История одного инструмента гитара проект 4 класс

Презентация по музыке на тему «Гитара. Авторская песня» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГИТАРА. Авторская песня. Автор: учитель музыки МБОУ НШДС №48 Бутымова Татьяна Леонидовна Г. Ногинск 2019 год

Гитара это — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях. Исполнитель на гитаре называется ГИТАРИСТ, а человек, изготавливающий и ремонтирующий гитары, называется ЛЮТЬЕ.

От Кифары до Гитары А началась история этого инструмента еще в IV-V вв до н. э. Кифара была популярна в Риме, Тар, ситар, цитра – в Индии и Иране. Предки гитар представляли собой полый корпус и длинную шейку со струнами. Корпус был выдолблен из куска дерева или изготовлен из панциря черепахи, либо из высушенной тыквы. Лютня – так же прародительница гитары, была очень популярна в XIV-XVI вв.

Происхождение названия По одной из версий название «сангита» (в пер. музыка) и «тар» (в пер. струна) По второй версии слово гитара происходит от слова «кутур» (в переводе 4-х струнный). Есть и еще одна версия происхождения этого слова с древне-индийского языка Санскрита, согласно которой «ГИТА» — песня, а «РА» – Бог Солнца. По аналогии со словами РАдуга, РАдость, уРА, ГИТАРА переводится как «ПЕСНЬ СОЛНЦА». Активнее всего гитара развивалась в Италии и Испании, а само слово впервые появилось в XIII веке в средневековой Европе. Особую популярность в России гитара завоевала лишь в конце XVIII века. Знаменитая семиструнная гитара была придумана именно в нашей стране. Ее создатель – Андрей Осипович Сихра – основоположник гитарного искусства в России. Во всем мире семиструнную гитару называют «РУССКОЙ».

Читайте также:  Гимн россии с аккордами для гитары

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ Корни авторской песни уходят в средневековую Европу. Ее прародители – простые уличные музыканты – миннезингеры, менестрели. Как песенный жанр возник в середине ХХ века. В Россию пришел в начале 1960х годов. Чаще всего исполнители этого жанра являются одновременно авторами и стихов и музыки, отсюда и название. Примечательно, что главенствующее значение имеет текст. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой, красивыми стихами, лиричными мелодиями и задушевностью. Поэтому они так любимы в широком кругу слушателей и являются украшением любого концерта. Авторские песни нередко звучат в турпоходах «у костра», благодаря чему получили название «туристских». Хотя среди этих песен множество детских, студенческих и военных.

Основатель этого жанра в России – один из самых значительных и наиболее популярных его представителей – Булат Шалвович Окуджава. Он считал, что это совсем не песня, а просто способ исполнения своих стихов под аккомпанемент. Его нетленные шедевры: «Давайте восклицать!» «Здесь птицы не поют»

Вторым по величине и значимости представителем этого жанра является Юрий Визбор Советский автор-исполнитель, поэт, киноактёр, писатель и журналист. Является создателем жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен. Самые известные произведения: «Милая моя» «Ты у меня одна» «Понимаешь, это странно»

Неоценимый вклад в бардовскую песню внёс великий актер, автор 600 потрясающих авторских произведений, среди которых «Песня о друге», «Дорогая передача», «Парус» и «Я не люблю». Владимир Высоцкий Его гений заключался в абсолютно правдивом исполнении. Владимир Семенович умел поистине вживаться в героев своих песен и фильмов. Был одновременно скалолазом, телезрителем, другом в песнях, самым потрясающим сыщиком Глебом Жигловым и непревзойденным театральным Гамлетом.

Огромный вклад в развитие авторской песни внесла чудесная семейная пара – Сергей и Татьяна Никитины. Будучи физиками по образованию, нашли свое призвание в музыке. По воспоминаниям Сергея Яковлевича, на этот путь он стал благодаря Булату Окуджаве. Именно его творчество сподвигло молодых студентов Физического факультета МГУ создать музыкальный квартет. Именно Сергей и Татьяна Никитины первыми знакомят вас с миром авторской песни, ведь многие их произведения написаны для мультфильмов: «Большой секрет», «Я леплю из пластилина», «Ежик резиновый».

Невозможно представить себе мир авторской песни без нашего современника Олега Митяева. Этот автор написал множество прекрасных песен, среди которых «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето», «Лето – это маленькая жизнь», «Давай с тобой поговорим». А начался его взлет на олимп авторской песни в 1978 году с песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с которой он стал лауреатом Ильменского фестиваля. С тех самых пор эта песня является гимном бардовского движения.

Номер материала: ДБ-454159

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательский проект «История возникновения гитары»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г. Карачева

Имени Героя Советского Союза

Степана Петровича Лоскутова

и ее роль в современном искусстве»

Автор проекта: Субботин Матвей

ученик 3-б класса

Руководитель работы: Солончева

Татьяна Анатольевна – учитель

начальных классов МБОУ СОШ № 4

г. Карачева им. С.П. Лоскутова

г. Карачев 2019г.

2 Теоретическая часть, обзор литературы…………….……………….…4-17

История появления гитары и происхождение ее названия…………….…4-6

Разновидности и устройство гитары………………………………. …..7-12

Известные исполнители на гитаре………………….……………………12-15

Гитара в различных стилях музыки……………..………. ………..……15-17

3 Практическая часть………………………………………………. …. 17-21

Анализ результатов анкетирования………………………………..……..18-20

Творческое исполнение пьесы на гитаре….…………………. ……….……21

Вот уже второй год я учусь играть на гитаре. Мне приходится много трудиться, но я очень люблю свой инструмент. Он очень красиво звучит и можно исполнить любую музыку: народную, классическую, эстрадную. Всегда было интересно узнать историю происхождения инструмента, известных исполнителей. Оказалось, что многие мои одноклассники никогда не слышали исполнения на гитаре. Думаю, им будет полезно узнать об этом инструменте, а я с удовольствием сыграю для них на своей гитаре.

познакомиться с историей гитары и определить ее роль в современном мире.

Изучить историю появления гитары и происхождение ее названия.

Выявить отличительные свойства гитары.

Изучить разновидности инструмента.

Определить роль гитары в современном мире.

Формировать интерес к инструментальной музыке и игре на гитаре.

Обучать всех детей музыке надо хотя бы для того, чтобы они, когда вырастут, были не только образованнее, культурнее, но и понимали, по возможности, громадность, красоту и хрупкость мира, зовущегося музыкой, и на своем личном опыте осознали сложность его познания. Научиться играть на музыкальном инструменте – большая радость и возможность давать миру красоту. Каждому ребенку важно чувствовать, что он тоже умеет делать что-то важное, красивое и нужное.

-обработка, анализ результатов

-систематизация собственного опыта

Сейчас вокруг звучит много современной музыки. Она ритмичная и громкая. Но совсем не слышно красивой сложной музыки настоящих музыкальных инструментов. Гитара может красиво звучать, ее история, как музыкального инструмента, насчитывает сотни лет. Хочу показать в своей работе какой интересный этот инструмент- гитара. И исполнить красивую музыку на своем инструменте.

История происхождения гитары. Развитие искусства игры на гитаре.

2 Теоретическая часть

История появления гитары и происхождение ее названия.

Гитáра — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки , являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз , кантри , фламенко , рок-музыка , иногда джаз и др. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру .

Тар один из предшественников гитары

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора ( шумеро — вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии . В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла , нефер , цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара .

Первые упоминания о гитаре уходят далеко в прошлое, в 3700 год до нашей эры. Именно этой датой, по мнению археологов датируется гробница Фивского царя, внутри которой на стене был изображен прототип современной гитары.

Слово «гитара» в переводе с санскрита — «шестиструнная». Изначально это было слово «кутур» которое позже стало словом «ситару» а еще позже это слово переросло в гитару. В 13 веке в Испанию гитару завезли арабские завоеватели, и после этого гитара стала народным инструментом в Испании. Инструмент где было 5 струн появился только в 15 веке, до этого была 1 струна. В середине 13 века о гитаре узнала вся Европа, а внешний вид инструмента уже почти сформировался. Шестиструнным инструмент стал лишь в начале 18 века.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы , панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III — IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века . Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырёхструнный» (ср. сетар — трёхструнный).

По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке .

В Средние века основным центром развития гитары была Испания , куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII — начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII — начале XVIII века. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сартии Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти , затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор.

Разновидности и устройство гитары.

Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой « грифом ». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны, закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим — на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «сёдла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева, или палисандра, так же используется клён. Есть экзотические варианты, такие, как амарант, или венге. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева, и других прочных пород.

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

По способу усиления звука

Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.

Электрическая гитара — гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем .

Полуакустическая гитара — комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены также и звукосниматели.

Резонаторная гитара — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.

Синтезаторная гитара — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса

Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса ( XIX век ).

Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой.

Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века.

Дредноут (Вестерн) — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века .

Джамбо — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году и ставший популярным среди кантри и рок гитаристов.

Электроакустическая гитара — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам.

Обычная гитара — от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Диапазон гитары составляет около 4-х октав.

Бас-гитара — гитара с низким диапазоном звучания, как правило, на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана в 50-х годах XX века .

Тенор-гитара — четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо .

Баритон-гитара — гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов

Обычная гитара — гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.

Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука.

Слайдовая гитара — гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда, которым водят по струнам.

По месту происхождения

Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII — XV веках .

Русская гитара — акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII — XIX веках .

Гавайская гитара — слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки

Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса ( XIX век ).

Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко , отличается более острым тембром звука.

Джазовая гитара. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра , что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х — 30-х годов XX века .

По роли в исполняемом произведении

Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.

В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берет на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре.

Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

Бас-гитара — гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.

Четырёхструнная гитара — гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар — это бас-гитары либо теноровые гитары.

Шестиструнная гитара — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность. Семиструнная гитара — гитара, имеющая семь одиночных струн. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII—XIX веков до настоящего времени.

Двенадцатиструнная гитара — гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон . На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты , фолк-музыканты и барды .

Известные исполнители на гитаре.

Фернандо Сор был прозван «Бетховеном гитары», его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.

Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его «Школа для гитары» многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.

Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник и друг Ф. Сора Дионисио Агуадо . Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог.

В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.

В 1870-х годах в Испании начался подъем в борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название «Ренасимьенто».

Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель .

В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.

В это время начинается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа .

Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов – Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются «Воспоминания об Альгамбре», «Арабское каприччо» и «Арагонская хота» с вариациями.

Еще одним известным учеником Тарреги был Эмилио Пухоль . Пухоль преподавал гитару в Барселонской консерватории, создал пятитомную Школу «Рациональный метод игры на гитаре», а также выпустил большое количество переложений для гитары произведений XVI века, которые с 1926 года начали издаваться в Париже, объединенные в сборник «Библиотека старинной музыки».

Одним из самых блистательных гитаристов XX века не только в Испании, но и во всем мире, был Андрес Сеговия .

Основная проблема, которую стремился решить Сеговия – это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары.

Гитара в различных стилях музыки.

Что для нас значит музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного – это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа и во все времена слушалась с удовольствием.

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления — джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях — блюзах. Своеобразная манера пения негров отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре ( бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.
Гитара в рок музыке.
С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре.

Большинство композиций, вошедших в историю рока, были написаны гитаристами, которые были лидерами в своих ансамблях (Д. Хендрикс, Р. Блекмор, Д. Пейдж, А. Янг, из современных, — Е. Халлен, Д. Сатриани, С. Вай, Г. Мур и многие другие. В отечественном роке картина та же: А. Макаревич, К. Никольский, В. Кузьмин, В. Бутусов, Е. Хавтан и др. — авторы большого количества композиций, вошедших в историю советской рок музыки, — именно гитаристы ). Начиная с 50-х годов, шло массовое накопление гитарных «фишек», приемов, способов звукозвлечения.
Развитие гитарной рок школы неразрывно связано с техническим прогрессом в области электронного гитарного оборудования. В частности, применение лампового переусиления, при котором появлялся специфический звук электрогитары, стало неотьемлимым элементом формирования звука гитары в рок музыке.
Гитара и бардовская песня

Гитара – наверное, именно этот музыкальный инструмент является символом бардовской песни и русского шансона . Так как этот инструмент имеет самое прямое отношение к авторской песни. Пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Основное качество такой песни – это то, что за ней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом.

3. Практическая часть

У чащиеся 3-их класс ов средней школы № 4 приняли участие в опросе, который включал в себя 8 вопросов и по 2 возможных ответа.

Источник

Оцените статью