Конспект урока музыки по теме «Музыкальный портрет» , 1 класс. план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
Конспект урока музыки по теме:
Музыкальный портрет 1 класс
Программа «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина
Скачать:
Вложение
Размер
konspekt_uroka_1_klass.doc
65.5 КБ
Предварительный просмотр:
Ильина Юлия Александровна,
Тема урока: Музыкальный портрет.
Цель урока: Выявление взаимосвязи музыки и жизни.
Художественно-педагогическая идея: Музыка – язык чувств и мыслей человека. Музыку создает человек и создаёт её для людей, выражая в музыке понятные многим мысли и чувства. Музыка рассказывает о жизни.
На примере попевки «Звонкий звонок» учить обращать внимание детей на изменение характера музыки в зависимости от жизненных обстоятельств, и отражение этого изменения в музыке.
На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского учить обращать внимание детей на то, как характер музыки выражает характер человека.
На примере песни «Самая хорошая» формировать у учащихся вокально-хоровые навыки: вместе начинать и заканчивать песню, слушать паузы, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского создать условия для развития умения раскрывать замысел автора.
На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского провести с детьми личностно-коммуникативную рефлексию.
Методы, применяемые на уроке:
метод эмоциональной драматургии;
метод пластического интонирования как своеобразный бессловесный анализ «проживания» музыкального образа.
технология художественно-образного преподавания;
технология игрового обучения;
здоровьесберегающие технологии.
1. Звонкий звонок (попевка)
— текст попевки на доске;
— этикетки «мажор», «минор»
2. «Три подружки» Д.Б.Кабалевский
— этикетки с названием пьес «Резвушка», «Плакса», «Злюка» ;
— этикетки «темп», «динамика» ;
— CD 1 класс № 1-31;
— хрестоматия по музыке для 1 класса
3. «Самая хорошая»
— ноты и текст песни
Учитель: Начать наш урок мне хотелось бы со знакомого вам музыкального произведения.
(исполнение учителем попевки «Звонкий звонок»)
В. – Ребята, вы узнали, что сейчас прозвучало?
О. – «Звонкий звонок».
Учитель: Правильно, это попевка «Звонкий звонок»
В. – А почему я сказала не «песня», а попевка?
В. – Чем отличается попевка от «песни»?
О. – Попевка короткая, в ней мало слов.
В. – Молодцы! А кто вспомнит, сколько настроений было в этой попевке?
О. – Два: весёлое и грустное; мажорное и минорное.
В. – А почему оно меняется?
О. – Потому что настроение в музыке зависит от ее содержания (настроения детей). Когда звонок звенит с урока, дети радуются, потому что можно отдохнуть, можно поиграть, приготовиться к следующему уроку. А когда звонок звенит на урок, детям грустно, потому что опять надо трудиться.
Учитель: Ребята, давайте исполним эту попевку.
(исполнение попевки детьми)
Учитель: Молодцы! Представьте себе, что урок был интересный и нам не хочется, чтобы он заканчивался. И вот на самом интересном месте звенит звонок на перемену.
В. – Изменится ли настроение в попевке?
О. – Да. Звонок на урок – мы радуемся, звонок на перемену – грустим.
Учитель: Давайте исполним.
(исполнение попевки детьми)
В. – Что же мы с вами изобразили в этой попевке: сам звонок или наше к нему отношение?
О. – Наше отношение, настроение.
В. – Совершенно верно. А как вы думаете, можно с помощью музыки, создать портрет человека?
В. – Какой это будет портрет? О чём же нам расскажет музыка?
О. – О характере человека, о его настроении.
Учитель: У композитора Д.Б. Кабалевского (учитель показывает портрет композитора) есть музыкальное произведение, которое называется «Три подружки», в котором он изобразил характер трёх совершенно непохожих друг на друга девочек.
В. – Вот интересно, сможем ли мы с вами понять какой характер у каждой девочки?
Учитель: Итак, давайте послушаем первый музыкальный портрет.
(слуание в записи «Резвушки»)
В. – Ребята, что мы можем сказать об этой девочке? Какая она по характеру?
О. – Весёлая, добрая, озорная.
В. – Давайте представим себе, что она сейчас делает?
( исполнение учителем первой фразы «Резвушки»)
О. – Прыгает в скакалку.
В. – А почему вы так решили?
О. – Музыка движется то вверх, то вниз, прыгает через ступеньки.
( исполнение учителем первой фразы «Резвушки»)
В. – Ребята, а как бы вы назвали эту девочку, исходя из её характера?
В. – Можно сказать, что она резвая?
Учитель: Композитор так и назвал этот музыкальный портрет «Резвушка».
(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)
Учитель: Давайте послушаем следующий музыкальный портрет.
(слушание в записи «Плаксы»)
В. – Что вы скажите об этой девочке?
О. – Она плачет, ей грустно, одиноко.
В. – А почему вы так решили?
О. – Музыка была грустная, печальная, медленная.
В. – А на что это похоже?
(исполнение учителем первой фразы)
О. – Как будто слёзки капают.
В.– Как же мы можем назвать девочку, которая часто плачет?
Учитель: Композитор так и назвал этот портрет «Плакса».
(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)
В. – А если бы вам предложили сыграть роль плаксы, как бы вы ее изобразили?
(дети изображают плаксу – головы опущены, трут кулачками глаза, как будто вытирают слёзы, некоторые всхлипывают)
Учитель: Я обратила внимание на то, что вы почти все головы опустили вниз. Почему? Куда движется мелодия?
Учитель: Ну а эту девочку вы точно легко узнаете.
(исполнение учителем «Злюки»)
В.– Что вы можете сказать об этой девочке?
О. – Она злая, грубая, вредная.
В. – Почему вы так решили?
О.– Музыка звучала резко, громко, отрывисто, быстро; ударения (акценты).
О. – Как будто бы она кричит, топает ногами.
В. – Как мы назовём такую девочку?
О. – Злая девочка, злюка.
Учитель: Композитор назвал эту девочку «Злюка».
(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)
В. – А можем мы с вами изобразить злюку?
(дети под музыку изображают злюку, при этом меняется мимика их лиц, некоторые смеются)
В. – А как вы думаете. Почему она злится?
О. – Двойку получила, не купили игрушку…
В. – А почему вы смеялись?
О. – Потому что Злюка какая-то смешная, она смешно злится.
В. – Быть Злюкой это красиво?
Учитель: Музыка показала нам, какие мы бываем некрасивые, когда злимся.
В. – О чем же может рассказать нам музыка?
О. – О характере, настроении, выразить чувства, эмоции.
В. – А как вы думаете, как композитор относится к этим девочкам?
О. – По-разному. Резвушка ему нравится, Плаксу он жалеет, а над Злюкой смеется.
В. – А как вы думаете, зачем композитор показал нам таких разных девочек?
В. – А в жизни можно встретить таких девочек?
В. – А с кем бы из девочек вы хотели бы дружить и почему?
О. – А мне кажется, что это одна девочка. Вначале она была Резвушкой. Потом её обидели, и она стала Плаксой. Над ней смеялись, обижали, и она превратилась в Злюку.
В. – Какой же вывод можно сделать из этого?
О. – Что не надо никого обижать и обижаться по пустякам, чтобы самому не превратиться в Злюку.
Учитель: Посмотрите, как на самом деле с помощью музыки можно передать характер человека, нарисовать его музыкальный портрет.
(Домашнее задание: нарисовать портреты девочек)
А закончить наш урок мне хочется знакомством с новой песней.
(исполнение учителем песни «Самая хорошая»)
В. – Как вы думаете, ребята, почему я выбрала именно эту песню ?
О. – Потому что скоро наступит праздник 8-е марта!
О. – Скоро будем поздравлять наших мама и бабушек.
В. – Какое в ней настроение?
О. – Нежное, радостное, праздничное, доброе, яркое, счастливое…
Источник
Хоровые ноты для детей
И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная» («Песня о Родине»). Скачать ноты
А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Герои спорта». Скачать ноты
М. Глинка, сл. С. Городецкого: «Славься». Скачать ноты
И. Дунаевский, сл. М. Матусовского: «Летите, голуби». Скачать ноты
А. Островский, сл. Л. Ошанина: «Пусть всегда будет солнце!». Скачать ноты
А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Хор хороший». Скачать ноты
Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского: «Родина слышит». Скачать ноты
В.Шаинский сл. М.Матусовский: «Что тебе снится, крейсер «Аврора». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Дружат дети на планете». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Калистратова: «Уж ты сад». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. К. Ибряева: «Солдатские звезды». Скачать ноты
Г. Свиридов, сл. С. Есенина: «Отчалившая Русь». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Детство — это я и ты». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В.Соколова: «Я пойду ли, молоденька». Скачать ноты
Е.Дрейзин, сл. А. Безыменского, обр. В. Соколова: «Березка». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Во лузях». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Ты река ль моя». Скачать ноты Д. Кабалевский, сл. Р. Рождественского: № 8 из «Реквиема» «Наши дети»: Скачать ноты
С. Рахманинов, сл. Н.Некрасова «Славься!» из цикла «Шесть хоров для детских голосов». Скачать ноты
Кубанская казачья песня в обр. В.Захарчеко: «Да в саду дерево цветет». Скачать ноты
Е.Подгайц, сл. А. Пушкина «Москва… как много в этом звуке». Скачать ноты
В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама». Скачать ноты
М.Глинка, сл. Н.Кукольника — «Попутная песня» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Скачать ноты
А. Пахмутова: «Орлята учатся летать». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Попова: «Коляда». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Попова: «Шел, прошел месяц». Скачать ноты
Украинская народная песня в обр. М. Леонтовича: «Щедрик». Скачать ноты
А. Абов: «Не знаю, когда прилетел соловей. » Скачать ноты
А. Алябьев: «Зимняя дорога» Скачать ноты
А. Варламов: «Вдоль по улице» Скачать ноты
Д. Васянович «Бабочка» Скачать ноты
Д. Васянович «Весенний дождь» Скачать ноты
А. Волгина, «Гимн душе» Скачать ноты
Г-Ф. Гендель, «Слава Тебе!» Скачать ноты
В. Лукашевичус. русская народная песня «Ах ты, степь широкая», обработка Скачать ноты
А. Любимов, «Хвалите Имя Господне» Скачать ноты
А. Любимов, русская солдатская песня «Песнь о Вещем Олеге», обработка Скачать ноты
Л. Марченко, «Это музыка» Скачать ноты
В.-А. Моцарт, «Репетиция концерта» Скачать ноты
Русская народная песня, Ах вы, сени
Сборник народных песен для детского хора, Весёлый хоровод
Источник
Дмитрий Кабалевский — Фортепианная музыка для детей и юношества — Ноты
Фортепианная музыка для детей и юношества
Рапсодия (два фортепиано)
Избранные пьесы, Вариации
Две русские народные песни
Избранные романсы и песни
Серенада Дон-Кихота
Песня утра, весны и мира
.
Пьесы для скрипки и фортепиано
Баян
Сюита «Комедианты»
Увертюра к опере «Кола Брюньон» (для баяна)
Музыка из оперетты «Весна поет» (аккордеон)
.
Дорогие мои друзья (книга)
Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано ноты в pdf
Д. Кабалевский Фортепианная музыка для детей и юношества выпуск 1 “Советский композитор”, 1983г. номер с1351к (pdf, 1.78 Мб)
Сочинять фортепианные пьесы для детей я начал в 1927 году, будучи еще студентом консерватории. Но лишь немногие из них я решился тогда издать. Пять пьес под названием «Из пионерской жизни» (ор; 14) были напечатаны в 1931 году, одну я ввел в качестве третьей части во Вторую сонатину (ор. 13 № 2), несколько самых легких включил позже в сборник «30 фортепианных пьес» (ор. 27). Остальные пьесы, которые раньше я хотел собрать под ор. 3, частично пропали, частично сохранились в черновиках и эскизах. Лишь сорок лет спустя, в 1968 году я по этим эскизам написал сюиту из шести пьес, назвал ее «В пионерском лагере» и поставил не только две даты сочинения — 1927—1968, но и два опуса —3/86. Одной из пьес — «По лесам и горам»— стала изъятая из Второй сонатины третья часть. Назвал я новый цикл сюитой, так как в отличие от пьес «Из пионерской жизни» он более цельный; все составляющие его шесть пьес объединены общей темой-программой (день в лагере) и могут исполняться не только отдельно, но и целиком, как одно циклическое произведение. Что же касается пьес «Из пионерской жизни», то я сейчас многое в них изменил и выпускаю в новой редакции, довольно существенно отличающейся от той, которая была в изданиях предшествующих лет. Сделал я это из простого желания улучшить изложение музыки, освободить ее от ряда пианистически неудобных мест, от разного рода неточностей в голосоведении, фактуре и динамике. Короче говоря, я хотел по возможности освободить эти пьесы от тех недостатков, которых не мог избежать в ту пору, когда, сочиняя их, не имел еще никакого опыта в области музыки для детей. Дм. Кабалевский, 1969
I began to write piano music for children in 1927 while still a student of the Conservatoire, but I ventured to publish only a few pieces composed at the time. In 1931 five pieces appeared as Op. 14 under the general title of From Pioneer Life, one piece was used for the’third movement of the Second Sonatina, Op. 13, No. 2, and a few of the easiest were included in the collection Thirty Piano Pieces, Op. 27. The rest, of which I originally intended to make up a collection Op. 3, have either been lost or preserved in rough sketches. After a lapse of forty years, in 1968, I utilised the sketches for a six-movement suite which I called In the Pioneer Camp and provided with a double composition date (1927—1968) and two opus numbers (3/86). The piece that used to be the third movement of the Second Sonatina is included in the suite under the title of Through Forests and Mountains. I have defined the new collection as a suite because, unlike the From Pioneer Life, it is an integral whole; its six items are unified by a common programme (a day at a Young Pioneer Camp) and may be performed both as a single cyclic work, or separately. As for the From Pioneer Life collection I have made numerous changes in it and prepared a new version differing materially from the one which has appeared in previous editions. These changes were dictated by a desire to improve the musical expression, to smoothe over certain pianistic difficulties, to clarify the part-writing and remove the oversights in the texture, dynamics, etc. —in short, I wanted to purge the pieces of the shortcomings which were inevitable in a work by a young composer who had had no experience in writing music for children. Dmitry Kabalevsky, 1969
Op. З/86. В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ Сюита / In the Pioneer Camp Suite
1. УТРО / In the Morning
2. ЗАРЯДКА / Morning Exercises
3. НА РЕЧКЕ / On the River
4. ПО ЛЕСАМ И ГОРАМ / Through Forests and Mountains
Д. Кабалевский Фортепианная музыка для детей и юношества выпуск 2 “Советский композитор”, 1984г. номер с1352к
ОТ АВТОРА Первая сонатина печатается с весьма незначительными поправками в аппликатуре, штрихах, нюансах. Вторая сонатина впервые печатается в новой редакции, существенно отличающейся от той, в которой она издавалась ранее. Прежде всего, сонатина превратилась из четырех частной в трехчастную. Третья ее часть (по старой редакции) вошла сейчас в сюиту «В пионерском лагере» (выпуск 1), для которой она и была написана в свое время, еще до сочинения сонатины под названием «По лесам и горам». Кроме того, довольно основательно пересочинена первая часть сонатины, внесен ряд изменений во вторую часть и сделаны некоторые мелкие поправки в финале. Дмитрий Кабалевский, 1969
Composer’s Note My First Sonatina is published here with slight alterations in fingering, dynamics marks and nuances. My Second Sonatina is for the first time published in a new version which differs considerably from its earlier publications. First, the Sonatina now has three movements instead of four; what used to be its third movement has been incorporated in the suite entitled In the Pioneer Camp, First Series (for which it had originally been intended, before the Sonatina was written) under the title Through Forests and Mountains. The first movement has been drastically revised, a number of changes have been introduced into the second movement, and a few slight alterations made in the Finale. Dmitry Kabalevsky, 1969
Op. 13. ДВЕ СОНАТИНЫ / TWO SONATINAS
ДО МАЖОР / С MAJOR Ютуб
СОЛЬ МИНОР / G MINOR Ютуб
Скачать ноты
Д. Кабалевский Фортепианная музыка для детей и юношества выпуск 3 “Советский композитор”, 1985г. номер с1355к (pdf, 4.52 Мб)
ТРИДЦАТЬ ДЕТСКИХ ПЬЕС / Ор. 27. THIRTY CHILDREN’S PIECES
1. Вроде вальса / A Kind of Waltz
2. Песенка / A Little Song
3. Этюд / Etude
4. Ночью на реке / At Night on the River
5. Игра в мяч / Playing Ball
6. Печальная история. / A Sad Little Tale
7. Старинный танец / An Old Dance
8. Колыбельная / Lullaby
9. Сказочка / A Little Fairy Tale
10. Шуточная / Having Fun
11. Рондо /Rondo
12. Токкатина / Toccatina
13. Шуточка. / A Little Joke
14. Скерцо / Scherzo
15. Марш / March
16. Лирическая пьеса / A Lyrical Piece
17. Пляска на лужайке / Dance on the Lawn
18. Сонатина / Sonatina
19. Воинственный танец / A Warlike Dance
20. Сказка / Fairy Tale
21. Погоня / Pursuit
22. Рассказ / Story
23. Метелица / Snow-Storm
24. Этюд /Etude
25. Новелла / Novelette
26. Этюд / Etude
27. Танец / Dance
28. Причуда / Caprice
29. Кавалерийская / Cavalry Gallop
30. Драматический фрагмент / A Dramatic Fragment
Смотреть и слушать на Ютубе
Скачать ноты
Д. Кабалевский Фортепианная музыка для детей и юношества выпуск 4 “Советский композитор”, 1986г. номер с1972к (pdf, 2.9 Мб)
Op. 30. ТРИ РОНДО из оперы «Кола Брюньон» / THREE RONDOS from Opera «Colas Breugnon»
1. Песня сборщиц винограда / Grape Gatherer’s Song
2. Народный танец / Folk Dance
3. Марш / March
Op. 60. ЧЕТЫРЕ РОНДО / FOUR RONDOS Ютуб
1. Рондо-марш. / Rondo-March
2. Рондо-танец. / Rondo-Dance
3. Рондо-песня. / Rondo-Song
4. Рондо-токката. / Rondo-Toccata
Скачать ноты
Д. Кабалевский Фортепианная музыка для детей и юношества выпуск 5 “Советский композитор”, 1986г. номер с1562к
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЛЕГКИЕ ПЬЕСЫ Ор. 39 / TWENTY-FOUR EASY PIECES
Тетрадь I / Book I
1. Песенка. / Little Song.
2. Маленькая полька. / Little Polka.
3. Вроде марша. / March-Like.
4. Колыбельная. / Lullaby.
5. Игра. / Game
6. Маленькое скерцо. / Scherzino.
7. Забавный случай. / Funny Incident.
8. Напев. / Song
9. Пляска. / Dance
10. Марш. / March
Тетрадь II / Book II
11. Осенняя песня. / Autumn Song
12. Шутка. / Joke
13. Вальс. / Waltz
14. Весёлая сказочка / Funny Tale.
15. Скачка. / Riding
16. Печальный рассказ. / Sad Story.
17. Народный танец. / Folk Dance.
18. Галоп. / Galop
19. Прелюдия. / Prelude
20. Клоуны. / Clowns
21. Импровизация. / Improvisation.
22. Новеллетта. / Novelette.
23. Медленный вальс. / Slow Waltz.
24. Весёлое путешествие. / A Qay Journey
Смотреть и слушать на Ютубе
Скачать ноты
Д. Кабалевский Фортепианная музыка для детей и юношества выпуск 6 “Советский композитор”, 1987г. номер с1970к (pdf, 4.77 Мб)
Op. 40. Тетрадь I. ЛЕГКИЕ ВАРИАЦИИ: Book I. EASY VARIATIONS: Ютуб
1. Ре мажор. (Токката) / D Major: (Toccata)
2. Ля минор / A Minor
Op. 51. Тетрадь II. ЛЕГКИЕ ВАРИАЦИИ на народные темы / Book II. EASY VARIATIONS ON FOLK THEMES: Ютуб
1. На тему русской народной песни. / On the Theme of a Russian Folk Song
2. На тему русской народной песни / On the Theme of a Russian Folk Song
3. На тему словацкой народной песни / On the Theme of a Slovak Folk Song
4. На тему украинской народной песни. On the Theme of a Ukrainian Folk Song
5. На тему украинской народной песни. On the Theme of a Ukrainian Folk Song
Op. 87. Тетрадь III. ВАРИАЦИИ на народные темы / Book III. VARIATIONS ON FOLK THEMES: Ютуб
1. На американскую народную тему / On an American Folk Theme
2. На французскую народную тему / On a French Folk Theme
3. На японскую народную тему / On a Japanese Folk Theme
Скачать ноты
Д. Кабалевский Фортепианная музыка для детей и юношества выпуск 7 Op.61 “Советский композитор”, 1987г. номер с1890к (pdf, 2.65 Мб)
ОТ АВТОРА (К ЮНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЯМ ЭТИХ ПЬЕС) По заглавиям пьес вы, вероятно, уже догадались, что все они имеют не только свою определенную форму (прелюдии и фуги), но и определенное содержание, свою особую, как мы говорим, «программу». Я думаю, что вам будет не только интересно, но и полезно подробнее узнать о том, что же это за программы: ведь мы исполняем музыку тем ярче и выразительнее, чем яснее представляем себе ее содержание, чем точнее знаем, какие мысли и чувства хотим вызвать ею у наших слушателей. Но сперва я должен хоть кратко объяснить вам, что такое вообще фуга и что такое прелюдия. Вы, конечно, не раз слушали пение хора и, вероятно, обращали внимание на то, что иногда хор запевает не сразу, не весь одновременно, а по частям, по группам. Сперва начинает петь какая-нибудь одна группа хора, например басы, потом к ней’ присоединяется другая группа, потом третья, а если хор, как это часто бывает, разделен на четыре группы (басы, тенора, альты и сопрано), то, в конце концов, и четвертая группа присоединится к остальным голосам. Получается так, словно различные голоса догоняют друг друга, то звуча поодиночке, то сочетаясь по два, по три, то сливаясь в единый многоголосный хор. В музыке, написанной таким образом, нет «главного голоса» и «аккомпанемента», как это бывает во множестве пьес и песен, которые вам случается играть или петь. В ней, можно сказать, все голоса главные и часто в них поочередно звучит одна и та же основная мелодия. Такая музыка, которая не делится на «главный голос» и «аккомпанемент», в которой все голоса равноправны, называется музыкой полифонической.
Фуга и представляет собой один из наиболее интересных образцов такой полифонической музыки. Фуги бывают с разным количеством голосов — от двух до пяти и даже больше. Начинается фуга всегда поочередным вступлением всех ее голосов с одной и той же главной мелодией. Это и составляет первую часть фуги, которую мы называем экспозицией. После этого начинается средняя часть фуги — ее называют разработкой, — где главная мелодия развивается, видоизменяется, переходит из одной тональности в другую. И, наконец, наступает третья, заключительная часть фуги— реприза, в которой музыка обычно возвращается в основную тональность и в разных голосах снова звучит главная тема. Когда вы будете разучивать фугу, разберите ее как можно подробнее: постарайтесь определить границы основных частей — экспозиции, разработки и репризы; найдите, в каких голосах звучит главная мелодия, как она видоизменяется, в какие тональности переходит. Такой разбор очень поможет вам скорее и легче запомнить музыку фуги наизусть и, конечно, лучше сыграть ее.
Научиться хорошо играть полифоническую музыку очень важно: это вырабатывает в нас уменье красиво и выразительно исполнять мелодию независимо от того, где она появляется — в нижних голосах, в верхних или средних, в правой руке или в левой; это учит нас объединять все голоса, сколько бы их ни было, в одно целое — тоже красивое и выразительное. Мне остается теперь добавить несколько слов о том, что такое прелюдия. Прелюдия — это небольшая пьеса, существующая либо самостоятельно, либо в сочетании с какой-нибудь другой пьесой. Часто прелюдии пишутся вместе с фугами, образуя с ними как бы единое сочинение, хотя и состоящее из двух частей. Иногда прелюдия звучит лишь как вступление к фуге, наподобие вступления рассказчика к самому рассказу, а иногда носит более самостоятельный характер. И если фуга всегда пишется в полифоническом стиле, по особым правилам, то прелюдии пишутся совершенно свободно, в любой форме и вовсе не обязательно в полифоническом стиле. Теперь, наконец, я могу изложить вам программы шести прелюдий и фуг, вошедших в этот сборник. Почти все эти программы, как вы увидите, связаны с миром юности, с образами пионеров и комсомольцев, иногда — с картинами природы.
Прелюдия и фуга № 1 — «Летним утром на лужайке». Программа здесь очень незатейливая. В прелюдии мне хотелось нарисовать картину мягкой, уютной, еще не проснувшейся лесной лужайки. А вот — с первыми же звуками фуги — словно оживает лес, просыпается и лужайка. Выбегают зайчата— погреться в первых лучах солнца, порезвиться, попрыгать, погоняться друг за дружкой. А вот, кажется, из неподалеку расположенного пионерского лагеря донеслись звуки утреннего горна. Становится жарко и хочется уйти в тень больших деревьев на опушке — там прохладно, спокойно и тихо. Прелюдия и фуга № 2 — «Прием в пионеры». Здесь — единственный раз во всем сборнике — прелюдия и фуга имеют свои отдельные подзаголовки. Прелюдия — «Серьезный разговор». Сегодня очень важный и радостный день в жизни октябрят: их только что приняли в пионеры. Вожатый, старший товарищ-комсомолец, ведет с ними серьезный разговор. Разговор о том, каким должен быть настоящий пионер, как он должен готовить себя к большой трудовой жизни, быть может, рассказывает о героических подвигах юных пионеров в годы Великой Отечественной войны. А фуга — «Праздник». Тут, пожалуй, и пояснять нечего. Что такое праздник, веселье, да еще в такой замечательный день, когда впервые горит на груди алый пионерский галстук, каждый из вас отлично знает и без моих пояснений.
Прелюдия и фуга № 3 — «Вечерняя песня за рекой». Прелюдия, как и ее отзвук после фуги, это — картина природы. Мне она представляется так: вечер, берег реки, солнце уже скрылось, но еще тепло, и слабый свет луны не кажется поэтому холодным. Откуда-то издалека, с противоположного берега реки доносится протяжная, лирическая песня. Это началась фуга. Запевают песню мужские голоса, подхватывают низкие женские, потом вступают женские голоса повыше. Песня звучит спокойно и неторопливо. Постепенно она приближается, слышится яснее и громче. Должно быть, это девушки и парни из ближнего села. Хорошо поработав днем в поле, они гуляют сейчас вдоль берега реки. А мы сидим по эту сторону и, затаив дыхание, слушаем их красивое, задушевное пение. Песня приблизилась, прошла мимо нас и снова затихла, словно растаяла в вечернем сумраке. И опять, как вначале, — вечер, берег реки, ласковый свет луны, спокойная тишина. Прелюдия и фуга № 4—«В пионерском лагере». Здесь программа не требует особых пояснений. Большинство из вас,.вероятно, бывало в пионерских лагерях и потому без труда услышит и в музыке прелюдии, и в музыке фуги отзвуки пионерского горна, звонких пионерских песен, веселых ребячьих игр. Прелюдия и фуга № 5 —«Рассказ о герое». Это самая серьезная и самая сложная из всех пьес сборника. Ее замысел возник у меня тоже в пионерском лагере — в прославленном Артеке, на берегу Черного моря, в жарком солнечном Крыму. На повороте одной из дорожек, ведущих с горы к морю, стоит белая скульптура — матрос с автоматом в руке. Это — памятник неизвестному моряку, и поставлен он здесь в память обо всех моряках, погибших при обороне Крыма в дни Великой Отечественной войны. И как бы шумно и весело ни шли ребята по этой дорожке из лагеря к морю или обратно в лагерь после купанья, они без всякой команды, без всяких напоминаний смолкают и, сняв белые панамми, в полнейшем безмолвии проходят мимо памятника. Однажды я слышал, как пионервожатая рассказывала ребятам о подвиге и гибели юного комсомольца, одного из тех безвестных героев-моряков, чью память так свято чтят пионеры-артековцы. В прелюдии мне хотелось нарисовать образ юного героя, картину его подвига и гибели. Кончилась прелюдия, наступила большая, очень большая пауза — это сосредоточенная тишина у памятника, о которой я рассказывал. И началась фуга. Это — рассказ пионервожатой, сначала очень тихий, неторопливый, потом все более и более взволнованный. Да и можно ли без волнения об этом рассказывать? Прелюдия и фуга № 6 — «Праздник труда». Здесь можно представить себе картину комсомольского субботника. Яркий солнечный день. Как на праздник, вышли на работу веселые, бодрые девушки и юноши. Они добровольно решили посвятить свое свободное время этой работе. Их труд дышит молодой энергией, задорной силой, целеустремленностью.
* * * В заключение я хочу высказать несколько замечаний, касающихся исполнения этих прелюдий и фуг. О характере исполнения. № I — в прелюдии добиваться возможно большего спокойствия, мягкости, ровности; в фуге — игривости, живости, изящества. № 2 — в прелюдии обратить внимание на то, чтобы серьезность исполнения не превратилась в задумчивость — музыка должна здесь звучать убеждающе и даже энергично; в фуге, даже при самом быстром темпе, избегать суетливости. № 3— в прелюдии и ее отзвуке после фуги следить за тем, чтобы мелодическая линия была певучей и более полнозвучной, чем сопровождающие ее аккорды; в фуге избегать акцентов на сильные доли такта — это поможет сыграть ее певуче и плавно, и добиваться очень постепенной и ровной линии — сперва crescendo (приближение песни), потом diminuendo (удаление). № 4 — прелюдия и фуга должны исполняться в совершенно одинаковом темпе, за исключением небольшого замедления во второй половине прелюдии, указанного в нотах. В этой непрерывности движения—основная трудность пьесы. № 5 — прелюдия должна звучать очень взволнованно, напряженно и драматично, остановку перед фугой (фермата на до-минорном трезвучии) выдержать как можно дольше. Фугу следует начать очень тихо и сосредоточенно, а потом играть все более и более взволнованно и все время помнить о том, кому эта музыка посвящена. № 6 — самое главное (и, одновременно, самое трудное) в этой пьесе — точнейший ритм, отчетливость, особая четкость звучания. Для этого надо собрать всю свою волю, всю целеустремленность. В прелюдии, при переходе от двухчетвертного движения к трехчетвертному — обратите внимание на то. чтобы длительность четвертей (и в нотах, и в паузах) была абсолютно одинаковой. На протяжении всей прелюдии, а также фуги, которую следует играть чуть быстрее прелюдии, не должно происходить никаких отклонений от взятого темпа. О кульминациях. Кульминациями, или вершинами, мы называем самые важные точки сочинения, звучащие обычно наиболее значительно и, как правило, наиболее полнозвучно. Зачастую в каждом разделе пьесы (особенно, если пьеса большая) есть своя кульминация, своя вершина. Но из всех этих вершин одна бывает всегда самой большой, самой важной и самой полнозвучной, а более мелкие кульминации оказываются как бы ступеньками, по которым мы взбираемся на высшую, главную кульминацию всего сочинения, расположенную обычно во второй половине пьесы, ближе к ее концу. Вот, например, в фуге № 5 такими ступеньками будет двухтактовый мотив, появляющийся в фуге несколько раз (впервые— в 5-м и 6-м тактах). На этом мотиве построена и главная кульминация фуги. А в фуге № 1 все четыре кульминации построены на различной музыке, но обнаружить их очень легко: первая достигает звука ля (2-й октавы), вторая— звука си, третья — звука до и, наконец, четвертая, высшая, — звука ре. В каждой прелюдии и в каждой фуге, которые вы будете играть, найдите мелкие кульминации (ступеньки) и главную вершину всей пьесы. Это поможет вам исполнить сочинение ярко и выпукло, так, чтобы оно легко воспринималось вашими слушателями. Сумейте так распределить свои силы, чтобы не растратить их до наступления главной кульминации, которая должна прозвучать как вершина всего сочинения.
О педали. Указания на педаль проставлены лишь в самых важных местах. Так как педализация в значительной мере зависит от степени художественно-технической подвинутости учащегося, то окончательно установить ее можно только в практической работе над пьесой под руководством педагога. О темпах. Вопрос о темпах — очень важный вопрос, и часто он вызывает оживленные споры. Не слишком ли медленно? Не слишком ли быстро? На эти вопросы ответить нелегко, так как колебания темпов в ту и другую сторону бывают порой довольно значительными. Конечно, возможны эти колебания в определенных пределах, устанавливаемых характером музыки и авторскими указаниями. При этом следует помнить, что, как правило, более быстрый темп требует большей легкости, темп более замедленный— большего звукового наполнения, чуть большей тяжести (это замечание относится преимущественно к более или менее быстрой музыке). Дм. Кабалевский
1. Прелюдия и фуга (двухголосная) / Prelude and Fugue (in Two Parts) «Летним утром на лужайке» / «A Summer Morning in a Lawn».
2. Прелюдия и фуга (трехголосная) / Prelude and Fugue (in Three Parts) «Приём в пионеры» / «Becoming a Young Pioneer».
3. Прелюдия и фуга (трехголосная) / Prelude and Fugue (in Three Parts) «Вечерняя песня за рекой» / «An Evening Song beyond the River».
4. Прелюдия и фуга (двухголосная) / Prelude and Fugue (in Two Parts) «В пионерском лагере» / «In the Young Pioneer Camp»
5. Прелюдия и фуга (четырехголосная) / Prelude and Fugue (in Four Parts) «Рассказ о герое» / «A Story about a Hero».
6. Прелюдия и фуга (трехголосная) / Prelude and Fugue (in Three Parts) «Праздник труда» / «Feast of Labour»