История гитары фендер телекастер

История гитары фендер телекастер

Легендарные электрогитары Fender Telecaster

Автор: Борис Никитин
Легендарные электрогитары

Мало кто из производителей оказал такое влияние на современную музыку, как Fender. Электрогитары, бас — гитары, инструментальные усилители этой компании не только помогли развитию нескольких музыкальных стилей, но и совершили революционные изменения в своих областях, а их конструктивные особенности послужили основой для многих последующих моделей. В год, когда компании Fender исполняется 60 лет, имеет смысл рассказать о модели, с которой все начиналось — знаменитой гитаре Fender Telecaster.

К концу Второй Мировой войны в США начался закат эры биг-бендов — все чаще вместо них использовались небольшие ансамбли. Электрогитара была важным инструментом подобного ансамбля, поскольку по мощности звука могла заменить целую духовую группу. В основном, применялись полуакустические гитары, но многие исполнители были ими недовольны. Они хотели, чтобы инструмент был прочнее, дешевле и с более удобным грифом. А главной проблемой была акустическая обратная связь, не позволявшая сделать гитару громче во время выступлений.

Многих недостатков полуакустических гитар были лишены инструменты с цельным корпусом. Они уже существовали к тому времени (например, Les Paul Log, Bigsby Merle Travis, модели компании Audiovox, а также Rickenbacker Bakelite Spanish — корпуса этих гитар изготовлялись из искусственной смолы под названием «бакелит»), однако производились в малых количествах и не отвечали ряду требований. Таким образом, хотя Telecaster не был первой цельнокорпусной гитарой, он был первым подобным инструментом, производившимся в массовых количествах. А поскольку выпускается до сих пор, то является еще и самой долгоживущей моделью.

Лео Фендер в то время производил гавайские гитары, усилители и звукосниматели, и перваяцельнокорпусная гитара была сделана им не для игры, а для тестирования недавно сконструированных звукоснимателей с отдельными магнитами для каждой струны. На гитару обратили внимание местные исполнители кантри, которые нередко одалживали ее для выступлений, в том числе для съемок в телешоу, где проблемы с обратной связью были особенно не к месту. Нравилось им и звучание инструмента: увеличенный сустейн, а также звонкий колоколоподобный тембр — с выраженными верхними и нижними частотами.

Читайте также:  Все про электрическую гитару

Лео Фендер всегда прислушивался к мнению музыкантов, и их интерес побудил его заняться

Лео Фендер

разработкой новой модели. Одной из основных задач, которую он перед собой поставил, была простота конструкции, что позволило бы облегчить производство и ремонт. В отличие от практиковавшегося большинством других компаний индивидуального производства каждой гитары, компоненты изготавливались массово, а затем собирались вместе на сборочной линии. Плоские корпуса простой формы с одним вырезом (воспринимавшейся в то время как модерновая) изготавливались не вручную, а при помощи ленточной пилы и фасонно-фрезерного станка. Кстати, хотя гитара и называется цельнокорпусной, очень малое количество экземпляров действительно было произведено из одного куска дерева — обычно корпуса делались из двух или трех частей. Вместо традиционного вклеенного грифа использовался съемный кленовый гриф без накладки, прикручиваемый к корпусу четырьмя винтами через стальную пластину (как на моделях Rickenbacker Bakelite). Электроника была легкодоступна — достаточно снять металлическую планку, тогда как на других моделях приходилось снимать струны и накладку.

Использовался прямоугольный бридж с тремя стальными седлами (по одному на каждые две струны), позволявшими регулировать высоту и попарно мензуру струн. Струны проходили сквозь корпус, что увеличивало сустейн. Один однокатушечный звукосниматель был установлен под углом в блоке бриджа (высоту звукоснимателя можно регулировать). Такая установка позволила получить необходимый баланс верхних и нижних частот. Бридж вместе со звукоснимателем был накрыт хромированной металлической крышкой, служащей для экранирования датчика, однако в большинстве случаев исполнители все равно ее снимали, чтобы была возможность глушить струны или извлекать звук в этом месте. Трехпозиционный переключатель и два хромированных регулятора располагались на овальной металлической планке. Черная накладка корпуса делалась из бакелита и прикручивалась пятью винтами (все используемые винты имели головки с прямым шлицем).

Don Randall, руководитель фирмы Radio & Television Equipment Company, являвшейся дистрибьютором продукции Fender, предложил для новой модели название Esquire. Пробные экземпляры производились с апреля 1950 года (всего около шестидесяти).

Первые экземпляры имели сосновые корпуса, окрашенные в белый цвет (хотя известны несколько экземпляров черного цвета). Однако с началом массового производства корпуса делались из ясеня и окрашивались в желтый цвет (Butterscotch Blond). Кроме того, на большинстве серийных экземплярах использовались латунные седла бриджа.

Гриф новой модели имел 21 лад, на его головке шесть колков были установлены в один ряд. Однако у грифа не было анкерного стержня — Лео Фендер считал, что цельный гриф из горного клена и так достаточно жесткий, а в тех случаях, когда он все-таки деформируется, планировалось высылать покупателям новые грифы, которые те будут устанавливать самостоятельно. Однако через некоторое время выяснилось, что грифы деформируются практически во всех экземплярах, и к началу массового производства было принято решение об установке анкера.

Предполагалось, что основными покупателями недорогой и простой в обслуживании гитары будут начинающие музыканты. В дальнейшем планировался выпуск и более дорогой, предназначенной для профессионалов, модели с двумя звукоснимателями (второй — нековый, установлен прямо и накрыт металлическим кожухом). Более того, даже многие произведенные экземпляры с одним звукоснимателем имели полость для установки второго и трехпозиционный переключатель.

На моделях с двумя звукоснимателями переключатель работал следующим образом: в первом (переднем) положении включался нековый датчик с конденсатором для удаления верхних частот, во втором (среднем) положении — нековый датчик, в третьем (заднем) положении — бриджевый датчик с возможностью подмешивать сигнал некового датчика одним из регуляторов. Второй регулятор управлял общей громкостью. Инструменты с одним звукоснимателем имитировали звучание некового датчика, срезая верхние частоты при помощи конденсаторов.

Когда в конце октября — начале ноября 1950 года фабрика Fender начала массовое производство новых гитар, первоначально выпускались только варианты с двумя звукоснимателями, поскольку Лео Фендер хотел, прежде всего, привлечь внимание профессиональных исполнителей. Чтобы покупатели, уже заказавшие модели с одним звукоснимателем (а их производство началось только в январе 1951 года), не переживали, Don Randall предложил изменить название двухдатчиковой модели на Broadcaster. Под этим названием было произведено около 200 экземпляров.

Продажи новой гитары были успешными, и это привлекло внимание других производителей, первоначально воспринявших ее скептически. Первым результатом стало заявление фирмы Gretsch о том, что название Broadcaster нарушает их права на торговую марку Broadkaster, под которой они продавали ударные установки. В то время Gretsch была крупной компанией, ссориться с ней никто не хотел, и в конце февраля 1951 года Don Randall предложил изменить название на Telecaster. Слово «Broadcaster» пришлось отрезать от уже готовых наклеек на головку грифа, и в течение нескольких месяцев двухдатчиковые гитары выпускались только с надписью «Fender». Позднее эти экземпляры получили у коллекционеров прозвище «NoCaster» — их было произведено около 500 штук.

Еще одним следствием коммерческого успеха новой модели было появление цельнокорпусных гитар других производителей. Их выпустили сразу несколько компаний, наиболее известной моделью является Gibson Les Paul, вышедший в 1952 году.

Но вернемся к Телекастеру. В 1952 году произошли изменения в электронике гитары. Регулятор баланса сигналов звукоснимателей был заменен общим регулятором тембра, а первое положение переключателя просто выбирало бриджевый датчик, без возможности смешивания сигналов. Однако исполнители обнаружили, что можно добиться сигналов обоих датчиков, если аккуратно поместить переключатель между стандартными положениями. Причем получающийся при этом звук был разным на разных экземплярах гитар — он зависел от магнитной полярности некового датчика. Один из вариантов этого звучания использовал гитарист James Burton в песне Рики Нельсона «Travelin’ Man».

С 1952 по 1953 год происходила постепенная замена винтов с прямым шлицем на винты с крестообразным. В 1954 опять началось использование стальных седел бриджа, но, в отличие от применявшихся в 1950 году, они были меньше и скруглены. Также, желтый цвет корпуса был заменен более белым (White Blond), а черная бакелитовая накладка корпуса — пластиковой белого цвета. По цвету накладки и проходит водораздел между двумя группами раритетных Телекастеров: их называют «black guard» и «white guard».

А еще в 1954 году произошло важное событие в истории электрогитары — компания Fender выпустила модель Stratocaster. Она имела много преимуществ по сравнению с Телекастером: третий однокатушечный звукосниматель позволял получить больше вариантов звучания, форма корпуса была удобнее, второй вырез облегчал игру в верхней части грифа, новый бридж с машинкой-тремоло расширял исполнительские возможности. Не исключено, что новая модель планировалась на замену Телекастеру, однако покупатели сохранили к нему интерес, во многом обусловленный звучанием этой гитары.

Тем не менее, Лео Фендер не оставлял попыток усовершенствовать конструкцию Телекастера, в том числе и используя технологии Стратокастера. Так, у Телекастера индивидуальные магниты бриджевого звукоснимателя имели одинаковую высоту. Соотношение нижних и верхних частот при этом получалось вполне сбалансированным, однако несовершенство производства привело к тому, что некоторые звукосниматели выдавали слишком много низких частот для шестой струны. С середины 1955 года магниты стали размещать на разной высоте, но результат получился двояким: баланс улучшился, но общее звучание стало жестче.

В 1958 году была снова изменена конструкция бриджа, но самое главное — метод крепления струн, они теперь не пропускались сквозь корпус. В результате, звук получился слишком резким, и от этой конструкции отказались в 1960 году.

В 1959 году появился гриф с накладкой из палисандра. До середины 1961 года накладка была довольно толстой, поэтому Телекастеры этого периода имеют прозвище «slab board» (slab — плита, пластина). В дальнейшем ее стали уменьшать, и к середине 1962 года накладка стала совсем тонкой. Эти модели называют «veneer board» (veneer — шпон). Кроме того, с 1959 года белая накладка корпуса прикручивалась восьмью винтами и стал возможен заказ разных цветов корпуса.

А еще в 1959 году были выпущены две новые модели: Telecaster Custom и Esquire Custom. От обычных Телекастеров они отличались, прежде всего, корпусом из ольхи с белой защитной окантовкой на гранях. Кроме того, белая накладка корпуса стала трехслойной с зеленоватым оттенком, а основным вариантом окраски — трехцветный санберст. Производство этих моделей было прекращено в начале 70-х.

1960 Fender Custom Telecaster

1960 Fender Esquire Custom Telecaster

В 1964 году зеленоватую трехслойную накладку стали устанавливать и на стандартных моделях. Также предлагались варианты с корпусом из махагони — они производились до 1965 года.

В 1965 году произошло этапное событие в истории фирмы Fender — она была куплена компанией CBS. На Телекастерах внешне это отразилось только в появлении большой буквы F на металлической пластине крепления грифа к корпусу. Однако внутренние изменения в самой компании были более значительными, и через пару десятков лет снижение качества производства, ошибки управления, а также начавшееся во второй половине 60-х копирование гитар Fender азиатскими производителями (прежде всего, японскими) привели, наряду с другими факторами, к падению спроса на продукцию фирмы.

В 1967 году у Телекастера работа переключателя была изменена на современную: в среднем положении выбирались оба звукоснимателя, в крайних — каждый отдельно.

В 1968 году нитроцеллюлозный лак был заменен полиэстеровым, а колки Kluson-Deluxe — новыми, изготавливавшимися компанией Schaller по заказу Fender. Накладку грифа вместо бразильского палисандра, заготовка которого была законодательно ограничена, стали делать из индийского палисандра. Также предлагался вариант накладки грифа из клена. Дополнительно можно было заказать установку тремоло Bigsby (бридж в этом случае заменялся на вариант с шестью седлами).

1968 USA Fender Telecaster (Bigsby)

Кроме того, в 1968 году, в соответствии с веяниями времени, были добавлены варианты раскраски психоделическими цветочными узорами розового (Pink Paisley) и голубого (Blue Floral) цвета, выпускавшиеся до 1970 года. Эти модели использовали кленовый гриф (в начале — с накладкой, позднее — цельный).

В середине 1968 года была выпущена модель Telecaster Thinline, имевшая цельную центральную часть корпуса, пустые боковые части, фигурный вырез (эфу) в верхней боковой части, другое расположение регуляторов и другую форму накладки корпуса. Считается, что эта гитара была ответом на подобную модель Gibson, есть также информация, что у Fender начали истощаться запасы легкого ясеня, и компания искала способы применить доступные сорта более тяжелого ясеня, не увеличивая вес инструмента. Помимо ясеня, корпуса также делались из махагони. Использовался кленовый гриф с кленовой же накладкой (с 1969 года стал доступен вариант палисандровой накладки). Цвет натуральный, с 1969 года также трехцветный санберст. В конце 1971 года однокатушечные звукосниматели на этой модели были заменены хамбакерами, а бридж — на стратокастеровский с шестью седлами; гриф использовался цельный кленовый. В таком виде эта гитара выпускалась до 1980 года.

1968 Telecaster Thinline

1972 Telecaster Thinline

1969 год ознаменовался для Телекастера возвращением цельных кленовых грифов и снятием с производства модели Esquire.

В конце 60-х Fender собрался выпустить новые серии цельнокорпусных гитар из палисандра. Чтобы лучше представить инструменты покупателям, было решено подарить по экземпляру известным исполнителям. Jimi Hendrix получил Rosewood Stratocaster, а George Harrison — Rosewood Telecaster. Именно с этой гитарой Harrison записывал песню Get Back из альбома Let It Be и снимался в одноименном фильме, в том числе во время знаменитого концерта на крыше. Не так давно этот экземпляр был продан на аукционе за 440000$. Модель Rosewood Telecaster (гриф также полностью делался из палисандра) была выпущена в 1969 году и производилась до 1972 (однако корпус из цельного палисандрового превратился в сочетание цельного клена с полыми палисандровыми частями), когда была заменена новой моделью Telecaster Custom с нековым хамбакером.

В начале 70-х было сильно сокращено предложение цветов и изменена система регулирования анкера (из-за чего гриф теперь крепился тремя винтами).

В середине 1972 года была выпущена гитара Telecaster Custom, серьезно отличавшаяся от одноименной модели, появившейся в 1959. Поэтому сейчас модель 1972 года часто называют Telecaster Custom II. В ней использовался стандартный однокатушечный бриджевый звукосниматель, а вот в качестве некового применялся запатентованный фендеровский хамбакер Wide Range, внешне отличавшийся от других хамбакеров увеличенными габаритами. Кроме того, имелись отдельные регуляторы громкости и тембра для каждого звукоснимателя, а переключатель звукоснимателей был заменен тумблером и перенесен в верхнюю часть корпуса. Корпус мог изготавливаться из ясеня или ольхи, накладка грифа — из клена или палисандра. Накладка корпуса (черного цвета) была увеличена. Цвет корпуса мог быть черный или трехцветный санберст. В дальнейшем бридж был заменен на стратокастеровский с шестью седлами.

Fender Road Worn 1972 Telecaster Custom

В 1973 году появилась модель Telecaster Deluxe, очень похожая на новый Custom. Ее отличиями были увеличенная головка грифа (как у Стратокастера тех лет), звукосниматель Wide Range в качестве бриджевого и цельный гриф из клена. В качества варианта цвета предлагались мореный орех, черный или трехцветный санберст. Опционально можно было заказать модель с тремоло. Модели Custom и Deluxe выпускалась до 1981 года.

В конце 70-х возросший импорт японских инструментов и начавшийся в США экономический спад привели к уменьшению доходов компании. Чтобы исправить положение, в 1980 году CBS наняли на должность президента компании Fender Вильяма Шульца, первыми шагами которого стали модернизация производства и начало переиздания классических моделей. В 1982 году были выпущены Vintage ’52 Telecaster и Standard Telecaster, использовавшие стандартные телекасторовские звукосниматели и электронику.

Также в 1982 году для борьбы с поддельными копиями гитар Fender было открыто японское подразделение — Fender Japan. Наряду с продажами на местном рынке, японские инструменты экспортировались в Европу, что запутывало ситуацию, и в конце 1982 года был использован давно принадлежавший Фендеру бренд Squier. А с 1983 года японские гитары стали продавать и в США.

В 1983 была выпущена модель Elite с двумя хамбакерами, четырьмя регуляторами, активной электроникой, ладами jumbo, литым бриджем (струны не проходили сквозь корпус). Существовали варианты с хромированной и позолоченной фурнитурой, а также с грифом из ореха и накладкой из черного дерева. Однако эта модель производилась лишь до 1985 года.

Несмотря на предпринятые усилия, доходы Fender продолжали падать, и в 1985 году CBS продала компанию, которая была куплена группой инвесторов во главе с Шульцем. Объемы производства гитар Fender в США к тому времени сильно сократились, и было решено сосредоточиться на качестве, а не количестве. Были наняты известные гитарные специалисты, которые начали свою работу с изучения особенностей классических моделей компании. Кроме того, были возобновлены консультации с профессиональными музыкантами, что привело к созданию в 1987 году подразделения Custom Shop, занимающегося созданием заказных инструментов.

По условиям сделки здания и оборудование Fender остались у CBS, что не позволяло быстро возобновить производство, и первое время рынок заполняли японские гитары. В 1985 году был открыт новый завод в Калифорнии и возобновлен выпуск модели Vintage Telecaster, а в 1988 появилась модель American Standard Telecaster. Помимо слова «American», которое должно было дистанцировать ее от японских гитар, новая модель отличалась от варианта 1982 года тем, что имела 22 лада, бридж с шестью седлами и ольховый корпус.

В начале 1990 года была выпущена модель Tele Plus Standard с новыми датчиками Lace, составным корпусом (ясень и ольха), двумя вариантами грифа (цельный кленовый или с палисандровой накладкой), 22 ладами. Вариант Tele Plus Standard Deluxe отличался использованием тремоло стратокастеровского типа, колков Schaller и порожка Wilkinson.

Fender Telecaster Plus (Period 1980 — 1990)

А летом того же года появилась модель Set Neck Telecaster с вклеенным грифом. Корпус был выполнен из махагони с кленовым топом и белой окантовкой, для уменьшения веса и улучшения резонанса в нем было сделано несколько отверстий. Гриф был выполнен из махагони с кленовой вставкой. Гитара имела 22 лада. Есть варианты с двумя хамбакерами и палисандровой накладкой грифа, то же со стратокастеровским тремоло, накладкой грифа из древесины ованкол и порожком Wilkinson, а также с тремя звукоснимателями (два хамбакера и сингл), накладкой грифа из ованкола и тремоло Floyd Rose Pro. Но эти модели уже довольно далеко отстоят от традиционного Телекастера как по конструкции, так и по звучанию.

Другим значительным событием 1990 года стало начало производства гитар на заводе в Мексике. Но это уже можно считать переходом к современному периоду компании.

В начале Telecaster приобретали, в основном, начинающие музыканты, благодаря его низкой цене. Например, одним из них был молодой тогда блюзовый гитарист B.B. King. Также Telecaster был популярен среди исполнителей кантри (одним из первых эндорсеров стал кантри-гитарист Jimmy Bryant). Правда, большинство профессиональных музыкантов, особенно джазовых, использовали другие гитары. А когда в 1954 году вышел Stratocaster, то Telecaster перестал быть главной моделью Fender.

Однако к концу 50-х Telecaster стал необходимой составной частью арсенала профессионального сессионного гитариста, так как его звук хорошо подходил для музыки нового поколения — рок-н-ролла. Например, Telecaster использовали такие известные исполнители, как Howard Roberts и Tommy Tedesco. Одновременно с этим увеличивалось его использование блюзовыми гитаристами: Muddy Waters, Albert Collins (одно из его прозвищ — Master of the Telecaster) и Roy Buchanan.

Fender Custom Albert Collins Telecaster

Telecaster способствовал применению новых техник игры: подтяжек струн, chicken picking (одновременное звукоизвлечение медиатором и пальцами) и др. А удобное расположение регуляторов громкости и тембра облегчало использование их для имитации эффектов скрипичной игры (swell) и вау.

В 60-х Telecaster активно использовали гитаристы Steve Cropper (Booker T. and the MGs, ритм-н-блюз) и Nokie Edwards (Ventures, серф), а также уже упоминавшийся James Burton (рок-н-ролл, кроме Рики Нельсона он также работал с Элвисом Пресли и Джерри Ли Льюисом). Гитарист Mike Bloomfield в середине 60-х выбрал Telecaster для работы с такими исполнителями, как Paul Butterfield и Bob Dylan. Сам Bob Dylan играл на Телекастере во время турне 1965 и 66 годов. Британские группы того времени предпочитали гитары производства Rickenbacker и Gretsch, однако Pete Townshend использовал Telecaster, а многие песни Yardbirds были записаны с помощью моделей Telecaster (Eric Clapton) и Esquire (Jeff Beck). Telecaster, кстати, был первой гитарой, которую приобрел Eric Clapton, а сделал он это потому, что на ней играл Muddy Waters. Еще один выходец из Yardbirds, Jimmy Page, использовал Telecaster на первом альбоме Led Zeppelin (а позднее — для записи соло в песне Stairway To Heaven).

Telecaster Muddy Waters

Гитарист Cornell Dupree использовал Telecaster для работы со многими известными исполнителями ритм-н-блюза (King Curtis, Aretha Franklin, Roberta Flack). Keith Richards (Rolling Stones) сочинил многие свои знаковые рифы именно на Телекастере. Также его использовали Ray Davies (The Kinks), Status Quo, Terry Kath (Chicago), Syd Barrett, Freddie Mercury (Queen), Tom Petty и Bruce Springsteen (хотя он предпочитает Esquire с одним звукоснимателем).

Telecaster Keith Richards

В 80-е годы Telecaster сыграл немалую роль в музыке новой волны. Самыми заметными его пользователями этого времени являются Andy Summers (The Police) и Prince. Также можно отметить Chrissie Hynde (Pretenders), Chris Stein (Blondie), Joe Strummer (The Clash).

Telecaster James Burton

Из музыкантов 90-х пользователями Телекастера являются Jonny Greenwood (Radiohead), Alexander Kapranos (Franz Ferdinand) и John 5 (Marylin Manson).

Telecaster Danny Gatton

Особое место в истории Телекастера занимают такие гитаристы, как Danny Gatton (играл в столь разных стилях, как блюз, рокабилли и бибоп, получил прозвище «telemaster»), Jerry Donahue (основатель трио виртуозных исполнителей на телекастере Hellecasters, признанный мастер уникальной техники подтяжек за верхним порожком) и Arlen Roth (Bob Dylan, Simon & Garfunkel; автор книги и фильма Masters of the Telecaster).

Последнее время цены на раритетные гитары росли стремительно, нередко удваиваясь в течение нескольких лет. В результате, подобные инструменты стали предметом коллекционирования и вложения капитала, в том числе для людей, не только не являющихся гитаристами, но и вообще не имеющих к музыке никакого отношения.

Коллекционными считаются практически все гитары Fender выпуска до 1965 года (то есть до покупки компанией CBS, их так и называют — «Pre-CBS»). При этом наиболее востребованными у коллекционеров являются гитары 50-х годов. Из инструментов первой половины 60-х, имевших накладку грифа из палисандра, модели с более толстой накладкой («slab board») более предпочтительны, чем модели с тонкой накладкой («veneer board»). Наименее интересны коллекционерам гитары так называемого «переходного периода», когда постепенно вводилось управление CBS (с конца лета 1964 года до декабря 1965).

Среди гитар Telecaster Thinline коллекционными являются только модели с однокатушечными звукоснимателями. Предпочтительны варианты с корпусом из махагони и палисандровой накладкой грифа.

В 2006 году в ассортименте фирмы Fender насчитывалось 63 электрогитары со словом Telecaster в названии. Кроме того, сюда же можно добавить девять моделей Esquire и три модели NoCaster. Подразделение Squier, занимающееся недорогими инструментами, произведенными в разных странах Азии, предлагает еще 12 моделей. А компания Fender Japan, чья продукция официально предназначена только для японского рынка, но встречается и в других странах, выпускает в данный момент 27 вариантов Телекастера. Наряду с современными моделями, все производители предлагают и реплики раритетных гитар.

Самые недорогие гитары Fender представлены в серии Standard, которая производится в Мексике. Модель Standard Telecaster имеет корпус из ольхи с полиэстеровым покрытием (у большинства других гитар покрытие полиуретановое), кленовый гриф с накладкой из клена, 21 лад, бридж с шестью седлами (струны проходят сквозь корпус), два однокатушечных звукоснимателя Hot Standard Tele. Модель Standard Telecaster Left Handed подобна предыдущей, но предназначена для левшей.

Серия Deluxe также производится в Мексике, но отличается более качественным изготовлением. Все представленные гитары имеют кленовый гриф с палисандровой накладкой, 21 лад, три однокатушечных звукоснимателя с пятипозиционным переключателем. Модель Big Block Telecaster имеет корпус из ольхи, бридж с шестью седлами (струны проходят сквозь корпус), звукосниматели Vintage Style Tele с алниковыми магнитами. Модель Nashville Telecaster имеет корпус из ольхи или из ясеня, полиэстеровое покрытие, бридж American Vintage с шестью седлами (струны проходят сквозь корпус), два звукоснимателя Tex-Mex Tele по краям и один Tex-Mex Strat в середине. Модель Nashville Power Telecaster отличается от предыдущей тем, что имеет бридж со встроенными пьезодатчиками. Есть возможность раздельной регулировки громкости магнитных и пьезодатчиков, а также раздельного вывода сигналов этих датчиков (при использовании стереокабеля). Кроме того, корпус этой модели изготавливается только из ольхи.

В серию Classic входят реплики классических моделей, произведенные в Мексике. Все они используют кленовый гриф с 21 ладом. Модель ’50s Telecaster имеет корпус из ясеня, полиэстеровое покрытие, кленовую накладку грифа, два однокатушечных звукоснимателя Vintage Style Tele с алниковыми магнитами, бридж Vintage Style с тремя седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель ’50s Telecaster with Bigsby отличается от предыдущей тем, что имеет бридж с шестью седлами и машинкой Bigsby, звукосниматели Vintage Style Tele, корпус с полиуретановым покрытием. Модель ’60s Telecaster имеет корпус из ольхи, полиэстеровое покрытие, палисандровую накладку грифа, два однокатушечных звукоснимателя Tele с алниковыми магнитами, бридж Vintage Style с тремя седлами (струны проходят сквозь корпус. Модель ’60s Custom Telecaster with Bigsby отличается от предыдущей тем, что имеет бридж с шестью седлами и машинкой Bigsby, звукосниматели Vintage Style Tele, корпус с окантовкой и полиуретановым покрытием. Модель ’69 Telecaster Thinline имеет корпус из ясеня или махагони с акустическими полостями и эфой, полиэстеровое покрытие, кленовую накладку грифа, два однокатушечных звукоснимателя Vintage Style Tele с алниковыми магнитами, бридж Vintage Style с тремя седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель ’72 Telecaster Custom имеет корпус из ольхи, полиэстеровое покрытие, накладку грифа из палисандра или клена, однокатушечный бриджевый звукосниматель и нековый хамбакер Wide Range, бридж Vintage Style с тремя седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель ’72 Telecaster Deluxe имеет корпус из ольхи, полиэстеровое покрытие, гриф с кленовой накладкой и увеличенной стратоподобной головкой, два двухкатушечных звукоснимателя Wide Range, бридж Vintage Style Strat (струны проходят сквозь корпус). Модель ’72 Telecaster Thinline имеет корпус из ясеня с акустическими полостями и эфой, полиэстеровое покрытие, кленовую накладку грифа, два двухкатушечных звукоснимателя Wide Range, бридж Vintage Style Strat (струны проходят сквозь корпус). Модель Classic Player Baja Telecaster имеет корпус из ясеня, полиэстеровое покрытие, кленовую накладку грифа, два однокатушечных звукоснимателя (нековый Custom Shop ’69 «Twisted» Tele и бриджевый Custom Shop ’69 Broadcaster), четырехпозиционный переключатель и систему переключения S-1 (вытягиванием ручки громкости), бридж Vintage Style с тремя седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель ’50s Esquire имеет корпус из ясеня, полиэстеровое покрытие, кленовую накладку грифа, однокатушечный звукосниматель Vintage Style Tele с алниковыми магнитами, бридж Vintage Style с тремя седлами (струны проходят сквозь корпус).

В серии Highway One представлены самые недорогие американские гитары. Все они используют кленовые грифы. Модель Highway One Telecaster (Upgrade), являющаяся модернизированным вариантом 2006 года, имеет корпус из ольхи, нитроцеллюлозное покрытие, накладку грифа из палисандра или клена, 22 лада, два однокатушечных звукоснимателя Hot Tele с алниковыми магнитами, бридж Vintage Style с тремя седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель Highway One Texas Telecaster имеет корпус из ясеня, акриловое покрытие, кленовую накладку грифа, 21 лад, два однокатушечных звукоснимателя Hot Vintage Tele, бридж Original Vintage Style с тремя латунными седлами (струны проходят сквозь корпус).

Гитары серии American производятся в США, имеют кленовый гриф и 22 лада. Модель 60th Anniversary American Telecaster, выпускавшаяся только в течение 2006 года, имеет корпус из ольхи, палисандровую накладку грифа, два однокатушечных звукоснимателя American Vintage Tele, бридж American Tele с шестью стальными седлами. Модель American Ash Telecaster имеет корпус из ясеня, кленовую накладку грифа, два однокатушечных звукоснимателя Modern Vintage Tele (реплики старых датчиков), бридж American Series Tele с шестью хромированными латунными седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель American Nashville B-Bender Telecaster имеет корпус из тополя, кленовую накладку грифа, три однокатушечных звукоснимателя (два American Tele по краям и Texas Special Strat в середине), бридж American Tele с шестью стальными седлами, систему B-Bender (подтяжка струны наклоном грифа). Модель American Telecaster имеет корпус из ольхи или из болотного ясеня, накладку грифа из палисандра или клена, два однокатушечных звукоснимателя American Tele, бридж American Tele с шестью стальными седлами. Модель American Telecaster Left Handed, предназначенная для левшей, отличается от предыдущей также и тем, что корпус изготавливается только из ольхи, а накладка грифа — только из клена. Модель American Telecaster HH имеет корпус из ольхи, палисандровую накладку грифа, два двухкатушечных звукоснимателя Enforcer, систему S-1, бридж American Tele с шестью стальными седлами. Модель American Telecaster HS отличается от предыдущей тем, что в качестве бриджевого используется однокатушечный звукосниматель American Tele.

Серия American Deluxe производится в США и, как и одноименная мексиканская серия, отличается более качественным изготовлением. Все инструменты имеют кленовый гриф, 22 лада, систему S-1. Модель American Deluxe Ash Telecaster имеет корпус из ясеня, кленовую накладку грифа, бридж American Tele с шестью хромированными латунными седлами, два однокатушечных звукоснимателя Samarium Cobalt Noiseless Tele. Модель American Deluxe Telecaster имеет корпус из ольхи высшего сорта, накладку грифа из палисандра или клена, два однокатушечных звукоснимателя Samarium Cobalt Noiseless Tele, бридж American Tele с шестью хромированными латунными седлами. Модель American Deluxe Telecaster FMT HH имеет корпус из ольхи высшего сорта с кленовым топом, накладку грифа из черного дерева, два двухкатушечных звукоснимателя Enforcer, бридж American Tele с шестью стальными седлами. Модель American Deluxe Telecaster QMT HH отличается от предыдущей другим типом кленового топа.

Серия American Vintage занимает среди американских гитар такое же место, как и серия Classic среди мексиканских — в нее входят реплики классических моделей. Все инструменты имеют кленовый гриф, 21 лад, старый вариант работы переключателя звукоснимателей. Модель American Vintage ’52 Telecaster имеет корпус из ясеня высшего сорта, накладку грифа из клена, два однокатушечных звукоснимателя American Vintage Tele, бридж с тремя латунными седлами. В комплекте прилагаются бридж с шестью седлами и набор для модернизации электроники. Модель American Vintage ’52 Telecaster Left Handed подобна предыдущей, но сделана под левую руку. Модель American Vintage ’62 Telecaster Custom имеет корпус из ольхи с окантовкой, палисандровую накладку грифа, два однокатушечных звукоснимателя ’62 Tele Custom, бридж с тремя стальными седлами.

В серию Artist входят именные модели известных исполнителей. Все гитары имеют кленовый гриф. Модель J5 Telecaster имеет корпус из ясеня, полиэстеровое покрытие, палисандровую накладку грифа, 22 лада, однокатушечный нековый датчик Custom Shop Twisted Tele и бриджевый хамбакер Enforcer, бридж American Tele с шестью хромированными латунными седлами. Колки установлены в два ряда по три. Модель James Burton Standard Telecaster имеет корпус из ольхи, полиэстеровое покрытие, кленовую накладку грифа, 21 лад, два однокатушечных звукоснимателя Texas Special Tele, бридж Vintage Style с шестью седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель James Burton Telecaster (Upgrade) имеет корпус из липы, кленовую накладку грифа, 21 лад, три однокатушечных звукоснимателя James Burton, пятипозиционный переключатель, систему S-1, бридж American Vintage Strat с шестью седлами (струны проходят сквозь корпус. Модель Fender Muddy Waters Telecaster имеет корпус из ясеня, полиэстеровое покрытие, палисандровую накладку грифа, 21 лад, два однокатушечных звукоснимателя American Vintage Tele (в бриджевом используются особые алниковые магниты), бридж American Vintage с тремя латунными седлами.

В серию Special Edition входят гитары, выпущенные в небольших количествах. Модель ’70s Telecaster Left Handed, предназначенная для левшей, имеет корпус из ясеня, кленовый гриф, кленовую накладку грифа, 21 лад, два однокатушечных звукоснимателя Reissue Tele, бридж Vintage Style с тремя стальными седлами. Модель Aerodyne Telecaster имеет слегка выпуклый корпус из липы с зеркальным покрытием черного цвета и окантовкой, кленовый гриф с палисандровой накладкой, 22 лада, два однокатушечных звукоснимателя (бриджевый Vintage Style и нековый Vintage Style Soapbar), бридж с шестью седлами. Модель Custom Telecaster FMT HH имеет корпус из махагони с кленовым топом и окантовкой, вклеенный гриф из махагони с палисандровой накладкой, 22 лада, два хамбакера (бриджевый Seymour Duncan SHPGP-1B и нековый Seymour Duncan SH-1N RP ’59), регулятор громкости с возможностью вытягивания, бридж с шестью седлами (струны проходят сквозь корпус). Модель Koa Telecaster имеет корпус из липы с топом из древесины коа, гриф из клена Birdseye с накладкой из палисандра, 22 лада, два однокатушечных звукоснимателя Seymour Duncan с алниковыми магнитами (нековый APTR-1 и бриджевый APTL-1), бридж Vintage Style с тремя латунными седлами. Модель Lite Ash Telecaster имеет корпус из легкого ясеня, гриф из клена Birdseye с такой же накладкой, 22 лада, два однокатушечных звукоснимателя Seymour Duncan с алниковыми магнитами (нековый APTR-1 и бриджевый APTL-1), бридж Vintage Style с тремя латунными седлами.

В остальных сериях представлены инструменты, выпускающиеся в строго ограниченных количествах. Некоторые модели подвергаются специальной обработке: NOS — имитация выпуска в прошлые годы

Jeff Beck Esquire® Relic® (Limited Edition)

Closet Classic — с легким искусственным старением, Relic — с более выраженным старением. В серию Custom Classic входят модели Custom Classic Telecaster, Custom Telecaster Thinline Closet Classic, Custom Telecaster Thinline NOS, Custom Telecaster Thinline Relic. В серию Time Machine, состоящую из копий старых моделей, входят ’63 Telecaster Closet Classic, ’63 Telecaster NOS, ’63 Telecaster Relic, ’67 Telecaster Closet Classic, ’67 Telecaster NOS, ’67 Telecaster Relic, ’59 Esquire Closet Classic, ’59 Esquire NOS, ’59 Esquire Relic, ’51 NoCaster Closet Classic, ’51 NoCaster NOS и ’51 NoCaster Relic. Серия Custom Artist содержит именные модели: Albert Collins Signature Telecaster, Danny Gatton Signature Telecaster, J5 Bigsby Telecaster, J5 Telecaster, Merle Haggard Signature Telecaster, Seymour Duncan Signature Esquire. В серию Custom Shop Limited Edition входят такие модели, как ’50s Telecaster Relic LTD (Custom Art by Shepard FaireyNo Two will be Alike), 1952 Telecaster Relic LTD (Copper Metallic), 1963 Telecaster Custom Relic LTD, 1967 Telecaster Firemist Silver Metallic Closet Clasic LTD, Closet Classic Tele/Strat Hybrid LTD (Builder Select — Masterbuilt by Chris Flemming), Master Design ’50s Twisted Tele Light Relic LTD (Team Built), Telecaster Custom Relic LTD, 1959 Esquire Relic LTD, Builder Select Esquire Heavy Relic LTD (John English) и Esquire Relic LTD (3CSB). В оставшихся трех сериях представлено по одному инструменту: Flat Head — модель Flat Head Telecaster, Custom Shop LTD Dealer Select — модель LTD Dealer Select Wildwood «10s» ’52 Telecaster Relic, Custom Shop Tribute — модель Jeff Beck Esquire Relic (Limited Edition).

Источник

Оцените статью