История романса для гитары

История романса для гитары

Есть такие музыкальные жанры, которые в современной музыкальной культуре давно утратили статус модных, затерявшись на фоне обильного количества клубной и электронной музыки. Что ж, каждому времени – своя музыка и свои ритмы. И все же существуют исполнители этого полузабытого музыкального направления, которые не обязательно выступают со сцены и купаются в громкой славе. И если вы являетесь обладателем неплохого голоса и умеете или учитесь играть на гитаре, может так получиться, что исполнение нескольких романсов в кругу друзей определит ваш статус самобытного и оригинального человека. Во всяком случае, при желании и наличии тонкой душевной организации стоит попробовать.

Что такое романс

По своей сути романс является песней, исполняемой под аккомпанемент. Но все же имеются некоторые стилистические отличия, позволяющие выделить подобные произведения в отдельный жанр. Во-первых, романс – очень мелодичное произведение, во-вторых, мелодия очень сильно связана со словами такой песни. Именно мелодия подчеркивает эмоциональное послание стихотворной формы. Поэтому исполняются романсы очень чувственно и лирично, передавая соответствующее настроение. Поскольку основная тема стихов, которые становятся основой для создания романса – это любовь и связанные с ней эмоциональные переживания – от нежности и печали до исступленной страсти. Аккомпанирует при исполнении певца обычно один инструмент, и традиционно это – фортепиано или гитара. Но для исполнения перед большой аудиторией могут использоваться оркестры или инструментальные ансамбли. Обычно романс передает очень личные, но понятные большинству людей переживания, направленные к конкретному человеку, для которого пишутся подобные стихи, исходящие из глубины души автора. Поэтому для пробуждения ответных эмоций в душах слушателей в романсе важно все – мелодия, слова и талант исполнителя.

Читайте также:  Красивая девушка с красивой грудью поет под гитару

Истоки романса

Изначально романс был песней, исполняемой на испанском (или романском) языке под гитару. Он зародился приблизительно в XV веке в Испании и оттуда как жанр стал распространяться по Европе. Расцвет этого музыкального жанра пришелся на XVIII век с приходом эпохи романтизма. Люди стали уделять больше внимания любви и связанным с нею эмоциональными терзаниями. В это время расцвела поэзия таких мэтров как Гёте и Гейне, которая была наполнена чувственными переживаниями. Для того чтобы исполнять такие глубокие стихи потребовалась особая музыка. Так что вскоре даже появились целые национальные школы романса с присущей им национальной аутентичностью. Романсы даже объединялись в вокальные циклы, создаваемые такими знаменитыми композиторами, как Бетховен, Шуберт, Шуман и Брамс. Особой популярностью романсы пользовались во Франции и именно оттуда попали в Россию, аристократия которой переживала в те времена увлечение европейской культурой и в особенности французской модой.

Русский романс

На формирование русского романса большое влияние оказала камерная вокальная музыка, распространенная в XVIII веке – кант и ария, а также русские народные песни. Так возникли произведения русских романсистов – Алябьева, Гурилева, Верстовского и прочих. Впоследствии на стихи отечественных поэтов были написаны романсы такими классиками как Рахманинов, Чайковский, Балакирев, Бородин и другими. Большую роль в становлении русского романса сыграло цыганское творчество. Цыганские коллективы были очень любимы представителями русского дворянства. Их часто приглашали на свадьбы и различные варианты веселого времяпрепровождения в шумных компаниях.

В начале XX века самым популярным автором и исполнителем романса был Александр Вертинский, чье чувственное исполнение в своеобразной театральной манере вызывало искреннее восхищение публики. Одним из самых популярных авторов до сих пор считается Борис Фомин, чьи романсы «Только раз бывает в жизни встреча» и «Дорогой длинною» до сих пор входят в репертуары современных исполнителей.

Читайте также:  Все бабы как бабы ноты баян

В советскую эпоху романсы посчитали проявлениями буржуазного стиля и стали повсеместно запрещать. Но с развитием советского кинематографа, уже во второй половине XX века жанр получил второе дыхание. Многие песни из фильмов той эпохи можно отнести к классике стиля – «Ты меня на рассвете разбудишь», песни из фильма «Ирония судьбы», «Белой акации гроздья душистые», и так далее.

Романсы вошли в репертуар таких известных эстрадных исполнителей, как Нани Брегвадзе, Людмила Зыкина, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Лариса Голубкина, Александр Малинин и Николай Басков.

Классификация русского романса

  • классический, написанный одним из композиторов-классиков;
  • цыганский – исполняемый в особой цыганской манере со специфическими приемами и оборотами;
  • жестокий – с трагическими сюжетами, наполненными страстями и горестями главного героя, часто завершающимися смертельным исходом;
  • городской – бытовой романс, ближе к авторской песне, один из прототипов русского шансона;
  • казачий – песни на казачью тематику родом из донских степей.

Исполнение под классическую или акустическую гитару

Романсы являются идеальным репертуаром для всех начинающих аккомпаниаторов, которые имеют желание демонстрировать свои таланты на публике. Не все из них являются легкими для исполнения, но все же большинство из самых популярных можно смело исполнять, разучив элементарное количество аккордов. Тем более что сейчас в интернете можно найти простые и понятные табулатуры любых песен.

Несмотря на то что большинство романсов написаны для мужского исполнения, часто наиболее приятным и берущим за душу является именно женский нежный вокал, поскольку хорошо соответствует лирическому настрою жанра. Поэтому если гитару берется осваивать девушка с хорошим слухом и приятным голосом, у нее есть отличный шанс стать желанным гостем в любой молодежной компании. Ну а парень, который под гитару будет исполнять не тюремный шансон, а чувственные романсы сможет легко покорить как минимум несколько женских сердец из своего окружения.

Источник

Часть III. Русский романс под цыганскую гитару

Часть III. Русский романс под цыганскую гитару

Говоря о чертах, присущих жанру русского шансона, помимо базисных отличий, кроющихся прежде всего в тексте, тематике песен, нельзя забывать и о музыкальной составляющей. Ведь ничто так не передает настроение, как мелодия. Не имея даже начального музыкального образования, мне сложно рассуждать о музыке как таковой, но будучи не один десяток лет профессиональным слушателем, я могу попытаться определить круг национальных традиций, оказавших наибольшее воздействие на жанр.

Несомненно, помимо чисто славянских мотивов, главным следует признать отчетливое звучание пресловутой «цыганской ноты». Именно «фараоново племя», как никакой другой народ, повлияло на форму и подачу нашей песни.

Московский хор цыган п/у Г. Лебедева. Конец XIX в.

Вторым немаловажным фактором стали все громче зазвучавшие на рубеже XIX–XX столетий фрейлехсы. Музыка клезмерских оркестриков с южных окраин империи оказалась неожиданно «громкой» и часто служила не просто удобным ложем, но и мягкой периной для русских текстов. Этой темы мы еще коснемся, а пока поговорим «за цыганский перебор».

Считается, что первый в России цыганский хор возник по инициативе графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского осенью 1774 года.

На страницах двухвекового бестселлера М. И. Пыляева «Старое житье» читаем:

«Чесменский герой, граф Орлов… слышал в Молдавии капеллы лаутаров (кочевых цыган). Выйдя в отставку в 1774 году и поселившись в Москве, он выписал из Молдавии одну из подобных капелл, главою которой был цыган Иван Трофимович Соколов (дядя Ильи). Цыган поселили в имении графа и записали крепостными деревни Пушкино, что в тридцати километрах от Москвы по Ярославской дороге…»

Первое время цыгане выступали на званых обедах, балах, маскарадах. Потом их можно было увидеть на народных гуляньях, в домах московского купечества, а позднее — на ресторанных подмостках «Яра» и «Стрельны».

Присутствие «кочевников» стало неотъемлемой частью народных праздников: в Марьиной Роще или Сокольниках они пели и плясали на эстрадах как для благородных особ, так и для «подлых людей».

Автор «Цыганской венгерки» Аполлон Григорьев.

По этому поводу широко известный литературный критик и ярый цыганоман Аполлон Александрович Григорьев (1822–1864) восклицал:

«В Москве, если „вам хочется звуков“, вам хочется выражения для этой неопределенной, непонятной, тоскливой хандры — и благо вам, если у вас есть две, три, четыре сотни рублей, которые вы можете кинуть задаром, — о! тогда, уверяю вас честью порядочного зеваки — вы кинетесь к цыганам, броситесь в ураган этих диких, странных, томительно-странных песен, и пусть тяготело на вас самое полное разочарование, я готов прозакладывать мою голову, если вас не будет подергивать (свойство русской натуры), когда Маша станет томить вашу душу странною песнею, или когда бешеный, неистовый хор подхватит последние звуки чистого, звонкого, серебряного Стешина: „Ах! ты слышишь ли, разумеешь ли. “ Не эван, не эвоэ, — но другое, скажете вы, распустивши русскую душу во всю распашку…»

Цыганским пением увлекались не одни только подпившие гуляки: знаменитая итальянская певица Каталани была в восторге от легендарной Стеши, прозванной газетчиками, в честь ее, «русскою Каталани».

Хор цыган на ярмарке в Харькове. Гравюра Л. Серякова. (1871).

Другую популярную певицу Веру Зорину современники звали «цыганскою Патти».

По легенде, прибывший на гастроли в Россию гениальный Ференц Лист так заслушался пением цыган, что опоздал на собственный концерт.

П. Вистенгоф в «Очерках московской жизни» (1842) вспоминал:

«Если вы, катаясь по Москве, заедете в Грузины и Садовую, то в маленьких, неопрятных домах увидите расположенные таборы цыган. Они среди шумного, образованного города ведут ту же дикую буйную жизнь степей; обмены лошадьми, гаданья, музыка и песни, вот их занятия. Любопытно видеть, когда ночью молодежь, преимущественно из купцов, подъехавши к маленькому домику, начинает стучать в калитку. В то же мгновение огоньки метеорами начинают блестеть в окнах, и смуглая, курчавая голова цыгана выглядывает из калитки. На слова кучеров: встречайте, господа приехали! цыган с хитрою, довольною улыбкой отворяет ворота и, величая всех поименно, произносит иногда имена наудачу, желая тем показать свое внимание к посетителям. Вы вошли в комнаты и уже слышите аккорды гитары, видите, с какою живостью цыганки набрасывают на себя капоты, блузы и пестрые платки; там под печкою цыган ищет свои сапоги; в одном углу разбуженный цыганенок, вскочив, спешит поднять своих собратов, а в другом старая цыганка, прикрыв люльку, собирает изломанные стулья для хора, и в пять минут весь табор поет, стройный, веселый, живой, как будто никогда не предавался обычному отдохновению тихой ночи. Разгульные песни цыган можно назвать смешением стихий; это дождь, ветер, пыл, и огонь — все вместе. Прибавьте к тому: сверкающие глаза смуглых цыганок, их полуприкрытые, часто роскошные формы, энергическое движение всех членов удалого цыгана, который поет, пляшет, управляет хором, улыбается посетителям, прихлебывает вино, бренчит на гитаре и, беснуясь, кричит во все горло; сага баба, ай люди! Ничто не располагает так к оргии, как их буйные напевы; если горе лежит у вас камнем на сердце, но это сердце еще не совсем охладело к впечатлениям жизни, то свободная песнь цыган рассеет хоть на минуту тоску вашу».

В начале XIX века управление хором Ивана Соколова перешло от отца-основателя к его племяннику Илье. Последний был не чужд сочинительству, его перу принадлежит музыка популярных тогда сочинений «Хожу я по улице», «Гей, вы, улане», «Слышишь — разумеешь» и многих других.

Как видно, «творческий багаж» цыганских хоров составляли не «таборные» напевы, но русские песни.

Знаменитые исполнительницы Стеша Солдатова, Олимпиада Федорова (о которой по сей день вспоминают словами: «Что за хор певал у „Яра“, он был Пишей знаменит!») или любимица Пушкина, выступавшая у него на свадьбе, Таня Демьянова — пели только по-русски.

Именно за особое, со слезой и куражом, исполнение русских песен, за «дикую» пляску полюбил народ цыганских исполнителей.

А. А. Григорьев уверял читателя[13]:

«Цыгане — племя с врожденною музыкально-гармоническою, заметьте, гармоническою, а не мелодическою способностью; и я думаю, что роль их в отношении к племенам славянским заключается в инструментовке славянских мелодий, что они и делают или, по крайней мере, делали до сих пор. Всякий мотив они особенным образом гармонизируют, и у них, кроме удивительно оригинальных, иногда удивительно прекрасных ходов голосов и особенности в движении или ходах голосов, также ничего нет, хотя именно эти ходы и это особенное движение, которое можно уподобить явно слышному биению пульса, то задержанному, то лихорадочно-тревожному, но всегда удивительно правильному в своей тревоге, составляют для многих обаяние цыганской растительной гармонии.

…Ни одного романса, хорошего или пошлого, будет ли это „Скажи, зачем?“, „Не отходи от меня“ Варламова, или безобразие вроде романса „Ножка“, не поют они таким, каким создал его автор: сохраняя мотив, они гармонизируют его по-своему, придадут самой пошлости аккордами, вариациями голосов или особым биением пульса свой знойный, страстный характер, и на эти-то аккорды отзывается всегда их одушевление, этой вибрацией дрожат их груди и плечи, это биение пульса переходит в целый хор…

Из этого следует, что цыгане важны как элемент в отношении к разработке музыкальной стороны нашей песни… Их манера придает некоторым из наших песен особенный страстный колорит.

…Племя бродячее, племя, хранившее одну только свою натуру (как данные) чистою и неприкосновенною, — цыгане по дороге ли странствий, на местах ли, где они остепенились, как у нас, захватывали и усваивали себе то, что находили у разных народов.

…Певцы, то есть поющие с некоторым искусством, обыкновенно аккомпанируют себе на каком-то инструменте, на балалайке или на семиструнной гитаре, до игры на которых, равно как и до некоторой степени искусства в пении, доходят они большей частью самоучкою…»

Первые годы после появления на имперской сцене цыганское искусство является элитарным. Профессиональных коллективов существовало мало, и услыхать их можно было только в домах родовитых и богатых семейств. Но постепенно ситуация меняется.

В тридцатых годах девятнадцатого века началось вырождение хоров, — считает историк культуры Николай Бессонов. — Это связано с изменением общественной атмосферы — в годы реакции народная песня уже не была такой желанной, как во времена патриотического подъема начала века. Слушатели потянулись к итальянской опере, к заезжим гастролерам. Цыганские хореводы застыли в растерянности, не зная, как теперь прокормить себя и свои семьи. Пытаясь вернуть отвернувшегося слушателя, они пошли по самому легкому пути — ввели в репертуар дешевые куплеты и псевдонародные песни…

…Когда мы говорим о кризисе в цыганском музыкальном исполнительстве, четко обозначившемся в середине XIX века, нам нельзя забывать еще об одном важном обстоятельстве. Постепенно места дворян в зале стали занимать купцы. Именно вкусы этого сословия начали формировать репертуар. Центр цыганского хорового пения постепенно сместился в рестораны. Вот образцы (…) «цыганских» песен 1846 года:

Хорошо песни цыганочки поют,

Еще лучше с купцов денежки берут.

Молодая только глазом поведет,

Он тотчас ей депозитную дает.

Когда ж станет весь кошель его пустой,

Тогда, купчик, просим милости домой…

Но не все обстояло столь печально. На годы, с которыми некоторые связывают упадок цыганских хоров, приходится расцвет русского романса. На этой ниве начинают творить блестящие поэты и композиторы.

Понятие «романс» приходит в Россию в середине XVIII века. Тогда романсом называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку.

С развитием такого литературного направления как романтизм песенное творчество русских поэтов становится весьма разнообразным как по содержанию, так и по жанровым признакам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

И ЕЩЕ РАЗ ПРО ГИТАРУ

И ЕЩЕ РАЗ ПРО ГИТАРУ Казалось бы, хватит уже, сколько можно. Не могу, снова и снова возвращаюсь к великой загадке гитары. Сколько музыкальных инструментов придумало человечество, а именно гитара стала самым любимым и самым народным. Почему? Думаете, из-за Битлов, из-за

И еще раз про гитару

И еще раз про гитару Казалось бы, хватит уже, сколько можно. Не могу, снова и снова возвращаюсь к великой загадке гитары. Сколько музыкальных инструментов придумало человечество, а именно гитара стала самым любимым и самым народным. Почему? Думаете, из-за Битлов, из-за

Романс

Романс В заболоченной Чукотке, У вселенной на краю Я боюсь одной чахотки — Слишком громко я пою, Доставая из-под спуда, Из подполья злого дня Удивительные руды С содержанием огня. Для моих усталых легких Эти песни — тяжелы. Не найду мелодий легких Средь сырой болотной

РОМАНС

РОМАНС Лились и означали грусть Ручьи тех глаз, тех уст напевы, Те слезы, павшие на грудь Прекрасной и печальной девы. Терпели губы тяжкий зной, Труд голоса душа творила, И, смело плача предо мной, Она со мною говорила. Мне речь ее была нова, И я был очарован ею. Ее

РОМАНС

РОМАНС Я знаю вязкую влюбленную отсталость И нежности подкинутый обман, Но отчего же эту злую малость Так трудно сдать годам? Мне тягостны, как нездоровье, И перец нетерпенья встреч, И по оврагам, без дороги, Прерывистая речь… Скачка на месте! Узость

Романс

Романс Ты светом для меня была. Не замечал, как мне необходим он. Ты заполняла жизнь мою незримо, Как небо, невесома и светла. Но только вечер приближается немой, Ложась на плечи тенью и прохладой, Печально гаснет образ, как лампада. Я понимаю: нет тебя, друг мой. Как ясен

Часть 2. Русский с китайцем…

Часть 2. Русский с китайцем… Поезд Москва — ПекинВ конце марта 1953 года я впервые уезжал на постоянную работу за рубеж. Страна еще находилась под впечатлением похорон Сталина. В поезде Москва — Пекин циркулировали слухи, будто на Транссибирской магистрали неспокойно:

Украли гитару!

Украли гитару! 6 марта 1968 года и 21 октября 1974 года, НИИ «Энергосетьпроект» Когда я занимался сбором информации, связанной с ленинградской биографией Владимира Высоцкого, несколько раз до меня доходили странные слухи о том, будто «Высоцкий украл гитару». Как-то раз такой

Музыка французская, слова украинские, романс… русский

Музыка французская, слова украинские, романс… русский Стихотворение «Черные очи» было написано украинским писателем и переводчиком Евгением Павловичем Гребенкой (1812–1848), когда он вместе со своим другом поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко гостил в своем родовом

«Нефраерский романс»

«Нефраерский романс» «Где еще выступать начинающей певице, как не в ресторане? Я пела, играла на клавишных, да еще купила электронную приставку, заменяющую ударника. Когда через десять лет, уже окончив Гнесинку, я собралась уходить из ресторана, то руководитель ансамбля

Про альт, гитару и баклажанную икру

Про альт, гитару и баклажанную икру Формально события развивались так. Меня «поступили» в музыкальную школу-семилетку. Но учиться в двух школах – общеобразовательной и музыкальной – было сложно. И после четвертого класса я был переведен в музыкальную десятилетку им. С.

Издательство ACT представляет книги серии «Русский романс»

Издательство ACT представляет книги серии «Русский романс» Е. КАТАСОНОВА»КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ»Л. АНИСАРОВА»ЗНАКОМСТВО ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ»К. БУРЕНИНА»ЗАДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР»Н. НЕВСКАЯ»СЕСТРЫ», «ПОДРУГИ»М. МАРЕЕВА»ПРИНЦЕССА НА БОБАХ»Л. БОЯДЖИЕВА»МАСКИ ЛЮБВИ»О. И С.

Романс

Романс Зверей кормят в восемь часов. – У тебя есть еще какие-нибудь дела со Смитом? – К сожалению, нет А у тебя? Это было шестого июля, да? А. Стриндберг Отрывок из главы 1Когда все было готово ко сну, то есть зубы вычищены, необходимые части тела вымыты, и одежда

Источник

Оцените статью