Кабалевский упрямый братишка ноты

Фортепианная музыка для детей и юношества

Главная » Фортепианная музыка для детей и юношества

Выпуск 1
Ор.3/86. В пионерском лагере. Сюита.
1. Утро.
2. Зарядка.
3. На речке.
4. По лесам и горам.
5. Чрезвычайное происшествие.
6. У костра.
Ор.14. Из пионерской жизни.
1. Барабанщик.
2. Физкультурная игра.
3. Праздник.
4. Пионерская песня.
5. Походный марш.
М.: «Советский композитор», 1970.

Выпуск 2
Ор.13. Две сонатины:
До мажор.
Соль минор.
М.: «Советский композитор», 1970.

Выпуск 3
Ор.27. Тридцать детских пьес:
1. Вроде вальса.
2. Песенка.
3. Этюд.
4. Ночью на реке.
5. Игра в мяч.
6. Печальная история.
7. Старинный танец.
8. Колыбельная.
9. Сказочка.
10. Шуточная.
11. Рондо.
12. Токкатина.
13. Шуточная.
14. Скерцо.
15. Марш.
16. Лирическая пьеса.
17. Пляска на лужайке.
18. Сонатина.
19. Воинственный танец.
20. Сказка.
21. Погоня.
22. Рассказ.
23. Метелица.
24. Этюд.
25. Новелла.
26. Этюд.
27. Танец.
28. Причуда.
29. Кавалерийская.
30. Драматический фрагмент.

Выпуск 4
Ор.30. Три рондо из оперы «Кола Брюньон».
Ор.60. Четыре рондо.
М.: «Советский композитор», 1971.

Выпуск 5
Ор.39. Двадцать четыре лёгкие пьесы.
Тетради I и II.

Тетрадь I:
1. Песенка.
2. Маленькая полька.
3. Вроде марша.
4. Колыбельная.
5. Игра.
6. Маленькое скерцо.
7. Забавный случай.
8. Напев.
9. Пляска.
10. Марш.
Тетрадь II:
11. Осенняя песня.
12. Шутка.
13. Вальс.
14. Весёлая сказочка.
15. Скачка.
16. Печальный рассказ.
17. Народный танец.
18. Галоп.
19. Прелюдия.
20. Клоуны.
21. Импровизация.
22. Новелетта.
23. Медленный вальс.
24. Весёлое путешествие.

Читайте также:  Дождик за окном двора ноты

Выпуск 6
Вариации.
Ор.40. Тетрадь I. Лёгкие вариации:
1. Ре мажор (Токката).
2. Ля минор.
Ор.51. Тетрадь II. Лёгкие вариации на народные темы:
1. На тему русской народной песни.
2. На тему русской народной песни.
3. На тему словацкой народной песни.
4. На тему украинской народной песни.
5. На тему украинской народной песни.
Ор.87. Тетрадь III. Вариации на народные темы:
1. На американскую народную тему.
2. На французскую народную тему.
3. На японскую народную тему.

Выпуск 7
Ор.61. Прелюдии и фуги:
1. Прелюдия и фуга (двухголосная) «Летним утром на лужайке».
2. Прелюдия и фуга (трёхголосная) «Приём в пионеры».
3. Прелюдия и фуга (трёхголосная) «Вечерняя песня за рекой».
4. Прелюдия и фуга (двухголосная) «В пионерском лагере».
5. Прелюдия и фуга (четырёхголосная) «Рассказ о герое».
6. Прелюдия и фуга (трёхголосная) «Праздник труда».
М.: «Советский композитор», 1971.

Выпуск 8
Ор.81. Весенние игры и танцы.
Ор.84. Речитатив и рондо.
Ор.91. Лирические напевы.
М.: «Советский композитор», 1972.

Выпуск 9
Ор.88. Шесть пьес:
1. Мечты.
2. Кто переспорит?
3. Рассказ старого шарманщика.
4. Контрасты.
5. Странный вальс.
6. Озорники.
М.: «Советский композитор», 1973.

Выпуск 10
Ор.89. Тридцать пять лёгких пьес:
1. Первая пьеса.
2. Первый этюд.
3. Тихая песня.
4. На переменке.
5. Первый вальс.
6. Чемпион по прыжкам.
7. Свет и тень.
8. Ёжик.
9. Песенка в октаву.
10. Резвушка.
11. Плакса.
12. Злюка.
13. Ласковая песенка.
14. Утренняя песенка.
15. Трубач и эхо.
16. Вечерняя песенка.
17. Скакалочка.
18. На льду.
19. Хромой козлик.
20. Труба и барабан.
21. Маленький жонглёр.
22. Марш.
23. Смелая песня.
24. Маленькая арфистка.
25. Частушки.
26. Весёлый наигрыш.
27. Упрямый братишка.
28. Танец Буратино.
29. Мелодия.
30. Боевая песенка.
31. Зайчик дразнит медвежонка.
32. Танец молодого бегемота.
33. Почти вальс.
34. Грустный дождик.
35. У воды.
М.: «Советский композитор», 1974.

Выпуск 11
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Переложение для двух фортепиано автора.
М.: «Советский композитор», 1975.

Выпуск 12
Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром. Переложение для двух фортепиано автора.
М.: «Советский композитор», 1976.

Выпуск 13
Концерт № 4 («Пражский») для фортепиано с оркестром. Переложение для двух фортепиано автора.
М.: «Советский композитор», 1979.

Источник

Альбом детских пьес (Кабалевский) — ноты для фортепиано

На этой странице можно скачать бесплатно ноты для фортепиано «Альбома детских пьес» композитора Дмитрия Кабалевского.

Содержание:

1. Пьеса первая (Op. 39, №1)
2. Песенка (Op. 39, №2)
3. Маленькая полька (Op. 39, №2)
4. Вроде марша (Op. 39, №3)
5. Тихая песня (Op. 89, №3)
6. Забавный случай (Op. 39, №7)
7. Ласковая песенка (Op. 89, №13)
8. Ёжик (Op. 89, №8)
9. Первый вальс (Op. 89, №5)
10. Чемпион по прыжкам (Op. 89, №6)
11. Маленький жанглер (Op. 89, №21)
12. Вальс (Op. 39, №13)
13. Маленькая аферистка (Op. 89, №24)
14. Упрямый братишка (Op. 89, №27)
15. Танец Буратино (Op. 89, №28)
16. Хромой козлик (Op. 89, №19)
17. Грустный дождик (Op. 89, №34)
18. Частушка (Op. 89, №25)
19. У воды (Op. 89, №35)
20. Прелюдия (Op. 39, №19)
21. Маленький вальс (Op. 39, №23)
22. Клоуны (Op. 39, №20)
23. Невеста (Op. 39, №22)
24. Весёлое путешествие (Op. 39, №24)
25. Ночью на реке (Op. 27, №4)
26. Сказочка (Op. 27, №9)
27. Странный танец (Op. 27, №7)
28. Игра в мяч (Op. 27, №5)
29. Печальная история (Op. 27, №6)
30. Токкатина (Op. 27, №12)
31. Марш (Op. 27, №15)
32. Воинственный танец (Op. 27, №19)

Источник

Дмитрий Борисович Кабалевский и его музыка

Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге. С детства его увлекали самые разные занятия: он рисовал, лепил, писал стихи и рассказы, играл на фортепиано. В 14 лет он серьёзно занялся музыкой. За 6 лет Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, техникум и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета — композиторский и фортепианный. Годы учёбы были интересными и насыщенными. Он занимался спортом, посещал школу живописи и рисования.

Вся его жизнь была тесным образом связана с детьми. Он написал множество музыкальных произведений для детей, постоянно выступал с лекциями-концертами перед школьниками, писал для них книги о музыке, создал программу обучения музыке учащихся общеобразовательных школ, по которой учителя музыки работают до сих пор и на основе этой программы в настоящее время разработано множество других программ. В книге «Про трех китов и многое другое» Д.Б. Кабалевский рассказал о том, как надо любить, слушать и понимать музыку. Странно: музыка и вдруг киты? В древние времена люди сочинили легенду о том, будто земля стоит на трёх китах. Дмитрий Борисович называет этих китов: песня, танец, марш. Когда вы лучше познакомитесь с каждым из этих трёх китов, вам легче будет слушать и понимать музыку.

Ещё будучи преподавателем фортепиано в детской музыкальной школе, он начал сочинять для своих учеников лёгкие пьесы. Сегодня мы послушаем некоторые из них.

Песня «Доброе утро»

Это песня из кантаты Дмитрия Борисовича Кабалевского «Песня утра, весны и мира». Композитор мечтал, чтобы утро каждого дня было добрым. Весна – это символ обновления природы. С весной мы связываем много надежд и мечтаний. Ну, и конечно, чтобы утро было добром, нужен мир всегда и везде.

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Я приглашаю вас на прогулку в лес. Нам навстречу вышел ёжик — маленький недоверчивый зверек. Его колючки предупреждают: «Не подходи. Уколю! » Но мы его нисколечко не боимся, уж очень он симпатичный… Композитор очень похоже передал осторожные движения маленького ёжика – пугливые шажки и остановки.

Прошлым летом под сосной

Еж трудился день-деньской,

Обшивал народ лесной.

Мастером он слыл отменным

И портняжкою умелым:

На глазок кроил и шил,

Без примерки мастерил…

Еж-портняжка. Юбки, платья и жилеты,

Шапки, шляпки и береты,

Шорты, брюки и трусы

С удовольствием носи.

Мы с вами попали в лес, любуемся его красотой и слышим пение птиц. Вот кукушка поёт спокойно, приветливо. Все звери в лесу собрались вместе. Чтобы послушать, как поёт для них на концерте кукушка. В первом куплете кукушка поёт игриво, весело, задорно, а во втором исполняет скучно, однообразно. Да, кукушкино пение всем изрядно надоело, потому что она поёт всё время одно и то же. Песня написана с юмором, смешная. Шутливая.

Марши бывают разные: спортивные, пионерские, игрушечные. А это – походный марш. Вступление и заключение марша напоминают нам сигналы трубы или горна, зовущего ребят в поход. Представьте себе: вышел горнист на середину опушки леса, вскинул горн, и по всей поляне раздались радостные звуки горна, а затем зазвучал марш, под который бодро идут в поход ребята.

Раньше не было самолётов, танков, бронетранспортёров. Ведущей силой Красной Армии была конница. Кабалевский посвятил своё произведение первым конникам Красной Армии. Если вы внимательно вслушаетесь в ритм музыки, то услышите, как лихо мчится отряд кавалеристов, цокают копыта лошадей, а конники поют свои боевые песни.

Ну, а в наши дни лихих наездников можно увидеть в цирке. Давайте представим себе, что мы смотрим цирковое представление. Вот на арене в пышных юбочках с огромными бантами на головах изящно танцуют под музыку дрессированные собачки. Их сменяют воздушные гимнасты. За их выступлением мы следим, затаив дыхание. Потом появляется огромный, неуклюжий медведь. Но, оказывается, он лучше некоторых ребят катается на велосипеде. Публика весело смеётся, аплодирует умелому наезднику. На арене танцовщицы на проволоке, дрессированные львы. Но вот появляются наездники и их подопечные – красавцы-кони. Они стремительно несутся по арене, а наездники управляют ими, показывая на ходу различные трюки.

Но есть цирковые артисты, которые почти не покидают арены. Они участвуют во всех номерах и сами придумывают забавные проделки, чтобы развлечь публику. Об этих артистах Кабалевский рассказал в своей пьесе «Клоуны». Как ловко прыгают, кувыркаются, веселя публику, забавные клоуны! Они разыгрывают различные потешные сценки, то затевают весёлую возьню, то ссорясь, то мирясь. Обо всём этом рассказал в своей музыке Кабалевский.

В этой пьесе 3 части. Первая и третья части похожи по звучанию. Композитор передает разные образы, рассказывает о двух клоунах — веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже. Выбегают два ребенка-клоуна в ярких костюмах, с разноцветными носами, в рыжих париках. Они раскланиваются перед «публикой». Начинает представление первый клоун. Он весело подкидывает и ловит маленькие мячи, ловко демонстрируя свое умение. На музыку средней части выходит другой клоун. Он неуверенно пытается повторить трюк первого клоуна, но терпит неудачу и оттого становится грустным и печальным. На музыку последней части первый клоун утешает неудачливого приятеля и приглашает его попробовать другой, более простой трюк, например, кувырок. У второго клоуна получается. Друзья радостно обнимаются. Пожимают друг другу руки. Кланяются зрителям и уходят.

Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения человека, его чувства: нежность, веселье, грусть, тревогу. Когда человек плачет, то на глаза навёртываются слёзы. Ну а когда смеётся? Оказывается, у нас есть смешинки, они похожи на узенькие лучики робкого весеннего солнца. Вот сказочный Иванушка-дурачок когда на печке по городу едет к царю, смешон, а душа у него добрая. Мы весело смеёмся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и расширяют наши складки у губ, рот, щёки. И на лице у нас появляется улыбка. Музыкой можно передать улыбку, весёлое настроение, а можно смешинки. Вот и пьеса Кабалевского «Шутка» получилась похожей на смешинки.

«Песенка про Петю»

Это песенка о мальчике, который считает себя очень занятым. Чем же он занимается? То он парту мажет мелом, то рвёт бумажки, то чертит чёртиков на чистой стене и ещё делает очень много подобных дел.

Мы песенку про Петю решили вам пропеть,

Чтоб не было на свете ему подобных Петь.

Кабалевский «Упрямый братишка»

Музыка может о многом нам рассказать. Вы сейчас убедились сами. Но помимо этого музыка может передать черты характера человека, поведать о его настроении и переживаниях.

Сейчас мы послушаем пьесу Кабалевского, в которой выражен характер ребенка. Она называется «Упрямый братишка». Что такое упрямство, вы знаете? Какого ребенка мы называем упрямым. Непослушного. Упрямый ребенок делает все по-своему, и не соглашается ни на какие уговоры взрослого.

После прослушивания ведется беседа по характеру произведения. Музыка, которая выражает упрямый характер, звучит настойчиво, грубо, надрывно, упрямо.

В этой пьесе – упрямый братишка все время твердит свое. Эта музыка очень похожа на разговор. Когда мама уговаривает ребенка, она сначала пытается объяснить ему то, что хочет, спокойно, терпеливо, говорит ласково и тихо. Так и в музыке. Если ребенок не слушается, мама начинает говорить настойчивее, громче, пытается убедить его. Но упрямый ребенок однообразно бубнит свое, отвечает как бы на одном звуке. Как похожа эта музыка на речь! Мама снова пробует убедить упрямца, но ребенок перебивает ее, не слушает. А в конце пьесы, как вам кажется, уговорила мама упрямого сына сделать, что она просила? Нет!

Упрямый мальчик так и не согласился с мамой, не послушался ее. Он что-то капризно выкрикнул напоследок. А когда его мама уговаривала, то он как будто все время твердил: «Нет, нет, нет!» или «Не хочу!».

Музыка может передавать и характер человека. У композитора Д.Кабалевского есть такая пьеса «Три подружки»: «Резвушка», «Плакса», «Злюка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Помните сказку про Царевну-Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие «несмеяны» встречаются и в жизни. Сколько есть плаксивых, капризных ребят. А так же есть дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. А есть дети очень веселые по характеру. Резвушкой называют девочку-непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слова резвая – т.е. быстрая, веселая, игривая. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Все бы ей веселиться, прыгать да бегать. Пьесу, которую мы будем слушать, передает черты характера, рисует портрет девочек: плаксы, злюки, резвушки.

После прослушивания проводится беседа по характеру. Музыка «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передает всхлипывания и взвизгивания капризули. В пьесе «Злюка» мелодия звучит громче, быстрее. Звучит в сопровождении аккордов – жестких, сердитых, злых, колючих. У злюки такой колючий характер. Злюка ведь не может быть красивой, поэтому и музыка звучит так резко и некрасиво. Даже если у «девочки-злюки» симпатичное лицо, но она злая, недобрая, то не будет никому нравиться, с ней не захочет никто дружить. Ну а в пьесе «Резвушка» — музыка быстрая, резвая, легкая, полетная, шаловливая и озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает.

Полька звучит изящно, легко. Можно представит себе, что её танцуют маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. В средней части, быть может. Её подхватил какой-нибудь неуклюжий партнёр – смешной и неповоротливый. Потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше – снова танцует девочка.

А теперь поговорим о вальсе. Что такое вальс? Это плавный, с кругообразными движениями, очень красивый танец в трехдольном размере, который танцуют парами. Возник он два века назад, дожил до наших дней и до сих пор пользуется неизменной популярностью во многих странах. Вальс называют вечно юным. Под эту музыку можно танцевать, а можно просто слушать. Музыка легкая, плавная, подвижная, под нее хочется танцевать и кружиться.

Колыбельная – это первая песня, которую напевает мама, сидя у колыбельки своего ребёнка. Музыка звучит тихо, неторопливо, убаюкивающее. Композитор несколько раз повторяет основную тему, расцвечивая её звучание музыкальным сопровождением.

Особое место в творчестве Кабалевского занимают песни для детей. Их очень много. Но некоторые особенно полюбились детям. Одна из них — «Наш край». Написать эту песню Дмитрия Борисовича попросили сами ребята, когда он отдыхал в Доме творчества композиторов под Москвой. Причем, написать надо было к утру следующего дня, чтобы они успели её выучить и исполнить на конкурсе. Композитор просидел за работой всю ночь, но просьбу выполнил. А через день он уже слушал на концерте новую песню, которая заняла первое место на конкурсе. И сейчас многие знают эти замечательные слова: «То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой. » Мелодия песни вальсовая, мелодичная, носит светлый характер. С детских лет в памяти у нас живёт светлый образ родного края. У одних – это близкие их сердцу поля, реки и озёра, у других – высокие горы. У третьих – тихие улочки шумного города. Любовь к родному краю мы проносим через всю жизнь.

Источник

Оцените статью