Конспект занятия «Знакомство с произведением Д. Б. Кабалевского «Клоуны»
Юлия Мусс
Конспект занятия «Знакомство с произведением Д. Б. Кабалевского «Клоуны»
Доминантное занятие в старшей группе
«Знакомство с произведением Д. Б. Кабалевского «Клоуны»
Цель: Создание социальной ситуации развития посредством знакомства с творчеством Д. Б. Кабалевского через различные виды музыкальной деятельности.
Создание условий для развития:
— эмоционального отклика на музыкальное произведение;
— для формирования у детей положительных эмоций при слушании музыки;
-для умения передавать характер музыки через движение;
Дети заходят под музыку в зал становятся в круг
М. р Ребята давайте поприветствуем наших гостей аплодисментами (дети хлопают)
А теперь уважаемые гости, и вы поприветствуйте ребят (аплодисментами)
Ну что ж начнем сейчас занятие?
Музыкальное приветствие* Начнем сейчас занятие*
Муз. Екатерина Железнова
Сл. Ирина Иванова
на начало музыкального занятия
Начнём сейчас занятие
Мы все уже пришли,
С собою принесли.
Мы будем петь, играть сейчас,
Мы будем танцевать,
Мы рады все занятию
Пора его начать!
(на продолжение 2 куплета прохлопываем ритмический рисунок, я начинаю дети вторят строго на начало следующего такта.Варианты могут самые разные: прохлопывать может каждый желающий ребёнок,а за ним все повторять)
М. р. Ребята, сегодня наше занятие будет необычным,мы с вами отправимся на экскурсию в цирк.
В. А как же попадем в цирк?
М. р. Очень просто…вот по этим кружочкам мы пойдем и в цирк попадем (на расположены кружки,дети идут по кружочкам)
Дети садятся на стульчики перед экраном (Слайд 1)
И так мы с вами в цирке (Слайд 2)В цирке выступает очень много артистов. И вот сегодня мы с вами познакомимся с одним из них,а вот с кем…отгадайте загадку.
В цирке он смешнее всех,
У него большой успех,
Только вспомнить остаётся,
Весельчак как тот зовётся?
Дети Клоун
М. р. Конечно это клоун. (Слайд 3)
— Ребята,скажите,а что делают клоуны (Они смешат,веселят людей)
-Как выглядет клоун (слайд 4 (на голове колпак,яркая одежда)
-Какие бывают клоуны?Слайд
Сейчас мы с вами послушаем произведение,которое так называется- Клоуны,его написал русский композитор Дмитрий Борисович Кабалевскиий?а вы мне скажите,в этом произведении какое настроение у клоуна?
Дети отвечают. веселая,задорная,игривая…
А скажите,меняется ли настроение у клоуна в этом произведение?
Какая музыка стала?
Ребята,а может быть музыка рассказывает не об одном клоуне?Первый-веселый,задорный радостный,а второй-,тихий. ?
-Что вы можете сказать о музыке, какое у неё настроение? (ответы детей: музыка шутливая, задорная, шаловливая, бодрая, игровая, озорная и т. д.)
-А вы заметили какое-либо изменение в музыке?
Дети отвечают — (заметили, вначале она была громкой, весёлой, потом тихой и неуверенной, а потом опять озорной и весёлой) .
-Каким был клоун? (дети отвечают -клоун был смешным, весёлым, то печальным и грустным) .
-Вы молодцы, ребята, очень внимательные.
В этой пьесе 3 части. Первая и третья похожи, а вторая часть отличается своим характером. Почему пьеса называется не «Клоун» а «Клоуны»?
-Дети отвечают- потому, что в музыке рассказывается о двух клоунах- весёлом и грустном.
-Посмотрите внимательно на лица Клоунов. (дети рассматривают клоунов: один весёлый, другой грустный Слайд №7
Под музыку (в 1 части) он появляется задорный, смешной, (во 2 части) — печальный. А в 3 части музыки они подружились, и стали вместе выполнять цирковые трюки.
(Воспитатель одевает парик,нос клоуна и появляется перед детьми)
М. р. Ребята,знакомьтесь,перед вами клоуны- верные друзья: их разлучить никак нельзя (воспитатель меняет улыбки-сначала веселая,потом грустная)
Перед вами клоун Том,
Ходит он из дома в дом,
День и ночь смешит людей —
С Томом жить нам веселей.
(Поменяла на грустную улыбку)
А вот это — клоун Тим,
Целый день сидит один:
То он плачет, то молчит,
То вздыхает, то грустит.
Сейчас представим на мгновенье —
Даем мы в цирке представление.
В зале будем веселиться,
В цирк здесь все вдруг превратится.
В. А артистов где ж нам взять
Дружно мы в ладоши хлопнем
И ногою вместе топнем,
Вокруг себя перевернитесь —
И в артистов превратитесь!
В. Давайте попробуем стать клоунами. кто же будет веселым,а кто грустным клоуном? У меня есть волшебный мешочек с настроениями,доставайте,кому достался грустный смайлик-тот грустный клоун, а кому улыбка-тот веселый клоун. Попробуем передать в движениях их характер. Начинает представление веселый клоун! Двигаемся радостно, легко, все у нас получается, мы ловкие и смелые, сильные, умелые. И вот на арену выходит грустный, неуклюжий клоун,он пытается быть смешным,но у него ничего не получается…И вот музыка становится такой же игривой,задорной,на арену выходит веселый клоун,у второго клоуна,все движения, становятся смешными и у него все получается. Клоуны вместе веселятся…
М. р. вы настоящие клоуны. Молодцы.
(Дети садатся на стульчики)
Наша экскурсия подошла к концу,мы свами еще обязательно посетим этот замечательный цирк и познакомимся разными цирковыми артистами. А сейчас,сядьте поудобнее,закройте глазки и представьте как вы сегодня вошли в зал. Чему удивились?Что вам понравилось? Что вам запомнилось? …. А сейчас глазки открываем, и без стесненья все вспоминаем…А фигурка веселого клоуна вам поможет. Клоуна в руки бери и без стесненья говори…
(Дети передают клоуна рассказывают по очереди.)
Мне тоже очень понравилось сегодня,вы были настоящими артистами. Наше занятие подошло к концу.
На конец муз. занятия. (включаю фонограмму)
Источник
Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
«Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского «Клоуны».
Методическая разработка открытого урока
Автор: Иконникова Ирина Ивановна, преподаватель отделения фортепиано, МОУ ДОД Чердаклинская детская школа искусств, р.п. Чердаклы Ульяновская область
Текстовая HTML-версия публикации
1 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чердаклинская детская школа искусств МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского «Клоуны»
Разработала: Иконникова Ирина Ивановна преподаватель отделения фортепиано МОУ ДОД Чердаклинская ДШИ Чердаклы 2014 год
2
Содержание
1. План урока _______________________ 3 стр. 2. Технологическая карта урока__________________4 стр. 3. Конспект урока______________________________5 стр. 4. Дидактический материал______________________8 стр. 5. Список используемых источников______________9 стр.
3
План урока:
1. Тема урока: «Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского «Клоуны». 2. Учебная дисциплина: музыкальный инструмент. 3. Класс: 2. 4. Специальность: фортепиано. 5. Тип урока: урок изучения нового материала, формирования и закрепления умений и навыков. 6. Вид урока: теоретическая и практическая работа. 7. Форма организации учебного занятия: индивидуальная. 8. Цели образования: научить ученика эмоционально и непринуждённо исполнять произведения данного характера. 9. Материально-техническое обеспечение урока: фортепиано, нотный материал, фонограмма. 10. Методы обучения: рассказ, показ (исполнение самого педагога), иллюстрации, рисунки. 11. Межпредметные связи: слушание музыки. 12. Стандарт образования: по окончании урока учащийся должен проникнуться характером произведения, приобрести определённые навыки и закрепить их в домашних занятиях. 13. Ход урока: вводная часть – 3 мин.; беседа, рассказ о композиторе – 5 мин.; показ, исполнение – 2 мин.; разбор партии левой руки – 10 мин.; разбор партии правой руки – 10 мин.; работа над фразировкой, динамикой – 7 мин.; домашнее задание – 3 мин.
4
Технологическая карта урока
обучающегося
1. Вводная часть Знакомство с темой урока Приветствует обучающегося, знакомит с темой урока. Приветствует преподавателя. 2. Основная часть Объяснение темы Рассказ, показ, беседа, практическая работа. Ноты, фонограмма, иллюстрации. Беседует, задаёт вопросы, создаёт эмоциональный настрой. Слушает, отвечает на вопросы, выполняет задания. 3. Заключительная часть Подведение итогов Задаёт вопросы, даёт домашнее задание. Рассказывает, что он узнал нового на уроке
5
Конспект урока
В творчестве Дмитрия Борисовича Кабалевского особую роль занимает музыка для детей. Его первые песни – «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные ещё в 30-е годы, звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных песен – «Наш край». Позднее композитор положил её в основу своего Третьего концерта для фортепиано, посвящённого юным музыкантам. Песни Кабалевского хорошо известны у нас и за рубежом: «Счастье», «Школьные годы», «Пионерское звено», «Спокойной ночи», «Лагерь дружбы» (прослушивание песен). Композитор пошёл работать в общеобразовательную школу преподавателем музыки и разработал свою программу, помог детям разобраться в музыкальных жанрах – песня, танец, марш («Три кита» — три основные сферы в музыке). Дмитрий Борисович стал основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе», по его инициативе состоялся фестиваль для детей и юношества в г.Чайковский в 1979 году. Кабалевский является основателем «Музыкальных вечеров для юношества», самые маленькие слушатели с интересом смотрели и слушали, как поют и танцуют их сверстники в передаче «Весёлые нотки». Каждое искусство говорит на своём языке. Язык музыки – это звуки и интонации. Познакомившись с пьесой «Клоуны», можно точно определить характер, звукоизобразительные возможности (исполнение пьесы педагогом, показ рисунка). Древние музыканты-сказители, скоморохи бродили от селения к селению и пели о жизни народа, показывали бытовые танцы и веселили людей своими шутками и прибаутками. Говоря о характере произведения, необходимо через эмоции пробуждать интерес к исполнению определённого штриха. Так, шаг за
6 шагом, от такта к такту, от фразы к фразе и сложится образ жизнерадостных клоунов. Работая над нюансами и штрихами каждой рукой отдельно, необходимо постоянно контролировать работу кисти при исполнении «скачков» (партия левой руки), аппликатуру и цепкость кончиков пальцев. Энергичное звучание левой руки, необходимое для изображения скачущих клоунов, требует внимания. По мере ускорения исполнение штриха требуется большая сила звучания. Поэтому необходимо совершать взмахивания либо верхней частью руки, либо предплечьем. При этом смягчения делаются дополнительными движениями кисти. Важно сразу уточнить аппликатуру в разучивании материала в партиях обеих рук, это поможет быстрее и лучше усвоить поставленные задачи. Заканчивая работу над произведением или отдельными фрагментами, мы ещё раз вспоминаем об образе и характере, настроении и истории создания данной пьесы. Наш урок мы начинаем с ознакомления партии левой руки, где предстоит освоить штрих «стаккато». Обязательно обратим внимание на аппликатуру. Если зрительно ознакомиться с текстом, то мы увидим, что пьеса имеет 3-хчастную форму, где в 1-й и 3-й части партия левой руки дублируется. Используя перенос кисти, цепкими пальцами определимся в скачках, они нам напоминают прыжки клоунов. Повторим несколько раз штрих «стаккато» на крышке инструмента и послушаем, как упруго прыгают «ножки» артистов. А теперь перенесём это упражнение на инструмент и послушаем, как звучат эти ноты. Если говорить о 2-й части, то здесь появляются аккорды. Используя широкую ладонь, нам сразу будет удобно охватить все интервалы. Обрати внимание, что в аккордах тоже используется штрих «стаккато», но уже будет исполняться по-другому – более солидно, но цепкой и собранной кистью. А
7 вот перед нами штрих «тэнуто» — здесь вся позиция опирается на аккорд, как бы даёт «отдохнуть» клоуну, когда другой продолжает быстрыми перебежками (16-е ноты) кружиться. А теперь поговорим о партии правой руки. Это другой клоун, он более подвижен, и здесь необходимо проследить за беглостью пальчиков – это наши 16-е ноты. Чтобы легче их понять, сочиним небольшое стихотворение: Я скачу всё быстрей, Веселю я всех людей. Это нравится и мне, и всем. Кувырок назад, кувырок вперёд, Кувырок ещё разок. Вот с этими весёлыми словами цепкими пальцами несколько раз играем по мотивам, фразам. Здесь также используется штрих «стаккато» — короткое, отрывистое, «задиристое». Необходимо, чтобы рука была естественной, свободной при игре. Найдём удобное положение руки. Это упражнение повторить 3-4 раза на инструменте в разных регистрах и тогда мы услышим, как звучит один и тот же мотив, где это более насыщенно и уверенно. Чётко проговаривая слоги, слова и целое предложение, пальчики как бы хотят сами танцевать. Ну, вот мы и познакомились с новым танцевальным жанром. В качестве домашнего задания предлагаю нарисовать своих клоунов и обязательно потренировать свои пальчики игрой в разных темпах – от медленного к более оживлённому.
8
Дидактический материал
«Школа игры на фортепиано» — под общей редакцией А.Николаева. – Москва: Музыка, 2002. – 201 стр.
9
Используемая литература
1.Иожеф Гат «Техника фортепианной игры» Музгиз Москва 1959 год. Второе издание. 232 стр. 2. А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор»1986 год. 100 стр. 3. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва «Просвещение» 1981 год. 191 стр.
Источник
Кабалевский. Клоуны
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Кабалевский. Клоуны
1-е занятие
Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё с одним произведением композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Д. Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Д. Б. Кабалевский создал для детей пионерские песни, марши, музыкальные картинки, произведения для дошкольников. Какие его произведения вы помните?
Д е т и. «Вальс», «Походный марш».
П е д а г о г. Сейчас я напомню вам фрагменты этих произведений, а вы скажите, какой характер пьес (исполняет фрагменты).
Д е т и. «Вальс» — нежный, ласковый, танцевальный, мягкий, а «Походный марш» — бодрый, задорный, решительный, смелый.
П е д а г о г. Правильно, пьесы эти очень разные — одна лирическая, мечтательная, светлая, а другая — торжественная, маршевая, бодрая. Д. Б. Кабалевский передаёт в своих произведениях самые различные чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие детям. В новой пьесе Д. Б. Кабалевского вы услышите рассказ о цирковых артистах. Она называется «Клоуны». Послушайте и скажите, какая музыка по настроению (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлая, задорная, озорная.
П е д а г о г. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
2-е занятие
Программное содержание. Различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства — динамику, направление мелодических интонаций.
П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы и вспомните её название (исполняет среднюю часть).
Д е т и. «Клоуны» Д. Кабалевского.
П е д а г о г. Послушайте её целиком и скажите, меняется ли характер музыки (исполняет пьесу).
Д е т и. В начале музыка весёлая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.
П е д а г о г. Правильно, в пьесе три части. В средней части характер её меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно (исполняет фрагмент). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Д е т и. В музыке рассказывается о двух клоунах.
П е д а г о г. А какие это клоуны? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Весёлый и грустный.
П е д а г о г. Один клоун весёлый, умелый, а другой — неудачник, всё у него валится из рук, всё он делает наоборот. Послушайте, как звучит мелодия. В начале она направлена вверх, а в средней части — вниз (исполняет фрагменты). А в конце средней части как звучит музыка? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Громко, неуклюже.
П е д а г о г. Мелодия несколько раз повторяется, всё громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, но все его попытки заканчиваются неудачей (исполняет фрагмент). Послушайте всю пьесу целиком (исполняет её).
3-е занятие
Программное содержание. Закреплять представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.
П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Д. Кабалевского «Клоуны» и скажите, почему вы определили, что клоуны разные. Как музыка рассказала об этом? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. В первой и третьей частях музыка громкая, смелая, задорная. У весёлого клоуна всё получается легко, а средняя часть — осторожная, неспокойная, тихая.
П е д а г о г. Правильно, прислушайтесь, как уверенно заканчивается мелодия в крайних частях пьесы (исполняет фрагмент). Она звучит каждый раз с акцентом, смело, устойчиво, законченно. А в средней части? (Исполняет 9 -12-й такты.)
Д е т и. Тихо, неуверенно, несмело.
П е д а г о г. Как меняется направление мелодии? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. В начале она движется вверх, а в середине — вниз.
П е д а г о г. Когда мелодия направлена вверх, она звучит решительно, чётко и заканчивается ярким акцентом — у клоуна всё получается с блеском, шутя. В средней части, когда мелодия направлена вниз, она звучит тихо, неуверенно, понуро (исполняет фрагмент). А потом движется вверх, несколько раз повторяется всё громче и настойчивее (исполняет фрагмент). А какой аккомпанемент? Давайте сравним его с началом пьесы (исполняет фрагменты аккомпанемента).
Д е т и. В начале – отрывистый, лёгкий, а в средней части — твёрдый.
П е д а г о г. Он изложен аккордами, напряжённо, остро. Музыка в средней части внезапно прерывается, все попытки клоуна закончились смешной, забавной неудачей. Послушайте пьесу ещё раз и скажите, какие инструменты можно использовать для передачи характера музыки в разных частях (показывает детям колокольчики, погремушки, барабаны). (Исполняет пьесу).
Д е т и. Когда музыка изображает весёлого клоуна, возьмём колокольчики, а когда грустного — погремушки.
П е д а г о г. Правильно, музыка первой и третьей частей звучит шутливо, игриво. Колокольчики помогут подчеркнуть весёлое, праздничное звучание. А погремушки — тихо, осторожно; они хорошо передадут образ клоуна-неумехи. В конце средней части, когда музыка звучит громко, какой инструмент можно использовать?
Д е т и. Барабан.
П е д а г о г. Давайте попробуем исполнить пьесу все вместе. Вы разделитесь на три группы. Первую и третью части одна группа будет играть на колокольчиках. Начало второй части — вторая группа на погремушках. Конец второй части – третья группа на барабанах (исполняет пьесу вместе с детьми).
П е д а г о г. К следующему занятию попробуйте нарисовать обоих клоунов такими, какими вы их представляете, слушая пьесу Д. Кабалевского.
4-е занятие
Программное содержание. Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки. Уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов.
П е д а г о г (выставляет все рисунки детей). Дети, давайте посмотрим нарисованных клоунов. Они разные — и весёлые, и грустные, и все очень добрые. А какие пёстрые цветные костюмы! Почему вы использовали яркие краски?
Д е т и. В цирке всегда красиво, празднично. Клоуны одеты в разноцветные смешные костюмы.
П е д а г о г. Пьеса «Клоуны» такая же яркая и разноцветная, как эти рисунки. Сейчас я её сыграю вам, а вы выберете те рисунки, которые наиболее удачно выражают характер музыки (исполняет пьесу).
П е д а г о г. Мы говорили с вами, что в пьесе Д. Кабалевского два различных образа — умелого клоуна (в начале и в конце) и его смешного, неудачливого партнёра (в середине). Если мы прислушаемся внимательно, то услышим, что уже в самом начале пьесы есть противопоставление этих характеров. Сравним маленькие мотивы, из которых состоит мелодия: один звучит светло, радостно, а другой приглушённо, грустно. Они всё время чередуются (исполняет фрагмент, заостряет внимание на звучании мажорной и минорной терции). Перед нами оба клоуна уже в начале пьесы. Но начинает представление весёлый клоун.
Первая часть пьесы звучит радостно, легко (исполняет фрагмент). А в средней части слышится, как второй клоун смешно и неловко пытается повторить его трюки (исполняет фрагмент). Но вот снова первый клоун с ещё большим блеском и смелостью демонстрирует своё мастерство (исполняет фрагмент). Давайте попробуем передать характер клоунов в движении. Музыка звучит то отрывисто и легко, то более робко, то тяжело и неуклюже.
Педагог исполняет фрагменты, предлагает детям выразить характер музыки в движении — вызывает по нескольку человек. Обсуждает удачно найденные движения. Можно сравнить исполнение пьесы на фортепиано с оркестровым — в аудиозаписи и двигаться под её звучание.
Клоуны
Рекомендации по исполнению. Шутливый, озорной характер музыки создаётся лёгким, отрывистым звучанием аккомпанемента, акцентами.
В практике работы детских садов часто приходится слышать исполнение пьесы в преувеличенно быстром темпе, что влечёт за собой невнятность артикуляции, неясное звучание кульминации, сумбурность. Пьеса во многом теряет свою выразительность. Дети бывают не в состоянии расслышать многие существенные для понимания её содержания выразительные моменты — ладовую переменность мелодии, смену направлений движения, окраску гармоний в кульминации.
Иногда встречается и замедленный темп игры. В этом случае, как правило, начало лиг в затактах звучит тяжеловесно. Пьеса исполняется статично, монотонно, скучно. Пьеса должна звучать ясно, собранно, в умеренно быстром ритме, чётко, ритмично. Определённую сложность исполнения представляет собой обилие мелких лиг, первый звук каждой из которых необходимо играть легко. Кроме того, они усложняют объединение мелодии в длинные фразы.
В кульминации (конец средней части) заключительные акцентированные аккорды необходимо исполнять ярко, определённо.
При пояснении содержания пьесы особую трудность вызывает средняя часть. Иногда педагог не определяет её характер вообще, а лишь констатирует смену динамики. Бывают и такие пояснения: «клоуны крадутся, прячутся друг от друга», «клоуны поссорились, а потом помирились» и др.
Проанализируем интонации мелодии. Прежде всего отметим постоянное мерцание звуков до и до диез, которые образуют мажорную и минорную терции трезвучия и окрашивают звуки то в светлые, то в более приглушённые тона. Это делает возможным интерпретировать пьесу как противопоставление двух различных образов: клоуна, играющего роль весёлого, умелого человека, и клоуна, изображающего неудачника.
В 1-ой и 3-ей частях пьесы инициатива явно принадлежит весёлому клоуну. Каждая фраза заканчивается акцентом на тонике, уверенно, устойчиво — клоун добивается успеха. Начальные интонации мелодии направлены вверх и звучат смело, решительно, благополучно.
В средней части характер музыки меняется. Она становится более осторожной, вкрадчивой, робкой. Это позволяет интерпретировать её как образ клоуна-неудачника. Все интонации мелодии меняют своё направление – клоун пытается подражать первому, но делает всё наоборот.
Во 2-м разделе средней части меняется характер аккомпанемента — повторяющиеся аккорды создают напряжение. Мелодия также состоит из настойчивых мотивов, устремлённых вверх, — клоун делает попытки добиться успеха, но они заканчиваются неудачей. Заключительный диссонирующий аккорд и обрывающаяся на неустойчивом звуке мелодия красноречиво говорят об этом. Такими средствами достигнут комический эффект.
Вальс
Рекомендации по исполнению. Мелодию необходимо играть гибко, плавно, мягко, длинными фразами без акцентов, с устремлением к вершинам. Сочетание плавной мелодии с прерывистым аккомпанементом придаёт характеру трепетность, лёгкость. Темп вальса (умеренно) допускает различные варианты исполнения.
Первый — спокойно, сдержанно, нежно, мечтательно, с очень мягким аккомпанементом; второй — немного оживлённее (но не быстро, оставаясь в пределах темпа- умеренно), трепетно, взволнованно, устремлённо, характер аккомпанемента, более встревоженный. Исполнитель должен остановиться на варианте, наиболее доходчивом для детей. Можно использовать приём сравнения детьми двух вариантов интерпретации. При этом недопустимо какое-либо искажение текста. Меняется только интонация произнесения мелодии, аккомпанемента — чуть-чуть более спокойная или трепетная, чуть-чуть взволнованная.
Презентация:
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Кабалевский. Марш , mp3;
Кабалевский. Вальс , mp3;
Кабалевский. Клоуны (2 варианта исполнения — струнные и фортепиано), mp3;
3. Конспект и методические рекомендации к проведению занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
Источник