Методическая работа «История происхождения гитары» методическая разработка
Людмила Таскаракова
Методическая работа «История происхождения гитары» методическая разработка
Методическая работа
«История происхождения гитары»
Таскаракова Людмила Михайловна
преподаватель класса гитары
Глава1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГИТАРЫ….
Глава 2. ВИДЫ ГИТАРЫ…..
Глава 3. РАЗНОВИДНОСТИ ГИТАРЫ…. …. ….
Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.
Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар.
Гитара — самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Она звучит и как сольный и аккомпанирующий инструмент в разных музыкальных направлениях и стилях,при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие. Знaчение гитaры в жизни человека сложно переоценить. Мы погружаемся в мир звуков, весь окружающий мир мигом исчезает. Это чувство нечто особенное. Мы можем утонуть в этой музыке, мы как бы летaем в облаках, мы мечтaем о чём либо и современный мир, все его проблемы перестают быть реaльными.
Все большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом завоевывает шестиструнная гитара. Для гитары открылись двери престижнейших концертных залов на всех континентах, она нашла свое место в камерных и симфонических сочинениях крупнейших композиторов мира, во многих странах появились выдающиеся исполнители-гитаристы и высокопрофессиональные исполнительские школы. Интерес к этому инструменту приводит любителей гитары в кружки, студии, музыкальные школы, и интерес этот не случаен.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что гитара в современном музыкальном мире занимает значимое место.
Гитара является одним из самых популярных и демократических инструментов. Спектр применения еёдостаточно широк: от самодеятельного до профессионального исполнения в различных стилях и направлениях. А вот история её возникновения и развития для многих не знакома.
Данной работой хотелось бы привлечь внимание и ещё больше заинтересовать любителей гитары и вызвать интерес к этому инструменту, который не потеряет своей актуальности никогда.
Одним из практических доказательств актуальности темы служат существующие на сегодняшний день классификации гитар, в полной мере отображающие эволюцию этого благородного инструмента.
Объектом данной работы является основанная на технических характеристиках классификация моделей гитары.
Цель: Исследование истории развития гитары.
-Рассмотреть отличительные признаки устройства гитары от древности до нашего времени.
-Проанализировать разновидности современной гитары.
— Познакомиться с музыкантами, внесшими вклад в развитие гитары.
Современные средства коммуникации активно пропагандируют разнообразные стили и направления музыкальной культуры. Не последнее место в этом огромном информационном потоке занимает гитара во всем ее разнообразии. Можно с уверенностью сказать, что сегодня гитара стала неотъемлемой частью мирового музыкального искусства.
Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГИТАРЫ
История гитары начинается в далеком прошлом, много веков назад. До сих пор не совсем ясно от какого же древнего музыкального инструмента произошла гитара. Известно лишь то, что она берет свое начало из восточной культуры.
Из самых ранних и сохранившихся по сей день свидетельств, относящихся ко 2 тыс. до н. э., о струнных инструментах,можно выделить следующее:
• изображения киннора, найденные в Месопотамии при археологических раскопках;(приложение рис. 1)
• музыкальные инструменты в др. Индии – ситар и вина; (приложение рис. 2)
• в др. Египте – цитра, пабла и нефер
• в др. Риме и Греции – кифара. (приложение рис. 3)
Предшественники современной гитары имели округлый продолговатый резонирующий пустотелый корпус и длинную шейку со струнами натянутыми на ней. Из выдолбленного из цельного куска дерева, панциря черепахи либо из высушенной тыквы изготавливался цельный корпус.
У инструментов юэцинь и жуань, появившихся в Китае в 3 – 4 веках н. э., корпус был деревянный и собирался из нижней и верхней деки и обечайки, которая соединяла всю эту конструкцию воедино.
Около 6 века в Европе появились мавританские и латинские гитары, а довольно интересный инструмент виуэла появился позже в 15 – 16 веках, который оказал большое влияние на последующее формирование конструкции нынешней гитары. (приложение рис. 4)
Не смотря на все разногласия и тайны, большинство историков склоняются к мнению, что гитара произошла от лютни, которая была завезена арабами в Европейские страны где-то в средневековье и получившая огромную популярность в эпоху Возрождения.
В первые века новой эры был популярен инструмент лютня — ближайший родственник гитары.
Само название «лютня» происходит от арабского «эль-дау» — «деревянный, благозвучный».
На ней играли соло, аккомпанировали пению, включали в состав ансамблей и оркестров. Игре на лютне обязательно обучали юношей и девушек из зажиточных семейств. Эти инструменты имели округлый пустотелый корпус, который обычно изготавливался из цельных кусков древесины, либо высушенной тыквы или панцирей черепах. В 17 веке на смену лютне пришла гитара. Она несколько отличается от лютни — корпус лютни напоминает разрезанную пополам тыкву, а у гитары он плоский с глубокими выемками по бокам. Гитара стала широко использоваться как аккомпанирующий инструмент и сразу пришлась по вкусу певцам — её приятный тембр хорошо сочетается с человеческим голосом.
До XVI века гитара была четырех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором — костяной пластинкой (некое подобие медиатору).
И лишь в XVII веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название «испанская гитара«. На нее ставились двойные струны, а первая струна -«певунья» часто была одинарной.
Появление шестиструнной гитары зафиксировано во второй половине XVIII века, возможно тоже в Испании. С появлением шестой струны, все двойные были заменены на одинарные. В таком виде гитара предстает перед нами и сейчас.
В этот период начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам. А за счет своих качеств и музыкальных возможностей она получает мировое признание. Слово «гитара» происходитот слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».
По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара»претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
Испанская гитара. В средние века Испания была главным центром развития гитары, куда она была привезена из древнего Рима – так называемая латинская гитара.
А вот мавританская гитара была привезена арабскими завоевателями. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Такая гитара получила название «испанская гитара». Эта гитара приобретает 6 струн в процессе эволюции в конце 18 века, а также большой репертуар произведений благодаря итальянскому композитору и гитаристу-виртуозу Мауро Джулиани.
Русская гитара. В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков, а в Россию она попала относительно поздно. Лишь в начале 18 века западная музыка широко стала распространяться в России. Благодаря Карло Коноббио и Джузеппе Сарти, композиторами из Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых и значительных гитаристов и исполнителей на 6-струнном инструменте. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры популярным становится 7-струнный вариант исполнения гитары. Он написал более тысячи произведений для 7-струнки под названием «русская гитара». Акустическая гитара. Конструкция испанкой гитары, в течение 18 – 19 веков, значительно претерпевала изменения. Мастера экспериментировали с креплением грифа, формой и размером корпуса, конструкцией механизма колков и другими деталями. И вот, испанский гитарный мастер в 19 веке Антонио Торрес придал акустической гитаре современный размер и форму. Гитары его конструкции сегодня названы классическими. Франсиско Таррега был наиболее известным испанским гитаристом и композитором того времени, который заложил основы игры на гитаре в классическом стиле, а его последователем в 20 веке стал Андрес Сеговия.
Электрогитара. Появившиеся в 20 веке технологии усиления звука, дали зеленый свет созданию нового типа гитары – электрогитара, которая оказала на массовую культуру очень большое влияние. В 1936 году была запатентована первая такая гитара, с металлическим корпусом и магнитными звукоснимателями, основателями компании «Rickenbacker» Адольфом Рикенбекером и Жожем Бошамом. В начале 50-х годов Лео Фендер и Лес Пол изобретают независимо друг от друга электрогитару со сплошным корпусом из дерева. Ее конструкция безизменений сохранилась до настоящего времени. Jimi Hendrix американский гитарист, живший в середине 20 века, считается наиболее влиятельным исполнителем на этой гитаре. Развитие гитары. К началу эпохи Возрождения 4-х струнная гитара стала доминирующей в большинстве стран Европы. Гитара с 5 струнами впервые появилась в Италии примерно в то же время. Как и у лютни, у ранних гитар редко было больше восьми ладов на грифе до корпуса, но в процессе эволюционирования гитары их число сначала увеличилось до 10, а затем до 12 ладов. До шести было увеличено число струн в 17-ом веке. В начале 19-го века можно увидеть, что гитары начинают принимать современную форму. Классическая гитара остается практически неизменной и по сей день. В 20-м веке, в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука, появился новый тип гитары- электрическая 16-й век – знаменательный период в развитии гитары. Если до сих пор гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, арфой и лютней то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Это важное изменение происходит в середине 16-го века. Начав с Испании и Франции, мода на гитару быстро распространяется на Западную Европу. В течении последующих столетий интерес к гитаре то падал, то возрождался во всех европейских странах, кроме Испании, где гитара всегда была на первом плане. Во второй половине 19-го века наступает упадок гитарного искусства. Достигшая своего расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях общества.
По образному выражению Сеговии, крупнейшего гитариста 20-го столетия, «гитару повесили на стены парикмахерских», основным ее назначением стал примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали считать гитару серьезным инструментом. Многие старые традиции сошли на нет, талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше — дилетантство и невежество захлестнули гитарное искусство. Упадок распространился на все европейские страны, но менее других он коснулся Испании, в которой и началось новое возрождение гитары. Музыкантом, вернувшим доброе имя гитаре и поднявшим ее искусство на новую, невиданную до того времени высоту, был Франсиско Таррега, выдающийся испанский гитарист – виртуоз.
Начало 20-го столетия стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания выдающегося испанского гитариста Андреса Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие чего-то нового. Преодолел стереотипы и утвердил гитару в качестве солирующего инструмента.
История электрогитары относит нас к 1930 годам. Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Применение звукоснимателей привело к целой революции в музыкальной сфере. Электрическая гитара стала важнейшим инструментом новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала.
Интересна и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы. Русский историк Н. Карамзин писал, что славяне любили и играть на кифаре и гуслях. Играли в России и на четырехструнной гитаре. В середине 18-го века в России появляется пятиструнная гитара, а в конце 18-го века шестиструнная гитара, для которой издавались специальные музыкальные журналы. Вскоре гитара становится популярной во всех слоях общества. Печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. В 19-м веке в Москве и Нижнем Новгороде были открыты Музыкальные академии, в которых обучали игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы.
Упадок гитарного искусства, наступивший в Европе во второй половине 19-го века полной мере коснулся и России. На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план. В начале 20-го века гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с пренебрежением. Преподавать гитару в музыкальных училищах и школах в России начали только в 30-х годах прошлого столетия.
После долгих лет забвения, гитара в России начала завоевывать симпатии и признание широкой общественности и вновь обрела статус профессионального концертного инструмента.
Глава 2. ВИДЫ ГИТАРЫ
Как мы знаем, не все гитары имеют одинаковое устройство и звучание. Различные виды гитар появлялись по мере модификации более старых образцов, и принимали более современный вид.
Самым первым видом гитар является классическая гитара. Этот тип инструмента прямой потомок пяти — и четырех- струнных щипковых инструментов. Наибольшую популярность приобрел в начале XIX века. Классическая гитара идеально подходит для исполнения классики и аккомпанемента к песням и танцам. Впервые она появилась в странах Латинской Америки, и использовалась для исполнения фламенко. Долгое время классическая гитара оставалась самым известным инструментов не только в Америке, но и в Европе.
Изначально корпус классической гитары изготавливался из тонких пластин кипариса, что способствовало маленькому весу гитары. Сейчас мастера по изготовлению гитар этим методом не пользуются, так как предпочитают делать корпус гитары из более прочного дерева. У классических гитар довольно широкий гриф, что значительно удобнее для исполнения классических произведений. В головке грифа имеются два отверстия продолговатого типа для крепления колков. Струны на классической гитаре используются нейлоновые, так как гриф гитары не рассчитан на сильное натяжение струн и может со временем деформироваться.
Акустическая гитара— гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора. Акустическая гитара на ряду с классической широко распространена в кругу гитаристов. Акустическая гитара имеет больший по размеру барабан. Сейчас барабаны акустических гитар изготавливают из пластика или дерева. Отдача звука у деревянных гитар более насыщена и приятна для звучания. На акустических гитарах исполняют свои композиции музыканты в стиле кантри, блюз. Стальные струны, используемые в акустических гитарах придают более звенящий и громкий звук мелодиям. Играть музыканты могут как пальцами, так и медиатором. Этот вид гитар прекрасно подходит для аккомпанемента к сольным партиям и импровизациям. Многие знаменитые музыканты прославили эту гитару, такие как Лео Коттке, Джеймс Тейлор, Джон Ренбурн.
Джаз-гитара является чем-то средним между акустической и электрогитарой. В ней присутствуют акустические признаки, но современные музыканты используют на концертах усилители звука. Обычно на джаз-гитаре играют медиатором. Первоначально такие гитары использовали как часть ритм-партии, их было хорошо слышно и без усилителя, позже использовали для исполнения сольных партий. Известным солистом на джаз-гитаре был Джанго Рейнхордт.
Одной из отличительных черт джазовой гитары являются видоизмененные отверстия резонатора, как у скрипки, в форме буквы f. Джазовые гитары крупнее акустических и классических, и дека (барабан) более выпуклый. Такая форма корпуса значительно влияет на звук. Современный джаз-гитары оснащают звукоснимателями и регуляторами тона и громкости.
Электрогитара — гитара звучащая с помощью электронного усиления и воспроизведения сигнала, снятого со струн звукоснимателем. Электрогитара кардинально отличается от предыдущих видов гитар. Ее особенность состоит в том, что ее корпус цельный. Поэтому без усилителей звука эта гитара бесполезна, так как не имеет резонатора. Для «снятия» звука используются электромагнитные звукосниматели, которые также делятся на несколько видов. Регуляторы звука и тона располагаются на панели гитары. После получения звука через аппаратуру, он обрабатывается различными эффектами, в результате чего получается совершенно новое звучание, специфическое для каждого музыканта.
Создателем первой электрогитары с цельным корпусом был знаменитый музыкант и инженер Лес Пол(Les Paul). Он знаменит своими многодорожечными записями, и благодаря ему электрогитары стали вытеснять акустические. Несмотря на название, электрогитара уже имеет мало сходства с классической.
Глава 3. РАЗНОВИДНОСТИ ГИТАР
Гитара является, пожалуй, самым распространенным музыкальным инструментом. Она завоевала сердца миллионов музыкантов и просто любителей «посиделок» у костра по всему миру. Со времени своего появления этот инструмент прошел уникальный путь развития, и в наши дни представлен многими вариантами. Итак, какие бывают гитары?
По конструкции корпуса гитары делятся:
• Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
• Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
• Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой.
• Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами, расположеными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson.
• Дредноут — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой «Мартин».
По диапазону звучания:
• Обычная гитара — диапазон обычной гитары приблизительно совпадает с диапазоном человеческого голоса.
• Бас-гитара — гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.
• Тенор-гитара — четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо.
• Баритон-гитара — гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.
По наличию ладов:
• Обычная гитара — гитара имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.
• Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
• Слайдовая гитара — гитара предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре длина струны плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда.
По способу извлечения звука :
• Электроакустическая гитара — акустическая гитара, в которой установлено электронное устройство для усиления звука.
• Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости звучания применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
• Синтезаторная гитара (MIDI гитара) — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.
По месту происхождения:
1. Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII — XV веках.
2. Русская гитара — акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII — XIX веках.
3. Гавайская гитара — слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть с корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.
По жанру музыки:
• Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
• Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. «Аудио 6»
• Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
• Джазовая гитара (оркестровая гитара) — устоявшееся название для арктопов фирмы «Гибсон» и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов XX века.
По роли в исполняемом произведении:
• Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
• Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмичеких партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
По числу струн гитары бывают:
• Четырехструнная гитара (4-х струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырехструнные гитары — это бас-гитары, либо теноровые гитары.
• Шестиструнная гитара (6-ти струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространенная разновидность гитар.
• Семиструнная гитара (7-ми струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиночных струн. Применяется при исполнении русских романсов.
• Двенадцатиструнная гитара (12-ти струнная гитара) — ритм-гитара с 6-ю сдвоенными струнами.
• Другие — cуществуют также менее распространенные промежуточные и гибридные формы гитар. Примерами могут являться 9-ти струнная гитара, с тремя одиночными и тремя сдвоенными струнами (применяет известный блюзовый гитарист российского происхождения Юрий Наумов, или 12-ти струнная бас-гитара, с четырьмя строенными струнами, или 18-ти струнная гитара с двумя грифами, на 12 и 6 струн (применял гитарист группы «Лед Зеппелин» Джимми Пейдж) и т. д.
Существуют и прочие разновидности:
• Гитара Добро — резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера. В настоящее время «Гитара Добро» является торговой маркой принадлежащей фирме Гибсон.
• Укулеле — миниатюрная четырехструнная версия гитары, изобретенная в конце XIX века на Гавайских островах.
• Тэппинговая гитара (тэп-гитара) — гитара, предназначеная для игры способом звукоизвлечения тэппинг.
• Гитара Уорра — электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогичный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоизвлечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки.
• Стик Чапмена — электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, допускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно одновременное извлечение до 10 нот (1 палец — 1 нота).
Методическая разработка «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.
Методическая разработка ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут — завтра 21 февраля, как раз этот.
Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.
Методическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. «Погиб поэт! — невольник чести. » Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.
Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.
Методическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.
Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.
Источник