История гитары
Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:
- Кинорра в Месопотамии;
- Цитра и нефер в Египте;
- Ситар в Индии;
- Кифара в Риме и Греции.
Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.
Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.
Происхождение гитары
Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары.
Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.
С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:
- Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
- Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.
В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.
лютни 16 и 17 веков
История создания гитары
XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.
Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.
Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.
Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:
- Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
- Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
- Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
- Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.
Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.
Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:
- В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
- Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
- Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
- В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.
Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.
Когда появилась гитара в России
До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.
Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.
Долгое время в России гитару считали несолидным инструментом, несмотря на ее богатую историю и приверженность ей знаменитых музыкантов. Русские гитаристы-виртуозы М. Д. Соколовский и Н. П. Макаров, имеющие мировую известность, не получили поддержки у официальных властей родной страны в деле продвижения гитарной музыки.
Современная гитара
Конец 20 века характеризуется стремительным завоеванием гитарой концертных площадок всех рангов. До этого времени музыка этого инструмента с удовольствием исполнялась и слушалась в домашней обстановке, на молодежных вечерах, в бардовских клубах.
Многообразие музыкальных стилей, различных материалов для изготовления и новые технологии привели к возникновению многообразия видов гитары. Более 100 лет назад был создан прототип современного инструмента в Испании, где появилась гитара классическая. Позже появляется фолк-вестерн гитара (с металлическими струнами и увеличенной коробкой) и джазовая гитара (с прорезями по краям).
Некоторое время музыканты повально пользовались электрогитарами, однако сегодня многие возвращаются к акустическим инструментам, имеющим более высокие музыкальные характеристики.
Источник
Песни под гитару Краткая история гитары
Аккорды песен под гитару, видео
Краткая история гитары
История гитары :
Как бы ни парадоксально звучало, гитара – это древний музыкальный инструмент, т. к. ее история возникла еще в глубокой древности. А рождение произошло в странах Ближнего и Среднего Востока, тысячи лет назад. Она словно живое существо на протяжении всего времени эволюционировала. По мнению некоторых исследователей выяснилось, что «предками» гитары являются древние кифары.
На ассирийских архитектурных памятниках и древнеегипетских пирамидах существуют иероглифы, на которых изображен муз. инструмент наблу, по форме немного напоминающий гитару. Любопытно то, что таким же иероглифом древние египтяне обозначали понятия «хорошо», «добро», «красиво».
Древние кифара , набла и арабский эль-ауд начали конструктивно развиваться и распространились по всему побережью Средиземного моря, ближе к 3-му тысячелетию до нашей эры. Даже в наши дни в странах Малой Азии встречается родственница гитары — «кинира» .
Возьмем Древнюю Грецию, где самыми известными муз. инструментами были: арфа, лира, пандора и китара .
В самом начале нашей эры в Европейских странах Средиземноморья была популярна латинская гитара – ближайшая родственница греческой. Муз. инструмент лютня — также связана родственными узами с гитарой. Кстати, название «лютня» появилось от арабского «эль-ауд», что означает «благозвучный» и «деревянный».
Одна из версий появления гитары и лютни в Европе – культурные связи между Древней Грецией и странами Ближнего и Среднего Востока.
Можно удивиться и следующему факту, что до XVI века гитары были трех – и четырехструнными. На которых играли не только пальцами, но и специальной костяной пластинкой ( «плектор» – что-то наподобие современного медиатора :)).
Позднее этого же столетия в Испании придумали пятиструнную гитару. С этого времени она стала носить название – испанская гитара. Из всех стран мира, наибольшее человеческое признание гитара получила именно в Испании, став подлинно народными музыкальными инструментом.
С увеличением художественно-исполнительских возможностей испанской гитары (из-за дополнительной пятой струны), она постепенно вытеснила своих предшественниц – лютню и виуэлу.
Еще в те времена появились первые виртуозы и композиторы, поднявшие искусство игры на гитаре на заметно — высокий уровень. Появляются первые табулатуры и учебники для освоения гитары.
И только к концу XVIII века появилась шестиструнная гитара . Как утверждают историки, это вновь произошло в Испании. Именно с того времени началось стихийное распространение гитары по всему миру, т.к ее возможности превышали в разы предшествующих.
Не смотря на появление семиструнной гитары, шестиструнная остается самым популярным типом гитар и по сей день!
Источник
Краткий очерк истории гитары
Шестиструнная (испанская) и семиструнная (русская) гитара
Гитара — один из самых любимых и популярных инструментов во многих странах мира. История гитарного искусства наполнена богатыми событиями, творческими поисками, постоянным совершенствованием как самого инструмента, так и техники игры на нем.
Свой внешний вид, близкий к современному, гитара приняла лишь в XVIII веке. Ее предшественниками по праву считаются такие щипковые инструменты, как лютня, лира, греческая кифара, итальянская виола и испанская виуэла.
В настоящее время существуют несколько основных разновидностей гитары: классическая шестиструнная («испанская»), семиструнная («русская»), а также «гавайская», джаз-гитара, электрогитара.
Родиной наиболее распространенной в мире шестиструнной гитары является Испания, семиструнной — справедливо считается Россия.
Среди любителей гитарного искусства до сих пор не прекращаются дискуссии: какому из этих инструментов следует отдать предпочтение? Сторонники шестиструнной гитары указывают на большие виртуозные возможности своего инструмента, на действительно значительные творческие удачи, достигнутые композиторами и исполнителями, использующими его. Поклонники семиструнной гитары также ссылаются на крупные достижения музыкантов и традиции исполнительства, сложившиеся в художественной культуре России в XIX веке, подчеркивают близость инструмента природе русской песни, народному мелосу. Они справедливо отмечают то обстоятельство, что развитие жанра старинного русского романса с характерными для него мягким лиризмом и задушевностью, теплотой чувств, близостью к городскому фольклору немалым образом обязано семиструнной гитаре.
На наш взгляд, ответ на поставленные вопросы вполне однозначен: и шестиструнная гитара, и семиструнная имеют свои достоинства и традиции, каждый из этих инструментов может решать разнообразные художественные задачи. Правомерность использования той или другой разновидности гитары может зависеть только от того, какие средства выразительности нужны композитору для воплощения творческого замысла, какое образное содержание он хочет раскрыть с ее помощью.
Гитарная литература имеет давнюю историю и свои традиции. Видное место в репертуаре гитаристов занимают переложения произведений, написанных для других инструментов, а также для ее непосредственных предшественников, в частности для лютни.
Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и педагог Андрес Торрес Сеговия (1893 — 1987), считающийся основателем современной академической школы игры на шестиструнной гитаре
С успехом интерпретируются гитаристами многие скрипичные сочинения. Так, например, Андрес Сеговия является непревзойденным исполнителем труднейшей Чаконы И. С. Баха, одного из шедевров скрипичной музыки.
Но самое главное: для гитары существует постоянно пополняющийся оригинальный сольный репертуар, состоящий из концертов, сонат, вариаций, пьес; она активно используется композиторами как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент.
Важная роль в создании гитарного репертуара принадлежит испанским композиторам: Фернандо Сору (1778—1839), Франсиско Таррега Эйксеа (1852—1909), Мигуэлю Льобету (1878—1938), Эмилио Пухолю Вилларуби (р. 1886) и целому ряду других. Ими созданы талантливые произведения для гитары, стилистика которых оказала определенное влияние на фортепианные сочинения К. Дебюсси, М. Равеля. Замечательные произведения для гитары написаны Н. Паганини, Ф. Шубертом, К. М. Вебером, Г. Берлиозом; в нашем столетии — М. де Фальей, А. Русселем, Д. Мийо, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, X. Родриго.
Целый ряд значительных произведений для гитары написан советскими композиторами. Среди них хочется назвать Концерт для гитары со струнным квартетом, кларнетом и литаврами Б. Асафьева, Сонату В. Шебалина. Произведения для гитары созданы И. Болдыревым, Ю. Объедовым, Л. Бирновым, Н. Чайкиным, Ю. Шишаковым, Г. Камалдиновым и другими композиторами.
Интересна история семиструнной гитары, получившей широкое распространение в России. Она широко вошла в музыкальный быт. Без гитары не обходилось домашнее музицирование, под ее аккомпанемент пели романсы и песни, использовали как сольный и ансамблевый инструмент.
Расцвет искусства игры на семиструнной гитаре связан с деятельностью А. Сихры (1773—1850) и М. Высотского (ок. 1791—1837), крупных музыкантов своего времени. Они пользовались симпатией и любовью русской публики, уважением и признательностью деятелей отечественной культуры.
Свой вклад в искусство игры на гитаре внесли ученики Сихры. Среди них необходимо отметить гитариста и композитора С. Аксенова (1784—1853), выпускавшего «Новый журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки»; В. Свинцова (ум. ок. 1880 г.), ставшего одним из первых профессиональных исполнителей на семиструнной гитаре; Ф. Циммермана (1810—1882), известного своими замечательными импровизациями; В. Моркова (1801—1864), автора произведений и транскрипций для семиструнной гитары.
Развивается в России и искусство игры на шестиструнной гитаре. Замечательным исполнителем на ней был М. Соколовский (1818—1883), концертная деятельность которого проходила с большим успехом как в России, так и во многих странах Европы. Значительной известностью пользовался также исполнитель и популяризатор классической шестиструнной гитары Н. Макаров (1810—1890).
Русский советский гитарист-виртуоз и педагог Пётр Спиридонович Агафошин (1874 — 1950)
Однако во второй половине XIX века и в странах Европы, и в России наблюдается ослабление интереса к гитаре со стороны музыкантов-профессионалов, она все чаще рассматривается как инструмент, не имеющий большого художественного значения, а следовательно, и не заслуживающий внимания, ее выразительные возможности и своеобразие недооцениваются.
Новый расцвет гитарного искусства происходит уже в XX веке и затрагивает все сферы: сочинение музыки, исполнительство, педагогику. Гитара занимает равноправное наряду с другими инструментами место на концертной эстраде. Для пропаганды гитарного искусства и деятельности музыкантов-гитаристов в России начинают издаваться специальные журналы: «Гитарист», «Музыка гитариста». В них содержатся сведения, не потерявшие своего значения и в наше время.
В последние десятилетия в разных странах проводятся международные конкурсы и фестивали гитаристов, классы гитары открыты во многих академиях музыки и консерваториях, функционируют многочисленные общества и ассоциации исполнителей, профессионалов и любителей, издается специальная книжная и нотная литература. Гитарная музыка постоянно звучит по радио и телевидению, записывается на грампластинки и компакт-кассеты.
Ведущее место среди гитаристов нашего столетия заслуженно принадлежит великому испанскому музыканту Андресу Сеговии (р. 1893). Его многогранная исполнительская, педагогическая, просветительская деятельность, создание транскрипций оказали огромное влияние на дальнейшее развитие гитарного искусства.
Неоднократно Сеговия посещал Советский Союз. Его концерты, проходившие всегда с успехом, способствовали возрождению у нас в стране интереса к гитаре, ярчайшим образом продемонстрировали значительные технические и художественные возможности инструмента, стимулировали исполнительскую, педагогическую и композиторскую деятельность таких советских музыкантов, как П. Агафошин (1874—1950), П. Исаков (1886—1958), В. Яшнев (1879—1962), А. Иванов-Крамской (1912—1973).
Советский гитарист-виртуоз и педагог Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 — 1973)
Особенно хочется отметить значение для развития советской гитарной школы заслуженного артиста РСФСР Александра Михайловича Иванова-Крамского. Автор двух концертов для гитары с оркестром и свыше ста пьес для этого инструмента, А. Иванов-Крамской успешно сочетал концертную деятельность, записи на радио и грампластинки — с педагогикой. В стенах музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского им подготовлен целый ряд интересных музыкантов. А. Ивановым-Крамским выпущена «Школа игры на шестиструнной гитаре», сыгравшая важную роль в деле подготовки молодых гитаристов.
В настоящее время активно пропагандируют классическую шестиструнную гитару П. Вещицкий, Н. Комолятов, Е. Ларичев, А. Фраучи, Б. Хлоповский и многие другие гитаристы.
В развитие и пропаганду семиструнной гитары большой вклад внесли В. Сазонов (1912—1969), М. Иванов (1889—1953), В. Юрьев (1881—1962); в наши дни — Б. Окунев, С. Орехов, Л. Менро и ряд других музыкантов.
В нашей стране в концертной практике используется и шестиструнная, и семиструнная гитара. Осуществляется обучение в ряде высших и средних специальных учебных заведений, во многих детских и вечерних музыкальных школах, студиях и кружках при Дворцах пионеров и школьников и клубных учреждениях.
Постоянно развивается искусство игры на гитаре за рубежом. Известностью пользуются М. Зеленка, В. Микулка (ЧССР), Л. Сендреи-Карпер (ВНР); 3. Беренд (ФРГ), Л. Брауэр (Куба), Д. Бланке, М. Кубедо, А. Мембрадо (Испания), Д. Брим, Д. Вильямс (Великобритания), М. Л. Анидо, Э. Битетти (Аргентина), А. Диас (Венесуэла) и многие другие исполнители.
С развитием в XX веке джазовой и эстрадной инструментальной музыки получила широкое распространение и джазовая гитара, ставшая в 30-е годы электромузыкальным инструментом. Она применяется в самых разнообразных джазовых и эстрадных ансамблях и оркестрах, фольклорных коллективах, на ней исполняются и сольные произведения.
В нашей стране развитие джазовой гитары связано с именами отца и сына Кузнецовых, Алексея Якушева, Станислава Каширина и целого ряда других музыкантов.
Гитара является одним из основных инструментов в вокально-инструментальных ансамблях. Она используется солистами и ансамблями, исполняющими песни борьбы за мир, за национальную независимость против империалистического угнетения.
Яркий пример воздействия на сердца и умы людей — искусство чилийского певца и гитариста Виктора Хары, отдавшего жизнь в борьбе за демократию и социальный прогресс своей родины.
Гитарное искусство постоянно развивается, литература для этого инструмента все время пополняется новыми оригинальными произведениями в самых различных жанрах. Большая популярность гитары, ее значительные виртуозные и выразительные возможности дают основание предполагать дальнейший расцвет искусства игры на этом демократичном инструменте.
Источник: А. Назаров. О гитаре. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
Источник