Каденция
Сегодняшняя тема — КАДЕНЦИЯ. Слово это применяется частенько для обозначения совсем разных вещей. Но некий обобщенный смысл его сводится к понятию «заключение» или «завершение». Или «концовка». В контексте теории музыки «каденция» означает некоторое итоговое, завершающее построение. Это может быть несколько тактов или всего два аккорда. Или — в одноголосном сочинении — только две-три нотки. Главное — не количество, а смысл: это резюме, итог, росчерк, прощальный взмах руки.
Однако, каденции встречаются в музыке значительно чаще, чем собственно окончания пьес. Ведь музыкальное произведение — если оно не написано безграмотно — всегда имеет структуру, состоит из целой системы вложенных «поддиректорий». то есть, частей, разделов, подразделов, вплоть до крошечных, более или менее самостоятельных кусочков (может быть, до отдельных тактов). Каждая из этих частей несет в произведении свой смысл, ее нельзя просто выкинуть — об этом мы будем говорить на уроках музыкальной формы. И — заметьте — каждая из частей, даже самая крошечная, имеет свое начало, свое развитие, кульминацию и заключение. Вот в заключении, роль которого как раз и играют каденции, содержится самый смысл. Именно различая виды каденций, можно легко определить смысл и роль данной части в содержании целого. Собственно, анализ формы произведения как раз сводится к классификации каденций в нем.
Вот и получается, что каденция — вроде оптического фокуса. При всей ее простоте и краткости на ней держится все содержание музыки. Музыка просто-таки живет от каденции к каденции. Посудите сами, вот несколько примеров — обрывков аккордовых последовательностей. Мелодии, или недостающие куски можете досочинить сами. А вот концовки сравните на слух, Вам будет слышно, насколько меняется впечатление от примера, окончательный смысл его от применения разных завершений. То есть, каденций. (примеры: [1] [3] [5]). Как видите, даже при прочих равных условиях (тональность, фактура, темп, и т.п.) каденции могут выражать целый спектр эмоций — от парадно-утвердительной до вопросительной.
Теперь от лирики перейдем к науке, если Вы не против. Итак, по каким признакам каденции различаются в гармонии. Каденция может быть «автентической»: когда при подготовке заключительного аккорда звучит только доминантовая сфера. То есть, сочетания (D-T, T-D-T) и подобные им. Именно доминанта — как сильный «мужской» аккорд, придает каденции решительность и безапелляционность.
«Плагальная» — то же, но с применением субдоминанты (T-S-T, S-T, T-S) и т.п. Напротив, отличается мягкостью, женственностью, сомнением.
«Полной» называется каденция с участием всех трех функций лада (буковки, надеюсь, можно уже не писать). В основном в такой каденции субдоминанта служит осторожной подготовкой, затем доминанта вносит резкую неустойчивость и стремление к разрешению, ну и тоника — сами понимаете, она и в Африке тоника. Полные каденции чаще можно встретить в самом начале формы (потому что они демонстрируют тональность со всех трех ее сторон, настраивают уши слушателей в нужное русло) и, разумеется, в самом конце (потому что порождают чувства стабильности и удовлетворенности, более, чем уместные в конце музыки).
Дальше, каденция может быть «половинной» — когда, скажем, доминанта так и не разрешается в тонику, а остается висеть в воздухе. Сами понимаете, никак нельзя писать такую каденцию в конце произведения — от слушания такой неудовлетворенности можно стать душевнобольным. То есть, это годится для связывания частей формы между собой. Например, такой каденцией мы закончили решение кусочка задачи по гармонизации. Вспомните (урок 4), не правда ли, очевидно, что продолжение еще впереди?
Есть такая байка, про Баха, которого ученики доводили до бешенства. Ученик нажимал на клавиатуре какой-нибудь неустойчивый аккорд и вскакивал, бросив его неразрешенным. Не в силах этого стерпеть, Бах подбегал — и разрешал несчастный аккорд. А ученик тем временем бегал вокруг инструмента с хохотом. Бах гнался за негодником, а тот, пробегая мимо клавиатуры, хватал еще один диссонирующий аккорд, зная, что Бах ничего не сможет ему сделать, пока этот аккорд не разрешит снова. Может быть, это враки — но правдоподобные!
Так-с. Кроме того каденция бывает «совершенной» и «несовершенной» — смотря по тому, как ведет себя мелодия (имеется в виду не верхний, а главный голос. Он ведь может оказаться и не вверху). В совершенной каденции мелодия должна придти именно к тонике и именно в сильную долю такта. Если же заключительный аккорд оказывается в положении терции, либо попадает на слабую долю — такая каданция «несовершенна» и естественно, не годится для заключения целой пьесы.
Кроме того, есть еще один, особенный, вид каденции — «прерванная», или «прерванный оборот». Это случается тогда, когда вместо ожидаемого тонического трезвучия внезапно звучит другой аккорд тонической группы, то есть III или VI ступень. Оба эти созвучия, как мы уже знаем, имеют право играть роль тоники после какого-либо неустойчивого аккорда. Однако, они гораздо менее устойчивы, они смягчены, благодаря чему слушатель испытывает нечто вроде ласкового шока, сюрприза. Естественно, после прерванной каденции совершенно необходимо дописывать какой- то дополнительный кусочек, чтобы вознаградить слушателя за эту неожиданность и довести музыкальную мысль до логической точки. Относительно правописания: при разрешении доминанты в VI-ю ступень допускается удваивать терцовый тон, иначе либо возникает совершенно непотребная суета в голосах, либо появляются параллельные квинты (помните, это считается грубой ошибкой!). То есть, выглядеть должно примерно так (см. рис.) Вот, как звучит прерванный оборот с VI-й ступенью (пример), или в миноре (пример). А вот как — с III-й ступенью (пример). Ну, и потом должно следовать все-таки успокоение (пример).
Теперь самое время познакомиться с одним специфическим аккордом, который можно встретить исключительно в каденциях. Он так и называется — «кадансовый». По сути, это тонический квартсекстаккорд (T6/4). Его также принято обозначать просто буквой «К». Если видите где-нибудь квартсекстаккорд первой ступени — ищите там каденцию, признак очень надежный. По нотному составу кадансовый является простым тоническим квартсекстаккордом. В четырехголосном изложении в нем удваивается бас, то есть квинтовый тон. Ставится этот аккорд перед доминантой (естественно, в каденциях, где она присутствует, то есть, почти всегда). Обычно кадансовый не создает проблем с гладким голосоведением, используйте его смело. Например, если в каденции Вы пишете последовательность (T-S-D-T) — полная каденция, — то вполне уместно будет вставить его в середине (T-S-K-D-T). Или в каденции (T-D-T) (пример) Вы можете первую тонику просто построить в виде квартсекстаккорда (K-D-T) (пример). Иными словами, кадансовый аккорд заменяет собой тонику, но, поскольку имеет в басу все же доминантовую ноту, отличается неустойчивостью, как бы «обещает» доминанту. С другой стороны, это созвучие при желании можно считать даже доминантой! Только с задержанием в двух голосах.
Кроме того, совсем необязательно сочетать кадансовый квартсекст с доминантой непосредственно. Например, между ними вполне можно всунуть опять субдоминанту. Дело в том, что «обещательная» окраска кадансового так сильна, что сохраняется даже сквозь постороннее созвучие, несколько секунд. И взятие доминанты после этого все равно воспринимается, как продолжение каденции (пример). Слышите, после кадансового у меня звучит аж септаккорд II-й ступени — очень сильная субдоминанта. И бас, которму кадансовый аккорд так старательно готовил доминантовое «ложе», вдруг прыгает в сторону! И тем не менее, следующая доминанта звучит как продолжение кадансового, согласны?
Вот, теперь, кстати, можно объявить, что мы знакомы со всеми тремя «законными» случаями, когда встречаются квартсекстаккорды. Теперь можете запомнить: трезвучия применимы везде, секстаккорды — только в качестве украшения трезвучия и в его «сопровождении», но тоже где угодно. А вот квартсекстаккорды бывают только трех видов: проходящие, вспомогательные и кадансовые. Все! Любой случай, не подпадающий под эту схему, выходит за рамки классической школы гармонизации. И Вы можете себе это позволить, только «съев собаку» именно в классической школе. Иначе кустарщина будет звучать почти наверняка. Не прыгайте через ступеньки, имейте малость терпения!
Источник
Кадансовый оборот ноты для
См. также решение задач
Бригадный — Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов 99 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Абызова 131 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Алексеев №№35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44
Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
Период — простейшая форма, выражающая относительно развитую и относительно законченную музыкальную мысль.
В тональном отношении периоды делятся на однотональные — оканчивающиеся в основной тональности, и модулирующие — оканчивающиеся в новой, иной тональности по сравнению с начальной.
В тематическом отношении разделяются периоды повторного строения (начала их предложений хотя бы отчасти тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства начал нет).
Строение периода может быть различно.
П. может быть построен из отдельных составных частей — предложений, к-рые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Период может не иметь составных частей.
Виды периодов:
из 2 предложений (П. повторного строения — Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); Нормативная продолжительность такого П. — 8 или 16 тактов
из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);
из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений — Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);
не делящийся на предложения (П. единого строения — Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);
особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).
П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4, 8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).
Распространены нарушения квадратности —
при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. — М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18—21),
реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),
усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),
при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),
вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).
Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций
1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.
После автентического заключения периода могут вводиться дополнительные заключения в виде плагальных каденций. Это делается для расширения масштаба периода или для более полного закрепления тональности (тоники). Например, 1-е предл. (4 такта), 2-е предл. (4 такта) + дополнительная плагальная каденция (2 такта). Всё вместе — 10-ти тактовый период.
2. По аккордовому составу каденции делятся на автентические (из аккордов D и T), плагальные (из аккордов S и T) и полные (из аккордов S, D и T). Полные каденции — разновидность автентических.
3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные.
Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко— половинной плагальной).
Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:
полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.
Полной совершенной каденция называется в том случае, если 1) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), 2) T53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы), 3) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (консонирующей — D53 или диссонирующей — D7, D9). 4) T53 звучит на сильной доле такта. Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной.
Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.
Кадансовый квартсекстаккорд
В кадансах доминанта очень часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеет внешнее сходство со вторым обращением тонического трезвучия. По местоположению в музыкальном построении и по интервалам от доминантового баса это созвучие получило название кадансового квартсекстаккорда. Обозначается оно буквой K (кадансовый) и цифровкой, соответствующей интервалам от баса — K64.
Бифункциональность и разрешение K64. Хотя K64 имеет внешнее сходство с T64, по своей функции он принадлежит D гармонии, являясь двойным задержанием к D. Поскольку K64 имеет D бас и верхние звуки, входящие в T53, его называют бифункциональным. K64 звучит напряженно и неустойчиво, он задерживает вступление D, а потом обязательно переходит в неё. Этот переход называется разрешение.
Голосоведение. В K64 обычно удваивается звук D. При разрешении K64 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки, как правило, переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей D.
Для половинной каденции такой плавный переход обязателен. В заключительных же каденциях при разрешении K64 в D нередко применяется скачок в верхнем голосе к терции или квинте D. При разрешении K64 в D бас его или остаётся на месте, или же делает октавный скачок, чаще нисходящий.
Метрические условия. В простых тактах K64 приходится на сильную (первую) долю, в сложных 4-хдольных или 6-тидольных K64 возможен на сильной или относительно сильной доле. В размере 3/4 K64 возможен и на второй доле.
Аккордовая подготовка. Перед K64 могут быть S,( II), T.
Перемещение. Как и все аккорды, K64 допускает перемещение.
Значение K64. K64 вносит в каденции новое звучание, дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода K64 максимально отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. В половинной каденции K64 своим напряжением усиливает временную устойчивость D, являющейся его разрешением.
Для серединных каденций типичен переход K64 в консонирующую D (D53), которая затем может перейти в диссонирующую (D2). В заключительных каденциях после K64 употребляется диссонирующая D (D7, D9).
Источник