История возникновения электрической гитары

История возникновения электрической гитары

В начале 20-го века музыканты, исполняющие блюз, соул или кантри, могли обойтись обычными акустическими гитарами. Но уже в 30-е годы джазовые гитаристы ощутили необходимость усилить звучание своих инструментов.

Electrical Stringed Musical Instrument

История электрогитары относит нас к 1930 году, когда будучи уволенным из национальной компании струнных инструментов (National String Instrument Company) Джордж Бишамп (George Beauchamp) начал работу по поиску новых методов увеличения громкости струнных инструментов. Популярным решением такой проблемы было следующее:

Проводник, колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами производит изменение в магнитном поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока, пропорциональна величине колебаний проводника в магнитном поле. Такой же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков.

Уже в 1925 году Бишамп экспериментировал с использованием иголок от фонографа на электрогитаре из одной струны и рассчитывал, что разработанное устройство может «снимать» вибрации с каждой отдельной струны, и преобразовывать эти вибрации в эквивалент электрических колебаний. Потом их можно было бы усилить одним из ламповых усилителей, которые широко применялись в радиотехнике того времени. После нескольких месяцев проб и ошибок Бишамп совместно с Полом Бартом (Paul Barth) разработали действующий звукосниматель (pickup) из двух подковообразных магнитов и шести магнитоводах. Каждая струна проходила над отдельным магнитоводом, колеблясь в индивидуальном магнитном поле. Для обмотки катушки была использован мотор от стиральной машины Бишампа. Убедившись в работе устройства, Бишамп связался с Гарри Уотсоном (Harry Watson), управляющим завода National String Instrument Company и высококвалифицированным мастером. Он, при помощи ручных инструментов, всего за несколько часов вырезал на кухонном столе Бишампа гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).

Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар. Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.

Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.

Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лес Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4″x4″ дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.

Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.

Fender Special Edition Lite Ash Telecaster (left) and Fender American Vintage ’52 Telecaster

Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster — имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов.

Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

1954 Gibson Les Paul Standard Goldtop

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу — резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry.

Gibson ES-335 (1964)

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Jimi Hendrix.

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul.

Источник

История электрогитары

Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар.
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.
Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.

Gibson ES-150

Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лэс_Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4″x4″ дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.
Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.
Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster — имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов. Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Fender Telecaster

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу-резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry.

Gibson ES 335

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

Gibson SG

Gibson Les Paul Standard

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul

Происхождение

П ервый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.
Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.
Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.
В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Источник

Оцените статью