История исполнительского искусства фортепиано

Об истории фортепианного искусства

От рождения фортепиано до наших дней

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Об истории фортепианного искусства

История этого инструмента, если окинуть общим взглядом, поместилось между двумя определениями: досадным возгласом Вольтера, назвавшего фортепиано «инструментом жестянщика», и фразой Томаса Манна в ХХ веке «Рояль – непосредственный представитель музыки в ее чистой духовности». Многое созданное композиторами во второй половине XVIII века адресовано, как к клавесину, так и к фортепиано. Три столетия существования фортепиано, по нашему мнению выстраиваются в трехчастную форму.

Первый период – экспозиция с 1709 года по 1822 гг. со дня изобретения инструмента до создания всех 32-х сонат Бетховена. Это период завоевания признания, окончательное совершенствование основ механики и звучащего образа инструмента. В 1709 г. во Флоренции Бартоломео Кристофори, хранитель коллекции музыкальных инструментов дома Медичи, изобрел клавир с молоточковым звучанием. Мастера Германии и Франции создали нечто подобное в то же время, но итальянская считается наиболее удачной. Инструмент во второй половине XVIII века совершенствуется. Это совпало с эпохой классицизма в музыке. В отличие от поэзии, литературы, живописи, музыкальное искусство было гораздо более эмоциональным, ярким, страстным. Первым в Германии стал играть на фортепиано в публичных концертах сын Себастьяна Баха Карл Филипп Эмануэль. В доме Моцартов фортепиано появилось 1774 году. Инструмент венской механики обладал светлой, серебристой звучностью. Светское исполнительство до бетховенского периода отмечено чертами развлекательности, камерности, импровизационности. Против развлекательности выступил Бетховен. Новый тип исполнительства – героический – требовал выхода к широкой публике. Второй период – разработка связан в основном с романтическим стилем в западноевропейской и русской музыке с такими именами как Шопен, Лист, Рубинштейн. Фредерик Шопен предпочитал рояль фирмы Плейеля. Инструмент передавал все, что грезилось Шопену, диапазон, способность откликаться на сиюминутный каприз, возможность подняться до кульминации и коснуться тончайших струн потаенных сожалений.

Klavierabend – вечер фортепианной музыки – изобретение Ф. Листа. После смерти Шопена Лист посвящал его произведениям целые вечера, давал моно-концерты. Другой великой фигурой в XIХ веке возвышается Антон Рубинштейн – начало славы русского пианизма. О фортепиано в России отзывались как об инструменте маловыразительном, годном только для аккомпанирования певцам. С именем А. Рубинштейна связано первое русская консерватория, открытая в Петербурге в 1862 г. В Москве консерватория открылась так же его усилиями в 1866 г.

Исполнительская деятельность Антона Рубинштейна, композиторские движения кучкистов, например «Картинки с выставки» М. Мусоргского и П. Чайковского – это знак того, что русская фортепианная школа догнала западно-европейскую и встала вровень с ней.

Третий период – динамическая реприза. Фортепиано к ХХ веку множится в вариантах. Это – английские фортепиано, фортепиано Плейеля, фирмы Стейнвея. В 1852 году было изобретено электрическое фортепиано. Облик пианистов ХХ века. После ухода в вечность великих Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Рубинштейна наступил краткий миг «безвременья» ХХ век подарил нам две блистательные вершины – Ферруччо, Бузони и С.В. Рахманинова. Игра Сергея Васильевича отличалась продуманностью, ритм его игры был визитной карточкой. Качество русского пианизма – качество певучего звука. Фортепианная музыка в первой половине ХХ века обогащается интонациями востока. Но не только Восток обогащает интонационный язык европейской фортепианной музыки, но и Запад. Произошел взаимообмен: Европа поделилась школой, Запад – джазовыми интонациями, гармониями и ритмом. В нашем повествовании мы естественно как пример приведем якутскую фортепианную музыку.

История якутской фортепианной педагогики и исполнительства насчитывает полсотни лет. Первая музыкальная школа была открыта в Якутске 1944 году, а уже во второй половине ХХ века появилась профессиональная школа – композиторы Г. Григорян, Г. Комраков, В. Кац и др. пьеса якутского композитора З.К. Степанова «Ритуальный танец шамана» — яркий образец фольклорного фортепиано – это картинка шаманского камлания. Композитор использовал современные способы игры на фортепиано (постукивание кулачком по крышке рояля)

Итак, в третьем столетии своего существования фортепиано пристает многогранным, разнообразным и универсальным. Ему подвластно все: борьба идей, грандиозный симфонизм, романтический пафос, сокровенность, национальный акцент.

Что касается нашей «Детской школы искусств», то с момента его открытия в 1969 году, в школе начало работать фортепианное отделение. Первым преподавателем по классу фортепиано была Л.А. Воронина. За время существования этого отделения его окончили 115 учеников получив свидетельство. Добрыми словами они вспоминают своих педагогов Н.П. Железнову, Н.М. Атласову, О.П. Ивашковскую, Л.Н. Сиврук, Е.Е. Клошинскую. В настоящее время на фортепианном отделении работают преподаватели Н.И. Уланова, Н.А. Завирюха (обе выпускницы ЧДМШ). Фортепианное отделение уделяет большое внимание дальнейшему развитию юных талантов.

Приятно отметить, что Николай Едукин закончил фортепианное отделение в Высшей школе музыки РС(Я), сейчас обучается на очном отделении Казанской консерватории. Николай стал лауреатом премии гран-при на 9-м Республиканском открытом конкурсе юных исполнителей «Новые имена Якутии», обладателем приза Фонда «Бар5арыы» в номинации «композиция». В нашем отделении проводятся открытые тематические уроки, сольные и общие концерты.

Преподаватель «ДШИ п.Чокурдах» по классу фортепиано: Уланова Н.И.

Источник

А.Алексеев — История фортепианного искусства — учебник

Автор учебника впервые в советском и мировом музыкознании рассматривает развитие фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — композиторского творчества, исполнительского искусства и педагогики. Первое издание выпущено в 1962 г. (ч 1) и в 1967 (ч 2) годах.
Предназначается для студентов музыкальных вузов Может быть использован учащимися и педагогами музыкальных училищ


А.Д. Алексеев

История фортепианного искусства
Часть 1 и 2
«Музыка», 1988г.
Только описание.

ОТ АВТОРА
Этот учебник возник в процессе моей многолетней исследовательской и педагогической работы. Предназначенный служить основным руководством для студентов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства, он является вместе с тем и научным трудом, освещающим развитие этого искусства от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов.
Идея такого синтеза, при выявлении ведущего значения в нем творчества композиторов, должна пронизывать и лекционный курс. Раскрытие ее следует вести на разных уровнях. Это и проявление в рассматриваемой области инструментализма основополагающих закономерностей музыкальных стилей, и функционирование искусства, его крупнейших мастеров в общественной жизни, и, наконец, интерпретация отдельных произведений.

Проблема интерпретации—центральная в курсе. Ее необходимо рассматривать в историческом и теоретическом аспектах, конкретизируя на материале прослушиваемых записей исполнения пианистов прошлого и ныне живущих. Многие из таких записей анализируются на страницах учебника. Ими, однако, нельзя ограничиваться. Важно, чтобы студент систематически знакомился и с новыми, наиболее интересными интерпретациями, и не только на классных занятиях, но и посещая с этой целью концерты и прослушивая записи дома по радио и телевидению.
Чтение курса целесообразно скоординировать с параллельным изучением студентами учебника. При таком методе оказывается возможным многое оставить на долю их самостоятельной работы (ее надо, однако, направлять и систематически проверять). Высвободившееся на занятиях время окажется возможным посвятить более глубокому освещению узловых проблем курса, прослушиванию большего количества записей, вовлечению студентов в обсуждение затронутых вопросов. Все это значительно повышает эффективность педагогической работы и способствует быстрейшему творческому развитию студентов.

ЧАСТЬ I

  • Глава I.
    Общественные предпосылки формирования клавирной культуры. Импровизация как основа исполнительского искусства XVI—XVIII веков. Клавесин и клавикорд
  • Глава II.
    Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Важнейшие клавирные школы XVI—XVII столетий. Зарождение французской клавесинной школы. Клавирная сюита. Английские вёрджиналисты
  • Глава III.
    Искусство рококо и французский клавесинизм XVIII столетия. Клавесинная миниатюра в творчестве Ф. Куперена и Ж.-Ф. Рамо. Исполнительские принципы французских клавесинистов и проблема интерпретации их сочинении.
  • Глава IV.
    Новые стилевые черты в итальянской музыке конца XVII — первой половины XVIII столетия. Д. Скарлатти; его сонаты и их интерпретация
  • Глава V.
    И.С. Бах; его клавирное творчество. Бах — исполнитель и педагог. Интерпретаторы его клавирных сочинений. Клавирное искусство Г. Генделя. Проблемы интерпретации музыки эпохи барокко
  • Глава VI.
    Эстетические воззрения западноевропейских просветителей XVIII века. Развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального классицизма конца XVIII столетия. Новые эстетические принципы в музыкально-исполнительском искусстве
  • Глава VII.
    Развитие клавирно-фортепианной культуры во Франции и в Италии во второй половине XVIII века. Чешские пианисты и композиторы. Сыновья И. С. Баха. Ф. Э. Бах и его трактат. Ранние венские классики. Фортепианное творчество И. Гайдна и В. А. Моцарта. Моцарт-пианист

ЧАСТЬ II

  • Глава I.
    Фортепианная культура Западной Европы в конце XVIII—первой половине XIX века. Деятельность виртуозов. Лондонская школа; М. Клементи и его ученики; Д. Фильд. Венская школа;
    И. Гуммель
  • Глава II.
    Л. ван Бетховен.
    Его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений
  • Глава III.
    Передовые творческие тенденции в фортепианной музыке первой половины XIX века. Чешские композиторы и пианисты. Фортепианное искусство австрийских и немецких музыкантов.
    Ф. Шуберт. К. М. Вебер. Ф. Мендельсон
  • Глава IV.
    Р. Шуман.
    Его взгляды на фортепианное искусство и воспитание музыканта. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация сочинений Шумана
  • Глава V.
    Искусство виртуозов в 30—40-е годы XIX века. Парижская школа; Ф. Калькбреннер. Педагогическая деятельность. Черни. С. Тальберг. И. Мошелес
  • Глава VI.
    Фортепианное искусство Польши начала XIX века. Ф. Шопен. Его исполнительская и педагогическая деятельность. Черты стиля и жанры творчества. Интерпретация шопеновских произведений
  • Глава VII.
    Ф. Лист — исполнитель и педагог. Фортепианная музыка Листа; стилевые черты, жанры. Интерпретация произведений композитора
  • Глава VIII.
    Фортепианное искусство второй половины XIX века. Немецкая школа. И. Брамс и его фортепианное творчество. Пианисты академического направления. Веймарская школа; Г. Бюлов, К. Таузиг, Э. д’Альбер и другие ученики Ф. Листа. Развитие теоретической мысли в области фортепианного искусства
  • Глава IX.
    Французская школа. К. Сен-Санс. С. Франк. Французское фортепнанно-исполнительское и педагогическое искусство. Норвежская школа. Э. Григ. Западнославянские композиторы и пианисты.
    Б Сметана. Польские пианисты. Т. Лешетицкий
  • Глава X.
    Русское фортепианное искусство конца XVIII — первой половины XIX века М. Глинка. Период 60-х годов и его значение в развитии фортепианного искусства. А. Рубинштейн; его музыкально-общественная едагогическая и композиторская деятельность. Н Рубинштейн Русская мысль о фортепианно-исполнительском и педагогическом искусстве
  • Глава XI.
    Фортепианное искусство композиторов Могучей кучки. М. Балакирев, его исполнительская деятельность и фортепианные сочинения. М. Мусоргский пианист и автор фортепианных произведений. Фортепианные сочинения Н. Римского-Корсакова и А. Бородина. Фортепианное творчество П. Чайковского. Исполнение его сочинений
  • Нотные примеры
  • Библиография

А.Д. Алексеев
История фортепианного искусства
Часть 3
«Музыка», 1982г.
Только описание.

Эта книга — третья, заключительная часть учебника для студентов-пианистов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства (материал книги может быть использован и на семинарах по современной музыке, где творчество композиторов XX века изучается более подробно). Все три части учебника в целом являются первым опытом рассмотрения фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — музыки, исполнительства и педагогики. Основное внимание, как и в предшествующих частях, уделено творчеству крупнейших композиторов и вопросам его интерпретации.
Ввиду исключительной сложности и еще недостаточной изученности искусства XX века эта часть потребовала значительной исследовательской работы, особенно в области фортепианной стилистики и интерпретации музыкальных произведений разными исполнителями. Сложной задачей было также нахождение оптимального распределения материала, обеспечивающего ясное прослеживание основных линий развития композиторского творчества, исполнительства и педагогики.
В книге рассматриваются важнейшие явления истории фортепианного искусства с конца XIX до середины XX века. Последующее развитие фортепианного искусства в соответствии с программой курса намечено лишь контурно, в заключительном разделе.

Изучение курса предполагает не только слушание лекций, но и активную самостоятельную работу студентов. Направить ее и помочь в ней призван прилагаемый список музыковедческих трудов. Некоторые проблемы оставлены как бы открытыми — специально с целью заинтересовать студента самостоятельной работой над источниками (педагог, ведущий курс, может, естественно, по своему усмотрению выдвигать для самостоятельного изучения и другие темы). Важно непрерывно пополнять курс новыми материалами, в особенности грамзаписями наиболее интересных интерпретаций музыки композиторов XX века. Изучение интерпретаций, анализируемых в учебнике, предполагает достаточно хорошее знание студентами исполняемого произведения и прослушивание его в соответствующей записи.
Автор приносит сердечную благодарность коллегам по ВНИИ искусствознания, участникам обсуждения рукописи, в первую очередь — Л. 3. Корабельниковой, Е. М. Левашову, О. Е. Левашовой, И. В. Нестьеву, М. Е. Тараканову и рецензентам — И. 3. Зетелю, Л. М. Кокоревой, А. В. Малинковской, Г. М. Цыпину за ценные советы.

  • Глава I. Фортепианное искусство XX века, этапы его обновления
    Пианисты рубежа столетий: Гофман, Бузони.
    Проблемы теории пианизма и фортепианной педагогики
  • Глава II. Французские пианисты и композиторы конца XIX — начала XX века
    Дебюсси, Равель. Испанское Ренасимьенто; Альбенис, Гранадос, Фалья
  • Глава III.
    Русское фортепианно-исполнительское и педагогическое искусство конца XIX — начала XX века.
    Есипова, Сафонов.
    Творчество композиторов-пианистов. Лядов, Глазунов. Метнер. Рахманинов. Скрябин
  • Глава IV. Фортепианное искусство в период между двумя мировыми войнами. Немецкая и австрийская школы Шнабель, Гизекинг Регер, Шёнберг и нововенцы; Хиндемит
  • Глава V.
    Французская фортепианная музыка в период между двумя мировыми войнами; Сати и композиторы Шестерки; Жоливе и Мессиан Итальянская школа; Казелла. Фортепианное искусство Стравинского
  • Глава VI.
    Фортепианное искусство северных и юго-восточных стран Западной Европы; фольклорные истоки обновления музыки Польские пианисты и композиторы. Барток. Фортепианное искусство США и Латинской Америки
  • Глава VII.
    Советские мастера пианизма Советская фортепианная литература. Первые ее представители; Мясковский Подъем искусства в республиках СССР. Новое поколение советских композиторов; Хачатурян, Кабалевский, Шостакович. Прокофьев— композитор и пианист Фортепианное искусство послевоенного времени, советское и зарубежное
  • Библиография

Источник

Читайте также:  Колыбельная для мышонка ноты
Оцените статью