Изучение нот для саксофона
АМОУ ДОД ДШИ № 9
Преподаватель по классу кларнета и саксофона
Нуриева Голчачак Айратовна
С развитием в нашей стране с середины 70-х годов академического джазового образования и открытием классов саксофона в музыкальных учебных заведениях этот инструмент получает большую популярность. В наше время ощущается нехватка нотной литературы для саксофона сопрано. Саксофон-это инструмент, который ярко выделяется среди других инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием, а также броской элегантной формой. Именно красочная звуковая палитра, разнообразие приемов звукоизвлечения будят фантазию композиторов, притягивают к себе исполнителей и слушателей. Способствуют его активному применению в различных сферах современного музыкального искусства.
Настоящий материал является методическим пособием для обучения игры на саксофоне сопрано детей младшего возраста. Цель учебника — приобщить детей к миру музыки, ознакомить с нотной грамотой путем последовательного овладения навыками игры на саксофоне сопрано.
Материал выстроен таким образом, что позволяет решать технологические задачи в доступной для ребенка форме, превращая процесс обучения в увлекательное занятие. Музыкальный материал выстроен по принципу постепенного усложнения, что позволить ребенку двигаться вперед, закрепляя полученные знания и навыки.
Сборник состоит из двух частей. Первая часть состоит из песенок образных и доступных по содержанию. Количество песенного материала позволяет полностью охватить начальный период обучения и является достаточным для закрепления полученных навыков. Вторая часть состоит из наиболее популярных пьес для саксофона. Во вступлении подробно описываются особенности общей постановки игры на саксофоне, о специфике исполнительского дыхания, о методе свиста и о звукоизвлечение.
Весь музыкальный материал, представленный в сборнике, можно исполнять не только на саксофоне сопрано, но и на других разновидностях саксофона (тенор и баритон).
Дети, занимающиеся музыкой, интеллектуально и эмоционально более развиты, чем их сверстники. Благодаря этим занятиям ребенок приобретает навыки учебной дисциплины, развивает логику, память, расширяет кругозор и совершенствует свои природные музыкальные данные.
Автор выражает надежду, что составленный им сборник окажется полезным пособием для юных музыкантов.
Предлагаемый музыкальный материал, помещенный в настоящем сборнике, рассчитан на его изучение в течение двух- трех лет занятий на саксофоне. Очень важно правильно продумать и провести урок- это будет способствовать достижению более эффективных практических результатов и повысит интерес учащегося к занятиям на инструменте. Необходимо уделять внимание и организации домашних занятий саксофониста с учетом его учебной загруженности в общеобразовательной школе.
Принимая во внимание специфику индивидуального приспособления учащегося к игре на саксофоне, представляется целесообразным начинать занятия сопрано-саксофоне. Этот вид инструмента обладает относительной легкостью звукоизвлечения.
Обучение на саксофоне можно начинать в возрасте 8-10 лет. Сначала следует определить внешние признаки пригодности учащегося для обучения на саксофоне: строение губ, языка, зубов, челюстей, пальцев, рук. Успешное продвижение учащегося во многом зависит и от наличия у него музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, памяти, двигательной моторики).
ИЗ ИСТОРИИ САКСОФОНА
Саксофон- это сравнительный молодой инструмент, изобретателем которого стал талантливый музыкальный мастер, бельгиец Адольф Сакс. Он был первым, кто выступил в концерте перед публикой, демонстрируя своей игрой все достоинства саксофона. Саксофон отличался от своих собратьев-предшественников необычайно красочным звучанием, мягким и своеобразным тембром звучания.
В дальнейшем Сакс развил свою конструктивную идею, что привело его к созданию целого семейства саксофонов. Первое семейство он изготовил для применения в оперно-симфоническом оркестре, а второе — в составе духового оркестра. Каждая разновидность саксофона получила свое наименование в соответствии с принятыми названиями певческих голосов: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, и бас.
Особенно много прекрасных сочинений для саксофона было создано в ХХ веке. Для него писали музыку А.Глазунов, К.Дебюсси, Ф.Шмитт, Ж.Ибер, П.Хиндемит, П.Крестон, Э.Вилла-Лобос, А.Жоливе, П.Дюбуа, Э.Бозза и другие.
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА САКСОФОНИСТА
Начинать занятия на саксофоне необходимо с уяснения правил общей постановки (т.е. положения головы, корпуса, ног, рук и пальцев).
ПОЛОЖЕНИЕ ГОЛОВЫ И КОРПУСА
Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без отклонений в сторону и наклонов вперед и назад, независимо от того, занимается ли саксофонист, стоя или сидя. Грудь должна быть слегка приподнята, а плечи развернуты. Это придаст работе дыхательных мышц большую свободу. Сохранить нужную осанку при игре в положении стоя помогает устойчивая опора на ноги: их лучше раздвинуть на ширину ступни, носки несколько развернуть, а левую ногу немного выдвинуть вперед. При игре сидя рекомендуется садиться на половину стула, без опоры на его спинку. Категорически запрещается класть ногу на ногу. В положении сидя целесообразно располагать саксофон наискось по туловищу, упирая нижний изгиб его трубки в правое бедро.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК И ПАЛЬЦЕВ
Должное внимание нужно уделять правильному расположению рук и пальцев, которые находятся в тесном игровом контакте с механикой саксофона. Руки не следует прижимать к корпусу, а правый локоть для удобства игры лучше отвести несколько назад, в сторону. Кисти рук в момент игры не должны быть слишком прогнутыми и скованными, так как это может затруднить движение пальцев. Пальцы рук размещаются на основных (перламутровых) клавишах, на расстоянии примерно одного сантиметра от их поверхности. При этом пальцы находятся в округлом, ненапряженном состоянии, а в области сгиба первой и второй фаланг не должны быть прогнутыми. Касание клавиш осуществляется подушечками пальцев без сильного давления. А подъем пальцев должен происходить активно, без «задирания» их высоко над клапанами. Особого внимания требует состояние мизинцев обеих рук, так как они не всегда имеют опору на клавиши. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы мизинцы не вытягивались вверх или не подворачивались под клапаны.
ПОЛОЖЕНИЕ САКСОФОНА
В основе правильного расположения инструмента в руках саксофониста лежит ощущение естественного удобства и игровой свободы. Рациональное размещение инструмента в немалой степени зависит от правильной осанки саксофониста, а также от устойчивости подвески саксофониста при помощи специального ремешка, перекинутого через шею. Высота и равновесие инструмента регулируется карабинчиком ремешка.
ДЫХАНИЕ
Большое значение на начальном этапе занятий на саксофоне имеет овладение учащимся рациональным способом вдоха и выдоха во время игры. Процесс приспособления дыхательной системы учащегося к условиям игры на саксофоне протекает, как правило, не быстро, постепенно и в режиме увеличивающейся игровой нагрузки. Специфика адаптации дыхания к игре связана с некоторыми отклонениями от норм обычного дыхания человека, одной из важных особенностей которого является равномерное соотношение (частота) дыхательных фаз.
Исполнительское дыхание, в отличие от нормального, включает две разные по времени фазы: короткий, быстрый вдох через рот и продолжительный выдох с искусственной задержкой дыхания и в условиях сопротивления трости. Продолжительность выдоха зависит как от характера и строения музыкальных фраз, так и от игровых намерений музыканта.
Помимо умелого применения рационального дыхания, важным для саксофониста является применение метода свиста.
МЕТОД СВИСТА
Оформление губ « как при свисте» проводиться на гласных «У» и «О». Вначале в губах имитируется гласная «О». При этом напряжение в уголках губ центростремительно, т. е., направлено к центру, навстречу друг другу. Нижняя челюсть помимо воли незначительно отходит вниз. В мышцах уголков губ следует сознательно усилить напряжение. После этого, сохраняя ощущение свиста в мышцах губ и форму гласной « О», следует перейти к имитации гласной « У». Это очень важное, замечание, так как существует опасность, что на гласной « У» губы, выдвигаясь чуть вперед, могут потерять опору на зубы, чего допускать ни в коем случае нельзя.
Полное согласование компонентов губного аппарата происходит именно при воспроизведении свиста. Поэтому в начальной стадии постановки губного аппарата ученика необходимо научить свисту, т. е. согласовать действия и взаимодействия компонентов в губном аппарате, необходимые для игры на саксофоне.
При обучении свисту и согласованной взаимосвязи компонентов губного аппарата решающая роль отводиться действиям языка. Именно язык создает необходимый для воспроизведения свиста акустический импеданс в ротовой полости и, что особенно важно, согласовывает форму, степень напряжения, единство и взаимосвязь компонентов губного аппарата.
Сам по себе язык вместе с голосовыми связками относиться к системе клапана. Язык находиться в очень тесном взаимодействии, как с системой губного аппарата, так и с системой исполнительского дыхания в качестве усилителя энергии выдоха. От действий языка как посредника между губным аппаратом и исполнительским дыханием, во многом зависит успешное взаимодействие.
В системе клапана язык находиться в тесном взаимодействии со звуковозбудителем.
Язык по форме напоминает лодочку, расположенную вдоль кончика языка исполнителя. Выпуклый в средней части, он создает необходимый для свиста акустический импеданс у выхода из ротового отверстия. Все вместе взятое заставляет нижнюю челюсть выдвинуться вперед, иначе не добиться устойчивого свиста с достаточным динамическим диапазоном. Критерием правильного положения нижней челюсти служит расположение верхних и нижних зубов на одном уровне.
Свиста нельзя добиться, если зажато горло. Положение горла в полузевке способствует раскрытию сочленения нижней и верхней челюсти, создающего ощущение гласной « О» и пружины в движениях нижней челюсти. Открытое в полузевке горло естественно без пережима оформляет округлую ротовую полость, способствует выдвижению нижней челюсти вперед и вниз. В то же время, создавая купол в ротовой полости, одновременно в сочленении челюстей вызывается ощущение гласной «О» и открывается горло, нижняя челюсть выдвигается вперед и вниз.
Важный вывод состоит в том, что взаимодействие всех компонентов губного аппарата при свисте полностью согласуется с естественной постановкой при игре на саксофоне.
При свисте все мышцы лица естественно стягиваются к центру, которые легко и просто оформляются в постановку губного аппарата с ощущением в губах гласных «О-У».
Добившись устойчивого наполненного звучания свиста на определенной, удобной для исполнителя высоте, следует на глиссандо до предела понижать, а затем до предела повышать звучание свиста. Трудно не заметить при этом, насколько важную функцию выполняет язык. На низких звуках язык опускается на дно нижнего неба, на верхних — постепенно поднимается к верхнему небу. Этими действиями язык изменяет акустический импеданс соответственно высоте звука и фактически управляет свистом. Нижняя челюсть помогает языку в создании акустического импеданса. На низких звуках он, опускаясь, раскрывает звуковую щель, на верхних — поднимаясь вверх, сужает звуковое отверстие. Нижняя челюсть в данном случае работает по принципу пружины, растягивая и сужая сочленение.
Мышцы уголков губ расслабляются на низких звуках и усиливают напряжение, на высоких, сдерживая напор энергии выдоха.
Важно отметить, что состояние, положение и ощущение компонентов губного аппарата при звучании на свисте и при игре на саксофоне полностью совпадают по всему звуковому диапазону.
Овладение техникой профессионального дыхания предполагает соблюдение определенных правил смены дыхания при игре на саксофоне.
Вот основные из них:
-Смену дыхания целесообразно производить в том месте нотного текста, где наиболее отчетливо выражена цезура.
-Лучше всего производить вдох во время пауз. Однако при наличии в музыке большого числа пауз не следует брать дыхание на каждой из них.
-При отсутствии пауз в нотном тексте, необходимо использовать остановки на относительно продолжительном звуке.
-При непрерывном движении мелодии, когда отсутствуют паузы и относительно продолжительные звуки, найти цезуру для смены дыхания можно в следующих местах: ритмического повторения, смены гармонических функций, контрастных динамических оттенков и широкоинтервальных скачках.
-Не рекомендуется менять дыхание: при исполнении различных неаккордовых звуков мелодии, перед задержанием и предъемом, перед проходящим и вспомогательным звуком, после вводного тона.
ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ
Извлечение звука на саксофоне происходить в результате непосредственного взаимодействия дыхания, губ, языка, пальцев и слуха исполнителя с инструментом. Особую функцию берет на себя язык, поскольку регулирует подачу воздуха в зазор между мундштуком и тростью. Одновременно с этим он создает условия для осуществления атаки звука — начальной стадии звукоизвлечения. Характер атаки звука во многом зависит от: степени выдоха, скорости движения и контакта языка с тростью, его формы и положения в ротовой полости перед начальным моментом звукоизвлечения. Атака является важнейшим выразительным средством и, по существу, определяет индивидуальную исполнительскую манеру «произнесения» звука на саксофоне. При звукоизвлечении используются три основных вида атаки: твердая, мягкая и вспомогательная.
Работа над атакировкой начинается с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения всех других ее видов. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания передней части языка от площадки трости вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет сымитировать фонетически ясное произнесение слога «ту» или «та».
При мягкой атаке язык отводится от вибрирующей части трости более смягченным, плавным движением, чем при твердой атаке. Поэтому и посыл воздушной струи в мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость и гортань) «настраивается» в это время на мысленное произнесение слога «ду» или «да».
Вспомогательный способ атаки осуществляется саксофонистом в целом в режиме твердой атаки. Однако в этом случае язык действует несколько необычно: он соприкасается задней спинкой с небом. Артикуляция же исходный звук с помощью слога «ку».
Выбор слогов зависит от того, какой характер звука нужно получить. При этом следующая за согласной буквой будет для всех способов атаки одинаковой: «а» — для нижнего регистра; «у» — для среднего; «и» — для верхнего.
Источник