Изокаб для гитары своими руками

Простейшая самодельная гитарная примочка

В интернете сейчас присутствует огромное количество схем различных гитарных примочек — дисторшенов, овердрайвов, хорусов, дилеев и т.д. Чаще всего они являются копиями различных фирменных примочек, которые когда-либо выпускались, либо выпускаются и поныне серийно. Именно их чаще всего собирают все желающие заиметь себе самодельную примочку — ведь это же клоны популярных фирменных устройств, а значит они и звучать будут здорово, красиво, и это действительно так.

Однако не следует забывать, что обычный гитарный дисторшен, это, по сути своей, каскад с большим коэффициентом усиления, который сперва усиливает, затем обрезает по амплитуде сигнал на определённом уровне. Для того, чтобы это осуществить, вовсе не обязательно использование навороченных малошумящих операционных усилителей, которые зачастую можно встретить на схемах фирменных девайсов, ведь даже обычный отечественный К140УД7 без проблем справится с задачей «перегрузить» гитарный сигнал. Этот операционный усилитель можно найти во многих экземплярах старой отечественной аудиотехники, также и в магазинах радиодеталей — он стоит сущие копейки. О создании дисторшена на операционном усилителе К140УД7 пойдёт речь в этой статье. Схема представлена ниже.

Как видно их схемы, в ней присутствует всего лишь один каскад. Входной сигнал поступает на схему через разделительный конденсатор С1 — его ёмкость будет влиять на читаемость гитарного звука и уровень низкой частот. Номинал можно варьировать в пределах от 10 нФ до 47 нФ. Смещение входного сигнала задаётся резисторами R1-R2, они могут иметь сопротивление от 10 кОм до 47 кОм. Диоды VD1 и VD2 стоят в обратной связи операционного усилителя, именно они задают амплитуду, по которой будет ограничиваться (т.е. перегружаться) усиленный гитарный сигнал. Здесь можно использоваться практически любые диоды — начиная от германиевых Д2, Д9, заканчивая диодами Шоттки, стабилитронами и светодиодами. Кстати, если поставить в качестве VD1, VD2 светодиоды, то они будут моргать в такт музыке — поэтому при желании их можно вывести и на корпус.

Читайте также:  Пропавший без вести ноты для фортепиано

Переменный резистор R4 управляет уровнем перегруза, делая звук гитары либо близким к чистому, либо наоборот более «злым». Переменный резистор R5, в свою очередь, управляет уровнем громкости выходного сигнала, поэтому здесь желательна логарифмическая характеристика, подойдут с сопротивлением 47 кОм — 200 кОм. В этой схеме не обязательно использовать именно К140УД7, подойдёт любой операционный усилитель общего назначения, например, TL071, TL081. На схеме указаны номера выводов, они соответствуют одинарным операционным усилителям. Использовать также можно и сдвоенные, в этом случае второй операционный усилитель в корпусе микросхемы останется незадействованным. Из сдвоенных можно использовать, например, TL072, TL072.

Схему из-за её миниатюрности без проблем можно спаять даже навесным монтажом, либо на макетной плате. Но также можно и вытравить полноценную печатную плату, как сделал автор статьи. Для гнёзд входа и выхода сигнала используются штекеры Jack-6.3, они впаиваются прямо на плату, но могут быть и выведены на проводах. Для питания используется гнездо 5.5 х 2.1 мм с минусом на центральном контакте, стандартное для всех гитарных примочек. Схема питается от напряжения 9-12В и потребляет небольшой ток, поэтому питать её можно как от батарейки Кроны, так и от сетевого блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным — т.е. на его выходе после выпрямителя должен стоять стабилизатор напряжения, например, 78L09 или 78L12.

Собранную примочку обязательно следует поместить в металлический корпус, который послужит экраном и защитит высокочувствительный вход от влияния внешних наводок. Учитывая, что все детали для схемы дисторшена стоят буквально копейки — идти в магазин и покупать там готовый корпус не слишком рационально. Автор использует корпус от старого советского фейзера, который уже имеет кнопку для включения и выключения эффекта, а также потенциометры с ручками. Схема должна быть полностью изолированна от корпуса, а с корпусом должна соединяться только земля схемы, притом строго в одной точке. Такая схема распайки является верной, и позволяет полностью защитить схему от наводок, не создавая при этом лишних земляных петель на корпусе.

Таким образом, получилась рабочая гитарная примочка, которая хоть и не является копией какого-нибудь знаменитого фирменного дисторшена, но обладает приличным звуком, а потому имеет право на жизнь. К основным преимуществом данной схемы также можно отнести возможность варьировать номиналы резисторов и конденсаторов в больших пределах, без потери работоспособности схемы. Если взять и разобрать любой советский магнитофон — то там 100% окажутся все компоненты, необходимые для сборки данной схемы. Удачной сборки 🙂

Источник

Большой и страшный усилитель дома

Опубликовано Them в 16.03.2015

Пара слов про один самых из популярных и интересных холиваров.

Эта неделя у меня выдалась довольно тяжелой, да и совсем уж срочных-интересных новостей перед глазами не маячило, поэтому я прошу прощения за то, что ничего интересного в последние дни не постил. Тем не менее, есть одна извечная тема, которая касалась меня косвенно последние лет пять, а напрямую — с начала года. Дело в том, что я в 2015м решил выбрать себе домой усилитель, «чтобы потом не менять». Разные мощности, разные ценовые категории, разный тип и функционал — было пересмотрено какое-то невероятное количество вариантов, опрошены авторитетные знакомые… В итоге, помимо усилителя, я получил много интересной информации, и, в принципе, поменял свое мнение по этим вопросам. Отчасти.

Стоит сказать, что я всегда крайне скептически относился к людям, которые ставят домой (в квартиру), скажем, Marshall JCM 800, фулл-стек 2х4х12, после чего кидаются нахваливать свой выбор и поносить чужой. «Взрослая лампа, взрослый звук, даже на 0.0001% громкости рвет всех этих ваших 5-ваттных недомерков», фразы в этом плане почти всегда одни и те же. Корни моей неприязни именно в том, что некоторым из них откровенно наплевать на условия и вкусы их собеседников. Впрочем, наплевать и противоположному лагерю, так что этот спор обречен на долгие-долгие препирательства. =)

Всю эту тему можно разбить на несколько основных моментов, и понять, что именно ближе именно вам. Давайте я попробую это сделать, и начну с насущного — с денег.

Ну разумеется, самый главный момент — стоимость. Тема денег неразлучна с этой руганью, маломощные аппараты традиционно считаются более бюджетными, поэтому «тратить сотню тысяч и пользоваться купленной штукой далеко не на все 100%» многим кажется бредовой затеей. Наличие дорогих «малышей» никто не отменял, но в таких разговорах они не так уж часто фигурируют. Правда же в том, что выбирать такие вещи (как, впрочем, и любые другие) стоит исходя из своего бюджета, если есть, скажем, $1000 на усилитель — то и выбирай в этом диапазоне.

Держать стоваттную голову в квартире пятиэтажной хрущевки все равно, что целый месяц ходить в презервативе ради одного удачного дня.

Ну мы ведь про усилители говорим, да?) Разумеется, все это делается для того, чтобы был хороший звук. Такой, чтобы волосы шевелились и девушки с ходу на шею вешались. Тут часто можно услышать о том, что мощный ламповый усилитель всю свою красоту показывает тогда, когда он достаточно «раскачан», причем это, как правило, аргумент в сторону покупки маломощных усилков. В ответ им звучит довод, мол, лампа раскрывается не на 100%, да, но даже в таком состоянии она рвет конкурентов на части. Комментировать тут нечего, это всё надо слушать и решать самому. Поэтому настоятельно рекомендую не покупать подобные вещи вслепую, по крайней мере в первый раз. Пощупайте, послушайте, сравните, прикиньте… А мы идем дальше, и чуть подробнее разберём такой аспект, как громкость.

Громкость

Главный аргумент «против» мощных усилителей. Они в состоянии раскачать если не стадион, то как минимум клуб, а если попытаться проверить это в родной хрущевке — к вам провалятся соседи сверху от такой звуковой волны. Или спустятся пешком и объяснят вам все преимущества бейсбольной биты против электрогитары. С другой стороны, в квартире слишком громким может стать даже «тьюб-кейк» на полтора ватта… Блин, практически любой гитарный усилитель будет в состоянии потеснить человека-соседа с его почетной должности. Но ведь никто не призывает выкручивать до такой степени громкость…

Если кому-то интересно узнать, действительно ли приходится учиться крутить громкость на долю градуса, чтобы избежать вылетевших стекол, то ответ довольно прост — все зависит от количества крутилок. Имея в арсенале Master + Channel Volume, можно сделать все вполне удобно и красиво. Если же ваша мечта — Soldano Avenger 100W, то у меня для вас плохие новости. =)

Хотя, что-то я ухожу в сторону, и опять всплывают разговоры про «раскачку» и функционал. Давайте переключимся на это, там уже всё намного интереснее.

Функционал

Этот пункт может завести любопытствующего музыканта в самые адовые дебри, в которых он постигнет мудрость, либо утонет в потоке информации. И функционал, к сожалению, главный бич для маломощных усилителей. Не поймите превратно, есть очень и очень гибкие крутые маловаттные головы, но их ассортимент намного уже, нежели у «больших братьев». Хорошим примером может стать, скажем, Orange Micro Terror — удобный и приятно звучащий аппарат, один из лучших в своей категории… Гибридный, с тремя ручками и без петли. Петля это вообще больная тема, если честно. А вот еще есть цифровая Yamaha THR, в которую я беззаветно влюблен. В ней есть все, что нужно домоседу. А вот футсвича нет, и без диких плясок его не прикрутить.

Если всё это запихивать в подобные аппараты — они резко поднимутся в цене. Кому будет нужен полностью ламповый микро террор с петлей, мастер-громкостью и несколькими каналами за 700-800 долларов? Да тем, кто уже купил Tiny от тех же «апельсинов».

Запись

Если вы хотите не просто поиграть, а еще и записаться — то с ходу и не скажешь, что больше подойдет в таком случае. Считается, что лучший способ записать гитару — это снять ее микрофоном с хорошей громкости. Однако изокабы не так уж популярны, в квартирах чаще можно встретить обычные, с 10′ или 12′ динамиками. Лоадбоксы типа чудо-торпеды от Two Notes тоже отличный вариант, но тут уже примешивается еще более запущенный спор «лампа и цифра»…

Но если говорить не про «самый лучший», а рассматривать «самый удобный» вариант записи дома, то тут, бесспорно, мощный усилитель (без торпеды) не в почете. Преампы, процессоры, импульсы, кабсимы — все это предоставляет массу вариантов в любом бюджете, позволяя записываться в любое время суток.

Да и потом, если у человека есть деньги на какой-нибудь ENGL Powerball, почему бы ему не найти денег на изокаб? Ну или записываться в более подходящем месте, нежели родная квартира.

Фетиш

Пожалуй, определяющий фактор, иногда уступающий в приоритете разве что стоимости. =)

Что бы ни творилось в твоей голове, какие бы «за» и «против» не выдвигал здравый смысл или советчики — всегда есть вот это вот «ХОЧУ». «ХОЧУ» — и вот ты уже берешь ЛПК как у своего кумира за бешеные деньги, обрекая жену и детей на поедание одних лишь бичпакетов в течение последующих лет пяти. «ХОЧУ» — и ты покупаешь к нему SLO-100, а это значит, что за бичпакетами идти придется еще и со своей сумкой. Кстати, это еще и камень в огород обилия гибридных девайсов, которых на рынке маловаттников довольно много — «труъ лампа наше всё, гибрид покупать не буду». =)

Впрочем, существуют и более мягкие вариации, например «хочу, но всё понимаю, поэтому закажу клон SLO у Михалыча из 3 подъезда, а не оригинал». Бывает это и в сторону маленьких аппаратов, «хочу доказать, что они тоже умеют-могут», или «Вон через AMT LA2 какие записи на ютубе выложили, хочу уметь такие миксы делать с такими же затратами». Хорошо, когда здравый смысл идет рука об руку, очень хорошо.

Обслуживание и эксплуатация

Тут все просто до безобразия. У мощных ламповых усилителей на борту много мощных ламповых ламп. Которые стоят определенное количество долларов, и подлежат периодической замене. Одним в кайф подбирать лампы, менять, сравнивать, пробовать разные динамики, трансы, делать моды… А другим — нет. Choose your destiny. (c)

Послесловие

Я считаю, что все вы правы. Каждый по-своему.

Сторонники мощных усилителей — не забывайте, что ваши игрушки не позиционируются как домашние, и некоторые просто не могут или не хотят иметь подобную шайтан-машину, играют себе дома в микрокуб, а в серьезное усиление цепляются в студиях и на сцене.

Любители «тихих» усилителей в квартирах — поймите, что человек с месой марк 5 в своей гостиной очень рад, что она у него есть, он получает удовольствие от игры в нее, и во многих случаях он вполне может позволить себе затраты на такое оборудование. А если музыкант счастлив — зачем его разубеждать? =)

Источник

Тема: Isocab — стоит или не стоит заморачиватсья? )

Опции темы
Отображение

Isocab — стоит или не стоит заморачиватсья? )

в общем к чему затеялось.
пока что опять отвалился от репетиций. весь аппарат снова дома.
теперь весь мой музыкальный порыв направлен на демо-записи в домашнем обиходе.

еще недавно я писал на ХТ pod line 6 вроде как хватало и был доволен (конечно доволен, ибо на неделе несколько раз выезжал на точку и играл в нормальный ламповый стек).
теперь переместившись домой решил раз чаще придется дома жжужать на цифре, надо немного поднять планку — взял pod HD500. чувствуется что лайны несколько постарались. теперь для записи более менее нормального звука и старании приблизить его к «похожести» на реальный аналоговый ламповый, тратится уйма времени которого и так нет. но результат хоть и лучше ХТ но все же далеко от «адекватного».
еще одна причина — простой моей любимой бошки 5150. все таки в моих обстоятельствах даже с аттенюатором звук получается оч громким.. днем еле еле играю, не говоря уже о вечере.

В общем меньше лирики. подумываю об изокабе. вроде бы и «оч оч тихо». и запись настоящего не цифрового дждждж. да и просто возможность поиграть вечерком с раскаченным динамиком.

однако и тут подводные камни.
1. слушал рандал. » а где же изо?» . в общем на хорошей раскачиваемой громкости рандал довольно пропускает звук наружу. опять же вечером такой вариант отпадает..
а на записи были таки призвуки «коробчатости» звука или «кастрюльности» кто как это называет. затем слушал записи изокаба, который сделал знакомый. по изоляции намного лучше рандала, по записи теже траблы. местами ухающий какой то низ и неестественная реверберация. вроде очень сильно хвалят риверу синистер или как её там. но цена умовыносящая. 8(

может кто поделиться какими мыслями? а то от всего этого как то грустно стало.

сразу скажу, изокомнату сделать не удастся — нет возможности и жена против

Небольшой уточняющий вопрос: тебе нужен именно isocab (кабинет «динамиком внутрь» для тихой записи) или isobox (изолированный короб, в который пихается твой любимый каб и микрофоны)?

Гитары: Moser Custom Shop Templar series Scythe (stock, пока. ); Charvel San Dimas Style 2 2H (stock); Hembry Rat Rod T “Flying Tigers” (BKP Piledrivers) и ещё куча дешёвых «поделок».
Усилители: SUNN Model T (Fender re-issue, stock) => HIWATT 2×12 (Fane loaded); Matamp Spirit Combo; Blackstar HT-5 Combo.
Эффекты: ProCo Rat; MXR Carbon Copy; Zvex Wah Probe.

. По-настоящему я наверно ненавижу только две вещи — бенды и вибрато. :/

Источник

Оцените статью