- Примерный репертуарный список по фортепиано. учебно-методический материал ( класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методическое сообщение «Методика подбора репертуара для развития музыкальности учащихся ДШИ и ДМШ в классе фортепиано»
- Просмотр содержимого документа «Методическое сообщение «Методика подбора репертуара для развития музыкальности учащихся ДШИ и ДМШ в классе фортепиано»»
Примерный репертуарный список по фортепиано.
учебно-методический материал ( класс) на тему
Примерный репертуар по каждому году обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
repertuar.docx | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный репертуарный список по фортепиано
В течение учебного года учащийся должен пройти 20 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды, ансамбли, песни из мультфильмов. Гаммы До, Соль, Ре мажор двумя руками в четыре октавы пооктавно, аккорды и арпеджио без обращений. Чтение нот с листа маленьких детских песенок.
Примерный репертуарный список:
Светит солнышко, Дин-дон, Василёк, У кота, Прозвенел звонок, Весёлые гуси, Паровоз, Петя-барабанщик, Весёлый музыкант, Петушок, Тень-тень, Ёлочка. М.Красева, Листопад. П. Березняк, Белые гуси. М.Красев.
Апипа (тнп.), Верба клонится (тнп.), Танец старика Ф.Ахметов, Пуговица (тнп.), Кукушка Дж. Файзи, Курай Дж. Файзи, Деревенский напев (тнп.) обр. М.Музафарова.
Лошадки. Ф. Лещинская
Серенькая кошечка. В.Витлин
Маленькая полька. Д. Кабалевский
Мишка с куклой пляшут полечку. М. Качурбин
Украинская народная песня «Ой, ты дивчина»
Мой Лизочек. П. Чайковский
Козлик рнп. Переложение В.Игнатьева
ЭТЮДЫ: «25 маленьких этюдов для фортепиано» Л.Шитте
АНСАМБЛИ: Во саду ли, в огороде. Рнп.
По грибы. Т. Потапенко
Вальс собачек. А.Артоболевская
Баба-Яга. Н. Соколова
Игрушечный медвежонок. Обр. О. Геталовой
Кузнечик. В.Шаинский. обр. О. Геталовой
Три поросенка. Д.Уотт
Про Петю. Д. Кабалевский
Песенка кота Леопольда. Б. Савельев
Песенка крокодила Гены. В.Шаинский
В течение учебного года учащийся должен пройти 8 – 16 произведений различного характера. Гаммы: мажорные от белых клавиш в прямом движении двумя руками, тоническое трезвучие и аккорды с обращениями в четыре октавы. Чтение нот с листа наиболее легких произведений отдельными руками.
Примерный репертуарный список:
Кукушка и осёл. А. Гретри
Менуэт. А. Сперонтес
Менуэт. Л. Моцарт
Воробей. А. Рубах
Дождик. Н. Кореневская
Новогодняя полька. А. Александров
Во поле берёза стояла. Рнп.
Веселые ребята. А. Жилинский
Французская песенка. А.Вакулов
В садике. С.Майкапар
Мой соловей. Тнп. Обр. М. Музафарова
На коне. Ф. Ахметов
АНСАМБЛИ: Такмак (тнп.) обр. Л.Батыркаевой, Грустная песня (тнп. «Белый калфак») обр. Л.Батыркаевой, Большой олень (фнп.) перелож. В.Игнатьева, Тема вариаций В.А.Моцарт, Тонкая рябина (рнп.) перелож. О.Геталовой, Колыбельная Светланы Т.Хренников, Паук и мухи, Песенка о лете Е.Крылатов, Колыбельная медведицы Е.Крылатов, Песенка Львенка и Черепахи Г.Гладков.
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных музыкальных произведений. Гаммы: мажорные и минорные до двух знаков при ключе (гармонические и мелодические), аккорды и арпеджио с обращениями в четыре октавы. Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список:
Этюды. К.Черни, Этюды. Л.Шитте, Этюды. А.Гедике, Этюды. А.Берковича на выбор
Немецкий танец. Л.Бетховен
В садике. С. Майкапар
Вступление к балету «Лебединое озеро» П.Чайковский
Танец медвежат. Ю.Виноградов
Колыбельная. Н. Жиганов
Полька. И. Якубов
Танец клоуна. Ю.Виноградов
Старинная французская песня. П.Чайковский
Тафтиляу (тнп.) обр. Л.Батыркаевой
Романс из сонатины А.Диабелли
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» Л.Бетховен
Домик-крошечка. А Гурилев
Учитель и ученик. Й.Гайдн
Песни из мульфильмов на выбор.
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений, из них 2-3 пьесы в порядке ознакомления. Гаммы: мажорные диезные (5 знаков), бемольные до 3-х знаков, минорные до 4-х знаков (гармонические и мелодические) в прямом движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио. Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список:
Этюды на выбор: К.Черни, Л.Шитте, А.Лешгорн, А.Гедике.
Болезнь куклы. П.Чайковский
Итальянская песенка. П.Чайковский
Адажио (фрагмент). Т.Альбинони
С днем рождения. М. и П. Хиллс
Симфония № 40 часть1 (фрагмент). В. Моцарт
Маленькая ночная серенада. В.Моцарт
Марш из оперы «Аида» Дж.Верди
Дуэт Мари и принца из балета «Щелкунчик» П.Чайковский
Вальс из к/ф «Доктор Живаго» М.Жарр
Свадебный марш. Ф.Мендельсон
Гусиные крылья. обр. Л.Б.Булгари
Туган тел (тнп.) обр. Л.Батыркаевой
Игра с котенком. Ю.Богословский
Ария Дон-Жуана. В.Моцарт
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений. Гаммы: мажорные (5 диезов), минорные (4 знака) в прямом движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио, хроматические гаммы от разных звуков двумя руками. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список:
Этюды на выбор: Л.Шитте, К.Черни, А.Лешгорн, Бургмюлллер.
Вариации Ф. Кулау
Сонатина До мажор. Ф.Кулау
Соната № 17 «Буря» (фрагмент). Л.Бетховен
Прелюдия Аве-Мария. И.С.Бах – Ш.Гуно
Неаполитанская песенка. П.Чайковский
Сладкая грёза. П.Чайковский
Смелый наездник. Р.Шуман
Солдатский марш. Р.Шуман
Веселые колокольчики. Ж.Пьермонт
Апипа (тнп.) обр. Ю.Виноградова
Грустная песня. В.Калинников
Вальс «Летучая мышь». И.Штраус
Ария Тореадора из оперы «Кармен» (фрагмент). Дж.Бизе
Шерлок Холмс музыка из к/ф. В. Дашкевич
Котенок на клавишах. З.Конфри
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений. Гаммы: мажорные (7 знаков), бемольные (5 знаков) в прямом и расходящемся движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио с обращениями, хроматические гаммы. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Аккомпанемент.
Примерный репертуарный список:
Этюды К.Черни, А.Лешгорна и других
Двухголосные инвенции. И.С.Бах
Маленькая фантазия. Ф.Э.Бах
Легкая соната. Л.Бетховен
Сонатина (рондо). Ф. Шпиндлер
Соната для юношества. Р.Шуман
К Элизе. Л.Бетховен
Дед Мороз. Р.Шуман
Сицилийская песенка. П.Чайклвский
Вальс («Детский альбом»). П.Чайковский
Прощание с роялем. Л.Бетховен
Дед Мороз и мишка танцуют русский танец. Р.Яхин
Лето «Картинки природы». Р.Яхин
Песня о далекой родине. М.Таривердиев
Люби меня нежно. Э.Пресли
Вальс «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога
По ягоды. Ф.Музафаров
Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» А. Петров
Любовь-волшебная страна. А.Петров
Под лаской плюшевого пледа. А.Петров
АНСАМБЛИ: Серенада Ф.Шуберт, Шутка И.С.Бах, Родина моя- Татарстан А.Ключерёв, Школьный вальс С.Сайдашев
Учащийся в течение учебного года готовит экзаменационную программу, в которую входит:
1. Этюд или пьеса технического характера
2. Полифоническое произведение
3. Произведение крупной формы
4. Пьеса татарского композитора
5. По желанию. Произведение на синтезаторе
Помимо изучения экзаменационной программы учащийся продолжает работать над техникой, беглостью пальцев, закрепляет пройденные в предыдущих классах гаммы, упражнения. Чтение с листа, аккомпанемент песен, романсов по желанию ученика (фортепиано или синтезатор).
Примерный репертуарный список:
Этюды К. Черни, А. Лешгорн, А.Лемуан
Двухголосные инвенции. И.С.Бах
Маленькие прелюдии и фуги. И.С.Бах
Прелюдия № 1 ХТК И.С.Бах
Прелюдия № 1. Ф.Шопен
Рондо в турецком стиле. В.Моцарт
Соната № 14 часть1. Л.Бетховен
Соната часть1. Д.Бортнянский
Вариации «Вдоль по улице» А.Дебюк
Сонаты. Й.Гайдна, В. Моцарта, Л.Бетховена
Итальянская полька. С.Рахманинов
Фантазия ре минор. В.Моцарт
В пещере горного короля. Э.Григ
Бабочки на снегу. Р.Паулс
Артист эстрады. С Джоплин
Шурале. А. Ключарев
Детская пьеса. Б Барток
Санта — Лючия. Итальянская народная песня
Осенняя песнь. П.Чайковский
Лирическая тат. нар. песня «Моя Зайнаб»
Марш Советской Армии. С.Сайдашев
Вальс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Г.Свиридов
Танец девушек. А.Хачатурян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачей разработки является расширение репертуарного списка ансамблевой литературы с учетом современных тенденций в педагогике, насыщению его сочинениями современных авторов с целью работы над совреме.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (срок реализации 3 года).
Переложение нотного текста для различных инструментов. Запись фонограмм любой сложности.
Примерный план построения хореографического занятия.Репертуарный список музыкальных произведений, исполняемых концертмейстером, в соответствии с рабочими программами.
Репертуарный список музыкальных произведений фольклорного коллектива «Звоночки» в сопровождении народных инструментов.
Источник
Методическое сообщение «Методика подбора репертуара для развития музыкальности учащихся ДШИ и ДМШ в классе фортепиано»
В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики
Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение «Методика подбора репертуара для развития музыкальности учащихся ДШИ и ДМШ в классе фортепиано»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Красноуфимская районная детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
«Методика подбора репертуара для развития музыкальности учащихся ДШИ в классе фортепиано».
Преподаватель: Двойнишникова Г.Н.
В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.
Учебный процесс детской музыкальной школы должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их общемузыкального кругозора.
Задача педагога ДШИ состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало, и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.
В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический приём, а музыкальное сознание (слух) ученика. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал, своего рода пищу для самостоятельной работы обучающегося. От педагога зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться общемузыкальное воспитание ученика.
Одна из важных особенностей музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.
Основа работы в школах искусств – индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею; воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков ученика, — и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.
Индивидуальное обучение и воспитание учащихся в ДШИ осуществляется на основе индивидуального плана учащегося( с учётом его возможностей) на каждое полугодие, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе. При составлении индивидуальной программы учитывается принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие для него, которые могут быть быстро разучены.
В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Составление «индивидуальных планов» учащихся принадлежит к числу ответственнейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать свои знания в области фортепианной литературы, но и научиться разбираться в трудностях фортепианных произведений для того или иного уровня продвинутости.
Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.
Наиболее конкретная и легко поддающаяся фиксации часть индивидуального плана — это выбор репертуара.
Репертуар– важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала, учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. А серый репертуар, не соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой.Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию.
Пусть играет, если это созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему. Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора ребенку нужно.
Широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности — вот главные задачи педагога — музыканта при выборе репертуара.
Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени.
Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый — установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом.
Здесь определяются следующие моменты:
-обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;
-насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приёмам;
-какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты).
Второй аспект — педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения — период длительных занятий.
Приступая к подбору репертуара, педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение.
Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:
1.Воспитание исполнительски-творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музыкального мышления «вообще», а об определенных конкретных сторонах этого мышления.
2.Воспитание фортепианного мастерства учащегося.
При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.
Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»:
1.Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).
2.Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
3.Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).
4.Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.
5.Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.
6.Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.
Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.
Основным критерием при выборе музыкального материала для учащихся должно быть его идейно-эмоциональное содержание, оказывающее глубокое влияние на формирование музыканта. Молодое поколение, считает М. Фейгин, надо воспитывать на основе образной, реалистической, высокохудожественной музыки, что не исключает использование в ограниченной мере “инструктивного” материала. Классический репертуар, проверенный многолетним коллективным опытом, при всей его высокой ценности недостаточен для воспитания музыкантов нового поколения. Педагоги обязаны изучать, отбирать и включать в репертуар учащихся лучшее из созданного и вновь создаваемого советскими, российскими и зарубежными композиторами. Это в равной мере относится и к музыке, написанной специально для детей и юношества, и к наиболее доступной части музыки для взрослых, включаемой в репертуар учащихся.
Программа каждого ученика — музыкальная пища растущего организма — должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые и требующие больших усилий произведения. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения, расширяющие его музыкальный кругозор, воспитывающие его вкус, помогающие ему всесторонне развивать владение инструментом.
О значении подбора репертуара учащимся А.Б. Гольденвейзер пишет следующее: “Какую литературу давать детям? Надо давать хорошую музыку. Есть целый ряд произведений в детской классической литературе, вроде сонатин Клементи, легких произведений Баха и т.п., есть немало хороших произведений более поздних композиторов, есть много ценного у русских, советских авторов, которые создали большую детскую литературу, — достаточно указать на Чайковского, Майкапара, Гедике и многих других. Если исполнитель очень склонен к классической музыке, надо давать ему современный репертуар, если он склонен к современному репертуару, ему надо давать классическую музыку”.
Среди педагогов встречаются сторонники “классического” воспитания детей, которые рассуждают: “Зачем ученикам современная музыка, если есть Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Чайковский”. Репертуар ученика должен быть стилистически разнообразным. Искусственное отгораживание от сложившихся творческих школ ни к чему хорошему не приведет. Любой репертуарный комплекс без современной музыки будет обедненным и неполноценным. Репертуарный комплекс должен охватывать произведения различных стилей, жанров и периодов — от старинной до современной музыки.
Л.Баренбойм в своих трудах утверждал, что: “Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но не обгоняя и не опережая её.”
По мнению многих педагогов, умело составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта.
Главными критериями выбора репертуара являются:
— художественная ценность произведения, где основные составляющие этого понятия — глубина содержания и совершенство музыкальной формы;
— доступность, трактуемая как динамично развивающееся понятие, отражающее исполнительский уровень конкретного учащегося.
Важность правильного выбора при обучении игре на фортепиано признаётся всеми педагогами. О требованиях к его подбору написаны многочисленные пособия, методические разработки и теоретические труды.
Специалистами считается, что “репертуар для начального обучения должен отвечать “логике усвоения ребенком материала”, что должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика, что музыка, “строго и сурово” отобранная для обучения, должна быть “пусть самой простой, но талантливой”. При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Наряду с традиционными программными требованиями составления репертуара, педагогически целесообразно включать в репертуар и произведения, способствующие сохранению мотивации музицирования учащихся, даже если они выходят за границы программных требований.Традиционные требования составления репертуара ориентированы лишь на высокохудожественные, классические образцы музыкальных произведений, что часто оказывается за пределами зоны музыкальных интересов учащихся. Вместе с тем, ряд авторов, такие как И.Пуриц, С.Мильтонян, В.П.Анисимов указывают на такие аспекты сохранения мотивации музицирования, как:
-доступность, как по содержанию, так и по средствам выразительности;
-игра в ансамбле, коллективные занятия;
-общение с учеником на самые различные темы, с целью выявления круга личностных интересов учащихся;
-обеспечение безусловной субъективной успешности работы учащихся.
Таким образом, целенаправленная деятельность педагога по составлению личностно-ориентированного репертуара, позволяет обеспечить сохранность мотивации музицирования у учащихся ДШИ.
И напротив, подбор репертуара с ориентацией лишь на программные требования по составлению репертуара, может приводить к разрушению мотивационного аспекта музыкальной деятельности учащихся.
Обучение детей музыке — сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика-пианиста.
Отношение обучающегося к музыке — мотив для занятий ею сегодня, но многие педагоги скорее ориентируются в своей работе на освоение инструмента, чем на освоение языка музыки. Такая позиция является основной причиной того широко распространенного явления, что подавляющее число выпускников музыкальных школ так и не приобщились к музыке за время обучения.
Направления работы педагога в решении этой проблемы.
Это определение музыкальных познаний, пристрастий ученика, как отправной точки для его дальнейшего индивидуального развития.
Целенаправленная работа педагога с учеником над освоением музыкального языка – образного содержания и структурного строения произведений, направлений, стилей, жанров, различных форм и т.д. Мотивация занятий музыкой будет возрастать естественным путем по мере освоения музыкального языка. С расширением круга музыкальных интересов, формированием вкуса ученика, музыка становится частью его внутренней, духовой жизни; он уже не только занимается на инструменте, но и слушает музыкальные записи, посещает концерты.
Нормальным можно считать положение, при котором уровень освоения музыкального языка,а следовательно, и уровень музыкального мышления несколько опережает инструментальное, техническое развитие учащегося. Мотивация занятий носит духовный характер и способствует оптимальному развитию всех процессов становления юного музыканта.
Основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой:
а) освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса;
б) доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар;
в) слушание музыки в концертах, записях, игра педагога;
г) выступления на концертах, перед классом, родителями;
д) игра в ансамбле, коллективные занятия.
Контакт ученика и педагога:
а) заинтересованность и благожелательность педагога;
б) уважение к ученику, желание понять и изучить его личность;
в) общение с учеником на самые различные темы;
г) внеклассная работа.
Психологические аспекты мотивации:
а) работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней,
б) поощрение и помощь ученику в проявлениях инициативы, творческого самовыражения;
в)использование педагогом факторов, стимулирующих занятия: самолюбия, конкурентности, участия в конкурсах. Стимулирование младших учеников игрой продвинутых старших.
г) поощрение ученика.
Работа с родителями:
а) родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребенка. Поэтому его присутствие на уроках необходимо;
б) заинтересованность родителей занятиями ребенка – это благожелательная домашняя атмосфера, повышающая интерес ученика к занятиям, поднимающая их престижность.
Любовь к своему инструменту.
Любой способ, позволяющий стимулировать занятия музыкой, будет способствовать успешному развитию ученика, так как создающиеся благоприятные психологические предпосылки не замедлят сказаться на качестве работы.
Факторы, отрицательно влияющие на мотивацию занятий музыкой:
а)авторитарные методы преподавания не способствуют развитию личностных качеств ученика, лишают ученика возможности само выразиться, проявить творческую инициативу;
б) равнодушие. Возникающая у ученика антипатия к педагогу может легко перерасти в аналогичное чувство к музыке, инструменту.
в) форсированное обучение. Обычно является следствием амбиций педагога, его желанием показать себя. Не справляющийся с объемом и сложностью заданий теряет уверенность в себе.
г) формальное отношение педагога к программным требованиям ДШИ.
Тот факт, что занятия музыкой – дело чрезвычайно серьезное, сложное, но одновременно и очень интересное, ученик должен понять как можно раньше. Важно также, чтобы в сознании его укрепилось мнение о престижности занятий музыкой, что не так просто сделать при сегодняшнем отношении к культуре в нашем обществе. Профессионализм педагога, участие родителей, создание художественной атмосферы в классе, а также посещение концертов, просмотры музыкальных передач по телевидению, прослушивание записей – все это должно способствовать формированию заинтересованного отношения учащихся к музыке, осознанию её как значительного явления в духовной жизни людей. При таком подходе музыка может стать неотъемлемой частью жизни ученика.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. –М.: Музыка, 1971
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –Л., 1969.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. –Л., 1973.
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М., 1972.
Милич Б. Воспитание ученика- пианиста.- М.: КИФАРА, 2002.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., 1958.
Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –М.: Музыка 1975.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.–М.: Просвещение,1984
Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности.- Ярославль, 1991.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.- М., 1986.
Щапов А.П. Фортепианная педагогика. –М.: Советская Россия, 1960.
Источник