Johann sebastian bach для фортепиано

Бах Иоганн Себастьян

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах — 28 июля 1750, Лейпциг] немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Ноты для фортепиано Бах Иоганн Себастьян

Биография

Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

Род, семья, детские и отроческие годы

Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (1695, мать умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе. В 1700-03 учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для органа и клавира.

Годы странствий (1703-08)
После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры — «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).

Читайте также:  Как настроить все струны гитары

Веймарский период (1708-17)
Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, например, протестантский хорал, он доводил их до высочайшего совершенства.
Токката и фуга ре минор для органа
В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил (см. Бах, семья немецких музыкантов из Тюрингии).

Служба в Кетене (1717-23)
В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

Бранденбургские концерты
Хорошо темперированный клавир. Часть 1. Прелюдия
Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.
В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).
В Лейпциге (1723-50)
Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Читайте также:  Как нарисовать музыкальный инструмент нот

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

В последние годы
Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.
Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Памятник перед Томаскирхе
Бах — крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.
Среди продолжателей исканий Баха — его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше — Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).

Источник

Сицилиана (облегчённое переложение)

Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).

Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.

Бах скончался, не получив как композитор признания современников.

Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.

Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.

Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.

Источник

Бурре си минор

Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).

Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.

Бах скончался, не получив как композитор признания современников.

Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.

Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.

Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.

Источник

🟠Три прелюдии Баха, из которых вам станет ясно, что музыка — это магия

Век живи — век учись убеждайся снова и снова, что Бах точно дан людям свыше. Иначе как можно объяснить эффект его музыки, которая так красива, так умна, так возвышенна и так совершенно сделана, что её автора невозможно представить себе толстым многодетным и абсолютно прагматичным саксонским бюргером. А ведь таким он и был, если смотреть со стороны.

Удивительно то, как Бах создаёт космические по глубине вещи посредством элементарных приёмов. Причём повторить эти приёмы с таким же результатом ещё никому не удавалось. Остаётся принять версию, что это магия гения.

Вот три самые известные прелюдии Баха с таким эффектом.

1. Прелюдия до минор, BWV 999

Эти странные буквы и магические девятки — всего-навсего аббревиатура каталога ( V erzeichnis) сочинений ( W erke) Баха ( B ach), в котором эта прелюдия значится под таким порядковым номером.

Бах написал эту прелюдию для лютни или лютневого клавесина. Но это выяснилось не сразу, и первые издания 19 века представляли её как клавирную пьесу. С тех пор пошла традиция исполнять её на фортепиано. Гитаристы и лютнисты-аутентисты подключились позже, но теперь количественное преимущество на их стороне.

Играют эту прелюдию по-разному: быстро и очень быстро, неторопливо и совсем медленно, тихо и громко, отчётливо и плавно. Как правильно — никто не знает, Бах не оставил никаких указаний на этот счёт. Но если не увлекаться скоростью, то эта музыка откроет свою философскую глубину.

Здесь нет мелодии, но с помощью магии повторяющихся ритмов и гармонических смен Бах за две минуты разворачивает перед нами ленту человеческой жизни.

Марион Хофнер , арфа.

Блуждающими ритмическими токами баховской прелюдии вдохновились музыканты группы Elbtonal Percussion. Их впечатляющая версия на грани шаманского ритуала, но Баху совершенно не противоречит.

Источник

Знаменитое Бурре: от Баха до Джетро Талл и Пола Маккартни

Бурре (фр. bourrée, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — это балетный термин, который означает особые танцевальные шаги. Но бурре — это и старинный французский народный танец, который возник в XV—XVI веках, а в XVII веке, с появлением в стране моды на всё «французское», бурре заинтересовались в высших кругах общества, и оно превратилось в один из самых популярных европейских придворных танцев с характерным размером, энергичным темпом и чётким ритмом. А со временем бурре стало частью такого музыкального жанра как инструментальная сюита.

Сюита (последовательность, ряд, вереница) состоит из набора танцевальных пьес различного характера: друг друга сменяют танцы медленные и быстрые, торжественные и весёлые, изящные и стремительные. При этом здесь, как и при дворе, свой строгий порядок: есть главные особы и те, кто их сопровождает. Так, основных танца в сюите четыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. В XVII веке в сюиту стали включать более современные танцы — гавот, менуэт и бурре. Они заняли строго определённое место — между сарабандой и жигой — и выполняли роль некоего интермеццо, перехода от одной части к другой. Все пьесы в сюите объединяет одна тональность, они перекликаются интонациями и контрастируют, оттеняя таким образом друг друга.

Форму сюиты очень любил Иоганн Себастьян Бах, великий музыкальный архитектор, который, соединяя самые разные танцевальные жанры, создавал из них цельную богатую возвышенную музыку. Сюиты он сочинял для отдельных инструментов и инструментальных ансамблей.

Всего он написал шесть Французских и шесть Английских сюит и шесть партит. Почему они так называются, точно неизвестно. Английские якобы заказал некий англичанин. Французские — предположительно потому, что в них были французские танцы и манера французских клавесинистов. Эти сюиты самые несложные — скорее всего, Бах сочинял их для любителей помузицировать дома и начал экспериментировать, противопоставляя пьесы и образы разного эмоционального содержания. В Английских сюитах и партитах масштаб уже больше, а пьесы становятся более виртуозными и концертными.

Всемирно известное ныне Бурре ми минор Бах включил в Сюиту ми минор BWV 996, которая, судя по названию, предназначалась для лютни, но оригинальных нот не осталось, и есть предположения, что Бах исполнял её и на клавесине.

Однако сейчас Сюиту ми минор часто играют на струнных инструментах — гитаре, мандолине, а также на лютне и клавесине. Но популярнее всего Бурре ми минор — среди гитаристов.

После Великой Французской революции и наполеоновских войн бурре вышло из моды и было забыто, как всё французское. Но концу XIX века бурре стало возвращаться в академическую музыку романтического стиля. Камиль Сен-Санс включил бурре в «Овернскую рапсодию», которая по форме является сюитой, а Эммануэль Шабрие написал оркестровую пьесу «Фантастическое бурре».

Но в ХХ веке именно Бурре ми минор Иоганна Себастьяна Баха неожиданно получило новую жизнь и стало вдохновлять современных музыкантов.

По соседству с Йеном Андерсоном, флейтистом и лидером группы Jethro Tull, жил студент консерватории, который долго пытался разучить бурре Баха на гитаре. Йен уже развлекался на концертах импровизациями и искал другие интересные темы. Мелодия бурре надолго засела у него в голове. Он нашёл ноты, переложил их для флейты и сделал превосходную аранжировку в джазовом стиле: добавил синкопы, сместил акценты и в целом довольно далеко ушёл от основного мотива. Впервые эта игривая очаровательная импровизация была исполнена в 1969 году на альбоме Stand Up, а затем стала одной из кульминаций концертов Jethro Tull и визитной карточкой группы — во время импровизации Йен ещё и стоит на одной ноге, имитируя танцевальные па.

Сам Андерсон рассказывает, что легко относится к исполнению его музыки другими, поскольку и сам заимствовал темы:

«Обычно разрешаю — почему бы и нет. Я ведь и сам когда-то делал нечто подобное с записями классической музыки — заимствовал из них основную мелодическую линию или гармоническую последовательность, а все остальное радикально переаранжировывал на свой лад. Мне кажется, что если бы Иоганн Себастьян Бах дожил до наших дней, он не имел бы ничего против этого».

Интересовались Бурре и другие рок-музыканты — его играли Led Zeppelin на концертах, вставляя в свой Heartbreaker. Импровизировал на эту тему и Ингви Мальмстин. Джон Лорд сочинил собственное Бурре для своего альбома «Сарабанда».

Ну и известная и вместе с тем загадочная история — Пол Маккартни рассказывал, что именно Бурре ми минор Баха и его вариации вдохновили его на создание песен Blackbird и Jenny Wren. По словам Пола, ещё будучи совсем юнцами, они с Джорджем Харрисоном пытались выучить Бурре в качестве эффектной пьесы «для повыпендриваться». Пол уверяет, что адаптировал часть Бурре, изменив тональность на соль мажор, и использовал этот фрагмент в начале Blackbird и всю музыкальную идею — в гитарном аккомпанементе. На самом деле найти следы Бурре ми минор Баха в Blackbird и Jenny Wren сложно — хотя сами песни очень похожи. И обе прекрасны. Если на их создание Пола вдохновил Иоганн Себастьян Бах — ему тоже за это большое спасибо!

Ну, а сейчас версия Бурре на фортепиано. В оригинале это был всё же быстрый танец, но сейчас есть тенденция играть его помедленнее — чтобы лучше прочувствовать вкус эпохи:)

Спасибо, что дочитали! Если статья понравилась — ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен и в Яндекс Эфире , а также в Telegram , чтобы не пропустить новые публикации и новые красивые музыкальные видео!

Источник

Оцените статью