История создания концерта 1 для фортепиано с оркестром чайковского

П. И.Чайковский

История создания

Лето 1874 П. И. Чайковский посвятил сочинению оперы «Кузнец Вакула»; он закончил ее в августе. Можно предположить, что он закончил ее в августе. Именно к этому времени относятся первые мысли композитора о фортеианном концерте на украинские темы. Первые сведления о новом сочинении содержатся, как это часто у Чайковского, в письме к его брату Модесту, с которым композитор был очень дружен, и который писал для него либретто его опер. По-началу дело шло трудно, как признавался композитор брату. Чайковский очень хотел, чтобы будущий концерт исполнил Николай Григорьевич Рубинштейн.

Несмотря на трудности в сочинении, в которых Чайковский сознавался родным, концерт был сравнительно быстро закончен. На автографе переложения концерта для двух фортепиано стоит авторская дата «21 декабря 1874». В оркестровом варианте произведение было закончено 9 февраля 1875 года.

Странным образом Концерт не сразу получил признание московских друзей Чайковского, и самое главное – он не понравился тому, для кого предназначался, то есть Н.Рубинштейну. Интересно, что три года спустя Чайковский раскрыл причину конфликта между ним и Н. Рубинштейном в письме к Н. Ф. фон Мекк, его горячей почитательнице и покровительнице. Чайковского оскорбил тон критических замечаний Рубинштейна, который не увидел в концерте ничего хорошего не только с точки зрения виртуозной, но и художественной. Написанной было посвящение Рубинштейну Чайковский уничтожил и заново посвятил концерт сначала С. Танееву, своему ученику, а затем – передумав – Гансу фон Бюлову, выдающемуся пианисту и дирижеру. Последний был страстным поклонником творчества Чайковского. Он и исполнил впервые концерт, ставший столь прославленным в последствии, в Бостоне 25 октября 1875 года. Вскоре концерт сыграл в Петербурге пианист Г. Кросс; дирижировал, как и многими петербургскими приемьерами Чайковского, Э. Направнгик. Сам Чайковский, присутствовавший в зале, на сей раз остался недоволен исполнением. И, наконец, 31 ноября того же года Концерт прозвучал в Москве в замечательном по совершенству испонении молодого – девятнадцатилетнего – С. Танеева. Дирижировал в тот вечер… Николай Рубинштейн.

Читайте также:  Во что разрешается доминантовый аккорд

В одной из своих статей Чайковский, обрадованный успехом московской премьеры, писал: «…да позволено мне будет выразить г. Танееву самую горячую благодарность автора исполненного им концерта за то, что он так хорошо зарекомендовал это необычайно трудное сочинение благосклонному вниманию публики. Такой же точно запас благодарных чувств автор питает к г. Рубинштейну, столь художественно, искусно, горячо ведшему оркестр, аккомпанировавший г. Танееву. Лучшего исполнения этого сочинения, как то, которым он обязан симпатичному таланту г. Танеева и капельмейстерскому мастерству г. Рубинштейна, этот автор и желать не может».

Н. Г. Рубинштейн, которому Концерт при первом знакомстве с ним не понравился, вскоре «прозрел» — оценил его красоты и художественную значимость. Начиная с 1878 года он стал исполнять его в Москве и Петербурге. В 1879 году на показе русской музыки в Париже Рубинштейн произвел подлинную сенсацию своим исполнением Концерта.

Первый концерт П. Чайковского – это целая эпоха в русской фортепианной музыке. По своему значению он превышает все, написанное до него. Он послужил краеугольным камнем в развитии последующего русского фортепианного творчества. Концерт оказал огромное влияние на С. Рахманинова, в творчестве которого жанр фортепианного концерта был поднят на новую ступень.

Музыка

Первая часть — Allegro non troppo e molto maestoso . Чайковский в качестве формы своего Концерта воспользовался классическими образцами трехчастного цикла. В такой форме в эпоху романтизма свои концерты писали Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, А. Рубинштейн. Это следует особо отметить, поскольку ко времени написания Концерта инструментальная музыка знала и иные образцы. Ф. Лист, например, создал свободную одночастную форму концерта. И среди композиторов было немало тех, кто ориентировался на открытия Листа в этой сфере. Чайковский не отказался от классической трехчастной композиции концерта, но по существу создал совершенно новаторскую концепцию. Оставив главное значение за первой наиболее симфонизированной частью, он осложнил и весьма оригинально сконструировал ее форму.

Читайте также:  Втулки стабилизатора для аккорд

Первая часть состоит из большой интродукции и сонатного Allegro , причем значение интродукции так велико, что она может претендовать на роль самостоятельного раздела формы. Тема интродукции проходит три раза. Перед последним проведением темы Чайковский поместил большую виртуозную каденцию пианиста виртуохзного склада.

Следующий после интродукции раздел построен аналогично первым частям симфонических циклов Чайковского. В нем есть трехчастная главная партия и побочная партия, состоящая из двух тем. Наличие богатого и разнообразного музыкального тематического материала открывает возможность для композитора развернуть его во всем блеске и с большим мастерством. Разработка в этой части тоже сродни разработкам симфоний – в ней происходит преобразование основных тем экспозици: лирические образы приобретают патетическую окраску. Реприза включает в себя развернутую каденцию фортепиано, создает новую ступень в развитии образов. Сейчас, когда Первый концерт Чайковского является одним из ключевых номеров репертуара большинства концертирующих пианистов (во многом это благодаря яркой виртуозности Концерта), трудно объяснить, как этого пианистического блеска, можно сказать, пиршества, не разглядел Н. Рубинштейн, когда знакомился с Концертом.

Вторая часть — Andantino semplise . В ней композитор попытался – весьма успешно – соединить характерные черты двух частей традиционного симфонического цикла – лирической части и скерцо. Она написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, в которой средняя часть контрастирует с крайними. Впоследствии этот принцип великолепно развил С. Рахманинов в своем Третьем фортепианном концерте . Во всех разделах этой части Концерта большое значение имеет вариационный тип развития тематического материала.

Третья часть — Allegro con fuoco . Энергичный зажигательный финал производит колоссальное впечатление на слушателей. Еще при самых первых исполнениях финал Концерта вызвал настоящий взрыв энтузиазма публики. В письме к Н. А. Римскому-Корсакову от 12 ноября 1875 года Чайковский, сообщая о большом успехе концерта в Америке, где его исполнял Ганс фон Бюлов, писал: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен был повторять». Финал концерта написан в так называемой форме рондо-сонаты, часто встречающейся в концертной литературе XIX века. У Чайковского эта форма трактована интересно и оригинально: здесь образуются как бы три аналогичных друг другу малых цикла, состоящих из чередования нескольких образов. В последний цикл включена кода торжественного характера.

Источник

Первый концерт Чайковского

Конце́рт № 1 для фортепиа́но с орке́стром си-бемоль минор, соч. 23 был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах и впервые исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне Гансом фон Бюловым с оркестром под управлением Бенджамина Ланга.

Содержание

История создания и исполнения

Концерт создавался зимой 1874―1875 годов, относительно технических подробностей фортепианной партии Чайковский, предположительно, консультировался с П. А. Пабстом. Первоначально композитор посвятил произведение Николаю Рубинштейну, который должен был стать его первым исполнителем. На Рождество 1874 года Чайковский представил законченный, но ещё не оркестрованный концерт Рубинштейну, однако тот отозвался о сочинении весьма недоброжелательно, сказав, что оно «никуда не годится». Уязвлённый Чайковский отказался что-либо в нём менять (лишь через несколько лет он создаст его новую редакцию) и снял посвящение Рубинштейну. По совету пианиста Карла Клиндворта композитор отправил рукопись концерта Гансу фон Бюлову, который с радостью согласился его исполнить.

Премьера концерта состоялась 25 октября 1875 года в Бостоне в исполнении Бюлова с оркестром под управлением Бенджамина Ланга, и была одобрительно встречена публикой и критиками. С ещё большим успехом прошло исполнение концерта в Нью-Йорке 22 ноября того же года под управлением Вальтера Дамроша.

1 ноября 1875 концерт был впервые исполнен в России (в Петербурге) ― солировал Густав Кросс, за пультом стоял Эдуард Направник (Чайковскому исполнение не понравилось), а 3 декабря в Москве концерт сыграл Сергей Танеев. Оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, который пересмотрел своё отношение к этому сочинению и в дальнейшем неоднократно сам с большим успехом исполнял его как пианист.

Ещё при жизни композитора Первый концерт стал весьма популярен. Он неоднократно звучал во время гастролей Чайковского по США в 1891 году, в том числе 9 мая на одном из инаугурационных концертов в честь открытия Карнеги-холла в Нью-Йорке, а также на последнем в жизни композитора концерте 16 октября 1893, где во втором отделении впервые исполнялась его Шестая «Патетическая» симфония (в обоих этих случаях солировала Адель аус дер Оэ).

В настоящее время подавляющее число пианистов исполняет этот концерт в третьей редакции, которая была опубликована А. Зилоти уже после смерти П. Чайковского. Ещё при жизни автора Зилоти уговаривал Чайковского внести угодные ему изменения, но Пётр Ильич на это согласия не дал. Зилоти после смерти Чайковского всё же опубликовал свою редакцию и именно эту редакцию исполняют современные пианисты. Авторскую редакцию в конце XX века исполнял Лазарь Берман [1] . Есть ещё и редакция Юргенсона. [ источник не указан 35 дней ]

Концерт остаётся одним из самых популярных произведений Чайковского [⇨] [2] . С 1958 года это сочинение является частью обязательной программы финального тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского [ уточнить ] .

Строение концерта

Концерт состоит из торжественно-грациозного вступления и трёх частей:

  1. Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.
  2. Andantino semplice ― Prestissimo.
  3. Allegro con fuoco.

Примерная длительность исполнения ― 35—40 минут.

Первая часть

Первая часть состоит из большой интродукции и сонатного allegro. Тема интродукции проходит три раза. Перед последним проведением темы Чайковский поместил большую виртуозную каденцию пианиста. Следующий после интродукции раздел построен аналогично первым частям симфонических циклов Чайковского. В нём есть трёхчастная главная партия и побочная партия, состоящая из двух тем. Реприза включает в себя развёрнутую каденцию фортепиано.

Вторая часть

Во второй части композитор соединил характерные черты двух частей традиционного симфонического цикла — лирической части и скерцо. Она написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, в которой средняя часть контрастирует с крайними. Впоследствии этот принцип развил С. Рахманинов в своем Третьем фортепианном концерте. Во всех разделах этой части Концерта большое значение имеет вариационная форма развития тематического материала.

Третья часть

Финал концерта написан в так называемой форме рондо-сонаты, часто встречающейся в концертной литературе XIX века. У Чайковского эта форма трактована интересно и оригинально: здесь образуются как бы три аналогичных друг другу малых цикла, состоящих из чередования нескольких образов. В последний цикл включена кода торжественного характера, основанная на преображённой теме побочной партии.

Состав оркестра

Известные аудиозаписи

  • 1926 (редакция Зилоти с некоторыми поправками) — Василий Сапельниковru en (фортепиано), «Aeolian Orchestra», дирижёр — Стэнли Чэппл.
  • 1958 (редакция Зилоти) — Ван Клиберн, RCA Victor Symphony Orchestra, дирижёр — Кирилл Кондрашин. Эта запись стала первой долгоиграющей пластинкой классической музыки, ставшей платиновой, получила премию «Грэмми», и в итоге является трижды платиновой (продано более миллиона копий).
  • 1970 (редакция Зилоти) — Вернер Хаасru en (фортепиано), оркестр Национальной оперы Монте-Карло, дирижёр — Элиаху Инбал.
  • 1981 (редакция Зилоти) — Святослав Рихтер (фортепиано), Венский симфонический оркестр, дирижер — Герберт фон Караян. Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия».
  • 1986 (авторская редакция 1874—75 гг.) — Лазарь Берман (фортепиано), симфонический оркестр Берлинского радио, дирижёр — Юрий Темирканов.
  • 1989 (авторская редакция 1874—75 гг.) — Джером Ловенталь (фортепиано), Лондонский симфонический оркестр, дирижёр — Серджиу Комиссиона.
  • 1998 (редакция Зилоти) — Андрей Хотеев (фортепиано), Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, дирижёр — Владимир Федосеев.

В массовой культуре

В декабре 2020 года Спортивный арбитражный суд принял решение о наказании российского спорта за систематическое использование допинга. Санкции включают в себя запрет на исполнение гимна России на международных соревнованиях до декабря 2022 года. [3] Фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Чайковского был утвержден в качестве замены гимна для олимпийских спортсменов из России на Играх в Токио и Пекине [4] .

Цитаты

Первый концерт Чайковского сегодня — шлягер. Ни одно другое классическое произведение не играют так часто, в том числе и на всевозможных конкурсах. Это бесконечное повторение дискредитировало, измучило прекрасное, нежнейшее произведение. Злоупотребление первым концертом в СССР и в России на всяческих торжественных, в прошлом — коммунистических, сейчас — патриотических, празднествах привело к тому, что у многих русских людей концерт набил оскомину, а за рубежом его зачастую даже принимают за некий музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма.

А ведь это музыкальное сочинение, как бы сотканое из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.

Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой девятнадцатого века, нужно глубоко понимать русскую религиозную философию или, как её иначе называют, органическую жизненную мудрость.

Источник

Оцените статью
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Композитор П. И. Чайковский
Тональность b-moll
Форма концерт
Сочинение 23
Время и место сочинения 1874―1875, Москва
Первое исполнение 25 октября 1875, Бостон
Посвящение Гансу фон Бюлову
Продолжительность ок. 30 минут
Инструменты
фортепиано, симфонический оркестр
Части