История возникновения музыкальных нот

Детям о музыке. История происхождения нот

Музыка звучала, когда люди еще не знали нот. Кто-то пел мелодию, другие люди пытались повторить ее. Много мелодий было утеряно. Люди не всегда точно могли воспроизвести понравившийся мотив. Сначала для записи музыки были придуманы невмы и только потом ноты. Про невмы мы поговорим как-нибудь в другой раз, а историю возникновения нот узнаем сегодня.

История происхождения нот

Он очень хорошо пел и преподавал музыку. В Ареццо был монастырь, где Гвидо занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению. Занятия проходили каждый день и начинались с распевки. Распевкой служил «гимн святому Иоанну». Теперь его можно назвать самой важной песней в истории музыки, потому что именно этот гимн положил начало нотам. А дело было так.

Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь немного выше предыдущей. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте. Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли «читать» музыку с листа.

Названия нот сохранились до наших дней. Перед вами текст латинского «гимна святому Иоанну». Прочитайте первые слоги каждой строчки гимна

» Ut queant laxis -первая строчка дала название ноте Ут (позже До)
Re sonare fibris — вторая строчка — ноте РЕ
Mi ra gestorum — третья -ноте МИ
Fa muli tuorum -четвертая — ноте ФА
Sol ve poluti -пятая- ноте СОЛЬ
La brii reatum -шестая- ноте ЛЯ
Sancte Johanes»

Читайте также:  Блестящие идет солдат по городу ноты

«Чтобы могли воспеть на расслабленных струнах твои чудные деяния, разреши грех оскверненных уст, Святой Иоанне»

А вот так звучит этот гимн:

Каждая фаланга пальцев соответствовала звуку определенной высоты, поэтому работая с хором, Гвидо мог по своей руке показывать ученикам, какой звук петь. Почти как Гвидо 1000 лет назад, профессор Уильям Март показывает технику преподавания высоты звуков по руке.

С помощью новшеств введенных Гвидо певческая подготовка монахов сократилась с десяти лет до двух. Люди смогли «читать» мелодию с листа. Единственным недостатком оставалось невозможность передать ритм мелодии и длительность звуков.

Почти через пятьсот лет как Гвидо придумал ноты, ноту Ут заменили на ноту До (Do), потому что ее легче пропевать, она более благозвучна. Ученые считают, что нота Do появилась от слова «Dominis» — Господь, а другая версия говорит что do — «даю» в переводе с латыни. Некоторые считают, что ноту До ввел музыкант Дж. Дони, взяв первые буквы своей фамилии (около1540 года).

А еще добавили ноту си (Si или Ti). Считается, что нота СИ получила свое название от инициалов Святого Иоанна (Sancte Ioanes) Х. Вальрантом в 1574 году.

P.S. Распевка — это как разминка на гинастике, и нужна она для того, чтобы размять свои голосовые складки и мышцы, и подготовить свой голосовой аппарат к пению более сложных нот. Обычно в качестве распевки используют гаммы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Как появились ноты?

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Все эти способы позволяли определить лишь направление мелодии, но не точную интонацию.

Но нотная система, которая знакома нам с вами была придумана в начале 11 века итальянским монахом, музыкантом и учителем пения Гвидо д’ Ареццо. Он нарисовал линии, на которых располагались ноты. Появился язык, благодаря которому появилась возможность «читать музыку».

Гвидо д’Ареццо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну:

  • Ut-Ut
  • Re –Resonare
  • Mi – Mira
  • Fa – Famuli
  • Sol – Solve
  • La – Labii

Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelleintroductiondemusique» (1640).

Дирижируя, Гвидо показывал левой рукой (кончиками и суставами каждого пальца), какую ноту должны исполнить певцы.В последствии, такая техника дирижирования была названа «Гвидонова рука». Почему «гвидонова рука» была левой? По аналогии с музыкантами-струнниками: скрипачи и виолончелисты работают на грифе пальцами левой руки, а смычок держат в правой.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Но было в системе, придуманной Гвидо одно «но»: такая нотная запись не позволяла обозначать точную длительность звука, поэтому записать ритм — важнейший элемент музыки — не представлялось возможным.

А между тем церковная музыка становилась всё сложнее. Незадолго после появления системы записи нот на линейках нотного стана — её дополнили стандартные музыкальные ключи: скрипичный (ключ соль) и басовый (ключ фа), связывающие линейки с определённой (контрольной) высотой звука.

Затем на смену так называемой нéвменной (знаковой) нотации пришла мензуральная, то есть «размеренная». Начало ей положил живший в XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский. Он придумал четыре основные музыкальные длительности, каждая из которых была вдвое или втрое короче предыдущей.

Они назывались «максима» (самая большая длительность), «лонга» (длинная), «бревис» (короткая) и «семибревис» (полукороткая) и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы.

В XIV веке французский композитор и теоретик Филипп де Витри дополнил эту систему, введя в нее еще 4 более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». Они обозначались ромбами с вертикальными чёрточками и горизонтальными флажками.

Позднее нотную систему стали использовать для записи уже не только духовной, но и светской музыки, с которой в дальнейшем связано развитие музыкальной нотации. В XVII—XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми и система записи музыки в целом приняла современный вид. Однако нельзя сказать, что на этом формирование нотной системы полностью остановилось. Музыка постоянно усложнялась и изменялась: появлялись новые исполнительские приемы для разных музыкальных инструментов, композиторы пытались показать в своих произведениях новые характеры, настроения, возникла потребность в обозначении громкости звука, музыкального штриха, темпа и т.д. И на нотном стане, и вокруг него появлялось всё больше символов и надписей. В наше время музыкальный язык также не стоит на месте и этот процесс продолжается и по сию пору.

Источник

«Нотная» история

Долгое время музыку никак не записывали. Ее воспроизводили по памяти, передавая мелодию от одного исполнителя к другому. В Древней Греции музыкальные произведения записывали посредством букв греческого алфавита. В период григорианской музыки в Европе не было системы записи музыкальных произведений, а существовал неточный способ записи песнопений, который носил название «невма» (в виде черточек, запятых и точек), а сама музыка преподавалась устно и непосредственно от учителя ученику, и процесс обучения музыке и вокалу занимал много времени.
История создания нот берет свое начало в 11 веке и связана с именем монаха из бенедиктинского аббатства Гвидо д Ареццо (Аретинский), который создал первый нотный стан, ноты и алгоритм последовательной записи звуков на бумагу.

Изначально задуманная Гвидо музыкальная реформа в Помпезе была неудачной и не нашла поддержки и понимания. Поэтому Гвидо переехал в Ареццо и при поддержке епископа Теодальда совершил свою новаторскую музыкальную реформу.

Вначале он придумал четырехполосный нотный стан (тетраграмму), и две полосы выделил красным и желтым цветом для обозначения ориентира тональности (эту функцию позже стали выполнять ключи). Затем Гвидо изобрел методику разучивания мелодии по движению руки. Позже была добавлена еще одна полоса, и называться это стало пентограмма.
Название нот Гвидо Аретинский взял из первых слогов строк гимна святому Иоанну (UT queant laxis/ REsonare fibris/ MIra gestorum/ FAmuli tuorum,/ SOLve polluti/ LAbii reatum,/ Sancte Ioannes) — ут, ре, ми, фа, соль, ля.
Слава о Гвидо д Ареццо дошла до папы Римского Иоанна XIX, и он пригласил Гвидо на аудиенцию. После того как папа Римский лично убедился, что читая ноты с бумаги, можно научиться петь и воспроизводить музыку на основе продемонстированного Гвидо антифонария, новое изобретение в виде нотного стана и нот было распространено на все католические храмы и школы Италии, откуда распространилось по Европе, а затем и по всему миру.

Позднее нота «ут» была переименована Джованни Дони в «до» (первый слог его фамилии), а так же добавлена нота «си», которая в Венгрии и в США носит название «ти». Чуть позже был придуман скрипичный ключ.
В 17 веке немецкий специалист по музыке Андреас Веркмейстер разработал 12-ти тоновую музыкальную шкалу, которая и вошла в основу современного музыкального искусства. В Великобритании и США, а так же частично в Швеции и Нидерландах используется альтернативная система нот на основе букв латинского алфавита алфавита C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си).

Источник

История нотной грамоты

История нотной грамоты

Всем привет! Эта статья для тех, кто хоть как-то связан с музыкой !

В этой статье я хочу поделиться с Вами материалами, которые помогут вам углубиться в понятие музыки. Эта статья будет актуальна как для новичков, так и для продвинутых музыкантов.

Многие из вас уже изучили ноты, и даже строение аккордов. Но знали ли вы, откуда и когда появились НОТЫ?

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения, и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский, нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Аретинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Источник

Оцените статью