Изучаем ноты для детей 5 лет

Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Екатерина Никулина
Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными знаками, ритмом. Учить проговаривать ритмические рисунки.

Задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков.

Игровая форма обучения помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты.

Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.

Первый этап обучения – знакомство с нотами

Я знакомлю детей с названием и расположением нот на нотном стане, с помощью обучающего видео о нотной грамоте. Рассказываю интересные истории о нотах, Сергеева В. Д. «Где живут ноты», а так же загадываю загадки. Чтобы лучше усваивался материал детьми.

Второй этап обучениязнакомство с длительностями нот.

На этом этапе я знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью магнитов различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

Для этого я использую игры: «Повтори как я» «Топай — Хлопай».

Третий этап обучения (заключительный) — игра по нотам.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко играют на музыкальных инструментах с помощью моего иллюстративного материала «Музыкальная лесенка».

Каждая клавиша обозначена определённой картинкой и названием:

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.

С помощью карточек: «Лесенка», «Кот учёный», «Спите куклы», «Бубенчики» дети играют на музыкальных инструментах.

«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке «Забавные истории» Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке. Игры-занятия по музыкальной грамоте для детей.

Ученики музыкальной школы у нас в гостях Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий,праздников,развлечений,но и в часы досуга,самостоятельных.

Источник

Простейшая нотная грамота для дошкольников

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово «лад» означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.

Длительности

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например: Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)

Источник

Нотная грамота для детей и начинающих

Данный раздел содержит в себе авторские статьи нотной грамоты для детей. Все материалы будут понятны каждому ребенку, так как представлены в простой и понятной форме. Мы познакомимся с такими понятиями как ритмика, ноты, слух и т.д. Узнаем, какие музыкальные инструменты бывают, как выучить ноты и развивать музыкальный слух.

Обучение нотной грамоте для детей

  1. Все материалы подкреплены картинками. Это облегчает усвоение материала и делает более доступным обучение.
  2. Изучение нотной грамоты развивает память, музыкальный слух, чувство прекрасного, творческое мышление.
  3. Наличие практического раздела, где представлены ноты цифрами, поможет сразу применять полученные знания в деле.

Данный раздел постоянно пополняется новыми материалами и схемами. Сделайте первый шаг для того, чтобы научить ребенка нотной грамоте. Ознакомьтесь с нашими материалами:

Что делать, если ребенок вдруг отказался посещать музыкальную школу, при том, что ранее он с удовольствием ходил на занятия? Первое действие родителей – выяснить причину, а их может быть много.

Мир музыки таит в себе много интересного. И это касается не только техники исполнения, разнообразия музыкальных инструментов и красоты звучания мелодий. Музыка – неизведанный мир, необычный, восхитительный, прекрасный.

В мире существует огромное количество разнообразных музыкальных инструментов. Одни из них широко известны, а другие совершенно незнакомы. И есть среди них особенно интересные и необычные.

Музыка сопровождает нас ежедневно с самого рождения. Но как она влияет на детский организм? В чем заключается польза музыки для детей? Каким может быть вред от музыкальных произведений?

Пение, как и музыка, для развития ребенка бесценна. Но как именно вокал влияет на детский организм? Какие песни следует петь, чтобы ребенок развивался во всех аспектах?

Обучая ребенка музыке и прививая ему музыкальный вкус, важно использовать различные музыкальные инструменты. Но что делать, если нет возможности приобрести такие инструменты? Решение есть – сделать их самостоятельно.

Раннее музыкальное развитие детей обладает мощным интеллектуальным эффектом. Почему так происходит? Полезно ли для детей раннее музыкальное развитие?

Музыкальные занятия должны не только соответствовать возрасту ребенка, но и быть максимально полезными и интересными. Но как организовать эффективное занятие музыкой, какие виды деятельности использовать?

Дети лучше воспринимают новую информацию, если педагогом выбрана доступная форма подачи материала. Используя правильные приемы музыкального воспитания, занятия музыкой для детей станут самыми любимыми и ожидаемыми.

Если ребенок всерьез заинтересовался музыкой, значит, пришло время подыскать для него хорошую музыкальную школу. Но как выбрать музыкальную школу для своего ребенка и когда это делать лучше всего?

Музыку любят практически все. Вопрос в другом: какая это музыка? И если классические или народные композиции воспитывают в человеке духовность, то застольные и современная поп-музыка практически бесполезны. Именно поэтому важно уметь привить ребенку хороший музыкальный вкус.

Музыкальное воспитание оказывает положительное влияние на ребенка, обогащает его духовное развитие, развивает интеллект, чувственность, эмоциональность. Какие еще цели преследует музыкальное воспитание?

Музыка помогает человеку стать эмоциональней, чувствительней. Поэтому, даже если вы не планируете воспитывать в своем ребенке Моцарта, музыкальное развитие очень важно для малышей дошкольного возраста.

Играйте музыкальные произведения правильно, с одинаковым темпом. Используйте для этого метроном.

Этапы музыкального развития для детей от 0 до 8 лет и возрастные особенности детей-дошкольников. Методы и приемы формирования музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса. Музыкальные игры.

Развиваем музыкальный слух, чтобы обладать отличной памятью, вниманием и неординарным мышлением.

Как помочь ребенку быстро и качественно выучить ноты?

Ритмика передает в движениях содержание и характер музыки. Упражнения для развития ритмики детей.

Нотный стан с нотами для детей. Расположение нот на нотном стане и на клавиатуре пианино.

Первые знакомство с музыкальными инструментами: виды, способы извлечения звука, некоторые особенности.

Ноты цифрами. Инструкция как играть песни на синтезаторе по нотам цифрами.

Источник

Читайте также:  Пианино где находится какая нота
Оцените статью