- Ноты скрипичного ключа
- Ноты первой октавы в скрипичном ключе
- Ноты второй октавы в скрипичном ключе
- Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
- Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе
- Ноты малой октавы в скрипичном ключе
- Урок музыки №1
- Как рисовать скрипичный ключ?
- Секрет скрипичного ключа
- Как нарисовать скрипичный ключ?
- Способ 1 – шаг за шагом
- Способ 2 – все наоборот
Ноты скрипичного ключа
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).
Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе
Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.
- Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
- Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
- Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
- Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
- Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
- Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
- Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.
Ноты второй октавы в скрипичном ключе
Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.
- Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
- Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
- Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
- Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
- Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
- Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
- Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.
Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).
Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.
Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:
- Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
- Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
- Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
- Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
- Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
- Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
- Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.
Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе
Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.
Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.
Ноты малой октавы в скрипичном ключе
Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:
- Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
- Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
- Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.
В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.
Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.
Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!
Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!
И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:
П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Источник
Урок музыки №1
На первом уроке мы научимся рисовать:
- скрипичный ключ;
- скрипичный ключ на нотном стане;
- ноты на нотном стане.
Скрипичный ключ — это главный музыкальный знак, который необходимо научиться рисовать юному музыканту. Он как главнокомандующий на нотном стане. Ноты располагаются за ним.
Давайте научимся рисовать скрипичный ключ: нарисуйте полукруг, затем следуя за стрелочками сделайте петлю, потом ведите линию вниз.
Благодаря этому упражнению вы узнаете как пишется главный музыкальный знак. Мы начинаем знакомиться с музыкой и нотной грамотой!
А это упражнение поможет вам попрактиковать навыки рисования скрипичного ключа уже на нотном стане. Упражнение выполняется постепенно, так чтобы рука привыкала рисовать и в конце ребенок смог нарисовать скрипичный ключ на пустом нотном стане самостоятельно.
А теперь мы будем учиться рисовать ноты. Нарисуйте на нотном стане скрипичный ключ, а за ним ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО. Получилась октава! Давайте пропоем каждую ноту и покажем где она находится на нотном стане.
Дзынь-дзынь! Первый урок подошел к концу, до встречи на «Уроке музыки №2»!
Источник
Как рисовать скрипичный ключ?
Многие родители в домашнем воспитании своих детей практикуют развивающие музыкальные занятия. Музыку дети изучаются по-разному: они ее слушают, они ее исполняют – играют или поют, наконец, они стараются научиться музыку записывать. И, конечно же, при начале обучения ребенка азам нотной грамоты дело не обходится без изучения скрипичного ключа.
Сегодня мы будем говорить, о том, как рисовать скрипичный ключ. Казалось бы, это такой пустяк, и зачем нужно посвящать этому вопросу отдельную статью? Многие взрослые такой знак напишут без труда, но при этом некоторые из них совершенно не могут объяснить, как они это делают. А детям как раз такие объяснения и нужны. И поэтому мы сейчас подробно расскажем о том, как же все-таки нужно писать скрипичный ключ, а вы, дорогие родители будущих гениев, затем в доступной форме сможете эти объяснения передать своему ребенку.
Секрет скрипичного ключа
Это удивительно, но совсем немногие об этом знают. Считается, что скрипичный ключ – это чисто музыкальный знак, но на самом деле скрипичный ключ в своем первоначальном историческом виде – это буква. Да, это буква G латинского алфавита, которая за многие века преобразилась до неузнаваемости. Впрочем, наблюдательный человек невооруженным глазом вполне может обнаружить очертания этой буквы в этом музыкально-графическом символе.
Причем тут буква G? – скажете вы. Дело в том, что в музыке существует система буквенного обозначения звуков. Так вот, по этой системе буква G латинского алфавита соответствует звуку СОЛЬ! А второе название скрипичного ключа – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что скрипичный ключ указывает положение ноты СОЛЬ первой октавы на нотном стане (забегая вперед, скажем, что это вторая линейка).
Как нарисовать скрипичный ключ?
Скрипичный ключ располагается на специальной нотной строчке – нотном стане. Нотный стан состоит из пяти горизонтальных линий, которые пересчитываются снизу вверх, как этажи у любого здания. Скрипичный ключ привязан ко второй линейке, на которой, как уже было сказано, должна разместиться нота СОЛЬ. Скрипичный ключ нужно либо начинать рисовать с точки на второй линейке, либо, наоборот, на этой линейке заканчивать его запись. Таким образом, есть целых два способа по-разному изобразить на бумаге скрипичный ключ. Можно применять любой из них. Разберемся подробнее.
Способ 1 – шаг за шагом
- При первом способы скрипичный ключ начинаем рисовать со второй линейки – на ней ставим точку или ее слегка перечеркиваем штрихом, направленным вверх.
- От первой точки рисуем окружность между третьей и первой линейками. Важно, чтобы ваши линии не выходили за границы указанных линеек, иначе скрипичный ключ получится некрасивый. Также следует избегать другой крайности – рисовать круг слишком маленький.
- Нарисованный круг не замыкаем, а продолжаем по типу спирали дальше, но на втором витке уводим линию вверх и немного влево. Таким вот образом нужно подняться немного выше пятой линейки.
- Выше пятой линейки делается разворот в правую сторону. При движении в обратную сторону, то есть вниз, у вас при пересечении линий должна получиться петля. Подобные петли в письме встречаются часто, например, когда мы пишем в тетрадочке строчную букву В.
- Далее прямой или наклонной линией спускаемся вниз, как бы прокалывая наш скрипичный ключ посередине. Когда мы уже «проткнули» готовый ключ и линия спустилась чуть ниже первой линейки, то можно ее заворачивать – получается крючок. Заворачивать не нужно сильно – достаточно одного изгиба в форме маленького полукруга (как при написании заглавных букв Ф, А и др.).
ВАЖНО! Показывать ребенку нужно несколько раз, причем с каждым разом подробность объяснения должна уменьшаться. Сначала рассказывается все, затем отмечаются только ключевые моменты (КРУГ, ПЕТЛЯ, КРЮЧОК). Последние несколько показов должны быть плавными, то есть все отдельные элементы должны быть соединены в цельную линию, карандаш должен скользить по бумаге, не отрываясь от нее и без остановок.
МОМЕНТ 1. Если ребенку трудно повторить графическую комбинацию сразу на бумаге, тогда можно поработать с ним следующими способами. Во-первых, можно порисовать гигантские скрипичные ключи в воздухе. Ребенок может повторять движения, которые ему будет показывать взрослые. Сначала можно даже взять его руку и несколько раз плавно провести всю комбинацию, когда малыш запомнит движение, пусть работает самостоятельно.
МОМЕНТ 2. Во-вторых, можно применят еще один хороший способ – рисование больших скрипичных ключей мелом на доске. Взрослый может написать скрипичный ключ и попросить ребенка несколько раз обвести контур знака, можно – разноцветными мелками. Утолщенный скрипичный ключ затем можно стереть с доски, а ребенку дать задание – нарисовать все самостоятельно.
Способ 2 – все наоборот
Второй способ рисования проще, чем первый, но первый считается традиционным, а этот – экзотическим. Но обычно при рисовании с крючка скрипиный ключ получается более округлым, красивым.
- Рисовать скрипичный ключ начинаем снизу, с крючка. Поднимаемся прямой или слега наклонной линией вверх, выше пятой линейки.
- Выше пятой линейки начинаем рисовать обыкновенную восьмерку (цифру восемь), но до конца это дело не доводим.
- Наша восьмерка не замыкается, не возвращается к первоначальной точке, а в нужном месте просто заворачивается кругом до второй линейки. Помните да, что круг между первой и третьей линейкой?
Таким образом, теперь мы на второй линейке изображение скрипичного ключа заканчиваем. Еще раз подчеркнем исключительную важность привязки ключа ко второй линейке. На этом месте нотного стана пишется нота СОЛЬ, которая является своеобразной точкой отсчета для всех остальных нот скрипичного ключа.
Рисование скрипичных ключей обычно очень увлекает детей. Для большей крепости и для лучшего качества написанием этого музыкального знака можно позаниматься несколько раз – на доске, в альбоме, в нотной тетради, а также в музыкальных прописях.
Мы предлагаем вам для домашних занятий страницы музыкальных прописей Г. Калининой, которые как раз посвящены скрипичному и басовому ключам. Отработавший этот материал ученик, как правило, уже больше никогда не испытывает никаких сложностей, когда ему нужно поставить ключ вначале нотоносца.
Скачать подборку заданий – СКАЧАТЬ
Конечно, в музыке кроме скрипичного ключа используются и другие – басовый, альтовый и теноровый ключ. Но они вводятся в практику чуть позже, поэтому с их написанием никаких проблем не возникает.
Дорогие друзья, если у вас остались вопросы, на которые вы давно ищете ответы, задайте их в комментариях к данному материалу. Мы также будем рады выслушать от вас пожелания по темам дальнейших наших выпусков.
А сейчас, уставшим взрослым и энергичным ребятам мы предлагаем сделать в жизни музыкальную паузу. Сегодня у нас – музыкальный юмор. Послушайте знакомое с детства стихотворение А. Барто «Болтунья» с музыкой композитора С. Прокофьева. Мы надеемся, что от просмотра этого номера вы получите массу положительных эмоций.
Источник