Изучение нот для детей это

Содержание
  1. Изучение нот для детей это
  2. В чем польза изучения нотной грамоты для малышей?
  3. Причина № 1 «ДО». Заинтересовать ребенка миром музыки
  4. Причина № 2 «РЕ». Нотные игры — это весело и интересно!
  5. Причина № 3 «МИ». Гармоничное развитие ребенка при помощи музыки
  6. Причина № 4 «ФА». Сохранение и развитие абсолютного слуха малышей
  7. Причина № 5 «СОЛЬ». Развитие правого полушария ребенка
  8. Причина № 6 «ЛЯ». Развитие певческих способностей
  9. Причина № 7 «СИ». Хорошее настроение и удовольствие!
  10. Присоединяйтесь к нашим захватывающим музыкальным путешествиям!
  11. Простейшая нотная грамота для дошкольников
  12. Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя
  13. Как и когда начинать заниматься музыкой?
  14. Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
  15. Знакомство с музыкальными инструментами и пение
  16. Как рассказать про ноты?
  17. Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
  18. Полезные советы родителям

Изучение нот для детей это

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи, хочу рассказать историю мамы двухлетнего Никиты о том, как происходило его знакомство с нотками.

Светлана принимала участие в тренинге «Музыка дома» в 2015 году. На тренинге была неделя, на которой участницы и их малыши изучали нотки в увлекательных музыкальных играх. Прошло 3 месяца после окончания тренинга, и Светлана написала вот такое письмо:

Добрый день, Мария. Еще раз спасибо за музыкальный тренинг. Мой ребенок очень любит ваши песенки, и мы часто с удовольствием повторяем игры тренинга. Но сегодня хочу с Вами поделиться историей, которая потрясла нас с мужем. На Вашем тренинге была неделя, на которой мы учили ноты. Честно говоря, во время курса Никита не особенно заинтересовался темой нот. Остальные песенки и занятия были ему более интересны. Я подумала, что он слишком маленький и пока не понимает тему нот. Но мы всё же в ходе тренинга поиграли в игры с нотками, а потом отложили эту тему до лучших времен.

Сегодня я наблюдала удивительную картину. Мой ребенок играл с игрушками и вдруг напел все ноты по порядку. Значит всё, что было на курсе, он прекрасно понимал и запомнил информацию буквально с одного раза, ведь с тех пор мы песенку нот не повторяли!

Я вспомнила Ваши слова, что, занимаясь с ребенком, мы работаем не только на настоящее, но и на будущее. Значит все, чем мы занимаемся с малышами, действительно влияет на их развитие, даже если нам кажется, что они еще слишком маленькие.

Спасибо Вам огромное за то, что помогаете заложить нашим малышам музыкальные зернышки!

Именно так! Практически все малыши примерно с 2 лет (а некоторые и раньше) прекрасно понимают веселые игры с нотками, запоминают их звучание, могут сравнивать ноты по высоте, а некоторые малыши безошибочно называют ноту, только услышав её, что достаточно сложно сделать взрослому человеку. Так что освоить ноты для детей младшего возраста не составит особого труда, если использовать правильный подход!

Читайте также:  Российские певцы под гитару

В чем польза изучения нотной грамоты для малышей?

В этой статье я расскажу вам о том, какую пользу приносят музыкальные игры с нотками для развития творческих способностей, а также для развития интеллекта ребенка в целом.

Причина № 1 «ДО». Заинтересовать ребенка миром музыки

Самая главная задача любого музыкального занятия в раннем возрасте — это заинтересовать ребенка хорошей музыкой, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Дело не в том, чтобы воспитать будущего гения, а в том, что мы закладываем основу будущих вкусов, формируем музыкальную любознательность. Поэтому главная цель изучения нотной грамоты для малышей — это создать яркие, позитивные ассоциации с миром музыки и заложить интерес к его изучению.

Причина № 2 «РЕ». Нотные игры — это весело и интересно!

Наверное, многие, кто учился в музыкальной школе, помнят предмет, на котором изучалась музыкальная грамота. Это страшное для многих слово — «сольфеджио»! Как правило, у таких людей возникают ассоциации, что это сложно, скучно и очень занудно. Но нотная грамота для малышей может стать очень увлекательной игрой, в которую ваш ребенок захочет играть каждый день!

В основе изучения нотной грамоты с малышами должна быть сказка и игра. В моей авторской методике малыши учат ноты в гостях у нотной семейки: дедушки ДО, бабушки РЕ, мамы МИ, папы ФА, сыночка СОЛЬ, доченьки ЛЯ и всеобщей любимицы собачки СИ.

Причина № 3 «МИ». Гармоничное развитие ребенка при помощи музыки

Музыкальные занятия с ребенком проводятся не только для развития музыкальных и творческих способностей, а прежде всего для гармоничного развития ребенка в целом. Кроме нотных игр музыкальные занятия включают в себя игры с цветами, формами, понятиями «высоко» и «низко» и многим другим. В результате, изучая ноты в игровой форме, вы очень активно развиваете логику и мышление ребенка.

Причина № 4 «ФА». Сохранение и развитие абсолютного слуха малышей

Учеными доказано, что многие малыши при рождении имеют абсолютный слух, которые дается для повышения выживаемости новорожденных. Но впоследствии дети теряют эту способность за ненадобностью. Малыши обладают очень тонким слухом и нужно просто сохранить эту врожденную способность благодаря простым музыкальным играм.

Причина № 5 «СОЛЬ». Развитие правого полушария ребенка

Самая эффективная методика изучения нот с детьми — это ассоциативные связи цветов, ярких сказочных образов с нотами. Подробно о методике цветных нот мы рассказываем в статье «Изучение нот с детьми: красочно и интересно!» В результате у малышей просто возникает образ цвета или сказочного героя, а происходит это благодаря работе правого полушария мозга. Оно не анализирует, не сравнивает звучание нот по высоте или длительности с другими, а реагирует образом, который моментально возникает в сознании. В результате происходит активное развитие фантазии, воображения и даже интуиции, за которое отвечает правое полушарие нашего мозга.

Причина № 6 «ЛЯ». Развитие певческих способностей

При изучении нот важно не только слышать их звучание, но и уметь петь ноты. Моя игровая методика изучения нот с маленькими детьми включает весёлые и очень простые песенки, которые учит ребенок. Любые мелодии, которые исполняет ребенок, развивают его речь и вокальные способности.

Причина № 7 «СИ». Хорошее настроение и удовольствие!

Развитие ребенка — это очень важно, но все же главное — это совместное время, которое проводят родители, бабушки и дедушки вместе со своими детьми. Для воспитания важны не указания родителей, а образ жизни, который считывает ребенок. Поэтому предлагаю вам добавить музыки и творчества в вашу семью!

Присоединяйтесь к нашим захватывающим музыкальным путешествиям!

Я надеюсь, что мне удалось донести до вас, что выучить ноты с ребенком — это совсем не сложно, очень интересно и увлекательно. Как любой язык начинается с алфавита, так и музыка начинается с нот. К тому же, играя в нотные игры с нашей творческой семейкой, вы будете погружаться в мир музыки и творчества все глубже и глубже, узнавать его с разных сторон.

В своем проекте я использую уникальную методику. Наши главные герои — это нотная семейка: дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ.

Предлагаем поиграть с нотками в музыкально-математическую игру «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

Источник

Простейшая нотная грамота для дошкольников

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово «лад» означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.

Длительности

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например: Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)

Источник

Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя

Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.

Как и когда начинать заниматься музыкой?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:

  • развитие понимания высоты и тембра звуков;
  • прослушивание и анализ музыкальных произведений;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • пение.

С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Источник

Оцените статью