Конспект тематического досуга «История создания фортепиано»
Людмила Крицкая
Конспект тематического досуга «История создания фортепиано»
КОНСПЕКТ тематического досуга «История создания фортепиано»
Для старших дошкольников и их родителей.
Составила музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №57 Калининского района г. Санкт-Петербурга Крицкая Людмила Александровна
Цель – приобщать детей к истории музыкальной культуры
• оказывать посильную помощь родителям в воспитании гармоничной личности.
• Вызвать интерес у дошкольников к истории музыки, к истории создания музыкальных инструментов.
• Вызвать желание у дошкольников и их родителей быть активными участниками в преобразовании развивающей среды в детском саду.
• Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания).
Дети с родителями рассаживаются свободно в зале перед экраном
МУЗ. РУК. Сегодня вы узнаете, как в нашей жизни появилось фортепиано. А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент -фортепиано, и почему оно занимает важное место в музыке?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.
Давным- давно, много- много лет назад (570 до н. э.) в Древней Греции жил учёный Пифагор. Он изучал свойства различных материалов. И вот он создал не то прибор,не то музыкальный инструмент:
прямoугольный ящик, на верхней части которого была нанесена шкала, а сверху крепилась только одна струна. Назвал он это устройство монохорд. Перемещая подвижную подставку по разным точкам шкалы, Пифагор получал звучание различных по высоте звуков. Монохорд и был «прадедушкой» фортепиано.
Его начали совершенствовать, размещая на поверхности всё больше струн.
Так появились гусли.
Струн становилось все больше и больше…
Затем придумали соединить клавиатуру и многострунный монохорд.
Так родился клавикорд.
Что за удивительный получился инструмент!
Играть на нем было легко – достаточно было легкого прикосновения, чтобы он зазвучал нежно, мягко.
Клавикорд был удобным и легким.
Его можно было поставить на стол, или держать на коленях.
Всем был хорош клавикорд…
Но его звучание было очень тихим, едва слышным в большом помещении.
И еще – невозможно было извлекать звуки разные по силе звучания.
Люди хотели, чтобы звучание музыкальных инструментов напоминало пение птиц, интонацию голоса.
Но клавикорд не мог подражать этому.
Поэтому музыканты продолжали совершенствовать инструмент.
Так появился Клавесин — первый клавишно-струнный инструмент
Клавесин звучал немного громче клавикорда.
Внешний вид клавесина стал богатым – мастера расписывали его красивыми узорами, резьбой, украшали инкрустацией.
Клавесины были разными по форме,но основных форм было две:
у одной струны располагались горизонтально (прототип рояля, у другой – вертикально (прототип пианино).
Как и клавикорд, клавесин имел недостаток — звук был почти одинаковой громкости.
Невозможно было извлекать громкие и тихие звуки.
И вот, в самом начале 18 века, итальянский мастер и коллекционер клавесинов Бартоломео Кристофори, изобрел «клавесин с тихим и громким звуком» — так он сам назвал свой инструмент.
Он усовершенствовал механизм инструмента и обтянул молоточки кожей.
Все оценили его «улучшенный клавесин».
Никто даже не подозревал, что этот новый клавесин даст жизнь новому «королевскому» инструменту – роялю…
На «трон» взошел рояль (что значит «королевский», а клавикорды и клавесины перестали изготавливать.
На рояле можно было играть тихо и громко.
Мастера стали улучшать звучание рояля.
Они делали струны, по которым ударяли молоточки, более толстыми и длинными, и еще больше натягивали их.
Но корпуса роялей ломались от сильного натяжения.
Когда люди научились использовать металл, они сделали чугунную раму, на которую и натянули струны.
Рама выдерживала натяжение струн до 20-ти тонн!
Изменились и молоточки – их стали покрывать войлоком.
И рояль «запел» — звук стал громче, ярче.
Позже изобрели педали для продления звука.
Педаль делает звук еще ярче, выразительнее.
Рояль был замечательным инструментом, но очень… большим!
Он помещался в больших залах.
А в небольших помещениях его нельзя было использовать…
Тогда мастера принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования – пианино.
Так что рояль и пианино – совсем близкие «родственники».
Их называют «фортепиано», потому, что сила звука может быть разной — от едва слышного (пиано) до очень громкого (форте!
На фортепиано можно исполнять и певучие мелодии, и многозвучные аккорды.
Чем отличается пианино от рояля? (ответы детей)
Музыкальный руководитель предлагает посмотреть видео, в котором пианист исполняет музыкальное произведение.
Музыкальный руководитель благодарит за внимание и прощается с детьми и их родителями
Список источников
• Медушевский В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта М; Педагогика 1985 г.
• https://www.youtube.com/watch?v=rl5sTS56k-AЭнциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 г.
• Гельберквит М. Рождение фортепиано – М. : Детская литература, 1984 г.
• Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М. : Всесоюзное издательство советских композиторов, 1986 г.
• Об истории создания фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/
• История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html
Прикреплённые файлы:
prezentacija_jn2js.pptx | 1852,73 Кб |
Проект «История создания книги» Проект «История создания книги». Дети с раннего детства любят книги: сначала их привлекают красивые, яркие картинки, затем, когда они научились.
«Воспоминания о лете». Сценарий тематического досуга для детей старшей группы ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ (Тематический досуг для детей старшей группы) Зал украшен разноцветными шарами. Оформлена выставка рисунков о лете.
Хоровод снеговиков. История создания первого снеговика Зима… Снег… Прекрасная возможность повеселиться: сыграть в снежки, спуститься с невероятной горки на санках, покататься на лыжах, совершить.
История создания мультфильма «Сказка как лесная фея защитила зверей». Часть 1. Литературный сценарий В далёкой стране властвовал когда-то король Владислав, и был у него любимый сын — принц Игорь. Ко всем подданным король был добр, беспощадным.
Конспект НОД в старшей группе «История создания предметов посуды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Колобок» Занятие НОД по образовательной области «Познание».
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История создания часов» Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновения часов.
Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов» Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов» по трансдисциплинарной.
Сценарий тематического досуга в подготовительной группе «Капустные посделки» Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 43» УДП РФ Тематический.
НОД «Путешествие по «реке времени». История создания книги» НОД «Путешествие по «реке времени». История создания Книги». Воспитатель: Цареградская Анна Сергеевна. Цель: Расширить и систематизировать.
Сценарий тематического досуга «Князь Владимир Красно Солнышко и Крещение Руси» для детей подготовительной группы Цель: Дать детям представления о Крещении, о приходе Христианства на Русь, о роли князя Владимира – Красно Солнышко. Задачи: Содействовать.
Источник
Рождение фортепиано
план-конспект (музыка) по теме
Конспект урока по музыке для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdenie_fortepiano.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Рождение фортепиано
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль».
1. Организация класса.
2. Исполнение «приветственной попевки».
3. Объяснение новой темы.
а) Введение в тему
Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во все мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у многих из нас он есть и дома.(Ответы учеников)
Да, это фортепиано. И как раз ему мы посвятим наш урок.
Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот инструмент, какие инструменты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения.
А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели такой инструмент клавикорд(иллюстрации). Клавикорд еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук клавикорда был мягкий и нежный, и легкого прикосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорош клавикорд, но вот беда – его звучание было таким тихим, что его почти не было слышно.
Поэтому вскоре на смену клавикорду клавесин( показ иллюстрации). Чем отличался он от клавикорда? Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2-3, чтобы усилить звук. Но и это не помогало. С какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным.
Слушание музыки: Дакен. Пьеса «Кукушка»
А почему же звук на клавесине не был громким? Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло пером (воронье), но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко.
И только в 1709г. итальянский мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки-молоточки. И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте ( показ на фортепиано), а слабо ударишь – тихий –пиано. А если соединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента – фортепиано.
А теперь послушайте как звучит фортепиано в отличии от клавесин.
Шопен. Прелюдия №2 (до минор) исполнение на фортепиано.
Итак: фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским, это слово на итальянском языке звучит как рояль (показ иллюстрации).
Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали (изобрели) маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое».
Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас.
в) закрепление нового материала.
- Что общего клавикордом, клавесином, пианино и роялем?
- В чем различия?
- Какой из этих инструментов появился раньше других, сколько лет назад?
- Какие инструменты относятся к фортепиано? Почему?
4. Музыкальная разминка.
Песня «Добрый жук»
Песня «Зимняя пляска»
Исполнение с движением под музыку.
5. Музыкальная игра.
Класс делится на 2 команды (команда мальчиков и девочек)
а)1.Я показываю картинку с изображением музыкального инструмента, а ученики отгадывают название инструмента (гусли, гитара, арфа, балалайка, скрипка, домра, саксофон, волынка, труба).
б) Музыкальное «Поле чудес».
На доске помещены 4 слова-задачки, я читаю вопрос, если вы отгадали правильно, то ваше слово поместится в данное количество клеток и на обратной стороне листа – картинка с изображением этого музыкального инструмента.
Источник
История рождения фортепиано
Свидетельство
Фортепиано – один из самых древних клавишных музыкальных инструментов, широко распространенный и имеющий большое значение в европейской музыке Нового времени. Это великое изобретение в большой семье музыкальных инструментов. Роль этого инструмента в развитии и обогащении музыкального искусства переоценить трудно. У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Чтобы стать хорошим пианистом или ценителем фортепианной музыки, необходимо знать историю рождения фортепиано, его становления, преобразования и распространения, влияния на музыкальный мир в целом.
Давайте заглянем в далекие-далекие времена…
Музыка…Мы привыкли сегодня к этому слову, часто произносим его, порой не подозревая, что родилось оно, как и слова «мелодия», «ритм», «гамма», свыше 25 веков назад в древней Элладе. Согласно древнегреческой мифологии, музы – это богини-покровительницы наук и искусств. Среди них Терпсихора – покровительница танцев и хорового пения, Эрато – поэзии, Евтерпа – музыки. От муз и произошло слово «музыка». Предводителем муз был бог Аполлон. Его часто изображали с кифарой в руках (тоже музыкальный инструмент, но очень древний, ныне не используемый): согласно легенде, именно Аполлон был ее изобретателем.
Первый музыкант древности – Орфей. Заслышав чарующие звуки его золотой лиры, становились послушными дикие звери, раздвигались скалы, деревья склоняли свои ветви. Да, музыку изобрели боги и подарили ее всему человечеству. Кифара и лира были первыми музыкальными инструментами.
Монохорд. Один из ученых Древней Греции, Пифагор, изучал связь музыки и естественных наук. Он считал, что весь мир, вся Вселенная и отдельные ее планеты находятся в определенных математических зависимостях, подобных тем, на которых построена музыка. Для изучения музыкальных интервалов Пифагор использовал монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: «моно» по-гречески «одна», «хорд» — «струна»). Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны. На верхней плоскости ящика была нанесена шкала. Перемещая по определенным точкам шкалы подвижную подставку, Пифагор получал звучание различных музыкальных интервалов.
Монохорд был одним из первых шагов на пути к рождению фортепиано. Его начинают совершенствовать, размещая над ящиком-резонатором все большее число струн. Сначала к его единственной струне добавили еще одну, затем еще две и в таком виде им пользовались довольно долго. Называли его по-прежнему монохордом. Незатейливый деревянный ящик со струнами, простой в изготовлении и очень удобный для использования, становится популярным во многих странах. Дульцимеры, псалтериумы и цимбалы – так именовались в разных концах света разновидности монохорда. Они в течение многих веков были неизменными помощниками учителей пения, верными спутниками бродячих музыкантов и артистов. На Руси тоже появился подобный инструмент – это были любимые в русском народе гусли.
А струн становилось все больше и больше. У некоторых средневековых потомков монохорда их насчитывалось уже свыше тридцати. Играть на таком инструменте было весьма трудно. Что же придумали средневековые музыканты и инструментальные мастера? Кому-то из них пришла в голову замечательная мысль: приспособить клавиатуру к многострунному монохорду.
Сравнительно недавно, ученые, изучавшие средневековую литературу, обратили внимание на интересный факт: в одном из произведений среди названий, распространенных в то время музыкальных инструментов упоминалось и такое – «английская шахматная доска». Оказалось, что это название одного из самых ранних клавишно-струнных инструментов. Не исключено, что далекий предок фортепиано родился, как и шахматы, на Востоке, а в начале нашего тысячелетия был завезен в Европу, где его стали изготовлять и охотно играть на нем.
Само же название, породнившее музыкальный инструмент с шахматами, вероятно, объясняется так: соседство черных и белых клавиш напоминало обычное чередование квадратов на шахматном поле, особенно если принять во внимание, что клавиши первых инструментов были не продолговатые, как у современного фортепиано, а почти квадратные и, возможно, одного размера.
Кому же уступили место первые клавишные потомки монохорда? Клавишные музыкальные инструменты были известны еще со времен Средневековья. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, назывался клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.
Особое место во французской клавирной музыке занимают Клод Дакен (1694-1772), написавший в том числе «Кукушку», а так же органист и композитор Франсуа Куперен-младший (1668-1733). Он известен своим выдающимся теоретическим трудом – школой игры на клавесине (1716). В этом произведении он подытоживает все достижения техники игры на оперенных инструментах, расшифровывая многочисленные значки мелизмов и прочих украшений. Школа Куперена не потеряла своего значения и для нашего времени, имея ценные указания для толкования и правильного исполнения старинной клавирной музыки.
Родоначальником итальянской школы клавирной музыки является Джироламо Фрескобальди (1583-1643). Фрескобальди вводит в некоторые танцы среднюю часть с новой темой, написанной в трехголосном изложении, и дает ей название «трио», сохранившееся в музыкальной практике до нашего времени.
Самый блестящий представитель итальянской клавирной музыки — Доменико Скарлатти (1685-1757), сын неаполитанского оперного композитора Александра Скарлатти, создатель многочисленных сонат, полных новых звуковых сочетаний, технического блеска и виртуозных приемов. По форме они были большей частью одночастны и имели специфические клавирные созвучия: аккордированные арпеджио, перекидывания рук, скачки, растяжения, блестящие пассажи и т. п.
Фортепиано. В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Затем это название сократили, и появилось слово «фортепиано».