Что лучше для занятий: пианино или рояль?
Часто задаваемый вопрос. Ответ предельно прост.
Если речь идет о профессиональном пианисте или хотя бы о музыканте продвинутого уровня, то однозначно рояль. Но только давайте без фанатизма, как говорится.
У рояля двойная репетиция, что позволяет добиться больших технических возможностей исполнителю, если, конечно же, он на них способен. У рояля несколько иная энергетика звука, более концертная, насыщенная, условно выражаясь. Бытует мнение, что там, где начинается рояль, любое пианино заканчивается. Отчасти это правда, если не бросаться в крайности. То есть, если не сравнивать рояль Красный Октябрь или китайский Ritter с пианино Bechstein, Steinway and sons, и прочими представителями высочайшего уровня фортепианного производства.
Если же речь идет о начинающем или чуть продвинутом исполнителе, то абсолютно нет разницы, на чем он занимается. Там иные критерии, которые желательно учесть, и о них мы рассказали в статье «Пианино для начинающих».
Конечно, рояль – это очень красиво, стильно, отчасти величественно, что может оказаться хорошим стимулом к занятиям. Разве только с этой стороны есть смысл приобрести рояль изначально. Но чисто с технической точки зрения в этом необходимости нет.
Компания «Мир-Пиано» продает рояли, и нам бы желательно говорить, что, мол, конечно же, только рояль! Обязательно рояль! Они же всегда намного дороже пианино, и продать их гораздо выгоднее. Но давайте остановимся не на моменте выгоды, а на истине. В чем технические преимущества рояля перед пианино?
Двойная репетиция в механике. Дает дополнительные плюсы пианисту-профессионалу. Но начинающему исполнителю этот плюс ровным счетом ни о чем.
Более мощный, концертный звук. Но разве начинающий пианист сразу играет концертные произведения?
Рояль способен озвучить бòльшее пространство, нежели пианино. Но даже в элитных квартирах и домах, где площадь зала запросто может достигать 100 квадратных метров, этот плюс мало актуален, так как достойное пианино высокого уровня так же легко справится с этой задачей.
Вывод прост.
Начинать можно и с пианино, и с рояля, вопрос только в том, что рояль всегда дороже. Если это позволительно и очень хочется, то приобретайте рояль и радуйтесь его эстетике и великолепным техническим возможностям. Если же по каким-то причинам рояль купить не представляется возможным, приобретайте достойное пианино и поверьте, что при начальном уровне обучения ни в чем не проиграете человеку, который свой фортепианный путь начал с рояля!
Источник
Фортепиано, пианино и рояль — отличия и особенности
Говоря об этих трёх инструментах большинство людей скажет, что фортепиано и пианино это одно и то же, а также отметит, что рояль сильно отличается от них. В этой статье будут разобраны основные ключевые конструктивные особенности фортепиано, его история и виды.
Впервые слово «фортепиано» появилось в начале XVIII века в Италии, именно так назывался инструмент, сконструированный клавесинным мастером Бартоломео Кристофори. Клавесин при игре воспроизводит звуки одинаковой громкости, поэтому работая над своим инструментом Кристофори приследовал цель внести в звучание инструмента динамику чтобы издаваемый звук мог иметь различную амплитуду, иначе говоря громкость. В 1709 году мастер изготовил первый «клавесин с тихим и громким звуком», со временем за инструментом закрепилось название фортепиано (piano — тихо, forte — громко). Мастер заменил в клавесине щипковый механизм звукоизвлечения на более сложный рычажный молоточковый механизм, который обеспечивал прямую зависимость громкости звука от силы нажатия на клавишу. Уже к середине XVIII века фортепиано распространилось по всей Европе с незначительными изменениями механики.
В конце XVIII — начале XIX веков независимо друг от друга на территории Австрии и США изобретатели Мюллер и Хокинс разработали вертикальную конструкцию фортепьяно, в которой рама, тогда ещё стальная, располагалась перпендикулярно клавишам.К дошедшему до наших дней виду фортепиано пришло после 1850 года, именно тогда стальная рама была заменена на решётчатую чугунную. Отличием пианино от первоначального фортепиано стала компактность — инструмент стал занимать меньшую площадь, но вместе с тем значительно снизилась его громкость. На сегодняшний день максимальная высота пианино достигает 1,4 метра.
В 1821 году немец Себастьян Эрар внёс одно из ключевых изменение в механику фортепиано — механизм двойной репетиции. Суть механизма заключалась в том, что молоточек приходил в исходное положение самостоятельно, а повторный удар не требовал полного возврата. Благодаря этому у пианистов появилась возможность быстрого нажатия одной и той же клавиши нужное количество раз для исполнения сложных пассажей. Другая особенность механизма двойной репетиции заключалась в том, что он мог быть встроен только в горизонтальную конструкцию фортепиано. По понятным причинам в пианино не может быть использован механизм двойной репетиции, а молоточек возвращается назад при помощи проволочной петли. Именно с появлением изобретения Эрара и произошло обособление рояля как частного вида фортепиано. Название «рояль» инструмент приобрёл за своё богатое звучание.
На текущий день слово «фортепиано» обозначает класс клавишных инструментов, а пианино и рояль это частные случаи, каждый из которых имеет свои конструктивные особенности. Говоря об истории и конструкции этих инструментов, мы плавно подошли к основному различию между пианино и роялем. Главным элементом звукоизвлечения фортепиано является резонансная дека, вибрации которой и создают насыщенный и объёмный звук. Соответственно, от её площади зависит амплитуда звучания. Выше уже было упомянуто, что высота современного пианино не более 140 см, в то время как длина кабинетного рояля варьируется от 150 до 160 см. При одинаковой ширине инструментов очевидно, что площадь резонансной деки рояля весьма больше и произведение, исполненное на рояле, будет звучать ярче и выразительнее.
Суммируя всё выше сказанное, уместно будет сделать следующие выводы:
- Термин фортепиано на сегодняшний день трактуется профессионалами и педагогами как класс инструментов, включающий в себя пианино и рояль.
- Пианино обладает высокой компактностью в сравнении с роялем, но менее выразительным звучанием.
- Рояльная механика имеет механизм двойной репетиции, который не может быть использован в механике вертикального фортепиано.
Источник
Все, что нужно знать о рояле
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Рояль представляет собой сложный музыкальный инструмент, в составе которого имеется большое число взаимозависимых элементов. Благодаря слаженной работе всех составных фортепиано, внутри корпуса образуется и распространяется звук.
История появления инструмента
Как и другие сложноустроенные механизмы, рояль – это результат упорного труда большого количества мастеров. Помимо этого, его возникновение связано с неожиданными изобретениями, а также с новыми материалами и уникальностью подхода к конструктивной работе. Первый рояль появился еще в XVIII веке, а вернее в его начале. Инструмент представлял собой неусовершенствованный клавесин, который издавал кантиленные звуки, нравящиеся публике.
Приспособление представил народу Бартоломео Кристофори. Этот человек смог сконструировать механизм, что управлял молоточком, оснащенным войлочным окончанием. Он и бил по струнам. Изобретение Кристофори вызвало большой интерес у мастеров из Европы, но так как устройство было довольно дорогим и сложным в создании, оно не изготавливалось большими партиями. Уже в XIX веке начали появляться компании, которые производили фортепиано массово.
В связи с расширением темпов производства роялей, а также усовершенствованием механики, они начали широко использоваться в регионах Германии, Италии, Франции, а также России и Америки.
Устройство
Дека считается «сердцем» рояля, так как в ее функции входит образование и воспроизведение звуков. Однако, по мнению специалистов, особенности механизма клавиш обеспечивают фотепиано уникальным свойством передачи динамических оттенков, что плавно переходят от forte к piano. Благодаря данному нововведению данный музыкальный инструмент превосходит все остальные.
В клавишном механизме находятся клавиши, количество которых равняется 88. Помимо этого, в нем присутствуют молоточки, демпфера, а также система передаточных рычагов. В узловой механике располагаются узлы и детали из древесины, кожи, металла, войлока.
Основные части механики и их функции.
- Молоточек с головкой, которая обтянута упругой тканью, например, лосиной кожей. В случае подскакивания вверх он производит удар по струне. Молоточки располагаются под струнами.
- Шультер – это выступ, который сосредоточен на основе молотка и приводит его в движение.
- Шпиллер представлен рычагом с особой формой. Его конструкция направлена на то, что после удара молотка о струну последний отводится в сторону. В ходе такой манипуляции образуется место для падения молотка без каких-либо препятствий. Все это обеспечивает свободу колебания струн.
- Мягкая подложка для молотка.
- Глушитель. Данный элемент освобождает струну при нажатии клавиши. Он же глушит струны все остальное время.
Дека рояля производится из древесины высокого качества. Она имеет вид щита, расположенного снизу струн и зафиксированного во внутренней части корпуса. Струны на фортепиано – это основной источник звука, они производятся из прочной стальной проволоки. Этот элемент должен быть чистым, упругим и однородным. Чугунная рама – это важная часть фортепиано, в ее функции входит принятие на себя суммарного натяжения струн. Последние в музыкальном инструменте могут весить 20 тыс. кг.
В некоторых случаях для уменьшения массы оборудования рамы производят из алюминия. В деревянном корпусе рояля располагаются все детали, которые были перечислены выше. Педали – это «душа» рояля, навыки их использования определяют возможность пианистического искусства. Этим элементам характерен рычажный тип, управляют им при помощи ног.
Функции рояля с 2-мя педалями:
- левая формирует тихое звучание;
- правая необходима для продолжения звучания струн, их резонирования и более полного звучания.
Музыкальный инструмент с 3-мя педалями способен выполнить все вышеперечисленные задачи. В этом случае средний элемент необходим для продолжения звучания или басового регистра. В настоящее время некоторые производители использую 4-ю педаль с названием harmonic.
Чем отличается от пианино?
Термином «фортепиано» определяют как рояль, так и пианино. То есть все они обозначают механизм, с помощью которого извлекаются звуки. Одним из отличий рояля и пианино являются размеры. Второй намного меньше, его можно расположить в небольшой комнате. Помимо этого, у пианино отсутствует репетиционный механизм, который важен при создании трелей, а также скоростной игры.
Рояль от пианино отличает еще и горизонтальное расположение струн, насыщенность звука и чувствительность клавиатуры.
Фортепиано – это распространенный музыкальный инструмент, на нем учатся играть в музыкальной школе. Он представлен в широком разнообразии, поэтому каждый желающий может выбрать для себя оптимальный вариант. Типы данного музыкального инструмента – это широкий ассортимент приспособлений с полной клавиатурой. Нередко музыкантами используются черный и белый рояль.
По размеру
Вес и габариты музыкального инструмента бывают различными, согласно этим критериям выделяют такие типы фортепиано:
- малый имеет длину от 120 до 150 см;
- детский – 150-160 см;
- средний – 160-170 см;
- для гостиной – 170-180 см;
- профессиональный – 180 см;
- для зала – 190 см;
- для большого зала – 200 см;
- небольшой концертный – 220 см;
- концертный – 270 см.
Вес рояля также может быть разным:
- электронный – до 150 кг;
- кабинетный – 250-300 кг;
- домашний – до 350 кг;
- салонный – 300-330 кг;
- концертный – от 500 до 1000 кг.
По назначению
Согласно назначению фортепиано бывает таких типов:
- профессиональные – эти музыкальные инструменты часто используются музыкантами-профессионалами;
- любительские нашли свое применение в домашнем музицировании;
- обучающие акустические рояли используют при обучении музыкальному искусству;
- интерьерные кабинетные фортепиано способны оригинально украсить помещение;
- статусные инструменты создаю имидж своему владельцу;
- антуражные концертные рояли – достойный вариант для шоу, представлений, инсталляций;
- самоиграющие приспособления нужны исключительно для развлечений;
- аутентичные музыкальные инструменты помогают с особой точностью исполнить музыку определенного исторического периода;
- универсальные – это фортепиано, в которых сосредоточены несколько функций.
Лучшие бренды
Популярными производителями роялей можно назвать следующие бренды.
- Petrof. Музыкальные инструменты этой компании характеризуются уникальностью дизайна, а также ручным изготовлением деталей.
- Weber. Фирма предлагает бюджетные варианты фортепиано. Компактные рояли данного бренда пользуются большим спросом в настоящее время.
- Samick. Молодая компания-изготовитель роялей, производство сосредоточено в Южной Корее. Реализуемые инструменты характеризуются чистотой звука, глубоким звучанием, а также точной клавишной механикой.
- Yamaha. Наиболее известный бренд из всех существующих. Японские инструменты имеют выразительное звучание и хороший резонанс. Помимо этого, данные рояли характеризуются чувствительностью клавиш, а также глубоким и насыщенным звуком. Недостатком изделий можно назвать их крупные габариты.
- Bechstein. Рояли этого бренда производят из прочных и высококачественных материалов. Недостатком продукции принято считать их высокую стоимость.
Настройка
Для того чтобы настроить фортепиано, потребуется подготовить:
- клин для заглушки;
- темперационную ленту;
- настроечный ключ;
- тюнер электронного типа.
Процедура настройки музыкального инструмента состоит из таких этапов.
- Изначально следует настроить первую октаву, а именно ноту «ля». Для этого выбирают одну струну, остальные стоит зажать резиновым клином путем его фиксации между струнами. После определения вирбеля нужно поворачивать колок ключом до того момента, пока не будет зафиксирована нужная вибрация. Последняя обозначается на тюнере. Струны должны натягиваться аккуратно и без спешки.
- Когда хоровая струна будет настроена, потребуется переставить клин, чтобы 1-я и 2-я струны были освобождены. 3-ю стоит глушить. Ключ переставляется на колок 2-й хоровой струны. Второй колок должен поворачиваться до того момента, пока не будет услышано звучание нескольких струн в унисон. Лучше настраивать струны при помощи электронного тюнера, однако на слух процедура проводится быстрее.
- Мастеру потребуется повторить два вышеописанных пункта для каждого хора 1-1 октавы. После этого она должна использоваться в качестве эталонной, и по ее примеру стоит настраивать на слух остальные.
Как играть?
Научиться играть на рояле сможет каждый человек в любом возрасте. Для того чтобы занять правильное положение за инструментом, стоит учесть такие моменты:
- высоту стула и посадки – локти должны размещаться на уровне клавиатуры либо немного выше нее;
- участок стула, который может быть занят – не стоит располагаться на всей площади сиденья, человек должен занимать третью часть стула;
- дистанцию между клавишами и корпусом, которая у взрослого человека должна составлять 0, 3 метра;
- расположение ног должно быть таким, чтобы человек опирался на полную стопу;
- осанку.
Даже без знания нот желающий способен научиться играть на рояле. В первую очередь потребуется попробовать извлечь аккорды, далее связать их созвучиями, а уже после этого построить музыкальные отрывки. Специалисты советуют сесть за фортепиано, нажав его правую педаль, после этого поочередно нужно жать исключительно на черные клавиши при помощи левой и правой кисти. Не рекомендуется жать на несколько клавиш одновременно.
Если знакомство с клавишами уже произошло, то можно попробовать сыграть мелодию из 3-х нот, а именно «до», «фа», «соль». Чтобы самому научиться играть на музыкальном инструменте, понадобится поставить себе цель и идти к ней.
Чтобы рояль прослужил как можно дольше, владельцу стоит правильно за ним ухаживать. Внешнюю поверхность инструмента следует вытирать сухой мягкой тканью, при этом не прижимая тряпочку. Специалисты не рекомендуют натирать фортепиано жирным мебельным полиролем. Ухаживать за приспособлением лучше с помощью специальных средств, как вариант можно использовать Pronto. При уходе за пианино не стоит ограничиваться исключительно протиранием внешней поверхности. Так как внутри рояля может накапливаться пыль, рекомендуется чистить его изнутри. Схема выполнения процедуры следующая:
- рояль отодвигается от стены;
- его задняя стенка пылесосится, протирается слегка увлажненной тканью;
- фортепиано разбирается, из него извлекают механику;
- пылесосится внутренняя часть инструмента;
- все поверхности вытираются куском мягкого сухого материала;
- снимаются клавиши, после чего их чистят от жира и пыли;
- инструмент собирается.
Слишком сухой и достаточно влажный воздух в помещении может негативно сказаться на состоянии рояля. Это часто становится причиной деформации деревянных частей инструмента. Помимо этого, высокая влажность может повлечь коррозию металлических элементов изделия.
Оптимальной температурой для хранения фортепиано считается 12-25 градусов тепла. Влажность воздуха в помещении должна находиться в диапазоне от 40 до 60%. Устанавливать фортепиано стоит на расстоянии полутора метров от окна и батареи.
После транспортировки музыкальный инструмент необходимо настроить, а также заняться регулировкой его механизмов.
Источник