К64 аккорд как строится до мажор

Как строить аккорды дд 7,дд 65,дд 43,дд 2, К 64.

DD — это двойная доминанта. когда добавляется цифра 7 — это септаккорд. значит двойной доминантсептаккорд. На примере какой тональности строить-то надо? ну давайте на ДО мажоре что ли
в самой тональности ДО мажор доминанта — Соль мажор (соль-си-ре) плюс ещё доминанту ищем уже от доминанты (от СОЛЬ) (как буд-то временная тональность соль мажор стала) — получаем ноту РЕ и там строим мажорное трезвучие, получаем РЕ-фа диез — ЛЯ. мы нашли двойную доминанту в тональности До мажор — это Ре-мажор (рн-фа диез — ля)

и теперь самое простое: строим двойной доминантсептаккорд DD 7, получаем Ре-фа диез — ля — до (это аккорд ре мажор септаккорд в двойной доминанте тональности исходной до мажор). есть такое понятие временной тональности. у нас она как соль мажор была. но исходная до мажор.

аккорд DD 65 — это двойная доминанта квинтсекстаккорд. итак, 65 — это в целом квинтсекстаккорд, то есть проще говоря, первое обращение септаккорда. мы уже нашли двойную доминанту, сделали её септаккордом и теперь делаем просто первое обращение этого аккорда. у нас было ре-фа диез -ля-до, делаем первое обращение, получаем фа диез — ля — до — ре.

Читайте также:  Пунктуационные знаки как ноты

DD 43 — двойная доминанта терцквартаккорд
43 — это терцквартаккорд, проще говоря, второе обращение аккорда.
мы нашли двойной доминантовый аккорд, сделали его септаккордом и теперь делаем второе обращение, получаем ля-до-ре-фа диез

DD 2 — секунд аккорд. ну понятно, что двойной доминантовый секундаккорд
итак, цифра 2 — это третье обращение септаккорда, вначале которого нота-септима, а потом уже и само трезвучие, поэтому и получается секунда первый интервал
итак, в нашем случае двойной доминантовый септаккорд был таким ре-фа диез-ля-до, делаем его третье обращение, получаем до-ре-фа диез-ля.

К 64 — это кадансовый квартсекстаккорд. им завершают предложение и период. по сути это как Т64 — как тонический квартсекстаккорд. в тональности ДО мажор, от которой мы изначально всё делали Т 54 это второе обращение до мажора — соль-до-ми.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Классические кадансовые средства (K64 и D7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.

Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).

В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.

Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):

Пример гармонизации мелодии:

Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.

D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.

При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.

Пример гармонизации мелодии:

1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.

2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:

3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:

1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;

6) S S6 K64 D7 T S T.

4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

кадансовый квартсекстаккорд (К64)

Квартсекстаккорды в четырехголосии

Базовый курс гармонии. Содержание
Квартекстаккорд – это второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в нижнем голосе. Обозначается квартсекстаккорд цифрами 64. Функциональное значение квартсекстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован, за исключением кадансового квартсекстаккорда (К64) , который бифункционален.

В хоральном четырехголосии квартсекстаккорды используются с удвоением квинтового тона. Удвоение других тонов в квартсекстаккорде не практикуется.

Квартсекстаккорд располагается тесно и широко, подобно трезвучию. Если в трезвучии находящуюся в басу приму аккорда заменить квинтовым тоном, то получится квартсекстаккорд.

Например, в C-dur:

В отличие от трезвучий и секстаккордов квартсекстаккорды применяются не всегда, а только в проходящих , вспомогательных и кадансовых оборотах.

Share this:

Like this:

Классические кадансовые средства (K64 и D7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.

Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).

В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.

Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):

Пример гармонизации мелодии:

Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.

D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.

При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.

Пример гармонизации мелодии:

1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.

2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:

3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:

1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;

6) S S6 K64 D7 T S T.

4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:

Источник

Аккорд C на гитаре: До мажор во всех позициях – 32 аппликатуры

Как-то Боб Дилан сказал, что тональность До мажор – это сила, но также и тональность сожаления. А какие чувства, эмоции у вас вызывает До мажор? Как бы то ни было, а эта тональность, и собственно сам аккорд C, аппликатуры которого мы будем разбирать, почитаемы, уважаемы и любимы многими музыкантами. И кстати, ещё со времён венских классиков. Например, у Йозефа Гайдна 20 симфоний из 104 в До мажоре.

Далее в статье – как играть аккорд До мажор на гитаре во всех позициях: стандартные и упрощённые формы, с баррэ и без баррэ, аппликатуры с открытыми струнами, в широком расположении. Во всём этом многообразии C пригодится в любом стиле, в любой музыкальной форме. И в первую очередь, конечно же, – для того чтобы играть на гитаре любимые песни.

Итак, начинаем. От первых ладов к двенадцатому, и далее – все позиции аккорда C на гитаре, все варианты. Вы не только увидите в разных ликах великий и могучий До мажор в аккордовых сетках, но и услышите. Аудиопримеры на акустической гитаре прилагаются. И в качестве дополнения – какие есть аккорды в тональности До мажор и песни в C.

Строение аккорда

Трезвучие До мажор состоит из следующих звуков:

  • До (С) – основной тон;
  • Ми (E) – большая терция;
  • Соль (G) – малая терция от ми, или квинта от основного тона До.

На гитаре в аппликатурах С (на разных ладах), наиболее часто используемых в аккомпанементе, звуки аккорда удваиваются, а иногда и утраиваются.

Например, форма в «нулевой» позиции: удваивается до (основной тон) и ми (большая терция).

О том, как строить мажорное трезвучие от звука До (по три звука) в разных аппликатурах, поговорим во второй части этой статьи.

Аппликатуры в позициях

Открытая позиция (I, II и III лад)

«Лесенка» на первых ладах – с этой формы многие гитаристы начинают знакомиться с C, да и вообще с аккордами на гитаре в открытой позиции.

Схема в виде сетки и фото До мажора:

На всякий случай! Для тех, кто не знает обозначение – как ставить пальцы по аккордовой сетке: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

Извлекать звуки аккорда не обязательно, как в аудиопримере. Можно просто сделать удар, использовать любой бой, перебор. Как вам больше нравится.

Как как играть аккорд C:

  • 1-ая и 3-ая струна – открытые, не прижимаются. 6-ая – не звучит.
  • указательный – 2-ая струна на 1-ом ладу;
  • средний – 4-ая струна на 2-ом ладу;
  • безымянный – 5-ая струна на 3-ем ладу.

Разновидность «лесенки» чуть посложней – аккорд C до мажор с басом G (соль): звучит мощней, насыщенней в нижнем регистре.

  • на верхних 2-ой и 4-ой без изменений;
  • а 5-ую струну на 3-ем ладу нужно прижать мизинцем;
  • безымянным – бас G – 3-ий лад на 6-ой.

«Лесенка» с G (соль) на первой струне: красивый мелодический оттенок, можно использовать в связке перед переходом с аккорда С на G. К основной аппликатуре добавляем лишь мизинец: 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу.

III позиция

Аккорд до мажор – баррэ на 3 ладу. Стандартная форма, довольно распространённая. Но не совсем удобная, из-за того что нужно размещать три пальца на одном ладу и брать баррэ.

  • Указательный палец прижимает с 5-ой по 1-ую на 3-ем ладу, 6-ая не звучит.
  • На 5-ом ладу: мизинец – на 2-ой струне, безымянный – на 3-ей, средний – на 4-ой.

Упрощённая форма – на основе аппликатуры с баррэ на 3-ем ладу.

Указательный палец прижимает только 5-ую струну. 1-ая не звучит. А безымянным на 5-ладу прижимаются 2-ая, 3-ая и 4-ая. Такое мини-баррэ поначалу может показаться сложным. Но как показывает практика, сравнительно с классическим баррэ С на 3 ладу, такой вариант аппликатуры легче, удобней.

Без басовых струн – тоже упрощённая аппликатура, без баррэ.

  • На 3-ем ладу: указательным – только 1-ая струна.
  • басовые не звучат.

Аккорд до мажор на гитаре с открытыми струнами в III позиции. Оригинальный, переливчатый оттенок. Может хорошо прозвучать и на электрогитаре с эффектом овердрайв (лёгким перегрузом). И ещё преимущество этой аппликатуры – не нужно в позиции использовать баррэ.

  • указательный – 5 струна, 3-ий лад.
  • на 5-ом ладу: мизинец – на 2-ой струне, безымянный – на 4-ой.
  • 1-ая и 3-ая открытые.

V позиция

Баррэ на 5 ладу – C в форме аккорда G в открытой позиции. Вот в таком основном виде используется не так уж и часто. Довольно сложная аппликатура. Разве что, если только с каподастром играть в V позиции. Но мы рассмотрим эту форму для ознакомления – на её основе используются более простые варианты C. Которые, конечно же, мы тоже изучим.

  • Баррэ – без 6-ой на 5-ом ладу.
  • Безымянным – 6-ая струна, 8-ой лад.
  • Средним – 5-ая струна, 7-ой лад.
  • Мизинцем – 1-ая струна, 8-ой лад.

Основная форма, но без первой струны. Немного матовое звучание в отсутствие верхнего звука аккорда.

  • Мизинцем прижать 6-ую струну на 8-ом ладу.
  • Безымянным – 5-ую струну на 7-ом ладу.
  • Баррэ – указательным на 5-ом ладу, без басовых.

Без шестой струны. В басу звучит не основной звук, а терция (ми) – получается аккорд C/E.

  • Безымянным нужно прижать 5-ую струну на 7-ом ладу.
  • Мизинцем – 1-ую струну на 8-ом ладу.
  • Указательным пальцем малое баррэ на 5-ом ладу.

C/G – без 6-ой и 5-ой струны. В басу квинта (соль). Распространённая аппликатура в роке, произведениях для классической гитары. Пожалуй, один из самых ярких примеров использования аккорда – вступление баллады Stairway to Heaven группы Led Zeppelin.

С – на 8-ом и 7-ом ладу с открытой 3-ей струной. Если хотите, это небольшой лайфхак 🙂 : чтобы взять До мажор в позиции и при этом не мучиться с баррэ или какими-либо другими сложными аппликатурами.

Почти также, как и берём аккорд G (аппликатура соль мажор) в открытой позиции:

  • средним – 6-ая струна на 8-ом ладу;
  • указательным – 5-ая на 7-ом ладу и подушечкой этого же пальца полностью приглушаем 4-ую струну, она не звучит в аккорде;
  • 3-я открытая – не прижимаем, как есть; напомним по строению аккорда, что соль – квинта в трезвучии до мажор;
  • безымянный – на 2-ую струну, 8-ой лад;
  • и на 8-ом ладу 1-ая струна прижимается мизинцем.

VIII позиция

Стандартное баррэ на 8-ом ладу (форма E).

  • Указательным – баррэ на 8-ом ладу.
  • Безымянный – на 5-ую струну, 10-ый лад.
  • Мизинец – на 4-ую, 10-ый лад.
  • Средний – на 3-ую, 9-ый лад.

Упрощённый C в VIII позиции без баррэ – с соль в басу и открытой 1-ой струной. Лёгкий аккорд и звучит интересно.

  • 6-ая не звучит.
  • На 10-ый лад: мизинец – 4-ая струна, безымянный – 5-ая.
  • Средним – 3-ю струну на 9-ом ладу.
  • Указательный – на 2-ую, 8-ой лад.
  • 1-ая струна – открытая звучит, не прижимается.

С 3-ей и 1-ой открытой струной. Аппликатура похожа на предыдущую. И, конечно, не прижатые струны в сочетании со звуками аккорда в позиции создают оригинальный контраст.

Без 5-ой и 1-ой струны – аппликатура популярна у гитаристов, играющих рок, блюз, джаз. Эта схема также является упрощённой формой – без баррэ.

  • Большой палец (в сетке обозначен буквой T) зажимает 6-ую струну на 8-ом ладу и приглушивает 5-ую (но если звуки аккорда извлекаются щипком, 5-ую можно не глушить).
  • Указательный на этом же ладу (8) ставится на 2-ую струну.
  • Средний – 9-ый лад, 3-я струна.
  • Безымянный – 4-я струна на 10-ом ладу.

Без басовых – малое баррэ. Если в аранжировке требуется минимум звуков в басовом диапазоне – этот аккорд как нельзя лучше подойдёт.

  • Указательным в VIII позиции прижимаются только 1 и 2-ая струны.
  • Средний – на 3-ю струну, 9-ый лад.
  • Безымянный – на 4-ую, 10-ый лад.
  • 6-ая и 5-ая не используются в аккорде.

До мажор в VIII позиции с ми на первой струне. На вид и по ощущениям (как возьмёте на грифе) – это, конечно, сущее издевательство над пальцами 😉 Но почему эта аппликатура имеет право на существование? Она может прозвучать (и красиво!) в аккомпанементе в партии второй гитары. Кроме этого, её можно использовать как обыгровку – в связке с другими аппликатурами C в этой позиции.

X позиция

Форма D в X позиции. Если вы умеете играть ре мажор в открытой позиции, принципиально нового ничего не будет для вас в этой аппликатуре. И звучание характерное – но в верхнем регистре (всё-таки на 10-ом ладу!).

  • Баррэ не требуется. Указательный – на 4-ю струну, 10-ый лад.
  • Средний – ставится на 3-ю струну, 12-ый лад.
  • Безымянный – 12-й лад, 1-ая струна.
  • Мизинец – на 2-ю, 13-й лад.

Квинтаккорд + 1-ая открытая – вот и C в лёгкой аппликатуре. И звучит хорошо.

От основного тона до берём пауэр-аккорд. Первая – не прижимается. Басовые не звучат.

Вариант на основе формы D, но с 3-ей открытой. Постановка пальцев без сложностей, плюс к оригинальности. Можно играть перебором на фоне основной гитарной ритм-партии (например, на C в открытой позиции).

C/G – на баррэ. Если требуется соль в басу к До мажору в X позиции.

Указательным – баррэ на X ладу (без 6-ой). Остальным пальцам «поручается» – форма D.

XII позиция

Форма C из отрытой позиции повторяется в XII позиции. Но аккорд берётся приёмом баррэ.

Указательным нужно прижать 3, 2 и 1 струны, или же все струны кроме 6-ой. В двух вариантах – выберите какой удобней для вас. Остальные пальцы – в аппликатуру «лесенки», знакомой нам из открытой позиции.

С 3-ей открытой, чтобы не использовать баррэ. Она (третья струна) контрастирует, выделяется среди других звуков аккорда. А «лесенка» растягивается до 1-ой струны ;). Таким образом, можно создать интересное звучание в инструментальной аранжировке, гитарном дуэте.

C без баррэ в XII позиции. Что это значит? Просто берём До мажор как в первой позиции – постановка пальцев такая же, абсолютно. А баррэ на 12-ом ладу не прижимаем. Получается хитрая аппликатура.

C без баррэ в XII позиции с соль на первой струне. По аналогии – тоже переносим аккорд из открытой позиции, и при этом не используем баррэ.

В широком расположении

«В широком расположении» – это особый тип строения аккорда, когда звуки трезвучия отдаляются друг от друга на квинту, сексту. Такая «растянутая» структура придаёт мажорному аккорду прозрачное, торжественное звучание.

Играть нужно щипком, так как в аппликатуре, как правило, звучат только три или четыре струны. Разбирая аккордовые сетки, внимательно смотрите на обозначения – «крестиком» указано какие струны не звучат.

В VIII позиции:
Мизинцем нужно прижать 1, 2 и 3 струны. Верхний звук аккорда – ми (на 1-ой струне).

С основным звуком (до) на первой струне. Используется приём баррэ, но извлекать звуки только на обозначенных струнах.

Ещё две аппликатуры: верхний звук аккорда – соль.

В I позиции:

В V позиции:

Аппликатуры на три звука: квинта от С (до) + секста (ми):

в III позиции:

В X позиции:

Построение трезвучия на трёх струнах

Как уже и говорилось в начале статьи – основное трезвучие До мажор состоит из 3 звуков: до, ми, соль. Можно построить мажорный аккорд таким образом, чтобы его звуки находились на трёх струнах. Причём не только его основную форму, но и обращения (с терцией и квинтой в басу).

Такие аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе, чтобы внести разнообразие в звучание: для мелодических связок, переходов между частями песни, в партии второй ритм-гитары, каких-то инструментальных аранжировках, риффах.

Как играется аккорд C на 6-ой, 5-ой и 4-ой:

На 5-ой, 4-ой и 3-ой:

На 4-ой, 3-ей и 2-ой:

На 3-ей, 2-ой и 1-ой:

Если обозначить все трезвучия в позициях на грифе, мы увидим аппликатуры уже знакомых нам аккордов.

Умение видеть на ладах звуки аккорда – весьма полезный навык. Пригодится не только в аккомпанементе, но и для соло.

Какие аккорды в тональности До мажор

Аккорды в тональности До мажор – это прежде всего аккорды, построенные на ступенях мажорного лада от звука до.

  • I – C (до мажор)
  • ii – Dm (ре минор)
  • iii – Em (ми минор)
  • IV – F (фа мажор)
  • V – G (соль мажор)
  • vi – Am (ля минор)
  • vii dim – B dim (уменьшённый)

Гамма До мажор аккордами:

Именно эти аккорды, как правило, звучат в песнях, написанных в тональности До мажор. Они считаются основными относительно мажорного лада (если тоника, основной аккорд – С). Но кроме них в последовательности, конечно же, могут быть и другие аккорды. Например, не F, а Fm, не Am, а A или добавляются F#, Bb, B и др.

Песни в До мажоре

Песен в тональности До мажор огромное количество. Приведём лишь некоторые. От известных исполнителей:

  • Оранжевое настроение – Чайф
  • Ой-йо – Чайф
  • Imagine – John Lennon
  • Always Somewhere – Scorpions
  • La Bamba – Ritchie Valens
  • Let It Be – The Beatles

А ещё красивейшее произведение И.С. Баха – Прелюдия до-мажор.

Этот список вы можете продолжить самостоятельно. Либо составить свой – из песен любимых авторов. Дело вкуса.

Ещё об аккорде С с надстройками здесь.

Завершаем статью. Надеемся все изученные аппликатуры аккорда До мажор на гитаре вам пригодятся. И не только изученные… Пользуясь освоенными формами, попробуйте создать свои. Найдите свой аккорд С на гитаре с неповторимым звучанием – космическим, загадочным или просто тёплым. И не забудьте им поделиться в комментарии 😉 Фантазии и творчества!

Источник

Оцените статью