Jolana iris bass бас гитара

Jolana iris bass бас гитара

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

JOLANA Iris bass

Довольно занятный маломензурный басс, выпускавшийся на Крновском заводе концерна JOLANA с 1974 года совместно с шестиструнным братом Iris.
Форма инструмента недвусмысленно отсылает нас к FENDER Telecaster, а наличие эфы вызывает мысли о полуакустическом корпусе. Мысли, впрочем, неверные, поскольку чехи ограничились фальшэфой, неглубоко выбранной в ольховом корпусе, на дне которой приклеен коленкоровый лейбл с названием фирмы. Корпус покрашен в чёрно-красный бёрст, и выглядит довольно симпатично. Удачным решением является установка на нижнем ребре двух антабок: с одной стороны, гитара, прислонённая к стене, с гораздо меньшей вероятностью грохнется, с другой — появляется пространство для манёвров с достижением наиболее удобного баланса инструмента (данная схема использовалась впоследствии на модели Jantar). Верхняя антабка — классическая вывинчивающаяся отвёртка.
Некрашенный кленовый гриф, с накладкой из варёного бука, крепится к корпусу четырьмя винтами через прямоугольный металлический некплейт (к слову, ранние экземпляры отличаются от поздних чёрным грифом и трапецеидальным некплейтом). Гайка анкера выведена в пятку. На голове грифа установлен ретейнер-скоба. Колки — такие же, как ставились на большинство JOLANAвских бассов, достаточно надёжные и долговечные.
Бридж также стандартный, незакреплённый на корпусе, с возможностью регулировки высоты струн и точной подстройки мензуры. Струнодержатель-гребёнка достаточно грубого вида, закрыт довольно эстетичной крышкой-«пепельницей», перекочевавшей впоследствие на Galaxis bass.
Электроника представлена двумя рельсовыми синглами (знакомыми нам ещё по Basso IX), один из которых врезан прямо в корпус, а второй закреплён на толстом пикгарде из чёрного пластика с крашенным белой краской торцом. Резьба в алюминиевых ушках, сквозь которые проходят фиксирующие винты звукоснимателей, часто срывается и возникают проблемы с креплением датчиков. Схема гитары довольно занятна: тон, четырёхпозиционный селектор звукоснимателей и громкость, при этом первые три положения переключателя вполне прогнозируемы: нек, нек+бридж, бридж, а в четвёртом с бриджевого звукоснимателя срезаны все НЧ. (В силу того, что стопор в JOLANA’вских галетниках как правило сломан, о четвёртом положении знают не все 🙂 Между датчиками над струнами расположена металлическая крышка, призванная по замыслу разработчиков служить опорой для запястья — и с негодованием демонтируемая большинством бассистов.
Звук у Iris’а довольно своеобразный: в силу ли малой (774 мм) мензуры, типа звучков или иных конструктивных особенностей, но весь его рабочий диапазон расположен в среднечастотной полосе спектра. Низов — НЕТ. При этом басс довольно удобный (особенно для гитаристов 🙂 и в миксе читается хорошо.

Читайте также:  Кукушка ноты для фортепиано полностью

Данный экземпляр (серийный номер 21112), изготовленный ориентировочно в 1986 году и приехавший ко мне из Твери, был доведён до ума мастером Павлом ШУПИКОМ в 2010 году.

Источник

Jolana iris bass бас гитара

Как известно, чехи по части гитар достигли солидных успехов. Они выпускали как собственные модели, так и копии. А ещё предлагали «восточный», то есть «средний» путь. Это стилизации под известные модели гитар.

Для начала — немного истории.

Все знают, что самая первая солидбоди-электрогитара была изобретена Лео Фендером и называлась Broadcaster. Попытки электрифицировать акустические инструменты предпринимались и ранее, широкого развития не получив; высказывались идеи об отправлении в отставку корпуса в адаптеризированных инструментах. но собрал воедино всю идеологию, разработал концепцию и конструкцию, изготовил образец и наладил производство Фендер. Из-за бюрократическо-копирастской возни название пришлось сменить на Telecaster — гитара стала легендой. Ну, стоит заметить и прототип Esquire — тот же Телек с одним датчиком, это для особо привередливых.

Что же до баса, тут все благодарны Фендеру всецело. До бас-гитары были электроконтрабасы, но к ним было много нареканий. В основном два: большие размеры и сложность игры — контрабас инструмент безладовый.

А играть в НЧ области кому-то надо, всей группе надо много ездить по концертным площадкам. Что делать?

Идея, в общем-то, после изобретения Телекастера лежала на поверхности. Взяли корпус-доску, поставили гриф — разумеется, на приличествующую частотному диапазону мензуру; усилили конструкцию под натяжение контрабасовых струн, разработали массивные колки; самое главное — снабдили гриф ладами. Что повысило точность настройки и снизило требования к квалификации исполнителя. Струн, как и на контрабасу, было поставлено четыре, настройка была согласована с шестиструнной гитарой — на октаву ниже струн с 3 по 6. Поставили звукосниматель. Но вот незадача: контрабасовые струны — жильные, ток не проводят. Что делть? Металлические струны запускать в производство никто бы не решился: для прототипа с неясным будущим выпускать партию нового продукта? Фендер взял и намотал над датчиком на каждую струну слой проволоки — проблема решена. Всё! Инструмент был назван Precision Bass и был запущен в производство. Инструмент мгновенно завоевал популярность — его появление совпало с зарёй рок-н-ролла, с появлением кучи групп небольшого размера — трио/квартетов/квинтетов, в которых многое зависело от мобильности группы.

Итак, чехи посмотрели и решили: а не переизобрести ли нам Пресижн Бас? Ну и сделали это. Продукт дивного творчества лежит перед нами во всей своей красе. Будем копаться!

Увидел фото этой гитары первый раз в журнале Fuzz, в статье про Калинов Мост. Концертное фото, у басиста этот вот бас. Приглянулся он мне сразу — я Телекастер очень люблю, а тут вот — басуха такая. Позже попалось и другое фото. Персонаж в представлении не нуждается, а реакция у тех, кто не в танке, схожая: «Опа! С бас-гитарой! Не знал. «

Общая характеристика. Цельнокорпусная ладовая четырехструнная бас-гитара. Корпус формой достаточно точно повторяет Телекастер, на деке сверху — псевдо-эфа. Датчики — 2 сингла. Бридж — оригинальная версия ТОМа, темброблок — громкость, тембр, выбор датчиков. Гриф — приближенной к стандартной геометрии, головка практически целиком слизана с Пресижн басов/Телекастеров. Колки Иолановские басовые, закрыты крышками. Выпуск — завод в Крнове.

Корпус. Форма — Телекастер. По недавно проведенному исследованию энтузиастами sovietguitars.com, практически единственный в своём роде — «Телекастербас». Имеет в верхней деке декоративный резонатор в виде «эфы», что позволяет установить «анатомию»: пять узких досок склеены вместе, выфрезерован паз под «эфу». Далее весь «сэндвич» идёт на фрезеровку полостей темброблока и датчиков, оттуда — в покраску. Краска — красный берст, других не видел. Края «эфы» покрашены небрежно, да и после фрезы их не особо шлифовали — ай-яй-яй. Внутри «эфы» — кусок материи по форме, на котором нечётко напечатано лого — Jolana Krnov made in Czechoslovakia. Материя со временем вспучивалась и отставала — неприятно! Пикгард пластиковый, на нём крепится нековый датчик, по краю окрашен белой краской (которая не просыхала к моменту установки на гитару, затекала под пикгард, оставляя не видимые снаружи, но неприятные следы). Темброблок прикрыт металлической крышкой, содранной «в ноль» с Телекастера/Преса. Место для гнезда фрезеровано в боку корпуса. Корпус лёгок и удобен. Между датчиками была привинчена панель, наподобие той, что на Пресижне прикрывает датчик. Маньяками-перепильщиками часто устанавливается над бриджевым датчиком или выкидывается на фиг. зачем. Гады. Красиво ведь, и руку есть на что опереть при игре медиатором. Отвертку для ремня чехи поместили на антабку у грифа, а внизу корпуса — сюрприз. Две антабки для ремня. Ну, я так полагаю, это как для выбора места крепления ремня (иногда некоторые басисты прямо-таки под мышкой гитару держат, в классическом стиле), так и для твёрдой постановки гитары к стенке.

Гриф. Мог быть покрашен, мог быть отлакирован. На обоих попавшихся мне вариантах на корпусе в «эфе» была маркировка «Крнов». Геометрия хорошая, почти классическая, но в пятке он узок (малая трапецевидность). Башка слизана с Телекастер/Пресижн бас. Нулевой лад, как полагается. Ритейнер-«рамочка». Четыре хороших (да! если нормально играть и ухаживать за инструментом, проблем не будет!) колка под крышками, в отверстиях втулки. Тонкая накладка, инкрустирована точками. Как всегда, лады просто идеальны. Мой экземпляр весьма и весьма поигран, но лады не сточены вообще. Кто говорит про лады, до накладки сточенные — вы чем играете-то? И как? Крепится гриф через пластину на четыре самореза. Винт анкера в пятке грифа, анкер работает идеально.

Струнодержатель — чешская вариация ТОМа, оригинальный бридж и зацеп на трёх шурупах. Бридж не фиксирован. Зацеп прикрыт очень стильной «пепельницей», как на Фендерах — отлично выглядит. Для замены струн его необходимо легким движением руки снимать. Иногда при игре он может дребезжать об корпус — крепление нежесткое. Для устранения неприятности необходимо ставить его чуть-чуть не до конца или прижимать правой рукой — у кого какая техника.

Темброблок: громкость, тембр, выбор датчика с фиксированными фильтрами. Шляпки потенциометров стандартные пластиковые, выбор фильтров (типа варитон, но не как у нас, а аккуратненький и маленький) — «флажок». Стоит на пластине, как у Телекастера. Гнездо в боку корпуса, крепится через пластину.

Датчики. Два, типа сингл, в каждом по два магнита, между которыми стоит очень узкий магнитовод. Катушка небольшая, так что сильного выхлопа ждать не приходится. Бриджевый крепится на корпус двумя шурупами через пружины, нековый наклонён (как бриджевый на Телекастере), крепится на два винта через пружины к накладке. Металл пластины в основании датчика крайне мягок, потому резьба для винтов некового датчика стиралась. На моём экземпляре проблему решили так: загнули края пластины и поставили между ними гайку. Работает. Крышки звукоснимателей пластиковые, плохо держатся — думаю, как решать проблему.

В комплекте шло: гитара, паспорт, чехол, ремень, шнур. Сканы паспорта — приведены (с чешского сайта). Чехол — кожзам, неутеплённый, с двойной ручкой и карманом. Без ремня. Застёжка — четыре кнопки, постоянно вырывающиеся из хлипковатого кожзама — не всегда легко поддаются ремонту.
Ремень: жёлтый кожзам, с ворсистой подкладкой, широкий и удбный.
Шнур — не дожил. по сведениям, был чёрный, витой, с джеками.

Минусы. Нарекания к корпусу — рассохся один из клеевых швов. На фото видно. не опасно, но неприятно. Лакировка неплохая, но очень чувствительная к загрязнению и плохо чистится (ау, химики! что это за лак?). Металл тоже сильно пачкается. Крепление корпусов датчиков не очень. Датчики слабоваты.

Плюсы. Удобная гитара, очень стильная и красивая. Отличный гриф. Своеобразный звук: как и всегда в СССР, мясца не хватает. Народ утверждает, что можно играть и слэпом, что есть плюс. Колки на уровне. Отвёрточка на гитаре — не лишняя вещь.

В сумме — очень душевный инструмент. Народ, в принципе, его хвалит в основном за это. Что же до моих субъективных ощущений: инструмент удачный и очень удобный. Лежит в руках и на теле как влитой, пальчики по грифу летают. В общем, приятный во всех отношениях бас, тяжелячникам вряд ли подходит, остальные останутся довольны.

Источник

Jolana iris bass бас гитара

Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Jolana Iris Bass
чешский теле-бас
на 23.06.2009
Составитель: Басист Кайф
категория Статьи > Гитары басовые
9.8 — 8 голосов —

Как известно, чехи по части гитар достигли солидных успехов. Они выпускали как собственные модели, так и копии. А ещё предлагали «восточный», то есть «средний» путь. Это стилизации под известные модели гитар.

Для начала — немного истории.

Все знают, что самая первая солидбоди-электрогитара была изобретена Лео Фендером и называлась Broadcaster. Попытки электрифицировать акустические инструменты предпринимались и ранее, широкого развития не получив; высказывались идеи об отправлении в отставку корпуса в адаптеризированных инструментах. но собрал воедино всю идеологию, разработал концепцию и конструкцию, изготовил образец и наладил производство Фендер. Из-за бюрократическо-копирастской возни название пришлось сменить на Telecaster — гитара стала легендой. Ну, стоит заметить и прототип Esquire — тот же Телек с одним датчиком, это для особо привередливых.

Что же до баса, тут все благодарны Фендеру всецело. До бас-гитары были электроконтрабасы, но к ним было много нареканий. В основном два: большие размеры и сложность игры — контрабас инструмент безладовый.

А играть в НЧ области кому-то надо, всей группе надо много ездить по концертным площадкам. Что делать?

Идея, в общем-то, после изобретения Телекастера лежала на поверхности. Взяли корпус-доску, поставили гриф — разумеется, на приличествующую частотному диапазону мензуру; усилили конструкцию под натяжение контрабасовых струн, разработали массивные колки; самое главное — снабдили гриф ладами. Что повысило точность настройки и снизило требования к квалификации исполнителя. Струн, как и на контрабасу, было поставлено четыре, настройка была согласована с шестиструнной гитарой — на октаву ниже струн с 3 по 6. Поставили звукосниматель. Но вот незадача: контрабасовые струны — жильные, ток не проводят. Что делть? Металлические струны запускать в производство никто бы не решился: для прототипа с неясным будущим выпускать партию нового продукта? Фендер взял и намотал над датчиком на каждую струну слой проволоки — проблема решена. Всё! Инструмент был назван Precision Bass и был запущен в производство. Инструмент мгновенно завоевал популярность — его появление совпало с зарёй рок-н-ролла, с появлением кучи групп небольшого размера — трио/квартетов/квинтетов, в которых многое зависело от мобильности группы.

Итак, чехи посмотрели и решили: а не переизобрести ли нам Пресижн Бас? Ну и сделали это. Продукт дивного творчества лежит перед нами во всей своей красе. Будем копаться!

Увидел фото этой гитары первый раз в журнале Fuzz, в статье про Калинов Мост. Концертное фото, у басиста этот вот бас. Приглянулся он мне сразу — я Телекастер очень люблю, а тут вот — басуха такая. Позже попалось и другое фото. Персонаж в представлении не нуждается, а реакция у тех, кто не в танке, схожая: «Опа! С бас-гитарой! Не знал. «

Общая характеристика. Цельнокорпусная ладовая четырехструнная бас-гитара. Корпус формой достаточно точно повторяет Телекастер, на деке сверху — псевдо-эфа. Датчики — 2 сингла. Бридж — оригинальная версия ТОМа, темброблок — громкость, тембр, выбор датчиков. Гриф — приближенной к стандартной геометрии, головка практически целиком слизана с Пресижн басов/Телекастеров. Колки Иолановские басовые, закрыты крышками. Выпуск — завод в Крнове.

Корпус. Форма — Телекастер. По недавно проведенному исследованию энтузиастами sovietguitars.com, практически единственный в своём роде — «Телекастербас». Имеет в верхней деке декоративный резонатор в виде «эфы», что позволяет установить «анатомию»: пять узких досок склеены вместе, выфрезерован паз под «эфу» (размером на 5-7 мм больше таковой), сверху приклеен топ, в котором фрезеруется сама «эфа». Далее весь «сэндвич» идёт на фрезеровку полостей темброблока и датчиков, оттуда — в покраску. Краска — красный берст, других не видел. Края «эфы» покрашены небрежно, да и после фрезы их не особо шлифовали — ай-яй-яй. Внутри «эфы» — кусок материи по форме, на котором нечётко напечатано лого — Jolana Krnov made in Czechoslovakia. Материя со временем вспучивалась и отставала — неприятно! Пикгард пластиковый, на нём крепится нековый датчик, по краю окрашен белой краской (которая не просыхала к моменту установки на гитару, затекала под пикгард, оставляя не видимые снаружи, но неприятные следы). Темброблок прикрыт металлической крышкой, содранной «в ноль» с Телекастера/Преса. Место для гнезда фрезеровано в боку корпуса. Корпус лёгок и удобен. Между датчиками была привинчена панель, наподобие той, что на Пресижне прикрывает датчик. Маньяками-перепильщиками часто устанавливается над бриджевым датчиком или выкидывается на фиг. зачем. Гады. Красиво ведь, и руку есть на что опереть при игре медиатором. Отвертку для ремня чехи поместили на антабку у грифа, а внизу корпуса — сюрприз. Две антабки для ремня. Ну, я так полагаю, это как для выбора места крепления ремня (иногда некоторые басисты прямо-таки под мышкой гитару держат, в классическом стиле), так и для твёрдой постановки гитары к стенке.

Гриф. Мог быть покрашен, мог быть отлакирован. На обоих попавшихся мне вариантах на корпусе в «эфе» была маркировка «Крнов». Геометрия хорошая, почти классическая, но в пятке он узок (малая трапецевидность). Башка слизана с Телекастер/Пресижн бас. Нулевой лад, как полагается. Ритейнер-«рамочка». Четыре хороших (да! если нормально играть и ухаживать за инструментом, проблем не будет!) колка под крышками, в отверстиях втулки. Тонкая накладка, инкрустирована точками. Как всегда, лады просто идеальны. Мой экземпляр весьма и весьма поигран, но лады не сточены вообще. Кто говорит про лады, до накладки сточенные — вы чем играете-то? И как? Крепится гриф через пластину на четыре самореза. Винт анкера в пятке грифа, анкер работает идеально.

Струнодержатель — чешская вариация ТОМа, оригинальный бридж и зацеп на трёх шурупах. Бридж не фиксирован. Зацеп прикрыт очень стильной «пепельницей», как на Фендерах — отлично выглядит. Для замены струн его необходимо легким движением руки снимать. Иногда при игре он может дребезжать об корпус — крепление нежесткое. Для устранения неприятности необходимо ставить его чуть-чуть не до конца или прижимать правой рукой — у кого какая техника.

Темброблок: громкость, тембр, выбор датчика с фиксированными фильтрами. Шляпки потенциометров стандартные пластиковые, выбор фильтров (типа варитон, но не как у нас, а аккуратненький и маленький) — «флажок». Стоит на пластине, как у Телекастера. Гнездо в боку корпуса, крепится через пластину.

Датчики. Два, типа сингл, в каждом по два магнита, между которыми стоит очень узкий магнитовод. Катушка небольшая, так что сильного выхлопа ждать не приходится. Бриджевый крепится на корпус двумя шурупами через пружины, нековый наклонён (как бриджевый на Телекастере), крепится на два винта через пружины к накладке. Металл пластины в основании датчика крайне мягок, потому резьба для винтов некового датчика стиралась. На моём экземпляре проблему решили так: загнули края пластины и поставили между ними гайку. Работает. Крышки звукоснимателей пластиковые, плохо держатся — думаю, как решать проблему.

В комплекте шло: гитара, паспорт, чехол, ремень, шнур. Сканы паспорта — приведены (с чешского сайта). Чехол — кожзам, неутеплённый, с двойной ручкой и карманом. Без ремня. Застёжка — четыре кнопки, постоянно вырывающиеся из хлипковатого кожзама — не всегда легко поддаются ремонту.
Ремень: жёлтый кожзам, с ворсистой подкладкой, широкий и удбный.
Шнур — не дожил. по сведениям, был чёрный, витой, с джеками.

Минусы. Нарекания к корпусу — рассохся один из клеевых швов. На фото видно. не опасно, но неприятно. Лакировка неплохая, но очень чувствительная к загрязнению и плохо чистится (ау, химики! что это за лак?). Металл тоже сильно пачкается. Крепление корпусов датчиков не очень. Датчики слабоваты.

Плюсы. Удобная гитара, очень стильная и красивая. Отличный гриф. Своеобразный звук: как и всегда в СССР, мясца не хватает. Народ утверждает, что можно играть и слэпом, что есть плюс. Колки на уровне. Отвёрточка на гитаре — не лишняя вещь.

В сумме — очень душевный инструмент. Народ, в принципе, его хвалит в основном за это. Что же до моих субъективных ощущений: инструмент удачный и очень удобный. Лежит в руках и на теле как влитой, пальчики по грифу летают. В общем, приятный во всех отношениях бас, тяжелячникам вряд ли подходит, остальные останутся довольны.

Источник

Оцените статью