Бас-гитара
Предисловие
Данный раздел сайта магистра ДонНТУ является неотемлемой частью, позволяющей более полно раскрыть творческий потенциал магистра. Даёт более полное представление о личностных качествах магистра.
В этом разделе речь пойдет о таком музыкальном инструменте как бас-гитара. Основой для выбора данной тематики раздела стало значительное влияние, которое оказывает музыка на развитие современных молодежных субкультур, и роли вышеназванного инструмента в звучании музыкальных композиций.
ВВЕДЕНИЕ
Бас-гитара (басовая гитара) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в рок-музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.
История появления бас-гитары.
Первая бас-гитара, запущенная в массовое производство, была создана легендарным в гитарном мире человеком по имени Leo Fender. Изобретатель и инженер-самоучка, начавший свой путь инженера, как и многие другие – с починки радиол. По иронии судьбы, создатель самой известной в мире гитары не умел играть ни на гитаре, ни на басу. «Ни единой ноты». Fender Precision Bass был выпущен в продажу в 1951 году. Дизайн был прост, как и всё гениальное – ладовый гриф, один звукосниматель, и корпус самой обычной формы. Модель 1954 года имела немного обведённые края, для более удобной игры. Модель 1957 года претерпела смену звукоснимателя и головы грифа на более пригодные для собственно игры, и стала «старшей сестрой» всем известного Stratocaster’a. Эта модель была самой удачной, и большинство басов от Fender повторяют его конструкцию в той или иной степени. В 1960 году был создан Jazz Bass, ещё одна легенда от Fender. Он мало чем отличался от своего старшего брата, но был лучше сконструирован с точки зрения электроники. Эти модели до такой степени популярны в мире басистов, что типы звукоснимателей, используемых на них, называют P и J. Видя такой успех, подтянулись и другие компании; такие как Gibson, Danelectro. Некоторые позже стали ассоциироваться с определённым стилем музыки, например Rickenbacker 4000, на которой в своё время играл Paul McCartney. В 70-е Ernie Ball создал первую акустическую бас-гитару. Целью было добиться более естественного звука бас-гитары в созвучии с акустической гитарой. Идея опередила своё время почти на два десятилетия – акустический бас был принят в компанию других акустических инструментов в конце восьмидесятых с запуском в эфир программы MTV Unplugged. В 1971 году Alembic заложили основу high-end бас-гитар. Ключевыми элементами стали активная электроника, первосортные породы дерева, многослойная система neck-through-body. Так же, Alembic первыми создали бас с графитовым грифом, а так же пятиструнный бас (с нижней Си) в 1976. Fodera так же начала производство 5-струнных басов в середине 70-х, а так же вместе с Anthony Jackson разработали 6-струнный бас. Ранние электро-бас-гитары использовались вместе с контрабасами. К 1960, бас-гитара заменила контрабас в большинстве популярных музыкальных стилях – за исключением разве что джаза и кантри. Это так же произвело небольшую революцию – басисты вдруг перестали быть превязанными к одному месту, и их стало гораздо лучше слышно. Контрабас начал возвращать свои позиции в середине 80-х, когда вновь возрос интерес к ранним вариантам стилей рок и кантри. А возвращение рокабилли взлетевшими на вершины всех чартов Stray Cats снова сделали контрабасы популярными. В 1990-ые усовершенствованные звукосниматели и дизайн акустических басов и контрабасов позволили басистам добиться хорошего чистого звука от акустических инструментов. Многие группы решили вопрос низких частот при помощи контрабаса.
КОНСТРУКЦИЯ БАС-ГИТАРЫ
1- головка грифа; 2 — колковый механизм; 3- верхний порожек; 4 — лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 — ладовая планка; 6 — ладовые метки; 7 — струны; 8 — корпус; 9 — гриф; 10 — звукосниматели; 11 — потенциометры; 12 — машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 — гнездо для штекера.
Рисунок 2 — Устройство бас-гитары. (а- шестиструнный бас, б — четырёхструнный бас)
По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы:
— в первую группу входят бас-гитары с привинченным (bolt on neck) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа;
— ко второй группе относятся инструменты с вклеенным (glued neck) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента;
— третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус (neck-through). Преимуществом «сквозного» грифа является большая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком — некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента;
— четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.
До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шестиструнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых, это расширенный диапазон, как в верхнем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых — увеличение числа охватываемых звуков в одной позиции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению некоторых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как показывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.
АККУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАРЫ
Диапазон
Аккустика — наука о звуке. Звук — это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела — источника звука (натянутой струны, пластинки, мембраны, кожи, обтягивающей барабан, столба воздуха в духовом инструменте и др.). Упругое тело при своём колебании создает в окружающем воздухе звуковые волны, которые передают колебания барабанной перепонке нашего уха. В современной музыке используются звуки не только традиционных музыкальных инструментов, но и всевозможные шумы, существующие в природе, а также сопутствующие деятельности человека, однако музыкальными по традиции называют звуки, которые имеют чётко выраженную высоту. К музыкальным следует также отнести звуки всевозможных ударных инструментов, без которых трудно представить себе современную музыку. Большинство из этих звуков не имеют строго определённой высоты и являются шумовыми, т.е. картина их звукового спектра представляет собой наложение множества звуков различной частоты.
1) Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела, т.е. количеством колебаний, производимых в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний зависит от степени упругости звучащего тела, от его величины. Например, чем тоньше и короче струна и чем сильнее она натянута, тем производимый ею звук будет выше. Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 колебаний в секунду. Из них в музыке применяются звуки, имеющие основную частоту примерно от 16 до 4200 колебаний в секунду.
2) Тембром называется окраска звука, которая придаёт ему специфическое, индивидуальное для каждого инструмента или голоса характерное звучание и неповторимость. Любой музыкальный звук помимо основной частоты содержит одновременно и более слабые высокие призвуки (гармоники), благодаря которым мы и определяем, какой инструмент исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, а также узнаём голоса любимых исполнителей.
3) Длительность звука, время его звучания зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем длительнее будет звук.
4) Сила звука или его громкость определяется интенсивностью колебаний, их амплитудой. Чем сильнее колебательное движение, чем больше его амплитуда (размах), тем громче звук, и наоборот. Сила звука имеет существенное значение для передачи различных эмоциональных состояний и развития музыкальной драматургии. Например, кульминация произведения, момент наивысшего напряжения в развитии музыкального сюжета, как правило, связаны с максимальной громкостью исполнения.
Все музыкальные звуки, расположенные в восходящем или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Сравнивая между собой звуки звукоряда, можно легко убедиться, что каждому из них на определённом расстоянии выше и ниже соответствуют звуки, с которыми он сливается. Сливающиеся звуки имеют одинаковые названия. Расстояние между ближайшими сливающимися звуками называется октавой. В современной европейской музыке октава делится на двенадцать звуков, из которых только семь имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, b. Эти звуки называют основными ступенями звукоряда. Звуки до, ре, ми, и т. д. повторяются в звукоряде по несколько раз. Чтобы отличить звуки одинакового названия, но разной высоты, принято делить весь звукоряд на ряд октав, началом каждой из них считая звук до. Начиная с самой низкой октавы, в восходящем порядке, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава (рис.3).[1]
Рисунок 3 — Диапазон музыкальных звуков. Диапазон бас-гитары
Струны
Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.
Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:
1. Коротко-мензурные — Short Scale (30 » , 762 mm ).
2. Средне-мензурные — Medium Scale (32 » , 812 mm ).
3. Длинно-мензурные — Long Scale (34 » , 864 mm ).
4. Экстра — Extra Long (36 » , 914 mm) .
5. Экстра плюс — Long Plus (38 » , 965 mm) .
Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку ( flatwound ) и изготавливались путём намотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис.4а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.
В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.4б) с круглой навивкой ( roundwound ), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд. Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.
а) — с плоской навивкой; б) — с круглой навивкой; в) — с полукруглой навивкой.
Рисунок 4 — Различные типы навивки струн
Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой ( ground или halfwound ), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.4в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука.
Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов:
Источник
Изготовление акустической бас гитары
Поговорим о том, что в первую очередь отвечает за звук и оттенки звучания вашего инструмента, о дереве. В этой статье я попытаюсь максимально полно рассказать о различных породах «музыкальной» древесины и о звуке, характерном для каждого дерева. Я хочу, чтобы эта информация помогла вам сориентироваться при выборе нового инструмента и найти звучание соответствующее вашему вкусу.
Сначала я предлагаю поговорить о термине «акустическая древесина». Акустическая древесина – это часть дерева, имеющая определенные тональные особенности, которые и делают ее подходящей для изготовления музыкальных инструментов. Верите вы в это или нет, древесина — это основа любого инструмента, начало, отвечающее за формирование его будущего голоса. Разные породы дают разный звук, более того, индивидуален и неповторим каждый кусок дерева (даже одинаковой породы, кстати). Именно этим объясняется индивидуальное звучание каждого конкретного инструмента.
Химия, физика… основы
Мастерами музыкальных инструментов за века кропотливой работы подмечено несколько моментов, которые помогут нам сориентироваться в многообразии различных пород. Оказывается, спрогнозировать звук будущего инструмента можно основываясь на информации о плотности, цвете и весе заготовки.
Плотность и звук: инструменты, сделанные из более плотной древесины, обычно звучат чище, ярче и отчетливее, чем те, что изготовлены из менее плотного дерева. Последние же, в свою очередь, позволяют вам почувствовать колебание обертонов на всем протяжении звучания ноты. Древесина менее плотных пород дает более сочный звук, чем древесина с большой плотностью.
Цвет и звук: светлые породы древесины, как правило, звучат ярче, чем темные.
В принципе, суммарная тональная характеристика получается из комбинации трех вышеназванных элементов. Например, очень плотная древесина бубинга дает менее яркий звук, чем древесина клена, не такая плотная, зато очень тяжелая (если говорить о восточном клене). После того, как я познакомил Вас с этими общими правилами, позвольте перейти к описанию различных пород, используемых для изготовления как различных музыкальных инструментов, так и конкретно бас-гитар.
ДРЕВЕСИНА ДЛЯ ГРИФОВ И НАКЛАДОК
Амарант или фиолетовое дерево (Purpleheart, Peltogyne Pubesens).Изначально, это дерево использовалось в качестве акцентирующей линии многослойных грифов. Фиолетовый цвет, безусловно, впечатляет. Древесина очень плотная и очень твердая. Звучание похоже на бубингу, если устранить из звучания последней все лишнее и ненужное. Дерево довольно специфичное, но хорошо подходит и для грифов и для накладок бас-гитар.
Бросиум (Satine, Brosimum Paraense).Тропическое дерево, известное также как кровяное дерево, благодаря своему темно-красному цвету. Древесина очень плотная и жесткая. При игре ощущается восковатость. Дополнительной обработки не требует. Древесина бросиума может быть использована и для изготовления грифов, и для изготовления накладок.
Бубинга (Bubinga, Guibourtia Demeusei). Твердая и плотная древесина, используется для басовых грифов, в т.ч. при послойном нанесении. Компания Rickenbacker использует эту породу для изготовления накладок. Используемая для грифов, дает яркую середину и глубокие, но хорошо читаемые, низы.
Венге (Wenge, Millettia Laurentii).Черная, очень плотная и очень твердая древесина с шоколадно-коричневыми полосами. Имеет очень грубую крупнозернистую структуру. Из этой породы изготавливают потрясающие басовые грифы, с прекрасным средним диапазоном и теплыми низами. Если к такому грифу добавить накладку из эбенового дерева, то получится фантастический, по ясности, звук. Древесина венге используется для изготовления стержней грифов. Может быть использована и как сырье для грубой накладки. Обычно древесину этого дерева используют необработанной, то есть, необходимости в конечной обработке нет.
Гонсало альвес (Goncalo Alves, Astronium Fraxini Folium).По своей структуре эта древесина плотная и гладкая. При быстрой игре ощущается восковатость, как и с падуком. Древесина дополнительной обработки не требует. Имеет желто-коричневый цвет с полосами более темного шоколадного цвета. Факт, гонсало альвес используется компанией Смит-энд-Вессон для пистолетных рукояток. Дает четкий, чистый и теплый звук. Главным образом, используется как древесина для изготовления грифов и прекрасно сочетается с накладками из пао ферро или эбенового дерева.
Клен (Maple, Accer Saccharum).Эта древесина, с поразительными качествами, хоть как-то, но была использована почти в каждом инструменте, который вообще когда-либо был сделан. Клен дает чистый звук с превосходной серединой. Звучание оставляет хорошее впечатление. Существует несколько видов клена:
- Клен сахарный (Hard Maple).Это дерево традиционно используется для изготовления грифов. Хорошая плотность, жесткость и прочность. Превосходный сустейн и чистый звук. Клен сахарный требует обработки, необходимой для защиты от деформирования.
- Тигровый клен или огненный клен (Flame Maple).Древесина многих пород клена имеет узоры в виде языков огненного пламени, но только одна из них достаточно прочна, чтобы из нее можно было изготавливать гитарные грифы, и это тигровый клен. По всем характеристикам, идентичен вышеописанному клену сахарному, с той разницей, что имеет высоко ценящийся узор.
- Клен глазковый (Birdseye Maple). Еще одна порода, происходящая из клена сахарного. Наилучшие вид и форму эта древесина получает при тангентальном распиле дерева. «Глазки» же бывают самых различных форм и размеров, что и делает общий вид привлекательным. Часто можно услышать мнения, будто бы клен глазковый недостаточно тверд и не годится для изготовления гитарных грифов. По моему мнению, это абсурдные предположения ни на чем не основанные и ничем не подкрепленные. Изготовив десятки тысяч накладок именно из клена глазкового, скрипичные мастера смогут убедить вас, что в прочности эта порода не уступает клену сахарному.
Обычно клен используется как для изготовления грифов, так и для изготовления накладок на грифы.
Коа (Koa, Acacia Koa).Древесина, поступающая с Гавайев. Из древесины коа, кстати, изготавливают укулуле. Коа не уступает в прочности и в весе махагони, но выглядит, значительно лучше. Иногда встречается с огненными делениями. Для наилучшего звучания, гриф из коа лучше всего комбинировать с накладкой из пао ферро или из эбенового дерева. Древесина коа должна проходить чистовую обработку. Используется для грифов и корпусов.
Лимба или терминалия великолепная (Limba, Terminalia Superba).Гитаристы обычно называют это дерево Корина. Его древесина имеет уникальный желто-зеленый цвет и, даже будучи совсем молодой, выглядит пользованной. Лимба очень похожа на махагони и звуком, и текстурой. Для накладок древесина этого дерева не годится, только для грифов. Требует обработки. Доступность этой древесины очень ограничена.
Маккасаровое эбеновое дерево (Macassar Ebony, Dispyrus Macassar).Полосатое эбеновое дерево — черное и с большим количеством полос шоколадно-коричневого и серого цвета. Эта порода прекрасно подойдет, если вы хотите звук эбенового дерева, но с более возбуждающим внешним видом. Чаще используется для изготовления накладок, но иногда и для плотных грифов. Конечной обработки не требует.
Махагони или красное дерево (Mahogany, Swietenia Macrophylla).Обычно его называют гондурасским махагони. Эта древесина в основном ассоциируется с гитарами фирмы Gibson. По механическим свойствам похожа на клен, но уступает ему в плотности и крепости. Прекрасно подойдет, если вы хотите получить теплый и плотный звук бас-гитары. Древесина махагони имеет крупнопористую текстуру и требует значительной доработки. Должна проводиться чистовая обработка инструментом высокой твердости. Используется же эта древесина, в основном, для грифов.
Ореховое дерево или грецкий орех (Walnut, Juglans Nigra).Ореховое дерево – это что-то среднее, по своим физическим и механическим свойствам, между кленом и махагони. Выглядит и звучит хорошо в комбинации с накладкой из эбенового дерева. Как и в случае с махагони, древесина орехового дерева должна проходить чистовую обработку. Используется для изготовления грифов.
Падук африканский или птерокарпус (Padouk, Pterocarpus Soyauxii).Блестящий ярко-красный цвет этой древесины, со временем (если, конечно, играть на инструменте) оксидирует в теплый коричневый. При игре на инструменте с грифом, сделанным из падука, ощущается приятный эффект, будто вы проводите рукой по чему-то восковому. Имеет крупнопористую структуру, схожую со структурой палисандра, и звук, похожий на звук клена. Древесина падука отличается высокой устойчивостью при использовании и не требует дополнительной обработки. Используется, преимущественно, для изготовления грифов.
Палисандр или дальбергия (Rosewood, Dalbergia).Первоначально, эта порода дерева использовалась только в качестве сырья для накладок на грифы. С годами область применения этой древесины значительно расширилась. Существует множество разновидностей палисандра и все они отличаются друг от друга в том, что касается звуковых характеристик. Как правило, палисандр дает очень теплый звук. Антиподом палисандра считается эбеновое дерево. Подробнее о разновидностях палисандра:
- Индийский палисандр или дальбергия широколистная (Indian rosewood, Dalbergia Latifolia). Эта древесина чаще других используется для изготовления накладок на гриф. Она придает звуку теплую, рок-н-рольную окраску. Цвета варьируются в диапазоне от темно-багрового до светло-фиолетового; встречаются оранжевые и желтоватые оттенки. Индийский палисандр не только чаще других используется для изготовления накладок, как я уже говорил, но и, практически, не используется для других целей.
- Бразильский палисандр или черная дальбергия (Brazilian Rosewood, Dalbergia Nigra). Очень твердая и плотная древесина. В звуке дает прекрасную четкость и артикуляцию. На ощупь очень гладкая. Цвет удивительно меняется фрагментами, что выглядит очень эффектно. Можно с уверенностью сказать, что это просто высококлассное дерево для изготовления накладок на грифы.
- Палисандровое розовое дерево (Palisander Rosewood, Dalbergia Baroni). Это твердая древесина, подходящая для изготовления грифов и корпусов. Цвет варьируется от светло-фиолетового до пурпурного, иногда с темными полосами. Очень твердая и тяжелая древесина, местами имеет открытую пористую структуру. Используется и для изготовления грифов, и для изготовления накладок.
Пао ферро (Pau Ferro, Machaerium Villosum).Не так давно древесина пао ферро использовалась для изготовления накладок, она прекрасно подходит для этой цели. Очень гладкая структура, похожая на эбеновое дерево. По звуковым характеристикам можно сказать, что звучит это дерево ярче, чем палисандровое розовое дерево, но не так ярко, как эбеновое. Цвета варьируются от светлого желто-коричневого, до более темного кофейного цвета. Обычно производится радиальная распиловка дерева, чтобы была отчетливо видна милая полосоватость этой древесины. Как правило, используется для изготовления накладок, хотя иногда из древесины пао ферро делают также и грифы.
Эбеновое дерево (Ebony, Dispyrus Melanoxylon).Очень твердая и гладкая древесина, дающая яркий звук с хорошим сустейном. Из внешних особенностей, замечу, что часто можно наблюдать шоколадно-коричневые или темно-серые полосы, что выглядит совсем недурно. Используется для накладок, реже, для полной конструкции грифа.
ДРЕВЕСИНА ДЛЯ КОРПУСОВ
Бразильский палисандр или черная дальбергия (Brazilian Rosewood, Dalbergia Nigra).Эта прекрасная древесина, имеющая широкий диапазон цветов, узоров и пористости, доступна только для изготовления верхнего слоя ламинированных дек. Цена высока, поставки ограничены.
Венге (Wenge, Millettia Laurentii).Древесина имеет интересный узор с шоколадно-коричневыми полосами. Обычно производится радиальное распиливание древесины, чтобы добиться прямолинейности – также как и с эбеновым деревом. Используется для верхнего слоя ламинированных дек.
Коа (Koa, Acacia Koa).Древесина Коа прекрасно подходит для изготовления корпусов, но так как она поступает исключительно с Гавайев, поставки ее очень ограничены. На вес она, что-то между средней и тяжелой. Дает прекрасный звук, особенно, если используется для корпусов бас-гитар. Теплый звук, похожий на махагони, но чуть более яркий. Как и древесина грецкого ореха, древесина коа может быть промаслена, но обычно выглядит лучше просто осветленная спрейем. Иногда коа встречается с узорами в виде огненных языков пламени, что выглядит необыкновенно красиво. Такая порода имеет название коа узорчатая (Figured Koa) и используется, как правило, в качестве верхнего слоя тонких ламинированных дек и встречается в гитарах ценовой категории выше средней.
Клен (Maple).Существует два основных вида клена: восточный сахарный клен (хард-роковый клен) и западный легкий клен (клен крупнолистный):
- Восточный сахарный клен или, как некоторые называют его, хард-роковый клен (Acer Saccharum, Hard Maple). Сахарный клен еще называют тяжелым (и есть за что): это очень тяжелая, плотная и твердая древесина. Это та же древесина, что используется для изготовления грифов. Поры расположены близко и обрабатывать такую древесину очень несложно. Звук яркий, острый и имеет продолжительный сустейн. Красить эту древесину нельзя, но она и в натуральном виде выглядит прекрасно.
- Западный легкий клен или клен крупнолистный (Acer Macrophyllum, Pacific Maple). Естественным образом западный клен произрастает, кажется, только в штате Вашингтон. Весит его древесина намного меньше, чем древесина восточного клена. Цвет у двух этих видов одинаковый — белый. Дает хороший чистый звук с хорошей атакой, но не может дать той хрупкости, какую могут дать более тяжелые породы. Волнистая структура древесины западного клена и стеганые деки, получающиеся благодаря этой особенности, делают это дерево предметом нашего обожания. Западный клен дружит и с окрашиванием.
Также существует несколько подвидов клена:
- Тигровый клен или огненный клен (Flame Maple, Pacific Maple). Свое название это дерево получило из-за завитков, которые похожи на фрагменты тигровой окраски. Узор древесины может состоять из тесно прилегающих, прямых или изогнутых, языков пламени (или, опять, фрагментов тигровой окраски). Лучше всего эта древесина подходит для верхнего слоя ламинированной деки.
- Лоскутный клен (Quilted Maple, Pacific Maple). Это довольно редкая древесина. Знаменита она своим облачно-волнистым узором, или даже узором, напоминающим воздушную кукурузу. Фигуры этого узора могут меняться от больших и широких волн до совсем маленьких пузырей. Как и тигровый клен, лоскутный чаще всего используется для верхнего слоя ламинированной деки, но может быть использован и для изготовления цельных корпусов.
- Клен глазковый (Birdseye Maple, Hard Maple). Этот подвид встречается только в древесине восточного клена. Клен глазковый обычно находится близко к коре дерева и без особенной охоты пробирается вглубь, к стволу. По этой причине, невозможно встретить цельный корпус, изготовленный из этой породы. В качестве же верхней накладки деки может быть использована очень эффектно.
- Кап клена (Burl Maple, Pacific Maple). Очень забавная на вид древесина. Обычно имеет большое количество открытых, довольно крупных, пор, и элементы вросшей коры. Используется для верхних дек. Эпоксидная смола хорошо справляется с заполнением открытых пор, и кап выглядит прекрасно в натуральном чистом глянце.
Лимба или терминалия великолепная (Korina Black, Terminalia Superba).Полное имя лимба из Африки. Древесина лимбы имеет, как правило, средний вес, но встречаются и очень легкие куски. Звуковые характеристики очень схожи со звуковыми характеристиками махагони. Цвет этой древесины оливковый, выглядящий очень солидно, с черными прожилками. Это дерево прекрасно подходит для бас-гитар. Лимба, по природе, имеет такую структуру, которая создает ощущение восковатости при игре. Масляная обработка, в данном случае, дает прекрасный результат. Другой вид лимбы, лимба светлая (Korina White), отличается только цветом – желто-зеленый с желтыми полосками.
Лайсвуд (Lacewood, Cardwellia Sublimis).Эта древесина импортируется из Австралии. Имеет средний вес. Пористость различна и варьируется от совсем маленьких пятнышек, до очень крупных и заметных пятен, что создает вид, подобный окраске рептилий. Наилучшим образом подходит для использования в качестве верхнего слоя многослойной верхней деки. Звук похож на звук ольхи.
Липа (Basswood, Tilia Americana).Древесина этого дерева весит еще меньше, чем древесина южного ясеня, и обычно используется для изготовления корпусов весом ниже 2-х килограмм. Имеет белый цвет, но часто встречаются неприятные зеленоватые жилки из минералов. Древесина с закрытыми порами, но, несмотря на это, часто требующая значительной доработки. Древесина липы плохо подходит для нанесения прозрачных покрытий, потому что она довольно нежная и любые злоупотребления в обработке принимает плохо. Дает приятный, теплый звуковой оттенок.
Махагони или красное дерево (Mahogany, Khaya Ivorensis).Вес древесины варьируется от среднего до тяжелого. Используется для корпусов, весящих в среднем, от 2,5 килограмм и больше. Это мелкопористая древесина. Обладает хорошими музыкальными свойствами и характеристиками: звук теплый, очень насыщенный и с хорошим сустейном. Поры легко обработать и закрыть, хотя с прозрачным покрытием эта древесина выглядит не лучшим образом. Зато она здорово выглядит со светопроницаемым красным покрытием.
Ольха (Alder, Alnus Rubra).Ольха широко используется в изготовлении корпусов бас-гитар, благодаря своему легкому весу (дека гитары, типа Stratocaster, сделанная из ольхи, весит около 2-х килограмм) и богатому звуку. Мелкослойная структура этой древесины делает ее обработку несложной. Натуральный цвет древесины ольхи светло-желтый или светло-коричневатый с маленькими или плохо заметными линиями пор. На протяжении многих лет ольха была чуть ли не единственным деревом, из которого изготавливались корпуса гитар и бас-гитар компании Fender. Это, несомненно, замечательный выбор, потому что эта древесина прекрасно смотрится, имеет отличные характеристики и невысокую цену.
Ореховое дерево или грецкий орех (Walnut, Juglans Nigra).Древесина орехового дерева очень тяжелая, но все же не такая тяжелая, как древесина восточного клена. Звук похож на звук восточного клена, но, как правило, бывает чуть менее ярким. Эта древесина выглядит здорово, когда поры оставлены открытыми. Для древесины орехового дерева прекрасно подходит масляная обработка.
Палисандр (Rosewood, Dalbergia Baroni).Древесина этой породы самая тяжелая из используемых для изготовления корпусов (вес которых, в итоге, обычно превышает 3 килограмма!). Звук теплее, чем у клена, но создается такое ощущение, что верха немного приглушены. Думается, что это как-то связано с маслянистой природой этой древесины. Сложная порода для обработки.
Сосна или секвойя (Redwood, Sequoia Sempervirens).Используется не очень часто и, как правило, для изготовления тонкого верхнего слоя верхней декламинированной деки цельного корпуса. Хотя эта древесина и имеет яркую, глубокую и погружающую в размышления текстуру, ее вид не так впечатляет, как вид узорчатого клена. Не подходит для гитар с полым корпусом.
Тополь (Poplar, Liriodendron Tulipifera).Еще одна стандартная порода дерева, чья древесина используется для изготовления корпусов многими фирмами и мастерами на протяжении уже многих лет. В 99% случаев эту древесину окрашивают, потому что ее родной цвет (серый/зеленый) не выглядит привлекательным. Весит эта древесина, в среднем, на полкилограмма больше, чем весит ольха. Звуковыми характеристиками и свойствами также напоминает ольху. Тополь – мелкозернистая древесина, хорошо подвергающаяся практически любой обработке.
Узорчатое ореховое дерево (Figured Walnut, Juglans Nigra).Узор, как правило, в виде языков пламени. Очень красивая древесина, используемая в основном для верхних слоев многослойных дек.
Эбеновое дерево (Zebrawood, Microberlinia Brazzavillensis).Еще одна тяжелая древесина с открытыми порами. Имеет хорошо узнаваемый вид, благодаря характерным светлым и темно-коричневым полосам. Чаще всего эбеновое дерево используется для верхнего слоя дек. Звук и вес примерно такие же, как у восточного клена.
Ясень (Ash, Fraxinus Americana).Существует два, очень сильно отличающихся друг от друга, вида ясеня:
- Тяжелый северный ясень (Northern Hard Ash). Северный ясень очень твердый, тяжелый и плотный. Басовая дека, выполненная из древесины этой породы, весит от 2,5 килограмм и больше. Плотность этой древесины способствует получению яркого и длительного сустейна, что и делает популярным это дерево среди музыкантов. Имеет кремовый цвет, хотя часто используется и сердцевина дерева, а она имеет розовый или коричневатый оттенок. Поры открытые, почему она и требует значительной доработки.
- Пепельный ясень или легкий южный ясень (Swamp Ash, Southern Soft Ash). По многим причинам, это выигрышный выбор. Во-первых, это очень музыкальная древесина с превосходным балансом, дающая чистый и теплый звук с хорошим «щелчком». Во-вторых, эта порода намного легче северного ясеня и ее справедливо можно назвать легковесной. Вес деки из пепельного ясеня обычно не превышает 2,5 килограмм. В 50-х очень многие гитары Fender изготавливали именно из пепельного ясеня. Крупнопористая текстура, цвет кремовый — эта древесина прекрасный выбор для нанесения прозрачных покрытий.
ЛАМИНАЦИЯ (РАССЛОЕНИЕ ИЛИ НАСЛОЕНИЕ)
Наслоение различных пород древесины, конечно, может сделать звучание и внешний вид инструмента интереснее и, иногда, просто лучше. Аккуратно комбинируя различные породы можно сфокусироваться на достоинствах каждого вида древесины! Например, кленовый гриф с накладкой из клена обычно звучит ярче, чем кленовый гриф с палисандровой накладкой. С корпусами тоже есть множество вариантов. Один из них: тяжелый верхний слой верхней деки совмещенный с легковесными последующими слоями дает очень чистые и читабельные низы, при этом сохраняя качества легковесной древесины, дающие нам прекрасную середину и верха.
ОКОНЧАНИЕ
Надеюсь, информация окажется нужной и полезной. Напоследок хочу дать совет учитесь слышать дерево, а потом решите, что вам нужно! Помните, что электроника и звукосниматели легко меняются, а дерево остается с Вами навсегда.
Источник