История гитары
Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:
- Кинорра в Месопотамии;
- Цитра и нефер в Египте;
- Ситар в Индии;
- Кифара в Риме и Греции.
Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.
Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.
Происхождение гитары
Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары.
Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.
С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:
- Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
- Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.
В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.
лютни 16 и 17 веков
История создания гитары
XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.
Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.
Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.
Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:
- Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
- Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
- Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
- Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.
Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.
Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:
- В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
- Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
- Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
- В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.
Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.
Когда появилась гитара в России
До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.
Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.
Долгое время в России гитару считали несолидным инструментом, несмотря на ее богатую историю и приверженность ей знаменитых музыкантов. Русские гитаристы-виртуозы М. Д. Соколовский и Н. П. Макаров, имеющие мировую известность, не получили поддержки у официальных властей родной страны в деле продвижения гитарной музыки.
Современная гитара
Конец 20 века характеризуется стремительным завоеванием гитарой концертных площадок всех рангов. До этого времени музыка этого инструмента с удовольствием исполнялась и слушалась в домашней обстановке, на молодежных вечерах, в бардовских клубах.
Многообразие музыкальных стилей, различных материалов для изготовления и новые технологии привели к возникновению многообразия видов гитары. Более 100 лет назад был создан прототип современного инструмента в Испании, где появилась гитара классическая. Позже появляется фолк-вестерн гитара (с металлическими струнами и увеличенной коробкой) и джазовая гитара (с прорезями по краям).
Некоторое время музыканты повально пользовались электрогитарами, однако сегодня многие возвращаются к акустическим инструментам, имеющим более высокие музыкальные характеристики.
Источник
История гитары по композиторах
Фернандо Сор (1778-1839)
Композитор–гитарист, выдающийся в полном смысле этого слова.
Специалисты расходятся по поводу даты его рождения: Фетис считает, что он родился 17 февраля 1780 года, Сольдони – что 14 февраля 1778 года. Автор этого Словаря считал, что рождение произошло 17 февраля 1778 года (см. сборник «30 менуэтов Ф. Сора»), но затем поправляется и согласен с Сольдони, т.к. удалось увидеть его свидетельство о рождении, на которое мы сегодня и ссылаемся: «Я, Хосе Мас Доменек, официальный бенефициант архива Кафедрального собора Барселоны, свидетельствую, что в книге крещений – 1776–1780 годов, лист III имеется запись за 14 февраля 1778 года, которая гласит:
(далее по–каталонски) Имеется печать Кафедрального собора.
Маттео Каркасси (1792-1853)
Знаменитый итальянский гитарист и композитор, принадлежавший к славному «Золотому веку гитары». Родился в артистическом городе Флоренции в 1792 году.
С детских лет он упорно занимался гитарой, которой настойчиво посвятил многие годы; начал выступать в 1810 году; благодаря своим исключительным способностям, уже после первых концертов завоевал славу очень хорошего гитариста.
Обладая непоседливым характером и жаждой новых успехов, он предпринимает свое первое зарубежное турне в Германию, а также знакомит публику со своими первыми и основополагающими сочинениями, право издания на которые добивались многие немецкие издательства.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Фернандо Карулли (1770-1841) ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> | Мауро Джулиани (1781-1829) ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> |
Дионисио Агуадо (1784 — 1849) Творчество Дионисио Агуадо большей частью представлено этюдами и небольшими пьесами, написанными в духе венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена и др.) Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог. В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Агуадо родился в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже. В числе его учителей музыки называют известного испанского гитариста падре Базилио и певца Мануэля Гарсиа, ставшего впоследствии знаменитостью. После смерти своего отца в 1803 году Агуадо отправился в имение близ Аранхуэса, где упорно занимался гитарой и добился виртуозного владения инструментом. В 1818 году он опубликовал в Мадриде «Собрание этюдов для гитары». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> | Таррега Эйксеа Франсиско (1852-1909) В воскресенье двадцать первого ноября 1852 года в приходской церкви Вильяреаля епархии Тортоса, провинция Кастельон–де–ла Плана я, нижеподписавшийся, субвикарий этой церкви, торжественно окрестил Франсиско, законного сына супругов Франсиско Таррега, уроженца Кастальона и Антонии Эйксеа, уроженки Кастельон–де–ла Плана. Дед и бабка со стороны отца Сальвадор Таррега и Висента Тирадо из Кастельона; со стороны матери Висенте Эйксеа и Роса Броч из Кастельон–де–ла Плана. Он родился сегодня в четыре часа утра на площади Святого Паскуаля. Крестной матерью была Каталина Томас, которой я объявил, какое родство и какие обязательства налагаются на нее этим актом. Себастьян Брау”. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> |
Мигель Льобет (1878-1938) ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> | Федерико Морено-Торроба ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> |
Андрес Сеговия (1893-1987) Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> | Эмилио Пухоль (1886 — 1980) Он родился в местечке Гранаделья провинции Лерида. Один из наиболее известных испанских музыкантов и гитаристов. Ученик Тарреги. Заниматься с Таррегой он начал в 14 лет, когда поступил в Консерваторию музыки в Барселоне. Свои музыкально-теоретические познания Пухоль углубляет, занимаясь у композитора И. Кампо и органиста В. Жиберта. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> |
Эйтор Вила-Лобос (1887 – 1959) В1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий («Практическое руководство», «Хоровое пение», «Сольфеджио» и др.), теоретического труда «Музыкальное воспитание».
| Августин Барриос (1885-1944) ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> |
Мария Луиза Анидо (1907 – 1996) Кодина Хосе Брока (1805-1882) Хотя Брока был самоучкой, в юности он взял несколько уроков у самого Дионисио Агуадо, которые открыли ему новые горизонты и завершили его формирование как артиста. Изыскано исполнял самые трудные сочинения Сора, музыке которого он поклонялся. Наряду с прекрасной техникой он обладал изысканным вкусом. Ферранти Марк Аврелий де Дзани (1802-1878) Бартоломе Калатаюд (1882-1973) ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> |
Анхель Вильольдо (1861 — 1919) Луиджи Леньяни (1790 — 1877) В восьмилетнем возрасте он с родителями переезжает в Равенну, где через некоторое время начинает заниматься музыкой. Он изучил несколько музыкальных инструментов, но любимым была гитара, которой он всегда уделял больше внимания. В Равенне он прожил до 38 лет. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> |
Тольса Карлос Гарсия (1858 — 1905) Через год, в 1872 г. молодого Карлоса посылают в Мадрид для обучения в средней школе, где он сочетает учебу с занятиями на своем любимом инструменте во время приездов Хулиана Аркаса, большого друга своего дяди. Писали, что Гарсия несколько лет учился у этого артиста; проследив жизненный путь обоих, мы не можем сделать вывод, где это происходило, по крайней мере исходя из прошлых сообщений. Также считается, что Карлос был любимым учеником маэстро до такой степени, что при смерти Аркас сказал: «Карлос, я оставляю гитару в твоих руках». Аркас умер в Антекере в Испании 16.02. 1882 г., когда Гарсия Тольса уже около трех лет находился со «Студенческим музыкальным кружком Фигаро» на гастролях в Европе, а затем в Америке. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> | Гаспар Санз (1640-1710) родился 4 апреля 1640 года в местечке Calanda провинции Арагон, с юного возраста его называли ещё и Гаспаром. Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым испанским гитаристом, жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына дона Хуана Австрийского. Санз обучался музыке, философии и теологии в саламанкском университете, углубив свои знания обучением в Неаполе. В Испании, Санзом, были изданы три коллекции табулатур испанской музыки (1674, 1675 и 1697). К счастью эти его сочинения сохранились. |
Исаак Альбенис (1860-1909) Источник |