаете это своей привычкой, вскоре вам даже будет хотеться найти лишние минуты для занятий.

Разбейте вашу тренировку на отработку отдельных навыков и техник, занимайтесь каждый день и после этого вы более эффективно сможете применять их в своей игре. Позвольте вашему преподавателю составить для вас программу тренировок или же сделайте это сами. Помните, что самым важным в данном деле является постоянство, а также короткие, но умственно и физически интенсивные занятия.

Двадцать минут интенсивных ежедневных занятий сделают для вашего развития намного больше, чем длительные тренировки от случая к случаю. И что еще важнее, поддерживая постоянный, интенсивный режим занятий, вы обязательно найдете время для импровизаций, записи и экспериментов, однако все это вы будете делать на более высоком уровне с использованием ранее отработанных навыков.

7. ОТСЛЕЖИВАНИЕ СВОЕГО ПРОГРЕССА

Улучшить ваше развитие как гитариста поможет понимание этого самого развития. Если вы учитесь и занимаетесь на ежедневной основе, очень важно вести журнал или дневник, отслеживающий ваши достижения. Возможно, вначале это покажется вам лишним, однако вскоре вы поймете, что данная практика:

  • Позволяет вам увидеть, над чем стоит поработать в будущем;
  • Помогает отследить собственное развитие;
  • Помогает выделить наиболее плодотворные этапы своего обучения.

Последнее в свою очередь поможет вам понять, куда двигаться дальше, если ваше развитие зашло в тупик.

Скотт Марано (Scott Marano) посвятил свою жизнь изучению гитары. Свое музыкальное мастерство он оттачивал в Музыкальном колледже Беркли под руководством Джона Финна и Джо Стампа. В данный момент он работает в качестве исполнителя, композитора и преподавателя гитары. В 2007 году Скотт разработал специальную программу Guitar Strength («сила гитары») для того, чтобы вдохновить гитаристов разных возрастов, исполняющих музыку в самых разных стилях. В рамках данной программы он предлагает ускоренный курс обучения, который проводит в своем родном штате Род-Айленд, а также по всему миру через Skype. Посетите сайт Скотта и узнайте больше на www.GuitarStrength.com

2016. Scott Marano. Все права защищены.

Источник

Методические рекомендации «Совершенствование исполнительской техники гитариста»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Старь»

Дятьковского района Брянской области

Тема: «Совершенствование исполнительской техники гитариста»

Номинация: методические рекомендации

Автор: Черкесова Елена Юрьевна, преподаватель по специальности «Народные инструменты «.

СОДЕРЖАНИЕ:

Методы развития исполнительской техники гитариста ———————— стр.3.

Двигательные качества игрового аппарата —————————————- стр.6.

Введение:

Прошедший XX век стал свидетелем возрождения и подлинного расцвета искусства игры на классической гитаре. Для гитары открылись двери престижных концертных залов на всех континентах, она нашла свое место в камерных и симфонических сочинениях крупнейших композиторов мира, во многих станах появились выдающиеся исполнители-гитаристы и высокопрофессиональные исполнительские школы. Можно с уверенностью сказать, что сегодня классическая гитара стала неотъемлемой частью мирового академического музыкального искусства.

В настоящее время в российской системе гитарного образования сложилась ситуация, когда при росте уровня профессионального исполнительства наблюдается явное отставание методики начального обучения. Естественные трудности, возникающие у педагогов (не всегда правильная оценка сложности изучаемых произведений, поверхностное знание специфики звукоизвлечения, приемов игры, особенностей аппликатуры), не могут не отразиться на качестве игры учеников.

Следует сказать и о распространении ошибочного мнения, что гитара легка в освоении. В действительности подлинное постижение гитарной игры представляет для многих учащихся серьезное препятствие, отталкивающее их от занятий на инструменте.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о системе обучения и воспитания исполнителя на классической гитаре. В связи с этим появилась необходимость создания этих методических рекомендаций в которых будут рассмотрены способы совершенствования исполнительской техники игры на гитаре с учетом нынешних достижений музыкальной педагогики и собственной педагогической практики.

В данных рекомендациях «Совершенствование исполнительской техники» будут рассмотрены современные взгляды на техническое оснащение, двигательные качества исполнительского аппарата и способы его освобождения от излишней нагрузки.

Методы развития исполнительской техники гитариста

Развитие технического мастерства исполнителя – одна из самых сложных проблем музыкальной педагогики. Ее сложность обусловлена тем, что педагогу приходится формировать у ученика тончайшую по внутренним импульсам систему двигательных приемов и навыков.

Под двигательной техникой понимается отраженная в специфических координациях система обобщенных игровых навыков, реализация которых обусловлена центральными механизмами формирования и управления автоматизированными движениями, а также уровнем развития периферийного аппарата исполнителя и степенью двигательной рациональности.

В отличие от чистой моторики, инструментально-исполнительская техника – это система навыков, имеющих конкретную музыкально-целевую направленность, обусловленную содержанием интерпретируемого произведения, особенностями творческого мышления гитариста, уровнем развития двигательной техники и степенью ее управляемости.

К элементам игровой техники принадлежат: ориентация на гитарном грифе и струнах; контроль тонуса напряжения мышц в пульсирующем (актив/пассив) или активном динамическом состоянии; разнообразные виды контактирования со струнами; звукоизвлечение; акцентуация; штрихи; координация различных видов движений; слухо-моторное опережение; сосредоточенность, стойкость и многоплановость внимания; психотехника.

Доведение исполнительской техники до высших уровней мастерства предполагает постоянное совершенствование отдельных ее элементов. Это вызвано как субъективными (внутренними потребностями творческого роста музыканта), так и объективными причинами: необходимостью овладения новыми оригинальными приемами, не встречавшимися ранее, или появлением иных, специфических условий функционирования уже усвоенных навыков. Нередко в новых музыкальных произведениях освоенные ранее элементы техники, а также вновь приобретенные навыки и умения выступают в иных, непривычных для исполнения взаимосвязях и взаимодействиях.

В современной музыкальной педагогике все большее распространение получает психотехническая школа , в основе которой лежит слуховой метод, где механические упражнения уступают место сознательной работе над двигательной техникой. Главное внимание здесь уделяется раскрытию творческих способностей молодых музыкантов, формированию техники на основе ярких и содержательных художественно-образных представлений.

Слуховой метод имеет большие преимущества в сравнении с двигательным: он требует четкого осознания цели движения, ясного предслышания каждого звука. В противоположность абстрактному восприятию движения, он аппелирует к деятельности сознания, связанной с оценкой реальных сигналов, которые поступают в органы движения и несут в себе информацию о тех или иных качественных сторонах совершающегося двигательного процесса.

Тем не менее, слуховой и двигательный методы выступают как две стороны одного процесса, направленного на согласованное развитие исполнительской техники гитариста. Оба метода имеют право на существование, но только при учете индивидуальных музыкальных и моторных данных исполнителя. В зависимости от этих данных и должна выстраиваться общая тактика преподавания: в одних случаях – с выделением музыкально-художественных задач и сравнительно «спокойным» отношением к технической стороне; в других – с очень интенсивным вниманием к технике, но в тесной связи с постановкой художественно-смысловых задач.

Избирая тот или иной путь развития учащегося, педагог должен представлять, во-первых, общий характер музыкально-слуховых данных ученика, во-вторых характер его моторной одаренности и, наконец, типологические и возрастные особенности высших отделов его нервной системы.

По этим параметрам можно выделить несколько категорий учащихся:

  1. Музыкально и моторно одаренные ученики, техника которых развивается преимущественно на естественной и благоприятной психофизиологической основе, нередко у них нет необходимости в постоянном двигательном контроле. Но и к ним, так же, как и к учащимся второй категории, в известной степени применима система психотехнической школы.
  2. Моторно одаренные дети при среднем уровне музыкальности и способности к слуховым представлениям. Здесь первостепенное значение приобретает развитие слухового опыта ученика, обогащение его эмоционального мира.
  3. Музыкально одаренные учащиеся со средним уровнем моторных данных. С ними обычно легко решается проблема музыкально-слуховых представлений, но техническая сторона требует специального внимания.
  4. Ученики со средним уровнем музыкальных и моторных данных. Развитие слуховых и двигательных компонентов исполнительского процесса у таких учащихся затруднено, так как отсутствуют яркие слуховые представления, служившие главной опорой для учащихся третьей категории. В этом случае наиболее целесообразный путь – комбинирование слухового и двигательного методов. Необходима специальная работа по активизации музыкально-слуховых представлений, воспитанию культуры мышечных ощущений и объединению обоих слагаемых в звукодвигательный комплекс.

Такова та реальная обстановка, в которой приходится работать каждому педагогу-гитаристу. Она ясно показывает, что вопросы воспитания технического мастерства нельзя решать каким-либо одним, универсальным методом, нацеленным на отдельную группу учащихся.

Двигательные качества игрового аппарата

Специальная работа исполнителя-гитариста над развитием техники осуществляется в процессе изучения гамм, этюдов и упражнений.

Гаммы зачастую являются основными звеньями большинства технических эпизодов художественных произведений. Учащийся, ежедневно работающий над гаммами, со временем способен довести их до виртуозного блеска. Играть гаммы следует всеми штрихами, во всех ритмических и артикуляционных вариантах. Такой метод позволяет выработать яркость и острую характерность штрихов, наиболее распространенных ритмических рисунков и артикуляционных группировок.

Техническое развитие ученика во многом зависит от того, сумел ли педагог привить ему любовь к этюдам. Изучая этюд, учащийся может идти на риск, не опасаясь его «заболтать» (этюд, в отличие от художественного произведения, не выносится на концертную сцену).

В основе подобной техники лежит формирование так называемого подвижного навыка. Когда учащийся хорошо выучил одно произведение, у него сформировался простой навык. Длительная работа над другими произведениями ведет к образованию новых простых навыков. При игре большого количества гамм, упражнений, этюдов и художественных произведений у учащегося вырабатывается подвижный навык, позволяющий без большой предварительной подготовки решать сложные технические задачи, когда срабатывает предыдущий опыт и «метод аналогии». Подвижный навык является основой той поразительной приспособляемости исполнительского аппарата к быстрому решению самых сложных технических проблем, которой обладают музыканты-виртуозы.

Над этюдом нужно работать так же тщательно и добросовестно, как и над пьесой. Изучать этюд надо до тех пор, пока степень его готовности не достигнет уровня, соответствующего завершенности работы над художественным произведением. Такой подход позволяет учащемуся, с одной стороны, получить от каждого этюда то полезное, что он может дать, а с другой – сыграть максимальное количество этюдов.

Исполнительское мастерство должно опираться на гибкую, подвижную связь между сферой эмоций и мыслей музыканта и средствами их выражения. Технический аппарат призван гибко выполнять музыкально-художественные намерения исполнителя, быть достаточно ловким, точным, пластичным и координированным. К основным свойствам исполнительского аппарата следует отнести скорость (быстроту движений), ловкость, силу и выносливость.

Совершенствование одних качеств благотворно влияет на другие: например, развитие беглости способствует увеличению ловкости и выносливости. Все двигательные компоненты нуждаются в постоянной поддержке, поэтому гитаристу необходимо регулярно заниматься технической работой, отдавая ей примерно треть своего рабочего времени. Ученик также должен разбираться в своих двигательных ощущениях и анализировать их. Этому анализу его обучает педагог.

Свобода исполнительского аппарата

Такое качество, как выносливость, тесно связано со свободой исполнительского аппарата. На этом должна базироваться целесообразность гитарной техники в целом.

Предварительное освобождение необходимо для того, чтобы иметь возможность произвольно включать и сознательно управлять теми возможностями, которые требуются для выполнения двигательных действий, связанных с игрой на инструменте. Но формула свободной игры весьма условна. Не абстрактную свободу, а тончайшую способность управлять своими физическими действиями – вот что нужно в первую очередь воспитывать в ученике. Тогда выполнение любого игрового приема можно представить себе следующим образом:

  1. подготовка предварительного состояния ненапряжения, активной легкости и готовности к действию;
  2. включение необходимых ненапряжений (вплоть до самых сильных) для решения данной музыкально-технической задачи;
  3. освобождение после действия и возвращение к первоначальному состоянию.

Самой сложной и ответственной является заключительная фаза процесса, а отнюдь не величина потребовавшихся мышечных усилий, как обычно принято думать, ибо опыт постоянно убеждает нас в том, что страшна не сила напряжения, а его закрепление.

На примере следующего упражнения можно наглядно объяснить ученику суть искусственного регулирования мышечного тонуса.

Момент напряжения приходится на движение шестнадцатыми, устремленное к сильной доле. После исполнения первой восьмой сразу же начинается расслабление руки: моментальное снятие активности пальца после произведенного удара автоматически ведет к расслаблению кисти.

Итак, выделим основные положения в работе музыканта над достижением целесообразности игровых действий:

  1. применяйте оптимальные усилия для нажима пальцев левой руки на струны;
  2. щипки и удары пальцами правой руки также должны производиться с напряжением, не превышающим его необходимый уровень;
  3. расслабляйте руки, кисть и пальцы обеих рук при любой возможности;
  4. добивайтесь свободы вашей посадки и контролируйте ее;
  5. концентрируйте ваше внимание на исполнении в той степени, которая необходима для реализации исполнительских задач;
  6. сбалансируйте меру напряжения и релаксации при исполнении музыкальных произведений.

Техническая свобода исполнения благотворно влияет на ритмическую четкость, а ритмическая организованность, в свою очередь, способствует развитию технической свободы. Ритм движений здесь определяется не только с точки зрения временной организации, но и по линии силовых и пространственных движений.

Планомерно проводимое воспитание двигательной культуры вносит необходимую упорядоченность в технику музыканта, вызывая у него во время игры чувство физической свободы, уверенности и легкости.

Техническая тренировка

Техническая оснащенность гитариста – пальцевая беглость, координация движений, умение выбирать оптимальную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения, штрихи, и т,д. – приобретается путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, упражнениями, основными техническими формулами, этюдами. Их освоение способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее преодолеваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Поэтому изучение инструктивного материала необходимо рассматривать как существенную и неотъемлемую часть учебного процесса, но вместе с тем важно понимать его подчиненное значение, не преуменьшая и не преувеличивая его роли.

Освоение учеником гамм желательно начинать, играя их репетициями. Основные ритмические фигуры – триоль и квартоль. Главную нагрузку здесь несет правая рука. Защипывание струны указательным и средним пальцами по три или четыре щипка на ноту, с легким акцентированием каждой первой в группе, создает ритмичный пульс правой руки, который дисциплинирует общее движение, воспитывает ритмичное чувство. При этом вырабатываются и другие элементы исполнительской техники:

  • точная постановка и снятие со струн пальцев левой руки, чему способствуют ритмические акценты правой;
  • экономия движений, ибо в таких условиях начинающему ученику легче следить за высотой поднятия пальцев левой руки над струнами;
  • самостоятельность и динамическая ровность щипка и удара, так как при триольных репетициях акценты постоянно попадают на разные пальцы правой руки.

Перед игрой гамм одинарными нотами очень полезно проработать следующее упражнение:

Обычно ученик, знакомясь с гаммой, недодерживает ноты, «переступает» пальцами по нужным ладам с помощью кисти. Это в корне не правильно: кисть должна оставаться совершенно спокойной, находиться в одной позиции, а пальцы самостоятельно дотягиваются до нужных ладов. Суть предложенного упражнения состоит в следующем:

1) 1-й палец левой руки предварительно устанавливается на звук ми вблизи ладового порожка и не поднимается на протяжении всего упражнения вплоть до появления легкой усталости;

2) 2-й палец устанавливается на звук до и поднимается одновременно с 4-м в момент звучания ми ;

3) далее 2-й палец устанавливается на звук фа и остается в том же положении, когда 4-й ставится на соль;

4) в нисходящем движении 4-й и 2-й пальцы поочередно поднимаются и, после исполнения ми переносятся на пятую струну, причем 1-й палец продолжает оставаться на своем месте.

Благодаря этому упражнению, во-первых, отрабатывается правильная постановка левой руки, ибо играть его вне данной постановки невозможно, и, во-вторых, достигается свобода и независимость пальцев левой руки.

Работая над двух- и трехоктавными гаммами необходимо также исполнять их ритмическими группировками – дуолями, триолями, квартолями, квинтолями. Причем каждую гамму нужно играть 2-3 раза без остановок и повторений тоники. Ценность этих упражнений заключается в том, что ритмический отсчет идет не от ноты к ноте, а ритмическими «блоками», что, в свою очередь, мобилизует исполнительский аппарат, вырабатывает синхронность движений рук.

Необходимо также играть гаммы со смешанными ритмическими рисунками:

Здесь отрабатываются элементы мелкой техники. Метрический отсчет желательно вести по целому такту, что способствует большей динамичности устремленности групп шестнадцатых к сильной доле. Упражнения необходимо доводить до предельно быстрого темпа, не забывая при этом ни о синхронности движений обеих рук, ни о четкости звучания.

Ритмически организационная игра гамм способствует также овладению навыками смены позиций.

При игре гамм необходимо следить за единым положением кисти правой руки. В восходящем движении кисть часто запаздывает, в результате чего пальцы по ходу движения к первой струне вместо того, чтобы сохранить полукруглое положение, распрямляются. Этот недостаток хорошо исправляется следующим упражнением:

При комбинированном звукоизвлечении (4 щипка – 4 удара) необходимо добивать единого, полукруглого положения пальцев правой руки; при ударе лишь последняя фаланга становится более эластичной.

Для развития самостоятельности пальцев левой руки полезны приводимые ниже упражнения, в которых следует обратить внимание на ритмичность исполнения, чему не должны мешать перемещения пальцев в низкие и высокие позиции.

Заключение

На фоне все более ощутимых успехов гитарного исполнительства наметилось явное отставание теории от практики. А, как известно, успех сопутствует лишь тогда, когда теория и практика шагают нога в ногу. Педагогическая деятельность – это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи.

Настоящий педагог должен многое знать и многое уметь. Прежде всего, он должен хорошо владеть своим инструментом. Однако прямая зависимость между исполнительским и педагогическим мастерством существует далеко не всегда. Не каждый хороший исполнитель может стать столь же хорошим педагогом. Педагогика требует особых способностей. История педагогики знает немало случаев, когда исполнители среднего уровня, тем не менее, становились прекрасными педагогами.

Педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность, сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности.

Опытные педагоги в своей повседневной практике изучают способности и характеры своих учеников и на этом основании ищут «ключ» к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ученика научить трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается в поощрении, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить большую самостоятельность и т.д.

Высшей формой проявления личностного подхода к ученику является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого ученика, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, «непохожесть» на других и далее целенаправленно развивать творческую самостоятельность своих учеников, исходя из их индивидуальных качеств.

В работе с учениками важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются им в последующей самостоятельной, профессиональной работе.

Список рекомендуемой литературы:

1. Домогацкий В. «Семь ступеней мастерства (вопросы гитарной техники) — Москва. 2004г.

2. Иванов Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре» — Москва. 1986г.

3. Катанский А.В., Катанский В.М. «Школа игры на шестиструнной гитаре» — Москва. 2001г.

4. Кузнецов В.А. «Как научить играть на гитаре» — Москва. 2006г.

5. Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре» — Москва. 1988г.

6. Пухоль Э. » Школа игры на шестиструнной гитаре» — Москва. 1988г.

7. Фетисов Г. «Первые шаги гитариста» — Москва. 2004г.

Источник

Оцените статью