Исследовательская работа учащихся «История нотной азбуки»
Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматсья, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой. Для создания любого музыкального произведения нужны ноты. Поэтому, мы коротко расскажем историю создания нотного письма.Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад. Нотные знаки сохранят для потомства и ту музыку, которую создают композиторы – наши современники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
notnaya_azbuka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
«История музыкальной азбуки»
Бадила Арина – ученица 3 «И» класса,
Муштаев Максим – ученик 3 «И» класса.
г. Когалым, 2013г .
2 глава. Актуальность, цели, задачи, гипотеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4 стр
3 глава. Из истории музыкальной азбуки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . 5 стр
4 глава. Значение нот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 стр
5 глава. Анкетирование учащихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .8 стр
6 глава. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 9 стр
7 глава. Использованная литература. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .9 стр
Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.
С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Школьники разучивают песни, отрпавляются в поход под звуки марша. Молодежь любит танцевальную музыку.
Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматсья, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.
Для создания любого музыкального произведения нужны ноты. Поэтому, мы коротко расскажем историю создания нотного письма.
Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает каждого ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
Тема исследования: „История нотной азбуки“
Цель: Изучить нотную азбуку и попытаться представить её в наглядной форме, в виде мультфильма.
- разбор нотной азбуки,
- изучить специальную литературу в доступной наглядной форме,
- поделиться информацией со сверстниками в виде доклада.
Предмет исследования: нотная азбука.
Мы сами узнали и изучили историю написания нотной грамоты и представили это в презентации, которую можно использовать на уроках музыки или внеклассных мероприятиях.
Гипотеза: Если в доступной наглядной форме представить ребятам нотную азбуку, то может быть у них появится интерес к музыке.
Из истории музыкальной азбуки
Любая музыка исчезла бы с лица земли, если бы люди не научились записывать ее нотными знаками. Так оно и случилось: множество древних песен – тех, которые не записывались, — исчезло, будто их и вовсе не было, они словно бы растворились в воздухе…
Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад. Нотные знаки сохранят для потомства и ту музыку, которую создают композиторы – наши современники.
Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.
На Руси в далекие времена ноты писались крюками. Их было более семидесяти, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки.
На Западе были другие нотные знаки- черточки, точки, запятые. Они назывались – невмами. Это была тоже очень сложная и трудная звукозапись.
В средние века, точнее в 986 году монастыре Ареццо, недалеко от итальянского городка Тосканы, жил монах, которого звали Гвидо. В монастырской школе он руководил детским хором. И руководя хором, он понял, что детям очень трудно усвоить те нотные знаки – невмы, которыми тогда записывались музыкальные произведения.
До каких пор музыканты будут страдать!
Ре шительно произнёс он-
Ми риться с этим более невозможно:
Фа льшивые звуки, разнобой и разноголосица.
Соль ные партии еще ничего, но ансамбли.
Ля псус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.
Си л больше нет никаких…
И уверенным жестом Гвидо в место одной линейки начертил в тетради для нот несколько линеек. Так появились известные нам До- ре—ми- фа- соль -ля- си.
Правда, поначалу некоторые ноты назывались по другому. Например До называлась ТУ. Но это слово плохо поется, и его заменили на более удобное и звонкое До . А нота Си появилась позже остальных. Ее название связано с той же молитвой и составлено из инициалов – С (вятой) И (оанн).
Гвидо д Ареццо- такое имя у него осталось на все времена. Он был великим реформатором нотного письма, но, вероятно он не знал и не ведал, что оно станет почти таким, каким мы теперь пользуемся.
Язык нот — это единственный на земле международный язык. Его понимают все музыканты мира. Нам сегодня понятна запечатленная в нотах музыкальная речь композиторов, которые жили три, четыре, пять столетий назад в самых разных городах и странах.
Нотные значки — это как бы рисунок музыки, ее чертеж и музыкант, бросив даже беглый взгляд на нотную строку, сразу видит, как эта мелодия движется. Некоторые музыканты видят даже на страницу вперед: окинут взглядом все нотное поле и, еще даже не начав играть, знают, как и куда стремятся звуки. Само начертание современных нот подсказывает движение мелодии.
Композиторы всего мира записывают свою музыку с помощью одних и тех же значков — нот, и их язык понятен музыкантам всех стран и народов без переводчика.
Без удобной и понятной нотной записи музыкантам было бы трудно обойтись. А оркестр и вовсе не мог бы существовать без нот.
Именно в нотах обозначено, сколько каких инструментов должно появиться на концертной площадке, чтобы сыграть увертюру или симфонию.
Дирижер из одной страны может приехать к музыкантам- оркестрантам другой страны, чтобы вместе с ними исполнить сочинение композитора из третьей страны. Их общению помогают ноты.
Чтение нот делает ребенка коммуникабельнее, потому что, читая ноты, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. Читая ноты, ребенок приучается к ежедневному труду, терпению, силу воли, усидчивости, совершенству эмоции.
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное- и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную.
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка- правая рука, нижняя-левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как « вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут ошибки в письме.
Мы провела опрос-анкету среди своих сверсников, учащихся третьих классов. В анкете участвовало 38 учащихся. Анкета состояла из трех несложных вопросов.
- Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
- Назови великих композиторов.
- Назови знакомые ноты.
Гитару назвали – 18%, фортепьяно написали – 17%, трубу и барабан – 15%, скрипку знают – 12%, балалайку и дудочку – 10%, пианино и флейту всего – 8%, рояль – 5%, саксофон, кларнет написали по одному человеку.
По второму вопросу, из великих композиторов Иоганна Баха назвали 22 учащихся. Петра Ильича Чайковского написали 15 человек. Моцарта смогли назвать 11 учащихся. Штрауса и Римского-Корсака знают только пять учеников.
Ноты правильно назвали 29 учащихся.
Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы: те учащиеся, которые не занимаются в музыкальной школе мало знают о музыкальных инструментах и великих композиторах.
Поэтому, когда мы исследовали как появились ноты и как ими пользуются музыканты в настоящее время, мы решили доступно и понятно для всех детей представить в презентации наше исследование.
И если, познакомившись с нашей работой, кому-то захочется заниматься музыкой, значит наш труд был не зря. Мы очень много интересного узнаем о композиторах и их произведениях на уроках музыки. И нас всегда интересовал вопрос: почему в музыке существует только семь нот, а сколько замечательных и чудесных мелодий нас окружает. А пока мы работами над проектом, то поняли, сколько еще интересного можно узнать, изучая этот музыкальный мир.
- С. Могилевская. «У лиры семь струн», Москва, «Детская литература», 1981 год.
- Н.В. Чудакова, А.В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир» — Музыка. Москва, ТКО «Аст», 1997г.
- Л.И. Жук. Музыкальный калейдоскоп, Минск ИООО «Красико-Принт», 2006г.
Источник
Проект по музыке «Откуда появились ноты «до», «ре», «ми», «фа» и другие?»
Проект по музыке
«Откуда появились ноты
«до», «ре», «ми», «фа» и другие?»
Выполнил: Шматов Георгий
МКОУ Горбатовская СОШ
Проект «Откуда появились «до», «ре», «ми», «фа» и другие?»
Мир искусства очень интересен, особенно музыка. Хоть я ещё маленький, но слушая музыкальные произведения, меня всегда удивляет, как можно было сочинить такую красоту, откуда у композитора идёт такая музыка, я думаю это люди с красивой, чистой душой. Наша учительница музыки всегда говорит, что музыка – главный вид искусства, и я с ней согласен, музыка многому может научить, сделать человека добрее, умнее, красивее.
В нашей школе ежегодно первого октября проводится День музыки. В этом году наша учительница музыки провела весёлый праздник, в конкурсе для капитанов команды был вопрос «Откуда появились нотки?». Вспомнив рассказы учителя на уроках, мы ответили на этот вопрос, но я решил более подробно узнать об этом и вот я участвую в конкурсе музыкальных проектов, где хочу поделиться информацией, которую нашёл.
Цель проекта: познакомиться с историей появления нот.
- узнать историю создания нотных знаков; узнать легенду, о человеке, который облегчил запись музыки; собрать загадки о нотах, составить ребусы, донести собранную информацию до учащихся 1-2 классов.
1 этап: определение направления, темы, цели и задач проекта;
2 этап: поисковая работа;
3 этап: подборка загадок о нотах;
4 этап: составление ребусов «Весёлые нотки»;
5 этап: беседа «Путешествие в мир нот».
II. Основная часть.
Все мы знаем, как до нас дошли русские народные песни, они передавались нашими предками, их дети передавали своим детям, а всё почему, да потому что раньше не было нот.
Так когда же появились ноты, что было до них, музыканты должны же были, как то записывать музыку, которую сочиняли?
Оказалось, что до появления нот, музыканты записывали свою музыку, например в Греции при помощи алфавита, а в Европе существовали знаки для записи, которые назывались невмами. Они ставились над словами и показывали только направление мелодии. Разучить её с помощью таких знаков было просто невозможно. Я нашёл изображение невмов, но так и не смог написать ни один из них.
Так кто же придумал запись музыки и продвинул её развитие? Давным-давно в Италии в городе Ареццо, который знаменит своими церквями, жил человек, которого звали Гвидо. Оказывается в мире музыки, это имя известно и дорого. По обычаям того места, где родился Гвидо, вслед за именем называли название города, поэтому полное его имя Гвидо д Ареццо, ещё его можно называть Гвидо Арецинский.
Жил он в XI веке, был монахом, полностью посвятив себя Богу. Каждый день молился, участвовал в богослужениях, которые всегда сопровождались пением. Одной из трудностей того времени была запись мелодий.
Гвидо Арецинский придумал линеечки для нот, сначала их было три и все они были разного цвета красная, чёрная и жёлтая, расположил на них значки — ноты, они были квадратными, так у каждой нотки появилась высота. Вот так знаки стали называться не невмами, а нотами. Но не было у нот названия, певцам и музыкантам трудно было разучивать и запоминать мелодии, тогда
Гвидо попросил своих музыкантов разучить гимн святому Иоанну, который считался покровителем певцов. Особенность этого гимна заключалась в том, что каждая новая строчка начиналась звуком выше.
Вот текст гимна святому Иоанну:
Ut gueant laxis
Если посмотреть на первые слоги каждой строчки гимна, то получается: ut, re, mi, fa, sol, la. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо поправлял его, и сам пел нужный звук, произнося при этом громко и чётко первый слог начального слова фразы.
Название ноты «si» придумал Ансель из Фландрии. Чтобы получилась эта нота, он взял начальные буквы из слов последней строки гимна Sancte Johannes. Но петь не стало легче, потому что оставалось ещё одно неудобство, согласная в слоге «ut». В XYII веке итальянец Дони заменил «ut» на «do», оставив тем самым часть своей фамилии на память. Вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак».
Так появился международный музыкальный язык, единственный во всём мире. С тех пор мы поём: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», которые располагаются на пяти линеечках (нотном стане). Без них не могут обойтись ни музыканты, ни певцы, ни композиторы.
В ходе работы над проектом, я побывал в интересном, увлекательном путешествии по Италии. Побывал в городке Ареццо, посмотрел на его знаменитые церкви «Сан-Франческо» и «Сан-Доменико». Узнал о человеке, который придумал ноты, тем самым облегчил труд музыкантам, композиторам, исполнителям и продвинул музыкальную запись далеко вперёд. Имя этого человека – Гвидо Арецинсий. Узнал о гимне святому Иоанну, его особенность, которая заключается в том, что каждая новая строчка начинается звуком выше.
Узнал, что нотных линеечек было сначала три, и они имели разный цвет, что Ансель из Фландрии и итальянец Дони тоже внесли свой вклад в название нот («си», «до»).
Ещё я собрал много загадок про ноты, составил ребусы про ноты «Весёлые нотки», провёл с помощью учителя музыки беседу «Путешествие в мир нот» в 1-2 классах, где рассказал обо всём, что узнал про ноты, мы вместе разгадывали ребусы и загадки.
Поставленные мною в начале моей работы над проектом цель и задачи достигнуты. Мир музыки очень интересен, необычайно красив, окунитесь в него, и вы станете добрее, умнее и красивее!
«Войдём в мир музыки».
Энциклопедия для детей «Искусство» М. 2007
И. Шакирова «Музыка в сказке» «Лист» М. 200
Источник