Семиструнная гитара в России
Семиструнная гитара с классическим корпусом, выполненная по образцу конца XIX века из красного дерева, клёна, венге и ели
Своеобразны и самобытны пути развития гитарного искусства в России. Будучи пятиструнной, гитара была завезена в Россию итальянскими музыкантами в XVIII веке, однако распространения не получила, оставаясь экзотическим украшением. Позднее, в начале XIX века, русская публика знакомится с «испанской» шестиструнной гитарой, к тому времени ставшей достаточно популярной в Европе. Представлена она была в России известными зарубежными музыкантами-гитаристами М. Джулиани, Ф. Сором и другими.
Победа в Отечественной войне 1812 года чрезвычайно ускорила рост национального самосознания, вызвала подъем патриотических чувств и настроений во всех слоях общества. Стремительно растет интерес к историческому прошлому Родины, к народному творчеству, в частности к народной песне. Широчайшую популярность приобретает городской романс. Основываясь на бытовом фольклоре, он представляет своеобразный пласт русской музыкальной культуры с характерным строем и мелосом, с присущими только ему выразительными средствами.
Академик Б. Асафьев писал по этому поводу в своей работе «Музыкальная форма как процесс»: «Еще не было психологического реализма с его анализом личной душевной жизни, еще не неистовствовали романтики, выдвигая культуру чувства, а масса уже жаждала слышать „простую речь” и мелодику сердечную и волнующую; ибо приближалось господство семейственности, чувствительности, культа „простых нравов” простодушных людей и „домашности”, умиления перед природой, тихой созерцательности. Соответствующие всему этому интонации вызвали в музыке романсовый мелос, задушевный, сердечный; и слова, и мелодия, большей частью не притязавшая на длительное развитие, овеяны были единым интонационным строем — „звучанием от сердца к сердцу”» 1 .
Появившаяся в последнее десятилетие XVIII века семиструнная гитара своим гармоническим строем и тембровым колоритом оказалась очень близкой природе русской народной песни и возникшему на ее основе жанру городского романса. Ее использование для сопровождения голоса давало возможность наиболее тонко выявить лиризм интимных переживаний, составляющих основную тематику городского романса. Лучшие произведения этого жанра, созданные А. Алябьевым, А. Варламовым, Титовыми и другими талантливыми композиторами, вошли в золотой фонд русской музыки.
Русские музыканты, понимая, какие большие возможности заложены в семиструнной гитаре, начинают создавать для нее и сольный репертуар. Вначале они перекладывают для нее отрывки из популярных опер и других произведений русских и зарубежных композиторов. Затем создают вариационные циклы, достаточно сложные по фактуре и концертные по характеру, в основу которых кладут народные мелодии. (В качестве яркого примера назовем вариационный цикл А. Сихры на тему русской песни «Среди долины ровныя».) Помимо вариаций создаются миниатюры, изящные и мелодичные, трогающие душу простого русского человека. Делаются также попытки создания крупной формы, в частности сонаты, концерта для гитары с оркестром.
Андрей Осипович Сихра
Русский гитарист-виртуоз и композитор Андрей Осипович Сихра (1773—1850)
Необычайная популярность семиструнной гитары привлекла к ней талантливых музыкантов. Выдающаяся роль в создании отечественной гитарной школы принадлежит Андрею Осиповичу Сихре. Замечательный гитарист-виртуоз, талантливый композитор, он бесспорно является основоположником русской школы игры на семиструнной гитаре.
А. Сихра родился в 1773 году в г. Вильно (теперешнем Вильнюсе) в семье учителя музыки. В молодости выступал с концертами как арфист, играл на шестиструнной гитаре. Затем увлекся семиструнной гитарой, которой посвятил всю свою жизнь. В 1801 году музыкант переселился в Москву, где начал создавать репертуар для семиструнной гитары и заниматься со своими первыми учениками.
Сихра, талантливый музыкант, доброжелательный и обаятельный человек, вскоре стал кумиром многочисленных учеников и поклонников.
После изгнания Наполеона из России Сихра переезжает в Петербург, который не покидает уже до конца своей жизни (умер в 1850 году). Здесь он, уже зрелый музыкант и педагог, создает свою школу игры на семиструнной гитаре…
А. Сихра был не только талантливым, но и высокообразованным музыкантом. Его высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов, А. Дюбюк, Д. Фильд и многие другие деятели отечественной культуры. Знаменитый певец О. Петров учился у Сихры игре на гитаре. Биографический словарь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Из его учеников наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов.
Если Сихра был признан главой петербургской школы семиструнной гитары с характерным для нее строгим «академическим» стилем, то основоположником московской школы по праву считается Михаил Тимофеевич Высотский, жизнь и деятельность которого — еще одна страница в истории русского гитарного искусства.
Из учеников Высотского наибольшую известность получили П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов, М. Стахович и другие.
Эпоха Сихры и Высотского — «золотой век» русской семиструнной гитары. Ее широкое распространение способствовало демократизации музыкального искусства.
Вариационные циклы русских гитаристов-композиторов созданы на основе русской народной песенности. Этот уникальный пласт русской музыкальной культуры является важным источником изучения фольклора.
Русская семиструнная гитара, звучавшая в руках талантливых музыкантов, вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк.
А. Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Слова, полные лиризма, посвященные этому инструменту, можно найти и у М. Лермонтова, А. Фета, И. Бунина, А. Григорьева, Л. Толстого, А. Островского, М. Горького.
Гитара изображена на многих картинах русских и западноевропейских художников: В. Тропинина, В. Перова, И. Репина, Ан. Ватто, Б. Мурильо, Фр. Хальса, П. Пикассо и др.
В середине XIX века интерес к гитаре падает не только в России, но и в Европе. Однако в конце XIX — начале XX веков семиструнная гитара начинает вновь заявлять о себе. Этому во многом способствовала деятельность музыкантов-энтузиастов, пытавшихся восстановить традиции Сихры и Высотского. Наиболее известными из них были А. Соловьев и В. Русанов.
Выдающийся русский гитарист и педагог Александр Петрович Соловьев (1856—1911)
Александр Петрович Соловьев (1856—1911) — видный исполнитель и педагог. Воспитал многих одаренных учеников, таких, как В. Русанов, В. Успенский, В. Юрьев, В. Березкин и других; создал Школу (издана в 1896 году), которая была лучшей в то время.
Валериан Алексеевич Русанов (1866—1918) — известный историограф и пропагандист русской семиструнной гитары. Им было организовано издание всероссийского журнала «Гитарист» (1904—1906).
В период после Великой Октябрьской социалистической революции многое сделали для популяризации семиструнной гитары М. Иванов, В. Юрьев, В. Сазонов, Р. Мелешко. Ими были созданы школы и самоучители для этого инструмента, оригинальные сочинения, обработки и переложения, составлены многочисленные сборники. М, Ивановым написана книга «Русская семиструнная гитара». Эти музыканты постоянно выступали как солисты и аккомпаниаторы в концертах, записывались на грампластинки.
В послевоенные годы выросло новое поколение исполнителей на семиструнной гитаре, которое достойно продолжает богатые традиции национальной исполнительской школы. Среди них: В. Вавилов, Б. Окунев, Б. Ким, С. Орехов, А. Агибалов. Репертуар семиструнной гитары пополнился за это время сочинениями композиторов Н. Чайкина, Б. Страннолюбского, Н. Нариманидзе, Н. Речменского, Г. Камалдинова, Л. Бирнова и других.
В наши дни наблюдается растущий в мире интерес к русской семиструнной гитаре. Выразим надежду, что в дальнейшую историю этого прекрасного самобытного музыкального инструмента будут вписаны новые славные страницы.
Примечания
1 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971, с. 257.
Источник: Л. Менро, А. Ширялин. Семиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
Источник
Русская семиструнная гитара
Семиструнная гитара – щипковый струнный инструмент, отличающийся по строю от классической разновидности с 6-ю струнами. Русская семиструнка – лучшее музыкальное сопровождение домашних праздников и дружеских посиделок, на ней принято исполнять романсы, народные мелодии.
Конструктивные особенности
Семиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см.
По толщине гитарные струны делятся на:
- квинты – тонкие;
- секунды – средние;
- терции – толстые.
Каждая следующая ниже предыдущей по тону.
Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая.
Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует.
Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.
Характерная особенность русской гитары – соединение грифа с барабаном винтами. Подкручивая винтовые детали, музыкант ставит натягивающий струны порожек на определенную высоту, тем самым создает желаемый звуковой спектр. С повышением порожка приходится прилагать больше сил, чтобы перебирать струны.
Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной
Разница между семиструнной и шестиструнной гитарами минимальная, заключается в строе и количестве струн. Главное конструкционное отличие – добавление баса нижнего ряда, настраиваемого в контроктаве «си».
Один инструмент отличается от другого по строю следующим образом:
- у 6-струнной гитары квартовая схема – ми, си, соль, ре, ля, ми;
- у 7-струнного инструмента терцевая схема – ре, си, соль, ре, си, соль, ре.
Дополнительный нижний бас особенно любят рокеры, исполняющие тяжелую музыку на электрогитаре. При подключении комбоусилителя аккорды семиструнного электроинструмента обретают насыщенность, глубину.
История семиструнной гитары
Русская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно.
Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I.
Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни.
Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром».
Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл.
Строй семиструнной гитары
Седьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:
- ре – 1-ая октава;
- си, соль, ре – малая октава;
- си, соль, ре – большая октава.
Чтобы настроить семиструнку, применяют принцип сравнивания высоты звука соседних струн. Одну прижимают на конкретном ладу, вторую оставляют свободной, их звучание должно быть унисонным.
Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны.
Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:
- мажор – соль, до, ре;
- минор – ми, ля, си, ре, соль, до.
Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:
- мажор – фа, си, си-бемоль, ля, ми, ми-бемоль;
- минор – фа, фа-диез.
Прочие варианты применить сложно.
Разновидности
Производят 3 размерных варианта семиструнной русской гитары. Причем размер может влиять на выбор инструмента, ведь он определяет музыкальные свойства:
- Большая гитара – стандарт. Длина рабочего отрезка струны – 65 см.
- Терц-гитара – среднеразмерная. Длина 58 см. Настроена выше предыдущей на малую терцию. Поскольку инструмент транспонирующий, нота обозначается ниже на терцию аналогичной ноты стандартной гитары.
- Кварт-гитара – малоразмерная. Струна 55 см. Настроена выше стандартной на чистую кварту.
Как играть на семиструнной гитаре
Начинающему гитаристу удобнее играть в сидячем положении. Положив инструмент на ногу, его верхнюю часть слегка уприте в грудь. Рабочую руку прижмите к передней расширенной поверхности барабана. Для устойчивости ногу, на которой лежит гитара, поставьте на низкий стульчик. Вторую ногу не поджимайте. Большой палец кладите на бас-струны. Три средних (мизинец не участвует) передвигайте к ладони. Большой сдвигайте навстречу им, не совмещая.
На первом этапе обучения технике игры на семиструнной гитаре работайте с открытыми струнами, это поможет научиться извлечению мелодии прохождением большого пальца по струнному ряду. Нерабочую руку на этом этапе не задействуйте.
Положите большой палец рабочей руки на 7-ю струну, чуть надавите на нее. Указательный – на 3-ю, средний – на 2-ю, безымянный – на 1-ю. Продвиньте большой палец вниз, на нижнюю струну, в то же время извлеките звуки остальными пальцами из соответствующих струн. Повторяйте действие, продвигая большой палец до 4-ой струны. Выполняйте упражнение до автоматизации навыка.
Источник