Истории по нотам все передачи

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

О скоротечности жизни и равнодушию к смерти цитаты Виктории Токаревой

знаменитости рода Медичи .

Жил-был король английский. Последний из английских королей, чье правление был.

Женщина, умеющая ждать

Художник Анатолий Аветян Женщина,умеющая ждать, У Судьбы .

Поленов Василий Дмитриевич. Субъективные заметки обаятельного и наблюдательного человека. Часть I: И.

Ссылки

Рубрики

  • интересно (586)
  • судьбы (490)
  • настроение (489)
  • музыка (467)
  • искусство (462)
  • фото (430)
  • здоровье (368)
  • упражнения для позвоночника (19)
  • лекции по здоровью (9)
  • упражнения для фигуры (5)
  • стихи (310)
  • история (221)
  • вера (211)
  • фильмы (186)
  • рецепты (156)
  • фразы (133)
  • книги (107)
  • поделки (93)
  • оформление (93)
  • праздник (78)
  • лекции (74)
  • страны (65)
  • детское (60)
  • театр (54)
  • натюрморты (53)
  • притчи (44)
  • гадания (43)
  • биографии (36)
  • дизайн (34)
  • тест (34)
  • аудиокниги (22)
  • смешное (17)
  • куклы (15)
  • Латвия (13)
  • Англия (12)
  • игры (11)
  • цветы (9)
  • словари (8)
  • анекдоты (7)
  • библия (5)
  • вязание спицами (4)
  • замки (3)
  • калининград (2)
  • эпиграфы (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Бах.»Истории по нотам».



В цикле о Бахе десять сюжетов:

Читайте также:  Держатель для гитары proel

Бах. Начало (выпуск 6)
Бах. Дерзости церковного органиста (выпуск 7)
Бах. Заказы от частных лиц (выпуск 8)
Бах. Токката и фуга ре минор: вопрос авторства (выпуск 9)
Бах. Продвижение по службе (выпуск 10)
Бах. Обновление стиля (выпуск 11)
Бах. Переезд в Лейпциг (выпуск 12)
Бах. Страсти по Матфею (выпуск 13)
Бах. Кризис (выпуск 14)
Бах. Музыкальное приношение (выпуск 15)

Валерий Сторожук — исследователь зарубежной музыки. В фокусе его интересов — история европейской музыкальной культуры от средневековья до наших дней. Валерий Константинович преподавал историю музыки в Новосибирской консерватории и Новосибирском государственном университете; после окончания аспирантуры в Московской консерватории защитил кандидатскую диссертацию по творчеству И. С. Баха.

Источник

О жанре, форме и стиле в музыке («Истории по нотам», выпуск 3)

http://muzium.org/posts/
Muzium – ваш любимый блог о классической музыке

Мы не смогли отказать Валерию Константиновичу в удовольствии, если не раскрыть в полной мере, то хотя бы обозначить некоторые музыкальные термины. А сами с не меньшим удовольствием узнали, например, что четыре типа темперамента можно сравнить с четырьмя типами музыкального темпоритма. Дисклеймер от рассказчика: «мы не абсолютизируем свои определения этих терминов, но используем их исключительно в рабочем порядке».

Валерий Сторожук — исследователь зарубежной музыки. В фокусе его интересов — история европейской музыкальной культуры от средневековья до наших дней. Валерий Константинович преподавал историю музыки в Новосибирской консерватории и Новосибирском государственном университете; после окончания аспирантуры в Московской консерватории защитил кандидатскую диссертацию по творчеству И. С. Баха.
———————————————————————
Помочь нам выпускать больше курсов о классической музыке можно двумя способами:

1) Перечислить средства на http://paypal.me/muzium
или на сбербанк по номеру телефона +7 905 575 18 76 (Мария Холкина)

2) Помочь компетенциями. Нам нужны специалисты, которые готовы периодически помогать проекту на волонтерской основе.

* Переводчик с английского на русский
* Программист (React.js + Django)
* Контент-менеджер
———————————————————————
http://muzium.org/posts/
https://www.facebook.com/muziumblog/
https://vk.com/muziumblog

Видео О жанре, форме и стиле в музыке («Истории по нотам», выпуск 3) канала Muzium blog

Источник

Верди. Начало («Истории по нотам», выпуск 50)

Muzium – ваш любимый блог о классической музыке.
http://muzium.org/posts/verdi-beginning

О трагической судьбе Верди, о случае, который сделал его знаменитым, и о том, почему композитор дал слово больше никогда не писать музыку (и не сдержал его).

Наши видеолекции — это больше ста сюжетов о композиторах от барокко до XX века, рассказанные лучшими российскими музыковедами, доступные бесплатно на сайте и в YouTube.

Наши вебинары — это максимально полное представление о путях развития музыки от первобытных барабанов до современных симфонических композиций. Это идеальная возможность прийти в мир классических шедевров простым, но не примитивным путем.

Ваше участие в вебинарах поможет нам выпускать бесплатные лекции дальше, а проекту Muzium — активно развиваться.

Помочь нам выпускать больше курсов о классической музыке можно двумя способами:

1) Перечислить средства на http://paypal.me/muzium
или на сбербанк по номеру телефона +7 905 575 18 76 (Мария Холкина)

2) Помочь компетенциями. Нам нужны специалисты, которые готовы периодически помогать проекту на волонтерской основе.

* Переводчик с английского на русский
* Программист (React.js + Django)
* Контент-менеджер
———————————————————————
http://muzium.org/posts/
https://www.facebook.com/muziumblog/
https://vk.com/muziumblog

muzium.org
facebook.com/muzium.org
vk.com/muziumclassical

Видео Верди. Начало («Истории по нотам», выпуск 50) канала Muzium blog

Источник

Истории по нотам все передачи

“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот? В этой статье мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Что было до того, как появились первые ноты

История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.

Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”. Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.

В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.

Как появились ноты: кто и где их придумал

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!

Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

Точки и линеечки: как появилась нотная запись

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Откуда произошли названия нот

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MI ra gestorum

FA muli tuorum,

SOL ve polluti

LA bii reatum,

S ancte I oannes.

Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?

Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.

В заключение

Вот мы с вами и познакомились поближе с основами языка музыки, поняли, откуда произошли названия нот. А также узнали, кто придумал ноты и удобный способ их записи, что принесло огромную пользу для музыкантов. Теперь, когда вы будете слышать или петь ноты, помните, что это не просто звуки, а зашифрованный гимн святого и покровителя певцов ㅡ Иоанна.

А в нашем проекте знакомство детей с нотками происходит в играх с нотной семейкой! Это моя авторская методика.

Прямо сейчас поиграйте с нотками в веселую игру про котят, которые спасли нотный домик от наглых мышей. Скачивайте музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят» по ссылке ниже. Время игры — всего 10 минут!

Автор проекта Мария Шаро

#13 Комментарии

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Спасибо, Мария! Нам ( читателям) очень интересно. Доступно! А главное, кажется, в памяти отложилось, не хочу сглазить.))
Встречалось мне еще такое толкование:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Mariya, blagodaru!
ochen’ zanimatel’naya informaciya! kak i vse vashi uroki smotrela s ogromnim interesom.

Источник

Проект по музыке: «История нотного стана»

Музыка первобытных людей……………………………………………………. 3

Сохранение музыки в древности………………………………………………….4

Изобретение нотной записи итальянским монахом Гвидо из города Ареццо…5

Современная нотная запись………………………………………………………. 6

“ До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот. В нашем проекте мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Музыка в нашей жизни занимает большое значение. Она звучит повсюду: в передачах по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.

С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной песни засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Школьники разучивают песни, отправляются в поход под звуки марша. Молодежь любит танцевальную музыку.

Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.

Актуальность исследования: изучая ноты на уроках музыки, мы ничего не знаем из история возникновения музыкальной грамоты. И поэтому, исследовав данную тему, можно рассказать ученикам начальной школы, как наши предки старались сохранить музыкальные произведения, чтобы они дошли до наших дней. Ведь многие произведения являются шедеврами мировой музыкальной культуры.

Цель работы : познакомить учащихся школы с историей нотного стана.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Изучить историю возникновения нот.

Проследить взаимосвязь времени и нотной записи.

Донести до учащихся полученную информацию.

2 Основная часть

2.1 Музыка первобытных людей.

Когда возникла музыка?

Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами.

Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов. Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.

Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира — крики диких зверей, птиц.

Главным элементом первобытной музыки был ритм.
Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они то и стали первыми музыкальными инструментами.

Во II веке до нашей эры в Двуречье появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.

А первые упоминания о музыкальной культуре датируются XV веком до нашей эры государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений.

2.2 Сохранение музыки в древности

Любая музыка исчезла бы с лица земли, если бы люди не научились записывать ее нотными знаками. Так оно и случилось: множество древних песен – тех, которые не записывались, — исчезло, будто их и вовсе не было, они словно бы растворились в воздухе…

Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад.

Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.

С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.

В Древней Греции музыкальные звуки обозначали буквами греческого алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки — невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.

Невмами называли Средневековое нотное письмо (в переводе с греческого «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии. Невмы указывали на восходящее или нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков.

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета

( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

На Руси в далекие времена ноты писались крюками. Их было более семидесяти, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый из семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки.

Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.

2.3. Изобретение нотной записи итальянским монахом Гвидо из города Ареццо

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии! Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

До каких пор музыканты будут страдать!

Решительно произнёс он-

Мириться с этим более невозможно:

Фальшивые звуки, разнобой и разноголосица.

Сольные партии еще ничего, но ансамбли.

Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Сил больше нет никаких…

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму. Так появились известные нам нотный стан и ноты До- ре—ми- фа- соль -ля- си.

Правда, поначалу некоторые ноты назывались по- другому. Например До называлась ТУ. Но это слово плохо поется, и его заменили на более удобное и звонкое До. А нота Си появилась позже остальных. Ее название связано с молитвой и составлено из инициалов – С (святой) И (Иоанн).

Гвидо д Ареццо- это имя, которое осталось на все времена. Он был великим реформатором нотного письма, но, вероятно он не знал и не ведал, что его нотной грамотой будет пользоваться весь музыкальный мир.

2.4 Современная нотная запись.

По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой — акколадой. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире. Для того чтобы записать свой музыкальный шедевр нужно элементарно освоить нотную грамоту, хотя бы на уровне музыкальной школы.

Но современная жизнь не стоит на месте и век технического прогресса затронул и музыку. Существует масса возможностей записать музыку: магнитофоны, диктофоны, компьютеры, нотные редакторы.

Источник

Оцените статью