Джими Хендрикс и его гитары
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) является легендарным гитаристом-виртуозом 20 века. Родился он в штате Вашингтон в городе Сиэтл 27 ноября 1942 года.
Благодаря этому человеку гитарное мастерство было возведено в ранг высочайшего искусства. Овладевать гитарой Джими начал достаточно рано, причем обучался он самостоятельно. Будучи школьником Хендрикс играл с местными R&B группами. Высшего образования у него не было, вместо этого он служил в армии, неся парашютно-десантную службу. Там гитарист познакомился с басистом Билли Кокс. Вместе они основали группу King Kasuals. В 1962 году в июле Хендрикс был демобилизован из-за травмы в правой лодыжке.
На этом этапе музыка стала главным смыслом жизни. Он начал сопровождать различные популярные на тот момент группы в качестве концертного гитариста. В связи с этим было приобретено немалое количество опыта, который пригодился во время сольной карьеры. Джими Хендрикс в 1965 основался в Нью-Йорке. Там он создал группу под названием Rainflowers (позже ее переименовали в Jimmy James and the Blue Flames). Позже он познакомился с бас-гитаристом Чэс Чендлером. Он повлиял на то, чтобы Джими уехал жить в Лондон и начал собственную сольную карьеру. Бас-гитарист нашел ему музыкантов, так образовалась группа The Jimi Hendrix Experience. Уже с первыми выступлениями группа приобрела большую популярность.
The Jimi Hendrix Experience
Стилем группы был блюз-рок, но благодаря многочисленным экспериментам Джимми Хендрикса стиль трансформировался в хард-рок с элементами психоделик-рок. Но больше всего поклонники восхищались виртуозной игре гитариста, поскольку он творил немыслимые вещи. Огромное мастерство Джими было доказано в его первом альбоме ‘Are You Experienced’. Этот альбом стал поистине хитом.
Во время гастролей с музыкантом нередко случались неприятные истории (он оказывался в больнице с ожогами рук после поджога гитары, попадал в тюрьму из-за погромов). Этому содействовало злоупотребление наркотиками и алкоголем. После гастролей по Европе группа поехала в США, где был записан самый великий рок-альбом всех времен ‘Electric Ladyland’. В альбоме все песни отличаются жанром, там присутствует блюз, эпическая баллада, рок-н-ролл, психоделик, хард-рок.
Из-за конфронтации со звукозаписывающими студиями Джими создает свою студию. Спустя некоторое время группа распадается. Так как музыкант мечтал принять участие в фестивале на Вудстоке, он образовал новую группу ‘Gypsy Sun and Rainbows’. Их существование длилось недолго, вместо этой команды появилось трио ‘Band of Gypsys’.
Band of Gypsys
Последнее выступление гитариста было в 1970 году 6 сентября на немецком фестивале. Выступление не было удачным, поскольку он играл новые песни, а не старые. Через 12 дней Джими нашли мертвым в лондонском отеле. Похоронен виртуоз был в штате Вашингтон. Хоть его жизнь и была непродолжительной, он сделал очень многое для развития музыки в 20 веке. Его творческое наследие является бесценным. Записи постоянно переиздаются, количество тиражей не поддается подсчетам. Хендрикс был не только талантливым музыкантом, но и настоящим шоуменом. Своими зрелищами он каждый раз поражал своих фанатов – Джими разбивал гитары, топтал их, поджигал.
Гитары Джими Хендрикса
Самой любимой гитарой данного виртуоза, на которой он играл на многих концертах, является Fender Stratocaster Sunburst.
Также музыкантом использовались гитары Gibson SG и Gibson Flying V (для медленных блюзов), как на концертах, так и во время записи альбомов.
Джимми Хендрикс с гитарой Gibson SG
Но для студии в основном он брал гитару Stratocaster белого цвета с палисандровой накладкой.
Иногда виртуоз играл на Gibson Les Paul Custom Black Beuty. А вот первыми гитарами Джимми Хендрикса были Silvertone U1, Silvertone Shorthorn, Epiphone, Martin D-45.
Источник
Jimi hendrix его гитара
Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.
Гений Хендрикса проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.
Час Чандлер крайний справа
Удивительно, но факт – звездная карьера Хендрикса была удивительно скоротечна, лишь в середине 60-х годов удивительный парень, играющий как никто самобытно в составе более именитых звезд, был замечен Часом Чандлером, известным по работе в группе The Animals, который и стал первым продюсером Джими. Собственно, сценическое имя Jimi Hendrix придумал тоже он. До этого на протяжении нескольких лет Хендрикс был известен как Джимми Джеймс, и, хотя и был весьма востребованным гитаристом и участвовал во многих звездных составах, звездой в полной мере не являлся. Благодаря Часу в 1967 году в свет выходит первый альбом группы «The Jimi Hendrix Experience» под названием «Are You Experienced?» , а уже в 1970 году Джими покинул этот мир, став третьим участником печально известного клуба 27. Однако за столь короткий период времени он успел совершить настоящий переворот в гитарной музыке, стать настоящей иконой при жизни, вкусить обожание и, порою, негодование слушателей, оставить потомкам обширное музыкальное наследие. И что немаловажно, фактически в одиночку спасти легендарный Fender Stratocaster от погружения в пучину забвения, более того, сделав эту гитару абсолютно культовой.
Удивительно, но факт, что в середине 60-х годов Stratocaster фактически полностью проиграл в популярности таким моделям как Gibson Les Paul, Gibson SG и даже Fender Jaguar, но благодаря самому Джими, а также его многочисленным звездным последователям, также выбравшим Stratocaster, не только отыграл упущенные позиции, но и стал поистине легендарным.
Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.
Первая электрогитара Джими называлась Supro Ozark и была куплена и подарена ему отцом в 1959 году, затем был Silvertone Danelectro, красного цвета, которая получила прозвище «Бэтти Джин». Эта гитара была обменена на Epiphone Wilshire — инструмент с двумя звукоснимателями и корпусом и грифом из красного дерева. Если же говорить о Fender, с которым навсегда связано имя Хендрикса, то первая гитара этого бренда появилась у Джими в 1964 году, это был Fender Duo-Sonic 59’ или 60’ года выпуска, затем последовал Jazzmaster и лишь летом 1966 года в Нью-Йорке он приобрел свой первый Stratocaster.
Вообще, говоря о гитарах Хендрикса, следует понимать, что в отличие от многих других музыкантов, которые возводили и возводят свои инструменты в ранг магического артефакта, Джими всегда относился к ним исключительно как к инструменту для воплощения музыкальных идей. Уже став культовым музыкантом и выбрав для себя Stratocaster в качестве наиболее удобного инструмента, он часто играл в турах на первом попавшемся серийном Fender Stratocaster, который после концерта иногда превращался в дрова. Несколько гитар Хендрикс сжег прямо на сцене как элемент шоу, самое известное поджигание состоялось на фестивале в Монтерее в 1967 году, причем по легенде музыкант собирался сжечь черный Stratocaster, на котором играл концерт, но в последний момент подменил его на более дешевую модель. Оригинальный же инструмент с того концерта в 2012 году был продан с аукциона как «помилованная гитара Хендрикса» почти за 240 тысяч фунтов. (Хотя в 2007 году один сожженный, весьма обгоревший страт, был продан еще дороже). Часто в его руках можно было видеть также гитару расцветки Sunburst. Известно, что Джими предпочитал стратокастеры с кленовым грифом и кленовой накладкой, однако в студии часто пользовался гитарой с палисандровой накладкой и грифом из махагони. Также, помимо Fender Stratocaster его иногда можно было увидеть и с Fender Jaguar ,и с Gibson Flying V, Gibson SG и некоторыми другими гитарами, которые он время от времени использовал для исполнения отдельных композиций.
Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона
Существует, однако, один черный Fender Stratocaster, на котором Хендрикс играл относительно часто, так что этот инструмент можно смело назвать одним из его любимых. Это стратокастер 1968 года выпуска, форма потертостей лака на этой гитаре известна всем фанатам музыканта по всему миру.
Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.
За всю историю Fender было предпринято несколько попыток создать серийную подписную модель Хендрикса. Можно вспомнить хотя бы Voodoo Strat, выпускаемый в 1998-1999 годах, или Hendrix Tribute Stratocaster (1997-2000). И вот в 2015 году Fender представляет новый инструмент, призванный до мельчайших нюансов воспроизвести знаменитые гитары Джими, при этом сделав так, чтобы эти нюансы и ощущения были доступны для праворуких гитаристов. И имя этому инструменту — The Jimi Hendrix Stratocaster.
Новая гитара хотя и является правосторонней, имеет развернутую и увеличенную голову грифа, на которой красуется подпись Хендрикса, что позволяет получить именно то соотношение длины струн, которое было у него, а также развернутое расположение звукоснимателей, что, как уже было написано выше, сильно влияет на звук, приближая его к оригинальному. Звукосниматели установлены те же самые, что и на самых знаменитых моделях музыканта, а именно — American Vintage‘ 65. Корпус так же как у Voodoo-Strat выполнен из ольхи, гриф изготавливается из клена с кленовой же накладкой. При этом эти гитары все же не являются копиями вуду-страта и знаменитого черного стратокастера. Это скорее, собирательный образ любимых гитар Джими. Во-первых, все ручки и переключатели здесь расположены все же снизу, как на более традиционных моделях, но если The Jimi Hendrix Stratocaster для вас не первая гитара – такое традиционное расположение будет только преимуществом в силу привычки. Кроме того, изменено расположение гнезда анкера, теперь оно находится более традиционно на голове грифа, что хоть и является вновь отступлением от истины, но все же значительно упрощает музыкантам жизнь, так что такое отступление тоже можно лишь приветствовать. На пятке грифа красуется выгравированная фотография артиста и надпись «Authentic Hendrix». Выпускаться The Jimi Hendrix Stratocaster будет на заводе Fender в Мексике, что, как мы надеемся, положительно скажется на стоимости инструмента в наше непростое время.
Источник
9 неожиданных гитар, на которых играл Джими Хендрикс
Неужели он действительно изменял своим стратам?
Один из самых знаменитых музыкантов ХХ столетия, Джими Хендрикс, у многих ассоциируется с гитарами Fender Stratocaster. Но музыкант пользовался и многими другими гитарными брендами и моделями. Сегодня расскажем вам о некоторых из них.
Среди гитар торговой марки Fender Джими использовал также разные модели Jaguar. Однако, считается, что гитаристу принадлежал всего лишь один-единственный Jaguar — тот, который подарил ему гитарист The Rolling Stones Брайан Джонс в 1967 году. После смерти Джими эта гитара досталась его гастрольному менеджеру Таппи Райту и была продана на аукционе примерно за $ 125 000 пару лет назад.
Прежде чем облюбовать себе стратокастер, Хендрикс часто играл на Fender Jazzmaster, что в то время было довольно необычным для блюзового артиста. У музыканта тогда имелось несколько этих гитар. Одним из наиболее известных является его Fender Jazzmaster 1968 года выпуска с серийным номером L84620. Этот инструмент достался ему от О’Келли, одного из основателей семейной группы The Isley Brothers.
Эта менее известная модель Fender выпускалась между 1956 и 1969 годами. По аналогии со стандартной формой Strat-а с двойным вырезом, в ней использовались два сингла с отдельными переключателями включения и выключения. Длина мензуры составляла 22,5 » или 24″, в зависимости от версии. Фактически, первым фендером Джими был Duo-Sonic в отделке sunburst, приобретенный еще в 1964 году. Он использовал эту гитару во время работы с The Isley Brothers. Этот конкретный Duo-Sonic был украден вскоре после того, как он у него появился.
Второй Duo-Sonic Хендриксу подарил Кертис Найт в 1965 году. История гласит, что Джими обменял этот инструмент на свой первый страт.
Danelectro Shorthorn 3012 (Betty Jean)
В ранние годы Хендрикс играл на Danelectro Shorthorn. Его еще называли «Betty Jean». В свое время велись дискуссии, была ли это модель U-1 или 3012. Но благодаря цвету было подтверждено, что это все-таки 3012, выпущенная либо в 1958, либо в 1959 году. Говорят, что это была вторая электрогитара музыканта.
Supro Ozark 1560s
Но его первой электрогитарой был Supro Ozark 1560s. Компания Valco, выпускающая этот инструмент, работала между 1940 и 1968 годами. Гитары торговой марки высоко ценятся среди коллекционеров, а также воссоздаются различными энтузиастами вот уже на протяжении многих лет. Отец Джими купил эту гитару в Сиэтле в 1959 году за $ 89. Если учесть инфляцию, в 2019 году она стоила бы около $ 770 долларов. Это была белая гитара с одним бриджевым звукоснимателем.
На этом инструменте Хендрикс играл в группе The Rocking Kings, но он был украден в 1960 году в The Birdland Club. Информации о дальнейшем местонахождении гитары нет.
Gibson Flying V
Среди инструментов Хендрикса было и несколько моделей компании Gibson. Фактически, одной из его самых известных гитар была расписанная вручную Flying V 1967 года. Предполагается, что Джими купил ее в 1967 году в США во время своего пребывания в Нью-Йорке.
Gibson SG была довольно полезной гитарой для левшей в те времена, поскольку доступ к более высоким ладам был проще, даже если инструмент перевернуть. В арсенале Хендрикса имелась белая SG Custom Shop 1967 года выпуска. Это была правосторонняя гитара с тремя хамбакерами. Сейчас она принадлежит Hard Rock Caffe International. Считается, что Джими использовал эту SG для записи «Red House».
Был также красный левосторонний Gibson SG Custom, который музыкант использовал только для одного шоу в январе 1970 года в нью-йоркском клубе Унгано.
Gibson Les Paul
Сегодня имеется информация о трех Gibson Les Paul, на которых играл Хендрикс. Самым известным является черный Custom 56-го года с серийным номером 611854, который появился у музыканта в 1968 году. Так же, как и SG, эта гитара сейчас принадлежат Hard Rock Cafe International. Второй инструмент — это Les Paul Junior. С ним Джими видели дважды — в 1968 году в Цюрихе и во время записи «South Saturn Delta».
Был также Custom Les Paul Jimi 1955 года, приобретенный в 1963 году. В настоящее время этот инструмент принадлежит сиэтловскому Музею Поп-Культуры.
Acoustic/Bartell Black Widow
В течение многих лет велись споры о том, была ли это Acoustic Black Widow или Bartell Black Widow. Гитара имела 22 лада и полый корпус. По словам продюсера Харви Герста, изначально это была его гитара, но он поменялся с Хендриксом на один из его стратокастеров.
Источник