Итальянская гитара что это

Сто лет гитары в картинках

В этой статье мы обойдемся без изящной лирики. Пусть она будет шпаргалкой.

Гитара принадлежит к щипковым инструментам, а уже – к лютневым. Второй подраздел щипковых – цитровые, а их отличие от лютневых – в отсутствии грифа.
Название пришло из греческого – от «кифары».
Первая современная лютня появилась в Европе в XIII веке. У нее был овальный корпус, короткий гриф, отогнутая голова и самое разное количество струн. Максимально – двадцать четыре, обычно же – пять, заключенных в пары (хоры).


Мишель Паррасио. Венера с лютней. 1550.
По мнению «Синтез-Аудио» — тема лютни наиболее полно раскрыта именно этой иллюстрацией.

К XVIII веку лютня резко теряет популярность, т.к. в моду входят клавишные. Но в одной стране гитаре никогда не изменяли – в Испании.
Тамошняя гитара – виуэла – имела пять струн и одну дополнительную. Не басовую, как сейчас, а специальную – для ведения мелодии.


Мейстер Лука Синьорелли, видимо, думал, что именно так и должен выглядеть типичный бэнд эпохи Возрождения. На картине (1499-1502) – лютнисты. В центре – виуэла. Очень хорошо видно отличие этой гитары от лютни.

Первоначально, гитара имела четыре струны, а пятую догадался установить современник Сервантеса – Висенте Эспинель, знаменитый бард и поэт. Пятиструнные гитары с успехом изготавливал Страдивариус – с тем самым строем, какой мы имеем сейчас: ми, си, соль, ре, ля.
Дублирующая басовая ми появилась позже – в самом конце XVIII веке.

Исследователь гитары и сам – гитарист-виртуоз Эмилио Пухоль говорит, что первое упоминание о шестиструнке относится к 1799 году, но по сохранившимся источникам – можно найти более ранние образцы. Возможно, Пухоль имел в виду, что с 1799 года такие гитары становятся фактическим стандартом.

Читайте также:  Концерт номер 3 для фортепиано с оркестром кабалевского


Пятиструнная испанская гитара 1774 года Фердинанда Гальяно.
Имеет обычный современный строй, за исключением басовой ми.


Пример быстрой эволюции шестиструнной гитары. На первой фотографии – гитара мадридского мастера Лоренцо Алонсо 1785 года, где шесть струн – сдвоены в двенадцать. На второй фотографии – неаполитанская шестиструнная гитара. Голова у нее вполне современна и струн — обычное количество. Стоит обратить внимание на развитие грифа. Кривая темперация — практически мгновенно сменяется математически вычисленной мензурой. На втором снимке — гриф точно вклеен по 12 ладу.

Если узко всматриваться в конструктивные особенности современных гитар, то их можно очень условно поделить на три большие категории, в каждой из которых — будет несколько подкатегорий.
Гитары — конструктивно — можно отнести к трем школам:

1. венской (австрийской) — Штауфера,
2. испанской — Торреса и
3. немецкой — Мартина.

Особенности подкатегорий внутри этих трех школ — в основном касаются конструкции грифа — по способам его соединения с корпусом. Так испанская гитара — вполне может сочетать в себе элементы венского крепления грифа, а последователю Мартина — ничто, в принципе, не мешает, привнести в конструкцию испанские классические элементы. И даже больше — именно по типу крепления грифа — сейчас и различают гитары. Схемы пружин давно унифицировались, а методы соединения корпуса и грифа — до сих пор вариативны.


Наглядный пример из трех школ.
Слева — старинная гитара венской школы. Схема Штауфера и гриф, вклееный в клец. Обечайки также крепятся на клецах.
Справа вверху — современный вестерн школы Мартина. Корпус собирается, как и в венских гитарах, на клецах, крепление грифа, в данном случае, модернизировано, но он все равно — закреплен в разборном виде в клеце.
Справа снизу — конструкция испанской школы. Гриф и клец представляют собой одно целое. Гриф органично продолжается в клец. Обечайки — закрепляются в этом конгломерате.

Наш отечественный историк музыки — Борис Львович Вольман — весьма успешно находил зачатки школ, отличных от венской, испанской и немецкой. В частности, во Франции ему чудилось зарождение собственной традиции в мастерских Лакто, Гробера, Кутюрье и Флерна; в Италии — у Бергонци и Панормо; даже в России Борис Львович находил самобытных мастеров — Батова, Краснощекова, Архаузена.

Знаменитая схема Шерцера – это, на деле, схема его учителя – Иоанна Георга Штауфера, австрийского лютнера, чья конструкция – до сих пор соперничает с веером Торреса. С именем Штауфера связана школа гитаростроения – венская (или иначе — австрийская).


Слева – расположение пружин по схеме Штауфера. Справа – две его фабричные гитары. Первая – сделана в Неаполе в 1791 году.
У нее съемный подвижный гриф и крепление по 11 ладу. Вторая – повторяет первую, но немного младше ее – сделана в 1820 году.


В Испании в это время не отходили от первоначальных шаблонов формы. На фото – три испанские гитары: 1797 (шестиструнная), 1798 и 1800 годов (двенадцатиструнные). Они мало чем отличаются от гитар Гальяно и Алонсо. На третьей фотографии, кстати, — вы улыбнетесь, — гитара мастера Мартинеса. Не Мартина, а именно Мартинеса.
Мы не знаем, с этого ли Мартинеса списали название русские производители китайских гитар Martinez, но имя такое в истории звучало. Это факт.

Как раз в это время начал свою деятельность Мартин – саксонец, переехавший в 1833 году в Америку. С именами Мартина и Торреса связаны два пути развития современных гитар – испанской классики и вестернов. Или иначе – веерной схемы пружин и схемы крестом. Мартин первым отошел от венской школы и основал собственную, новую. Ее справедливо назвать немецкой, но традиционно называют американской.
В этой статье мы не коснемся вестернов. Это тема отдельного разговора.


Для сравнения – две современные друг другу гитары. Слева – итальянская, мастера Карло Гваданини (Guadagnini), 1802 года. Справа – испанская, малоизвестного мастера Хуана, тоже 1802 года. Видно, что испанцы не перестают сдваивать струны и, одновременно, немного отходят от барочной формы корпуса. Итальянцы – пока очень консервативны. Но это продлится совсем недолго. Очень скоро итальянцы перещеголяют испанцев в новаторстве, да и все прочие — перещеголяют испанцев.


Сверху – итальянская гитара 1806 года.
Слева-направо: точная копия испанской гитары 1808 года, итальянская гитара 1811 года и германский инструмент мануфактуры Вебера 1812 года.
Итальянцы и испанцы практически унифицировали свои гитары. Немцы же притормаживают в эпохе барокко.
У всех гитар – венская схема Штауфера-Шерцера. Обратите внимание на однопропильную голову немецкой гитары. Очень интересная конструкция.


Две неаполитанские итальяночки 1806 и 1813 годов – одного мастера Джованни (Джио — так он подписывался) Баттисты. Красивые гитары.
С грифами гитар тех времен — какая-то беда. На многих — отчетливо виден глубокий опорный двенадцатый лад, который по какой-то причине оказывался спущенным вниз. Как тогда вычисляли мензуру — нам еще предстоит уточнить.


1814 – Австрия (терц-гитара), 1815 – Италия, 1816 – Италия же (Фердинандо Боттари) и 1818 – Германия (Hom).
Все люди как люди, даже австрийцы – сводные братья, но, все равно, немецкие гитары даже к такому позднему времени – ни на что не похожи. Можно заметить, что только на немецкой гитаре голова – с пролетками. И только на немецкой гитаре — гриф вклеен по двенадцатому ладу.

У нас даже есть смутное подозрение, что немцы, наконец-то, к тем временам стали ставить механику — на червячной передаче. В то время, как прочие — обходились роторными крутилками.

Обычные роторные крутилки. До сих пор такие используются особо упертыми любителями старины.
Ничего не будем утверждать, но расположение колков на германских инструментах тех времен — наводит на явные мысли о редукторе.


Не о таком, конечно, но почти о таком.


Венская схема — на примере гитары, изготовленной во Франции в 1815 году.
Простые «шпалы» и гриф, закрепленный на клеце.


А дальше был какой-то странный прорыв в оформлении. Испанцы остаются верны барочным корпусам, а в Италии и Франции внезапно входит в моду разухабистая цыганщина.
Сверху слева-направо: строгая испанка 1824 года (Гранада, Caro Augustin) и две гитары – почти под хохлому: из Италии 1828 года (Genarro Fabricatore) и Франции 1829 года. Последняя гитара – производства цеха некоего Лакто. По некоторым сведениям – этот Лакто одно время сотрудничал с Мартином.
Внизу – такая же веселенькая гитара из Италии.
Все гитары — со схемами Шерцера.


Венская схема на примере гитары 1825 года.


Гитара изготовлена в Париже в 1825 году. Тоже венская школа.


В середине тридцатых происходит кратковременный восточный сдвиг в сторону старинных форм. Pear-Shape – так сейчас называют такие гитары коллекционеры.
1832 год – Австрия и 1834 год – Германия (мастерская Diehl).


И в это же время — невообразимое оформление перебирается с континента в Англию. Две гитары одного 1832 года. Одна из Франции (Pons), вторая – из Англии (но мастер, все равно, француз — A.Guiot).


Дольше всех новым формам сопротивлялась Испания. За одно это можно уважать героев реконкисты.
На фото – гитары, между которыми – 37 лет (1802 год и 1839). В Испании упрямо не хотели делать талию поуже, бока покруглее. Даже стиль оформления был безыскусен и крайне строг. А Европа — та да, Европа давным давно понатыкала стразов по корпусам.


Испания, 1832 год. Луис Панормо.
Видна новая конструкция прикрепления грифа. Гриф образует одно целое с корпусом. Также видно, как в Испании начинают менять схему пружин. По деке идет тот самый веер, что сейчас прочно связывается с именем Торреса.


В Италии и Франции к сороковым годам – гитары стали почти неотличимы от нынешних.
1839 год – итальянская гитара мастерской Гваданини, один из образцов которой мы уже видели.
1842 год – мастерская Luigi Filano
1847 год – французский инструмент (Roudhloff). Головы с пролетками, наконец, выбрались за пределы Германии.


А немцы в это время – как чудили с формами, так и не думали останавливаться.
Сравним форму германских гитар 1834 года (Diehl) и 1860 года (Karl Glaesel). Стабильное отставание от остального мира во времени — на тридцать лет. Только на западе стали забывать о перламутре, как на востоке — он входит в моду.

Первые классические гитары полностью современной конструкции стал делать в 50-х годах Антонио Хурада Торрес.

Следующее за ним поколение мастеров, первым из которых следует, конечно, назвать А.Рамиреса, в точности следуют шаблонам Торреса.


Схема Торреса
Торрес заменил простые «шпалы» Штауфера – на изящную систему веера, совершенно преобразив звучание гитары.
Он же предложил не разделять клец от грифа, а изготавливать их в виде единой конструкции.

Современная вариация на тему Торреса.
Видно, что испанский веер здесь совмещен с венским клецем.

В современных фабричных испанках — редко применяется классический гриф Торреса. Чаще — ставят венский клец (как на фото), или, на более дорогих моделях, вклеивают гриф в испанский сапог. В итоге получается гитара, максимально приближенная к испанской школе, но гораздо более удобная для конвейерной сборки.


Пример совмещенеия испанского клеца «сапогом» с венской выборкой под гриф.


Одна из первых моделей Торреса. 1852 год.

В шестидесятые — он окончательно приходит к хорошо знакомым нам пропорциям.


1864 год

А гитары Торреса восьмидесятых годов — невозможно отличить от современных.
Или, скажем точнее, современные — полностью копируют те самые гитары Антонио Торреса.


1882 год

Революция этого мастера оказала столь сильное воздействие на гитаростроение, что практически заморозила развитие гитар. Больше нечего было усовершенствовать. Гитара достигла пика своего развития.


Можно сравнить современную фабричную гитару – Crusader СС 120 FM 2014 года выпуска — с испанской гитарой 1860-х годов мануфактуры Молино.
Если не знать, где и что искать – так сразу и не скажешь – какая из них новая, а какая очень новая.

Источник

Оцените статью