История создания фортепиано проект

Кто изобрел фортепиано: дата создания, история появления, развития и эволюции музыкального инструмента

Создание такого музыкального инструмента, как фортепиано, внесло большой переворот в музыкальную европейскую культуру XVIII столетия. Погрузимся более глубоко в эту историю и детально рассмотрим, где и когда изобрели фортепиано.

Начало истории

В 1709 году в таком прекрасном городе Италии, как Флоренция, было сконструировано это первое чудо музыкальной техники. Того, кто изобрел фортепиано, звали Бартоломео Кристофори. Итальянец всю свою жизнь работал над клавесинами, пытаясь усовершенствовать их и привнести что-то новое. В это время в музыкальной сфере уже давно требовался инструмент, который обладал бы широким и динамическим диапазоном. Как заверяют письменные свидетельства, Бартоломео с 1698 года работал над клавесином, который играл бы мягко и в то же время громко. С 1720 годов до своей смерти в 75 лет итальянский мастер создал своими руками около двадцати фортепиано.

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Читайте также:  Vst плагины для fl studio пианино

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Промышленная революция

В течение ста лет – с 1790 по 1890 годы – фортепиано подвергалось множествам серьезных изменений, которые сформировали в итоге современную форму инструмента. Промышленная революция предоставила необходимые ресурсы для изготовления фортепиано, удовлетворяющего запросы композиторов. Требовалось постоянное улучшение качества звука, хотелось сделать его более насыщенным и долгим. Каждый, кто изобрел фортепиано, добавил в него частичку нового. Позже его изготавливали из качественной прочной стали и железных рам.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Современное фортепиано

Свою современную форму фортепиано получило в начале двадцатого века, но с тех пор прогресс не стоит на месте и модели постоянно совершенствуются. Сейчас существует два основных его типа: рояль и фортепиано вертикальное. Рояль состоит из корпуса и струн, которые натягивают горизонтально дальше клавиатуры. Для более точного звука этому инструменту нужно большое помещение с высокими потолками.

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Электронный наследник

Инновации 1990-х годов открывают миру цифровые фортепиано. Инструмент производит оцифрованный звук, и не так прост в использовании. Помимо клавиш и педалей, в нем имеются многочисленные приспособления в виде интерфейсов и большого количества звуков.

Фортепиано в современном виде содержит восемьдесят восемь клавиш. В некоторых моделях делают восемь октав, в нижнем регистре начинается с «фа», а вверху заканчивается «до». Пианисты, которые не используют эти дополнительные клавиши, стараются закрывать их специальной крышкой. Эти клавиши были придуманы для большего резонанса, при нажатии педали, они вибрируют с остальными струнами, создавая более насыщенное звучание.

История создания фортепиано берет начало с клавесина, от которого унаследовано расположение клавиш. Поменялось только цветовое решение, стандартом для всех фортепиано конца восемнадцатого века стала черно-белая клавиатура.

Составляющие фортепиано

Материалы, из которых сооружают этот музыкальный инструмент, используют только высокого качества. Для внешней отделки берут клен или бук. Выбирают гибкую часть древесины, чтобы вибрация от звука дольше сохранялась внутри инструмента. Основание рояля делается из более мягкой древесины, чтобы не утяжелять инструмент. Струны выполняют из стали самого высокого качества, чтобы с годами они не деформировались и сохраняли свое первоначальное звучание и не допускали тонального искажения. Басовые струны дополнительно оборачивают медным проводом для большей гибкости. Металлический корпус, располагающийся внутри фортепиано, делается из чугуна. Из-за такой большой тяжелой детали инструмент может оказаться эстетически некрасивым, поэтому производители из года в год стараются это скрыть, полируя и украшая рисунками пластину. Остальные детали фортепиано делают из древесины и пластмассы. Однако использование пластмассы в 1950-х годах привело к неприятным последствиям, так как после десятилетия использования детали теряли свою износостойкость. Лишь современной фирме «Каваи» удалось создать эффективные прочные детали из этого материала.

Клавиши фортепиано должны быть легкими, поэтому для них используют ель или сорт американской липы. Тем ни менее, металлический каркас, крепкая древесина и другие детали делают этот инструмент неимоверно тяжелым. Даже самое маленькое фортепиано весит около 136 килограмм, а самое большое фортепиано модели «Фазиоли Ф308» имеет вес 691 килограмм.

Хотя история создания фортепиано насчитывает около трехсот лет, его изобретение стало настоящей революцией в мире искусства. Европейская музыка кардинальным образом поменяла свой характер, для этого инструмента писали произведения все великие композиторы. Многие получили славу благодаря фортепиано, некоторые даже стали пианистами-виртуозами. До сих пор это немаловажное изобретение остается одним из главных музыкальных инструментов.

Источник

научно-исследовательский проект «Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент»

Фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.

Скачать:

Вложение Размер
научно-исследовательский проект 1.99 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Тема: Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент

Автор: Васильева Ксения

ученица 4 класса

Научный руководитель: Влад В.Н.

(учитель, высшая категория)

Введение

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано (Рисунок1) – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально оно используется. Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музыцирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. Фортепиано уже исполнилось 300 лет и в связи с этим у меня возникли вопросы.

Актуальность: фортепиано сопровождает нас с детского сада до взрослого возраста, начиная с утренников, концертов, посещений театров и концертных залов. Мы слышим фортепианную музыку повсюду: и по телевизору, по радио, на занятиях музыки и пр.

Цель моей работы: доказать, что фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.

Гипотеза: фортепиано – универсальный музыкальный инструмент, который никогда не устареет и его невозможно заменить никаким другим инструментом.

  1. Познакомиться с историей создания фортепиано.
  2. Узнать принцип работы музыкального инструмента.
  3. Определить современные клавишные музыкальные инструменты.
  4. Провести анкетирование среди одноклассников.

    Теоретическая часть

    1.1.История создания фортепиано

    Фортепиано ( итал. pianoforte ; англ. piano ; нем. Klavier ) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.

    Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века . Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд . (Рисунок 1) появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин , был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха .

    Другой клавишный инструмент — клавесин (Рисунок 2) — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора ) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля , а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

    Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер(Рисунок3) Бартоломео Кристофори ( 1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано . В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано. (Рисунок 4)

    1.2.Принцип работы музыкального инструмента

    Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны .(Рисунок 5) В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав , соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой . После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем ( войлоком ).

    Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.

    В современных фортепиано присутствует две или три педали .(Рисунок 6) В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

    Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами . В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped. ), а её снятие — звёздочкой.

    Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda , её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde . Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

    Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Также «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин.

    1.3.Современные клавишные музыкальные инструменты

    Синтеза́тор ( англ. Synthesizer ) — электронный музыкальный инструмент , создающий ( синтезирующий ) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором . (Рисунок 7)

    Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.

    В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности.

    1.4. Безграничные возможности фортепиано

    За прошедшие триста лет все великие композиторы писали для фортепиано. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У этого инструмента огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.

    Значит ли это, что фортепиано устарело? Разумеется, нет. И подтверждение этому мы находим в количестве людей, стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч слушателей регулярно посещают концерты фортепианной музыки, в том числе и я. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Так и живёт с нами фортепиано — самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов, помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.

    Источник

Оцените статью