- Песни под гитару Краткая история гитары
- Краткая история гитары
- Мы рассказываем о гитарах
- О технике и культуре акустической и электрогитары
- Краткая история гитары
- Близкие предки
- Самый старый из сохранившихся
- Что такое гитара в итоге?
- Лютни
- Гитара
- Индийский Ситар
- Четыре, пять и шесть струн
- Гитары со стальными струнами и электрогитары
- Подробнее о +CubozoaRu
- Краткая история шестиструнной гитары
- Предшественники гитары на Древнем Востоке
- Гитара в Европе
- Гитара в XVI—XVIII веках
- Шестиструнная гитара в первой половине XIX века
- Фернандо Сор
- Мауро Джулиани
- Дионисио Агуадо
- Фердинанд Карулли
- Маттео Каркасси
- Шестиструнная гитара в России
- Шестиструнная гитара во второй половине XIX века
Песни под гитару Краткая история гитары
Аккорды песен под гитару, видео
Краткая история гитары
История гитары :
Как бы ни парадоксально звучало, гитара – это древний музыкальный инструмент, т. к. ее история возникла еще в глубокой древности. А рождение произошло в странах Ближнего и Среднего Востока, тысячи лет назад. Она словно живое существо на протяжении всего времени эволюционировала. По мнению некоторых исследователей выяснилось, что «предками» гитары являются древние кифары.
На ассирийских архитектурных памятниках и древнеегипетских пирамидах существуют иероглифы, на которых изображен муз. инструмент наблу, по форме немного напоминающий гитару. Любопытно то, что таким же иероглифом древние египтяне обозначали понятия «хорошо», «добро», «красиво».
Древние кифара , набла и арабский эль-ауд начали конструктивно развиваться и распространились по всему побережью Средиземного моря, ближе к 3-му тысячелетию до нашей эры. Даже в наши дни в странах Малой Азии встречается родственница гитары — «кинира» .
Возьмем Древнюю Грецию, где самыми известными муз. инструментами были: арфа, лира, пандора и китара .
В самом начале нашей эры в Европейских странах Средиземноморья была популярна латинская гитара – ближайшая родственница греческой. Муз. инструмент лютня — также связана родственными узами с гитарой. Кстати, название «лютня» появилось от арабского «эль-ауд», что означает «благозвучный» и «деревянный».
Одна из версий появления гитары и лютни в Европе – культурные связи между Древней Грецией и странами Ближнего и Среднего Востока.
Можно удивиться и следующему факту, что до XVI века гитары были трех – и четырехструнными. На которых играли не только пальцами, но и специальной костяной пластинкой ( «плектор» – что-то наподобие современного медиатора :)).
Позднее этого же столетия в Испании придумали пятиструнную гитару. С этого времени она стала носить название – испанская гитара. Из всех стран мира, наибольшее человеческое признание гитара получила именно в Испании, став подлинно народными музыкальными инструментом.
С увеличением художественно-исполнительских возможностей испанской гитары (из-за дополнительной пятой струны), она постепенно вытеснила своих предшественниц – лютню и виуэлу.
Еще в те времена появились первые виртуозы и композиторы, поднявшие искусство игры на гитаре на заметно — высокий уровень. Появляются первые табулатуры и учебники для освоения гитары.
И только к концу XVIII века появилась шестиструнная гитара . Как утверждают историки, это вновь произошло в Испании. Именно с того времени началось стихийное распространение гитары по всему миру, т.к ее возможности превышали в разы предшествующих.
Не смотря на появление семиструнной гитары, шестиструнная остается самым популярным типом гитар и по сей день!
Источник
Мы рассказываем о гитарах
О технике и культуре акустической и электрогитары
Краткая история гитары
Гитара древний и благородный инструмент, история которого насчитывает более 4000 лет. Много теорий было выдвинуто о происхождении инструмента. Как неоднократно утверждали историки музыки, гитара явялется развитием лютня или, возможно, древнегреческого инструмента Kithara.
Исследования доктора Макла Каша в 1960 году доказали несостоятельность теории о происхождении гитары от лютня. Как оказалось, лютня является результатом развития отдельной линии инструмента, у который был общим предком гитары и лютня, но никакого влияния на развитие гитары не оказал в дальнейшем. Влияние же гитары на развитие лютни наоборот было явно выражено, начиная со времен безладового инструмента, который мавры привезли с собой в Испанию.
В доказательство теории происхождения гитары от греческой китары является родство слова Kithara с испанским Quitarra. Трудно представить, как гитара могла произойти от греческого инструмента, который по форме был далек от формы гитары, с квадратной рамкой, который ставили на колени, как арфу или лиру.
Также странно, что семиструнная арфа, в квадратной рамке, дала свое название ранним четырех струнным испанским гитарам. Доктор Каша в своих работах пишет о том, что греки позаимстововали название Kithara, скорее всего, от древних персов, у которых был четырех струнный инструмент Чартар.
Близкие предки
Самые ранние струнные инструменты, известные и найденные археологами, это арфы и танбур. В древние времена люди делали подобие деки из черепашьих панцирей и калебасы (сосуда), в качестве резонатора. Как гриф использовалась изогнутая палка, в качестве струн обычно использовали шелковые нити или жилы животных. В музеях мира представлено множество таких экспонатов, которые были найдены на раскопках объектов древне шумерских, вавилонских и египетских цивилизаций. один из инструментов датируется происхождением около 2500-2000 года до нашей эрыю. Богато украшенный инструмент с 11 струнами и золотым украшением был найден в гробнице королевы Shub-Ad.
Другой предок — танбур, представлял собой инструмент с длинным грифом и корпусом грушевидной формы, как правило корпус делали из дерева или шкуры животных. Игра на тамбуре. скорее всего, заключалась в том, что натянутые струны необходимо было нажимать-прижимать вниз, тем самым извлекая ноту. Картины в гробница и сцены изображенные на камне в Египте, свидетельствуют о том, что арфа и
танбур, использовался совместно с флейтами и ударными уже около 3500-4000 лет назад до нашей эры.
Археологи также нашли множество подобных реликвий в развалинах древних месопотамских городов. Многие из этих инструментов сохранились до наших дней почти в неизменном виде, например турецкий тамбур, иранский сетар, афганский панчтар, греческая бузука.
Самый старый из сохранившихся
Самый старый из найденных струнных инструментов принадлежал египетской певице по имени Хар-Мос, жившей примерно 3500 лет назад. Она была похоронена рядом со своим работодателем — Сен-Мут (который, как подозревают, был намного больше, чем просто главный министр и архитектор, построил красивый храм-усыпальницу, который стоит на берегу Нила и по сей день.), который был архитектором царицы Хатшепсу, правившей в 1503 году до нашей эры.
Инструмент, на котором играла Хар-Мос, имел три струны, корпус был сделан из полированного кедра и украшен кожей. Сейчас этот инструмент хранится в археологическом музее в Каире.
Что такое гитара в итоге?
Чтобы понять чем гитара отличается от других своих собратьев, нужно определиться с общими ее признаками. По мнению доктора Каша к ним относятся длинная, резная шея- гриф, плоская деревянная дека. Самые старые из иконографических изображений инструмента отображают все эти признаки, такое изображение было найдено в городе Аладжа-Хююк в Турции (3300 год до нашей эры).
Лютни
Мавры принесли инстумент уд (безладовый ) в Испанию. Танбур был инструментом, который развивался в арабских странах, меняя свои размеры и оставаясь безладовым. Европейцы добавили лады к уд и назвали его «lute» , что происходит от арабского «Al’ud» , и созвучно испанскому «laud» . Лютня или уд определялся как инструмент с коротким грифом и большим количеством струн, имеющим большой грушевидный корпус.
Гитара
Само слово гитара происходит от древне санскритского (язык народов Центральной Азии и северной Индии) слова струна, с корнем «tar» . Многие струнные инструменты существуют в Средней Азии и по сей день в неизменном виде. Имена многих инструментов, которые заканчиваются на «tar» указывают на количество струн:
Два — на санскрите «Дви», в современном персидском «do» (делать) — дотар , инструмент с двумя струнами, найденный на раскопках в Туркменестане.
Три — на санскрите «Три» , в современном персидском «Се» — сетар, 3-струнный инструмент, найден на раскопках в Персии (Иран) . Ситар в Индии — многострунная.
Четыре — на санскрите «Чатур», современный персидский «Чар», Чартар — 4-струнный инсрумент в Персии, (более известный как Тар в современном понимании, quitarra в ранние испанскин 4-струнные гитары, qithara современном арабском, итальянском Chitarra).
Пять — на санскрите «Панча», на современном персидском «Панч», панчтар, 5-струный инструмент у народов Афганистана.
Индийский Ситар
Индийский ситар почти наверняка получил свое название от персидского сетра, но напротяжинии столетий индийцы сделали из него совершенно другой прибор. с учетом своих культурных и эстетических идеалов.
Танбур и арфа распространился по всему древнему миру с путешествинниками, купцами и моряками. Четырехструнный персидский чартар (обратите внимание на узкую талию) прибыл в Испанию, где немного изменился по форме и конструкции, приобрел две струны, настроенные в унисон, и стал известен как Quitarra или Chitarra.
Четыре, пять и шесть струн
Как мы видим предки гитары пришли в европу из Египта и Месопотамии. Эти ранние инструменты имели чаще всего четыре струны. Как писали ранее, слово гитара происходит от древнеперсидского «чартар», которое в прямом смысле означает «четыре струны». Изображения гитары встречаются на средневековых фресках и картинах.
К началу эпохи Возрождения из 4 струнных инструментов, гитара стала доминирующим, по крайне мере в большинстве стран Европы. Самый ранний известный крус, по обучению игре был написан для четырех струнного читарра в 16 веке в Испании. Пяти струнный инструмент впервые появился в Италии в это же время и постепенно заменил четырех струнный инструмент. Стандартная настройка выглядела так : A, D, G, B, E, как и у современной пяти струнной гитары.
вместе с лютней у ранних гитар редко были грифы, имеющие бьльше 8 ладов, но с развитием гитары их количество увеличилось до 10, затем 12.
пяти струнная гитара Антони Страдивари 1680
Шестая струна была добавлена итальянцами, в 17 веке, в последующем все гитары делались в основном по этому образцу. Постепенно встала необходимость в настройке каждой струны и появились колки, которые были изобретены немецким мастером из Гамбурга, Joakim Thielke (1641 — 1719).
В начале 19 века гитара начинает принимать уже более знакомую нам форму тела.
гитара изготовленная George Louis Panormo, 1832
Современная классическая гитара, как мы ее знаем, появилась когда испанский производитель Антонио Торрес увеличил размер корпуса и представил новую систему крепления грифа в 1850 году. Его дизайн радикально улучшил громкость, тембр и вскоре стал стандартом для изготовления гитар.
гитара изготовленная Antonio Torres Jurado, 1859
Гитары со стальными струнами и электрогитары
Примерно в то же время, что и Торрес стал делать его первые настраиваемые аккустические гитары в Испании, немецкие иммигранты в США, среди которых был Fredrich Martin — начинают делать гитары с креплением корпуса X-braced. Стальные струны впервые стали широко доступны в 1900 году. стальные струны позволяли получать более громкий звук, но усилие они создавали намного большее. чем могли выдержать корпуса гитар Торреса. Для этого Мартин придумал усиление для корпуса — ребра усиления в фиде буквы Х внтури корпуса.
В конце 19 века Орвилл Гибсон изготовлял гитары Archtop (полуаккустические), с овальными отверстиями для звука. В начале 20-х годов дизайнер Ллойд Лоар присоединился к Гибсону и появилась модификация джаз для гитары с корпусом Archtop.
Электрогитара появилась когда звукосниматели были дабавлены в гавайские и джаз гитары в конце 1920-х годов, но их появление не увенчалось успехом до 1936 года, когда Гисбон представил модель ES150, которую Чарли Кристиан сделал известным.
С появлением усилителей стало возможным не уделять так много внимания корпусу, как основному компоненту усиления и в конце 1930 годов, начале 1940-х появились первые эксперементы в этом направлении.
Les Paul, Leo Fender, Paul Bigsby и O.W. Appleton сконструировали первые гитары из цельного корпуса с встроенными звукоснимателями.
Подробнее о +CubozoaRu
Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.
Источник
Краткая история шестиструнной гитары
Классическая шестиструнная (испанская) гитара
Гитара — струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. Слово «гитара» — санскритского происхождения (от слова «кутур», что означает «четырехструнный»).
История ее возникновения уходит в глубь тысячелетий и ведет свое начало от колыбели человеческой цивилизации — Древнего Востока.
Предшественники гитары на Древнем Востоке
Первое изображение музыкального инструмента, по форме напоминающего гитару, было обнаружено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре (Нипуре), расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии.
На глиняном барельефе, относящемся к середине III тысячелетия до н. э., изображен сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инструмента и длинный гриф позволяют сделать предположение, что это киннор, прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.
На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV—XIV вв. до н. э.), мы видим инструмент, имеющий корпус в виде восьмерки с несколькими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором. Возможно, что этот же инструмент или похожий на него у других народов Древнего Востока назывался по-другому: кутур, газур, набла, махал и т. д.
Киннор был известен и в Древнем Египте. По одной версии, он попадает к египтянам примерно в XV веке до н. э. и получает название нефера или наблы. По другой — этот музыкальный инструмент появился в Египте и в Шумеро-Вавилонии примерно в одно время. Его иероглифическое изображение можно видеть на древнеегипетских пирамидах. Интересно отметить, что этим же иероглифом обозначались такие понятия, как «добро», «хорошо», «красиво».
При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII—VII вв. до н. э.) был найден барельеф с изображением торжественного богослужения в храме. На барельефе мы видим двух танцовщиков в львиных масках и музыканта с инструментом, напоминающим гитару. Корпус инструмента — овальной формы, имеющий длину, равную длине предплечья играющего, с грифом, в четыре раза превышающим длину корпуса. Этот музыкальный инструмент замечателен тем, что похож на латинскую гитару (о ней будет сказано ниже): и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.
У вавилонян времен Навуходоносора (VII—VI вв. до н. э.) был известен музыкальный инструмент саббека или самбук, имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его и переняли у вавилонян древние греки и римляне.
Гитара в Европе
Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял свое название (пектис, магадис), но в конце концов стал известен под названием азиатской китары или просто китары (китарры). В Афинском национальном музее есть скульптурное изображение исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н. э.
В I тысячелетии н. э. в европейских странах Средиземноморья была распространена латинская гитара, популярный у древних римлян музыкальный инструмент, родственный китаре. К XII в. она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех- и четырехструнном исполнении (в отдельных ее разновидностях число струн было большим).
Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) благотворно сказался и на развитии гитарного искусства.
Гитара в XVI—XVIII веках
В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известным еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй (Е, Н, G, D, А) и название испанской гитары. Струны на ней были сдвоенными, и только первая ставилась иногда одинарной.
Пятиструнная гитара начинает успешно конкурировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственницами.
Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатура — запись музыки, распространенная до начала XVIII в.), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии и другие, а также испанские песни и романсы. Постоянно ведутся поиски усовершенствования конструкции инструмента и техники игры на нем.
Выдвигается целый ряд блестящих виртуозов и композиторов-гитаристов: Г. Санз (1640—1710); Ф. Корбетта (1620—1681), служивший при дворах испанского, французского и английского королей; его ученик Р. де Визе (1650—1725), придворный гитарист и лютнист французского короля Людовика XIV; Ф. Кампион (1686—1748) и многие другие.
В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени шестиструнная гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира.
Шестиструнная гитара в первой половине XIX века
В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, К. М. Вебер.
Гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы перенес с нее на скрипку. Паганини написал для гитары сто сорок сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартет для смычковых инструментов с гитарой.
В это время выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей-виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для нее. Это испанцы Ф. Сор и Д. Агуадо, итальянцы М. Джулиани, Ф. Карулли и М. Каркасси.
Фернандо Сор
Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Фернандо Сор (1778 -1839)
Фернандо Сор (1778—1839) родился в Барселоне. Первоначально игре на гитаре учился у своего отца. Музыкальное образование получил в католическом монастыре, где состоял певчим. Ф. Сором созданы симфонии, квартеты, произведения малых форм. Его оперы ставились в Испании, Италии, Франции и Англии. Как гитарист-виртуоз он с блеском выступал в Париже и Лондоне.
В 1824 г. вместе со своей женой, известной балериной Ф. Гюллень-Сор, он приезжает в Россию. В Москве супруги проводят два года, находясь в центре музыкально-театральной жизни. Сор часто выступает и как гитарист-солист. В память о пребывании в России он написал «Воспоминание о России» для дуэта гитар (соч. 63), где использованы мелодии русских народных песен.
Вернувшись во Францию в 1826 г., музыкант поселяется в Париже, где знакомится со своим знаменитым соотечественником гитаристом Д. Агуадо. Живя в одном доме, они часто встречаются и играют дуэтом. Творческим результатом этой дружбы стал известный гитарный дуэт «Два друга» (соч. 61), в котором Сор выявил и собственные исполнительские возможности, и блестящую виртуозность своего друга.
В последние годы своей жизни Ф. Сор занимался в основном педагогической деятельностью. Им создан «Трактат о гитаре», в котором освещены все тонкости гитарной техники того времени. Этот труд получил признание и известность во Франции, Англии и России.
Композитором написано свыше семидесяти сочинений для гитары (сонаты, рондо, фантазии, вариации, этюды, дуэты и другие пьесы).
Мауро Джулиани
Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Мауро Джулиани (1781 — 1829)
Мауро Джулиани (1781 —1829) родился в Италии (близ Неаполя).
С детства обучался игре на скрипке и флейте. На гитаре занимался самостоятельно и к двадцати годам достиг столь блистательных результатов, что музыкальные критики называли его первым гитаристом Италии.
В 1807 г. Джулиани приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно признали его величайшим гитаристом в мире.
Он поселяется в Вене, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Среди друзей и почитателей Джулиани — И. Гайдн и Л. Бетховен, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.
В 1816 г. Джулиани с большим успехом гастролирует в Германии. В 1821 г. он возвращается на родину и поселяется в Риме, время от времени предпринимая концертные поездки по странам Европы. В последние годы жизни Джулиани побывал в Польше, России и Англии, всюду вызывая своим искусством восторг и изумление.
М. Джулиани —автор «Школы игры на гитаре». Среди его произведений (им написано около трехсот сочинений для гитары) три концерта для гитары с оркестром, камерные ансамбли с гитарой, сонаты, рондо, фантазии, скерцо, дивертисменты, этюды и т. д.
Дионисио Агуадо
Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Дионисио Агуадо (1784 — 1849)
Дионисио Агуадо (1784—1849) родился в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже, где и научился играть на гитаре у падре Базилио и певца Мануэля Гарсии, ставшего впоследствии знаменитостью.
Жизнь Д. Агуадо небогата внешними событиями. В 1803 г. он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живет долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой.
В 1819 г. Агуадо публикует в Мадриде «Собрание этюдов для гитары». В 1825 г. в переработанном виде оно было издано как «Школа игры на гитаре». Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило свою ценность и до наших дней.
В 1826 г. Агуадо переезжает в Париж, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Талант Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекали к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты.
Последние годы своей жизни Агуадо провел на родине, живя в Мадриде и занимаясь издательской и педагогической работой.
Фердинанд Карулли
Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Фердинанд Карулли (1770 -1841)
Фердинанд Карулли (1770—1841) родился в Неаполе.
Начав свое обучение музыке с игры на виолончели, он затем оставляет ее и посвящает себя гитаре, занимаясь самостоятельно. Достигнув профессионального мастерства, Карулли с успехом выступает с концертами в своем родном городе, а затем и в других городах Италии. Отличительными свойствами игры Ф. Карулли были красивый тон, чистота и виртуозность. В 1808 г. он переезжает в Париж, где быстро приобретает известность как концертант и педагог.
Ф. Карулли — автор «Школы игры на гитаре», имевшей большой успех у гитаристов, пособия «Гармония в применении к гитаре», а также свыше четырехсот сочинений для нее. Среди них — «Маленький концерт для гитары с оркестром», камерные сочинения с гитарой, сонаты, дуэты, этюды и т. д.
Маттео Каркасси
Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Маттео Каркасси (1792 -1853)
Маттео Каркасси (1792—1853) родился во Флоренции. Гитарой начал заниматься с детских лет и упорным трудом добился блестящей виртуозности и элегантности в исполнении. Появившись в Париже несколькими годами позже Ф. Карулли, он стал известен как последователь и продолжатель его традиций. С большим успехом Каркасси гастролировал в Лондоне, в городах Германии и у себя на родине во Флоренции.
М. Каркасси — автор «Школы игры на гитаре», пользовавшейся большой популярностью, а также свыше ста сочинений для гитары, среди которых сонаты, рондо, каприччио, вальсы и ставшие классическими этюды.
Шестиструнная гитара в России
Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI в. н. э. славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара.
В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включавшие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара.
В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества.
Появляются первые школы игры на этом инструменте. Старейшей школой, изданной в России, является «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоучкою на гитаре» Игнатия фон Гельда. Она вышла в начале XIX в. на русском и немецком языках.
Тогда же в Петербурге издаются «Этюды» и «Четыре сонаты для фортепиано и шестиструнной гитары» П. Гальяни, известного исполнителя и педагога, «Новый журнал для шестиструнной гитары» А. Березовского, «Концерт для шестиструнной гитары с сопровождением оркестра» композитора Ашанина (1815 г.).
В 1821—1823 гг. в Москве и Нижнем Новгороде были открыты «Музыкальные академии», в которые принимались юноши и девушки для обучения игре на гитаре.
Появляются выдающиеся русские исполнители на этом инструменте: М. Соколовский и Н. Макаров.
Марк Данилович Соколовский (1818—1883) — крупнейший гитарист-виртуоз XIX в. Его концерты в России и в странах Западной Европы проходили с огромным успехом и снискали ему славу первого гитариста Европы. М. Соколовский — гордость отечественной музыкальной культуры.
Николай Петрович Макаров (1810—1890) — известный исполнитель и энергичный пропагандист шестиструнной гитары, организатор Международного конкурса в Брюсселе на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент. Им написаны книги «Мои семидесятилетние воспоминания», «Задушевная исповедь» и другие, в которых приводятся интересные сведения о гитаре и гитаристах; он является автором брошюры «Несколько правил высшей гитарной игры» и обработок народных песен.
Большой вклад в развитие отечественного гитарного искусства внесли П. Петтолетти (ок. 1800— 1875), И. Деккер-Шенк (1826—1899), И. Клингер (ум. 1897), Ю. Штокман (1839—1905), В. Лебедев (1867—1907), Ю. Дьяков (1840 — ок. 1910) и другие.
Названные гитаристы были известными исполнителями и педагогами, авторами школ и самоучителей, оригинальных сочинений, обработок и переложений для шестиструнной гитары.
Шестиструнная гитара во второй половине XIX века
Классическая шестиструнная (испанская) гитара, изготовленная болгарской фирмой «Кремона»
Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России.
На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности.
Новое поколение гитаристов-виртуозов и композиторов продолжило лучшие классические традиции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту.
Источник: Е. Ларичев. Шестиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
Источник