Изучение нот для скрипки
Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.
Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?
Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.
В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:
Упражнение №1
Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.
Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.
Вот как они располагаются на клавиатуре.
Упражнение №2
Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.
Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:
Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:
К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.
Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.
Основы записи: из чего состоит музыкальный текст
Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.
Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.
Основные ключи
Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.
Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.
В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:
К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.
Расположение нотных знаков соответственно ключу.
Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:
- До располагается на первой добавочной линейке.
- Ре под первой линейкой.
- Ми на первой линии.
- Фа между 1 и 2.
- Соль на 2.
- Ля между 2 и 3.
- Си на 3.
- До 2 между 3 и 4.
Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.
Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .
Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:
- До между 2 и 3.
- Ре на 3.
- Ми между 3 и 4.
- Фа на 4
- Соль между 4 и 5
- Ля на 5
- Си над 5.
- До на первой верхней добавочной линии.
Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.
Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.
При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)
Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.
Название ноты | Скрипичный ключ | Басовый ключ | Расположение на клавиатуре |
До (C) | |||
Ре (D) | |||
Ми (E) | |||
Фа (F) | |||
Соль (G) | |||
Ля (A) | |||
Си (H) |
Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.
Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.
Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.
При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.
Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.
Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?
На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.
GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.
Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.
К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.
Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.
Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник
Скрипичная азбука
Текст Азбуки — © Анна Благая
Здесь выкладывается, страница за страницей, веб-книга о скрипке, написанная простыми человеческими словами, чтобы все детали такого сложного и утонченного занятия, как игра на скрипке, были понятны даже человеку, далекому от скрипичного мира.
Статьи Азбуки постоянно дописываются и совершенствуются, а с течением времени будут обрастать аудио- и видеопримерами.
Читать книгу можно четырьмя способами (хотя, возможно, вы придумаете еще и свой собственный). Можно передвигаться от статьи к статье в хронологическом порядке, по времени их написания (см. ниже). Либо использовать тематическое содержание, либо содержание по алфавиту.
(UPD июль 2014 Внимание! Тематическое содержание и по алфавиту нуждаются в дополнении, там пока меньше статей, чем здесь).
Четвертый способ – сквозной – перемещаться по гиперссылкам внутри книги. Этот способ («горизонтальный»), кстати, мой любимый: он позволяет увидеть, как все взаимосвязано и в самой скрипичной игре, и самое главное — нащупать ниточки, связывающие скрипичную игру с, казалось бы, совсем другими областями жизни.
Приятных путешествий по книге! Тем, кто захочет их продолжить — добро пожаловать на мои концерты.
( классическая скрипка и скрипки необычных форм; из чего делают скрипки; и как их делают;…) / UPD Про скрипки необычных форм загляните вот сюда: пост с множеством картинок, в числе прочего: эолийская скрипка с парусом, велосипедоскрипка… и т. д./
Техника (еще одна техническая страничка)
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Приложение к «Азбуке»:
Копирование текстов или их частей и публикация их без разрешения автора запрещены.
Дорогие посетители моего сайта! Я вам очень рада. Но, пожалуйста, вне зависимости от причин, — (тут я обращаюсь не ко всем, но к некоторым из вас), — не приписывайте мои тексты себе. (Это, увы, бывало). Во-первых, я люблю эти странички. Они все появлялись не просто так. Это моя лаборатория. И я надеюсь, что однажды с их помощью мне удастся выстроить нечто большее. Некоторые места в них мне кажутся удавшимися или просто дороги, как память. А во-вторых, приписывать себе чужую работу вообще-то нельзя.
Разумеется, это не касается цитат на статьи из энциклопедий, на которые я иногда ссылаюсь.
© Анна Благая
P.S. Со своей стороны, я в ближайшее время внимательно просмотрю свой сайт на предмет подписей картинок. Могло так статься, что я по недопониманию и сама нарушила чьи-то права (я знала, что для некоммерческих, образовательных и т.д. проектов правила несколько иные, и тем не менее). Если так случилось и вы нашли на сайте изображения, которые принадлежат вам, пожалуйста, сообщите мне и я сразу все исправлю.
33 комментария для “Скрипичная азбука”
Ваш сайт пронизан солнечными чувствами. Несомненно кто-то из сотен тысяч посетивший Ваш сайт очень радуется этому свету романтики и любви(я — один из таких людей). Вы не знаете,но я с Вами(а во время игры мне приятно вспомнить о последней розе лета).
Маленький мук, спасибо 🙂
Вы мне напоминаете о лучшем, что могло бы быть во мне и что я могла бы сделать.
А вы знаете, когда я прочитала ваши слова?
Я сейчас вам расскажу, и вы поймете, насколько они меня согрели).
К тому моменту я только-только очнулась в палате после наркоза (мне удалили миндалины). Вообще-то у меня еще до того был смешной план, что во время восстановления я буду сочинять в уме музыку. Что, конечно, не вышло — горло болело довольно сильно, и было совершенно определенно не до музыки) Тогда я попробовала через мобильный телефон проверить сайт и почту. Получилось! Я прочитала ваш коммент и сразу вспомнила, что долго разлеживаться нечего — впереди дорога, еще более заманчивая потому, что это вы ее так осветили!
Мне потом сказали, что я подозрительно быстро восстановилась))
Поправляйтесь скорее! Искала для ребенка «Скрипичную азбуку» Гуревича и Зиминой, забрела к вам — понравилось. Удачи…
спасибо, Виктория! я как раз пытаюсь использовать время, поупражняться в ничегонеделании — пока не очень получается)но поучиться надо — чтобы набраться сил) (это к нашей с вами общей теме)
Набирайтесь, всегда с интересом жду Ваших новых записей!
Я всегда чувствую себя виноватой, если ничего не делаю, хотя иногда то, что делаю из-под палки (собственных угрызений совести), можно спокойно не делать. Так что набирайтесь сил и здоровья!
Так здорово, что Вам дан дар творчества! Хотя я выросла в творческой семье (актерско-режиссерской), но чтобы творить, нужна внутренняя свобода, а когда ее нет — все коряво. Поэтому наслаждаюсь творениями тех, кому дано от Бога.
Спасибо огромное, Анна. Случайно попала на Вашу страницу и уже много часов не могу оторваться. Более 30 лет работаю в ДМШ, но ведь всего знать не возможно, а так хочется. Вы пишите так понятно, свободно, доходчиво. Очень хочется иметь Вашу книгу — это поможет не только методической, но и интересной внеклассной работы с учениками. Подскажите, где и как можно получить Вашу работу целиком? Заранее благодарна. Елена.
Здравствуйте, Елена! Большое спасибо за такой отзыв, добрые слова всегда вдохновляют и побуждают делать что-то дальше. Мне действительно два (что ли) года назад предлагали издать книгу. Но тогда я не чувствовала ни себя, ни «Азбуку» готовой (еще было много тем). Да и сейчас мне кажется, что еще многое можно рассказать. (Как в «Тысяча и одной ночи» — просто не хочется останавливаться!)
Кроме того, интернет-форма для меня просто бесценна: не только можно все время добавлять что-то, уточнять (это тоже важно), но и снабжать статьи гиперссылками, то есть строить «мостики» от одной темы к другой. Ведь я и сочиняла все эти странички лишь потому, что в мозгу загоралась какая-то ассоциация… И этот ассоциативный подход мне бы хотелось сохранить.
Как Эйзенштейн когда-то писал про «книгу-шар» — вот для меня всё, что я делаю — именно такая «книга-шар», где всё связано со всем. А в случае с бумажной книгой придется всё перевести из трехмерного мира в двухмерный… (Ну, это я утрирую, конечно, мир в книгах многомерный, но именно «Азбука»… не знаю, как она в такую форму ляжет).
Я все-таки не исключаю того, что буду писать и специально для книжек бумажных. Хотя не знаю, будет ли это только о скрипке. Но пока так, только в интернете.
Зато так интереснее: то и дело появляется новое. А книжка бумажная — вот вы ее получили, у нее есть конец и начало, и сама собой новая глава в ней ни за что не допишется =)
Анна, подскажите пожалуйста, в чем различие между ученической, студенческой и концертной скрипкой типа 4/4 Нигде не могу найти ответ на этот вопрос. Спасибо.
Александр, просто нужна хорошая скрипка, такая, которая хорошо звучит. Если человек серьезно занимается музыкой, то к моменту, когда надо покупать «целую» скрипку, это в идеале должна быть хорошая мастеровая скрипка, пригодная для концертирования, потому что концерты — это тоже часть учебного процесса.
Анна, добрый день.
Такой вопрос — я взрослый человек. Когда-то давно-давно бросила музыкалку по классу скрипки. А сейчас начала учиться дочка, 7 лет, я с ней занимаюсь и стала вспоминать и проснулась во мне тяга)) Хочу учиться заново, хочу учиться играть! Договорилась уже с дочкиной преподавательницей на частные уроки. Насчет покупки скрипки она мне сказала, что лучше не экономить и не покупать дешевую. То же самое сказал мастер, телефон которого она мне дала — он дорабатывает подержанные скрипки и делает свои, что если я собираюсь учиться и играть для себя, то звук должен быть хороший, чтобы мне самой было приятно слушать себя и тогда будет стимул заниматься дальше. А вы что думаете по этому поводу? Можно ли сэкономить деньги на пару лет или лучше сразу вложиться и дальше наслаждаться процессом?
Добрый день, Екатерина! Конечно же, я согласна с Вашей преподавательницей и с мастером! Тут сразу две причины: во-первых, действительно у вас должен быть стимул, а чем лучше звук скрипки, тем вам будет проще и приятнее (вообще-то звук зависит не только от инструмента, но и в огромной степени от исполнителя, но если второе можно достичь только со временем, то по крайней мере первое у вас будет с самого начала, если выберете прилично звучащий инструмент; и во-вторых, пока учишься, слух воспитывается, оттачивается (я имею в виду не только интонацию, но и качество звука). А на произведении мебельной фабрики слух, скорее всего, не отточишь. Только обратите внимание: цена скрипки связана далеко не только со звуком. Тут надо быть осторожным, чтобы (если цена большая) не купить то, что столько не стОит. Давно не носила никому на оценку скрипок, но мастера этим (т.е. оценкой) тоже занимаются. Лучше перед покупкой посоветоваться с еще кем-то, кроме продавца. P.S. Да, ну и Страдивари-Амати-Гварнери и т.п. (условно говоря) от Вас никто покупать не требует. Речь просто идет о приличном, желательно мастеровом, инструменте.
Анна, большое спасибо за ответ! В итоге я купила отреставрированную московским мастером старую скрипку немецкой мануфактуры. Не жалею ни капельки — даже ее вид вызывает во мне эстетическое наслаждение) Кстати, моя учительница ездила со мной к мастеру и прослушала все варианты). Так что еще раз спасибо — теперь я захожу к вам в статьи за советами, а в жизни уделяю хотя бы по полчаса каждый день на скрипичные премудрости).
Екатерина, рада за Вас, удачи! А у меня — да нет, не советы, это просто родились странички Азбуки, потому что оказалось мне самой их писать интересно! Многое еще сюда не перенесла с бумажек — вот, кстати, и текст о том, как и почему я начала писать Азбуку…
NB выложила этот текст о том, зачем затеяла Азбуку. https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ob-azbuke/
Уважаемая Анна! Недавно сын мне рассказал, что прочел где-то, что есть скрипки современных мастеров, качество звука которых эксперты не могли отличить от скрипок Страдивари.
Я не поверила, что такое возможно. Или я ошибаюсь?
Уважаемая Ада! Если честно, я за подобными опытами не слежу. Но уверена, что совсем не обязательно играть именно на скрипках Страдивари, чтобы получить красивое пение!
Аня а у Вас только записная книжка выводится в календарь? А другие, например, этот раздел? Чтоб удобно посмотреть хронологию последних материалов.
Алексей, нет, в календарь, к сожалению, выводится только то, что «движок» моего сайта определяет как «записи». «Страницы» же в календарь не попадают, я ставлю ссылки на новые материалы в «Азбуке» (и других разделах) сама — они в графе «новое» в самом верху справа на каждой странице.
Дык в том-то и дело, вспомнишь что было что-то интересное несколько месяцев назад, а сложно найти.
К сожалению, мне сложно сейчас в этом начать разбираться, не хватает времени, которое пока идет на другие «проекты». Ссылки на все новые страницы Азбуки в любом случае есть здесь в оглавлении, а записи можно смотреть по календарю. Пока так..
Правда, я в последнее время что-то стала убирать — смотрю и мне не нравится. Может, Вы поэтому что-то не находите?
Источник