Изготовление клавиш для пианино

Из какого дерева делают пианино?

Быстрый ответ:

Из какого дерева делают пианино и рояли?

Наиболее часто в изготовлении фортепиано применяются следующие виды древесины.

  • Опорные конструкции – сосна, бук.
  • Дека — резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
  • Вирбельбанк – высококачественный бук и ель.
  • Клавиатура — ель тангенциальной распиловки высокого качества.
  • Механика – береза, бук.
  • Корпус – щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой.

Максимальное применение древесины характерно для инструментов, изготавливавшихся до 70х годов прошлого столетия. В современном фортепиано строении все чаще используются заменители древесины, пластик и композитные материалы.

Подробный ответ:

Технологические свойства древесины характеризуют ее как материал, удобный для обработки при изготовлении деталей, узлов и инструмента в целом. Древесина обладает достаточной прочностью и сравнительно легко обрабатывается. Шпон из древесины некоторых пород имеет красивую текстуру, поэтому применяется для отделки наружных поверхностей фортепиано.

Для изготовления разных деталей фортепиано, как правило, используются определенные породы древесины.

Применение дерева в различных деталях фортепиано

Значительно, технология сборки фортепиано поменялась только в последнее время, с приходом современных материалов и способов их обработки, однако и на протяжении всех лет, начиная с изготовления первых фортепиано, изменения в технологии происходили тоже.

Читайте также:  Гитар тюнер для классической гитары

Неизменным остался только подход к изготовлению деки. Для ее изготовления как раньше, так и сейчас используется только музыкальная резонансная ель.

Для того чтобы исключить путаницу необходимо разделить старинные инструменты, относительно недавние пианино 50х – 90х годов прошлого столетия и современные фортепиано.

Старинное пианино Старое пианино Современное пианино
Опорные конструкции Сосна, бук. Хвойные и лиственные породы. Хвойные и лиственные породы.
Дека Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками.
Вирбельбанк 2-х – 3-х слойный, клееный щит из бука или граба + основа из ели. 3-х – 5-и слойный, клееный щит из бука, граба, клена + основа из ели. Многослойный (более 10 слоев), клееный щит из бука.
Басовый и дискантовый штеги Бук 1 или 2 слоя. Бук 1 или 2 слоя. Многослойный (более 10 слоев), клееный брус из бука.
Клавиатура Ель тангенциальной распиловки высокого качества, черное дерево. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик.
Механика Береза, бук, красное дерево. Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы). Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы), а так же пластик и композитные материалы.
Корпус Щитовые детали из хвойных и лиственных пород, обклеенные с двух сторон толстым шпоном. Щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой. На большинстве фортепиано низкого и среднего класса используется МДФ и ДСП

Минимальное количество пород древесины используемых при изготовлении фортепиано 3. Сосна, бук и береза, но даже одна порода, используемая для изготовления разных деталей, может отличаться как по качеству (допустимому количеству пороков древесины, допускам по шероховатости), так и по способу предварительной распиловки древесины (тангенциальный, радиальный).

В принципе же сырьем для изготовления пианино может служить древесина различных пород: ель, бук, береза, ольха, граб, клен, груша, орех, липа.

Для облицовывания применяют строганый шпон из древесины твердых лиственных и ценных пород (ореха, красного дерева и др.).

Породы и качество древесины, применяемой в производстве фортепиано

Классификация древесных пород

Древесные породы делятся на хвойные и лиственные. К хвойным породам относятся сосна, кедр, ель, лиственница, пихта и т. п. Лиственные породы — дуб, ясень, каштан, бук, граб, клен, береза, орех, груша, тополь, липа, ольха, осина, ива, красное дерево, палисандр, лимонное дерево, черное дерево и др. Кроме того, лиственные породы делятся на мягкие и твердые.

Главный объем работ в фортепианном производстве приходится на изготовление корпуса инструмента, опорных конструкций, резонансовой деки, клавиатуры и механики при изготовлении которых применяются и хвойные породы (дека, клавиши, футор), и лиственные (механика, корпус, штеги и др. детали).

Требования

Общие технические требования к пиломатериалам для этих деталей следующие: определенная постоянная влажность древесины — 6-8% и прямослойность волокон пиломатериалов, так как это необходимое условие прочности и резонансовых качеств древесины.

Технические условия строго регламентируют при изготовлении той или иной детали возможные отклонения волокон от оси в градусах, процентах, в абсолютной величине на 1 м или на всю длину детали; ограничение количества пороков в определенных деталях и отсутствие некоторых пороков в любых деталях (гниль, червоточина, сердцевина, сучки диаметром более 25 мм).

Остальные допускаемые дефекты строго регламентированы техническими условиями;
отсутствие на пиломатериале трещин (сквозных и несквозных); наличие красивой текстуры и цвета у древесины, идущей на облицовывание пианино, с сохранением натурального цвета древесины.

К резонансовой древесине предъявляются дополнительные требования, которые определяют звукопроводность древесины (определенная ширина годичных слоев, их равномерность, постепенный переход от узких слоев к более широким и др.).

Для того чтобы снизить требования и упростить изготовление сегодня часто используются заменители древесины (МДФ, ДСП), многослойные клееные бруски или щиты вместо цельно – пиленых деталей. Встречаются даже эксперименты с декой, самой важной частью звукового аппарата.

Сверху и снизу отчетливо видны дополнительные, тонкие слои дерева.
Фото предоставил Шухрат Ризаев

Но большинство изменений в лучшую сторону сказываются только на стабильности внешнего вида, ухудшая звуковые характеристики.

Одним из примеров может быть корпус современного пианино. На старинных и старых пианино он изготавливался из дерева, покрывался тонким слоем лака и вместе с декой являлся дополнительным резонатором.

Корпуса более современных пианино сделанных из дерева, но залитых толстым слоем лака* резонировали уже не так хорошо (на это повлиял не только лак, но и размер инструментов, чем он меньше тем хуже резонанс).

Корпуса пианино из мдф, на мой взгляд, почти не участвуют в резонансе, за тембр и качество звука, из деталей корпуса, отвечает только дека пианино.

* Современные лакокрасочные материалы с относительно большой толщиной покрытия используются сегодня на всех фортепианных фабриках. Относить инструменты, отделанные такими лаками, к плохим не стоит. Если не брать в расчет механику и струны, то качество инструментов в первую очередь зависит именно от качества древесины и абсолютном соблюдении технологии изготовления фортепиано.

Детали пианино и материалы

Дека состоит из резонансового щита, склеенного из отдельных резонансовых дощечек (делянок), дополнительно связанных поперек рипками. На плоскости резонансового щита крепят дискантовый и басовый штеги. Для делянок используют резонансовую древесину. При формировании резонансового щита подбирают делянки с одинаковой шириной годичных слоев, однородного цвета и равной плотности.

Рипки

Изготовление рипок. Для придания жесткости и равномерного распределения нагрузок по всей площади деки к одной из сторон резонансового щита приклеивают рипки, которые изготавливают из резонансового рипкового пиломатериала толщиной 30—35 мм. Требования к качеству пиломатериала для рипок имеют много общего с требованиями к качеству пиломатериала для резонансового щита.

Штеги

Изготовление дискантового и басового штега. Составной частью резонансовой деки являются штеги (криволинейные бруски), которые служат опорой для струнной одежды. Чем тверже опора, тем меньше будут потери энергии колебания струн. Изготавливают дискантовые и басовые штеги из здоровой, плотной, буковой древесины радиальной распиловки.

Клавиатура

Изготовление клавиатурного щита. Для изготовления одного комплекта клавишей предварительно склеивают щит, а затем после строгания в размер по толщине распиливают его на отдельные клавиши, придавая им необходимую конфигурацию.

Щит склеивают из отдельных делянок, расположенных веерообразно за счет вставления конусообразных врезок. Такой подбор элементов щита обусловливается расположением в плане клавишей клавиатуры.

Задние концы клавишей расходятся в обе стороны. Чтобы обеспечить их прочность, направление годичных слоев в каждой клавише должно соответствовать ее форме.

Для изготовления клавиатурного щита используют доски еловой древесины тангенциальной распиловки высокого качества толщиной 30—32 мм.

Высокая требовательность к подбору древесины клавиатурного щита обусловливается необходимостью создания надежной прочности клавишей и исключения их коробления.

Ответы на частые вопросы:

Из какого дерева делают пианино

Звуковой аппарат из резонансной ели и бука, механика – бук, береза, красное дерево, при изготовлении и отделки корпуса могут использоваться те же породы, что и для изготовления мебели.

Делают ли пианино из красного дерева

Нет. Непосредственно из красного дерева пианино не делались, но часто отделывались декоративным шпоном этой породы древесины.

На отдельных инструментах можно встретить декоративные элементы, выполненные из массива красного дерева.

Иногда из красного дерева делается деревянная часть молоточков пианино или отдельные детали механизма.

Целиком из красного дерева пианино не делается.

Из какого дерева делают клавиши пианино

Основу клавиш делают из ели. На старинных инструментах накладки полутонов (черные клавиши) делались из черного (эбенового) дерева, сегодня эти накладки делают из пластика.

Источник

Изготовление клавиш для пианино

можно ли самому поменять облицовку белых клавиш?

есть старое пианино
облицовка растрескалась и вздулась
хочется поменять ее
есть мастерская по дереву

интересует материал для замены облицовки и клей
процесс переклеивание
так как на замену у настройщика нет денег(

можно ли самому поменять облицовку белых клавиш?

есть старое пианино
облицовка растрескалась и вздулась
хочется поменять ее
есть мастерская по дереву

интересует материал для замены облицовки и клей
процесс переклеивание
так как на замену у настройщика нет денег(
Да в принципе ничего сложного в этом нет. Лучше не использовать клеи типа ПВА: облицовка будет сворачиваться в трубочку от воды. так что — мездровый клей лучше брать. Это который варить надо, но освенцимом пахнет меньше, чем костный. Или синтетику безводную брать.

Материал можно тут купить:
http://b2c.meyne.com/Klaviaturteile/Tastenbelaege/

Если на клавиатуре кость — то сейчас купить её сложно, проще нарезать самому. Возможно Вас это удивит, но то, что зовётся слоновьей костью, как правило — коровьи кости. Со скотобойни. Их пилят на банальной циркулярке (с медленным вращением, чтоб не пережечь). Ловкость рук — и получаются пластинки равномерной толщины. Хотя если Вы пианист, лучше попросите кого-нибудь: на циркулярке остаться без пальцев — проще простого.

Облицовка то, бывет разной. Одно дело кость, другое — целлулоид и уж совсем третье — галалит (о нём и тема есть: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=71053 ).
Нужно удалить старую облицовку, зашпаклевать вырывы и провреждения (если они есть), прошкурить всё ровно и наклеить новую. Недавно видел у мебельщиков торцовочный пластик в рулоне — довольно изящный материал, думаю испытать.

Лучше не использовать клеи типа ПВА: облицовка будет сворачиваться в трубочку от воды. так что — мездровый клей лучше брать.
А то, мездровый не на воде.

Возможно Вас это удивит, но то, что зовётся слоновьей костью, как правило — коровьи кости.
Берцовые кости всегда с порами от кровеносных сосудов. Её применяли раньше для передних, торцевых накладок. Слоновая же — это даже не кость, а бивень, т. е. — дентин.

Для кости я применяю ПВА — важно крепко прижать. Для прочего удобно любой контактный клей — 88-й, «Мастер» и проч.

Ну вот мой метод ремонта, а если что не так, то критикуйте. Шпатлевка — ПВА + мелкие, как пыль, опилки. Затем клавиша шкурится и проверяется на ровной поверхности не косит ли ее плоскость. Можно посмотреть со стороны пилота, тоже косина видна хорошо. Если косит — выправлять шпатлевкой. Затем промерить высоту каждой клавиши возле переднего капсюля, штангелем, например. Потом уже клеить накладки. При склеивании клавиши, сломанной напополам, тоже важно, чтобы она склеилась в одной плоскости. Зажать струбциной место склейки, клавиша должна лежать на ровной поверхности.

Поскольку описание неполное ( непонятно,какие где дефекты точно), могу лишь добавить.
Шпаклевать- это дело минимальное, важны склейки и вставки, желательно из дерева. Сломанные клавиши стоит при склейке вставлять в «бутерброд» из соседних целых и склеивать вместе, при этом места склейки, как правило это на среднем капсюле, лучше с двух сторон добавить просто тонкой бумаги на клею , это хорошо поддерживает и не дает склеиться «бутерброду»
Под сами накладки особо малые выбоины можно не равнять- важна плоскость.
Следует учесть, что современные немецко- китайские накладки лучше советских по качеству, но тоньше, поэтому после ремонта белые клавиши придется поднимать флейками.

Я так же все время сталкиваюсь с проблемой при новой облицовке клавиш, как аккуратно удалить старые накладки. И все -таки пришел к выводу, что самый лучший вариант — это горячий фен!
https://www.youtube.com/watch?v=-Rqauaf0Qrw
Предлагаю очень хорошую шпаклевку для обработки клавиш после удаления

Облицовка то, бывет разной. Одно дело кость, другое — целлулоид и уж совсем третье — галалит (о нём и тема есть: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=71053 ).
Нужно удалить старую облицовку, зашпаклевать вырывы и провреждения (если они есть), прошкурить всё ровно и наклеить новую. Недавно видел у мебельщиков торцовочный пластик в рулоне — довольно изящный материал, думаю испытать.

А то, мездровый не на воде.

Берцовые кости всегда с порами от кровеносных сосудов. Её применяли раньше для передних, торцевых накладок. Слоновая же — это даже не кость, а бивень, т. е. — дентин.

Для кости я применяю ПВА — важно крепко прижать. Для прочего удобно любой контактный клей — 88-й, «Мастер» и проч.
Давно клею кость, иногда меняю старый целлулоид на новый пластик. ПРОБОВАЛ КОСТЬ КЛЕИТЬ НА ПВА. МГНОВЕННОЕ РАССТРЕСКИВАНИЕ ! Т.е. кость слона разрушается от поливенилацетата.
Новый пластик клею на Момент-Кристалл- прозрачный клей. Можно, также, и кость и пластик клеить Моментом- гелем.
Что касается кажущейся простоты замены того же пластика. Допустим вы легко и ровно удалили старую облицовку. И быстро приклеили новую с её большими допусками — т.е. большими «свесами», которые нужно затачивать, удалять лишнее. НЕ РЕКОМЕНДУЮ ДЕЛАТЬ ЭТО ЗАТАЧИВАНИЕ БЕЗ ПОСТОЯННОЙ ПРОВЕРКИ НА КЛАВИАТ. РАМЕ. Одинаковые зазоры между клавишами это одна трудность. Другая — одинаковая фаска на кромках после обтачивания . Если вы новые накладки ставите с фронтом.

ПРОБОВАЛ КОСТЬ КЛЕИТЬ НА ПВА. МГНОВЕННОЕ РАССТРЕСКИВАНИЕ ! Т.е. кость слона разрушается от поливенилацетата.

Ничего подобного не происходило НИ РАЗУ! Наблюдаю уже около 15 лет. Возможно, дело в марке клея.

(PS: Слоновая кость на клавишах, это не кость как таковая, а бивень. Т. е — зуб, а точнее — дентин.)

Давно клею кость, иногда меняю старый целлулоид на новый пластик. ПРОБОВАЛ КОСТЬ КЛЕИТЬ НА ПВА. МГНОВЕННОЕ РАССТРЕСКИВАНИЕ ! Т.е. кость слона разрушается от поливенилацетата.

Возможны несколько вариантов: или клей плохой, или кость от времени и какой-то химии со временем разрушилась: раньше протирали клавиатуру кто ацетоном, кто спиртом, короче кто во что горазд, якобы для очистки, отбеливания и обезжиривания.
Есть ещё один вариант: следует напомнить, что во времена изготовления многих инструментов Германия была в начале века сначала в войне, потом в ужасном кризисе, когда марки считали миллионами в магазинах, поэтому многие производители фортепиано для удешевления ставили не слоновый бивень, а отбеленную в хлорке или кальцинированной соде берцовую кость коров. Она уж точно от любого клея будет разваливаться.

Источник

Оцените статью