Как брать ноты второй октавы

Волшебные клавиши

Ноты второй октавы.

Если вы выучили ноты первой октавы, переходим к изучению нот второй октавы.

Нота ДО второй октавы находится между 3 и 4 линейкой.

Нота РЕ второй октавы — на 4 линейке.

Нота МИ второй октавы — между 4 и 5 линейкой.

Нота ФА второй октавы — на 5 линейке.

Нота СОЛЬ второй октавы — над 5 линейкой.

Ноты ЛЯ второй октавы — на 1 добавочной.

Нота СИ второй октавы — над первой добавочной.

Дальше рассмотрим соответствия клавиш фортепиано и нот на нотном стане. Синим прямоугольником выделены ноты первой октавы. Красным — ноты второй октавы.

Источник

Блокфлейта. Школа Игры.

Сегодня мы продолжаем расширять диапазон. Как Вы помните, на прошлом уроке мы достигли нижней границы диапазона блокфлейты сопрано, познакомившись со звуком «до» первой октавы, это значит, что расширять диапазон мы можем только вверх.

И сегодня я даю Вам следующую ноту: «ми» второй октавы. С этой ноты в некотором смысле начинается новый этап в Вашем обучении. Аппликатура известных нам до сих пор звуков предусматривала либо открытый октавный клапан («ре» второй октавы), либо закрытый (все остальные звуки).

Вы не забыли, что октавным клапаном называется единственное отверстие с нижней стороны инструмента? Так вот теперь нам придется научиться закрывать октавный клапан не полностью. То есть прикрывается только часть отверстия, а часть остается открыта. Сначала, Вам может показаться это сложным, особенно при игре быстрых мелодий, но поверьте мне, уже через неделю занятий Вы измените свое мнение об этом. Итак, вот она эта нота:


Послушайте ее звучание

Аппликатура «ми» второй октавы не отличается от аппликатуры «ми» первой октавы за исключение октавного клапана. Он должен быть закрыт не полностью. Вот как это делается: большой палец левой руки немного сдвигается вниз по инструменту, не отрываясь от него, а лишь приоткрывая отверстие. Кисть левой руки остается неподвижной, двигается только большой палец.

Довольно скоро Вы найдете правильное положение и запомните его. Теперь давайте попытаемся извлечь этот звук. Поступим так: возьмем «ми» первой октавы и сдвинем большой палец левой руки вниз. Следует отметить, что звуки от «ми» второй и выше требуют более плотного дыхания. Вот как это должно звучать.


Послушайте ее звучание

Теперь Ваша очередь. Не волнуйтесь, если звук не получиться с первого раза. Пробуйте, слушайте и снова пробуйте. Несколько упражнений помогут вам закрепить материал этого урока. При игре обращайте внимание на четкость перехода с одной ноты на другую и не забывайте об атаке языком.

Теперь попробуем поиграть ми с другими нотами. Все играем только в медленном темпе! Помните, если Вы научитесь играть это медленно, то сможете сыграть и быстро, если не научитесь играть медленно, то быстро тем более не сыграете.

Важно научиться четко попадать на каждую ноту. Эти упражнения охватывают весь наш диапазон и все интервалы в пределах этого диапазона. Такие упражнения нужно играть каждое занятие минут 10. Вообще, любое Ваше занятие должно начинаться с продолжительных звуков. Об их пользе я уже говорил на предыдущих уроках. Вы настроите дыхание и заодно прогреете инструмент. Лучше их играть по такой схеме:

Не обращайте внимание на длительность нот. Каждый звук играйте на полное дыхание.

Что бы этот урок Вам не показался скучным и нудным, я предлагаю поиграть этюд, который я написал специально для этого урока. На что Вам нужно обратить внимание: первая фраза играется non legato, вторая staccato, и вторая фраза звучит тише первой, получается этакое эхо первой фразы. — означает не очень громко, а — тихо. Мы обязательно вернемся к нюансам исполнения в следующих уроках. Постарайтесь играть этот этюд в одном темпе, так, что бы у Вас не было мест, которые Вы играете быстрее или медленнее.


Послушайте ее звучание

Вот на сегодня и все. На следующем уроке не будет новых нот, мы пополним репертуар и поговорим о новых штрихах.
Успехов.

Источник

Ноты второй октавы на блокфлейте

Расположение нот на блокфлейте вы найдете на аппликатуре, которая есть у каждого инструмента.
Но к ней требуются некоторые пояснения для новичков. Особенно, когда требуется брать ноты второй октавы на блокфлейте. Например, на аппликатуре некоторые отверстия нарисованы наполовину открытыми.
На практике это совсем не то, чтобы отверстие было наполовину открыто и наполовину закрыто.
Если вы попробуете сделать именно так, то у вас, скорее всего, ничего не получится.
Потому что отверстие надо открывать не «наполовину», а на примерно 1/10.

как правильно закрывать нижнее отверстие блокфлейты «наполовину»

«О как!» — воскликнет читатель. На 1/10?! Да ещё и примерно! С линейкой и циркулем измерять отверстия, что ли?
Успокою. Измерять ничего не надо. Более того, объяснять в тексте тоже почти ничего не потребуется. Чтобы вы поняли как брать ноты второй октавы на блокфлейте посмотрите видео о том, как правильно закрывать нижнее отверстие блокфлейты при извлечении нот второй и третьей октавы Там показаны некоторые полезные упражнения.
Небольшое, но важное примечание: не будем разбирать как берутся конкретные ноты второй, третьей или четвертой октавы. Здесь это вовсе не суть. Главное, чтобы пальцы «запомнили» как сделать, чтобы при извлечении таких нот на блокфлейте нижнее отверстие было «полуоткрыто».
И ещё, будет показан видео-урок с аккаунта unagondolaunremo на youtube. Видео не на русском языке. Тем не менее, оно сделано настолько профессионально, что будет вам понятно и поможет понять как играть на блокфлейте ноты с полуоткрытым нижним отверстием:

Помните, что чем выше ноты тем сильнее надо дуть в блокфлейту.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях ниже. И поделитесь своими наработками, как у вас лучше всего получается извлекать ноты, у которых нижнее отверстие полуоткрыто. С какими трудностями встретились? Как их преодолели или ещё не преодолели? Обсудим все, а сейчас, если у вас ещё нет, получите свой экземпляр программы «Свирелька»:

Ноты второй октавы на блокфлейте : 2 комментария

Понятно расположение нот, но как играть несколько нот разом?

Несколько нот разом? Аккордом?
На флейтах аккорды не играют. Если в нотах Вы встретите аккорд, то играйте на флейте, например, только верхнюю ноту.

Добавить комментарий Отменить ответ

Научиться играть на блокфлейте


Ознакомительная версия бесплатно. В неё включены три мелодии для разучивания. Загрузка других мелодий после регистрации.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Как найти время для занятий

Времени всегда не хватает. Всем!
Если Вам не хватает времени для
занятий музыкой, посмотрите
рекоменддации, кому хватает:

Распоряжайтесь правильно
своим временем!

Источник

Занятие 7

Обучение на флейте продолжим разучивая три оставшиеся ноты второй октавы: ля и си. И ещё захватим третью октаву: начнем её с ноты до.

Вы помните с чего начинаются занятия на флейте? Играем длинные ноты!

Обычную гамму до мажор от до второй октавы вниз к до первой октавы. Каждую ноту играем с длительностью «на сколько хватает дыхания». Никуда не торопимся. Контролируем по часам сколько секунд нота звучит ровно без качания по громкости и по тону. Именно так! Ровно, стабильно, красиво. По другому не надо. Пусть будет покороче, но красиво.

Сколько секунд звучат ваши ноты? Пять, десять секунд ? После каждой ноты возьмите небольшую паузу на вдох и отдых. Не торопитесь. Никто за вами не гонится. Дойдите по нотам гаммы вниз и подымайтесь вверх обратно.

Кроме этого упражнения, ежедневно на занятиях играйте гаммы. Добавив к ранее разученным нотам три ноты этого занятия у Вас будет в арсенале полные две октавы и ещё нота до третьей. Этого хватит на много-много мелодий и, конечно, хватит на множество развивающих упражнений, которые будут разучены в самоучителе Обучение на флейте онлайн.

Нота ля второй октавы. Обучение на флейте.

Положение пальцев на флейте для ноты ля второй октавы показано на рисунке:

Как видите положение пальцев такое же как и для ля первой октавы. Так ставить пальцы на флейту вы уже умеете. Учиться извлекать ноту ля второй октавы на флейте проще от предыдущей ноты фа, которую вы разучили на прошлом занятии. Положение губ, направление и сила струи воздуха такое же. Звучит нота ля второй октавы:

Для отработки ноты используйте подготовительное упражнение 11 Школы игры на флейте:

И сразу переходим к следующей ноте:

Нота си строй октавы. Обучение на флейте.

Для этой ноты тоже не надо разучивать новые приемы дыхания, звукоизвлечения и положение пальцев. Все Вам уже знакомо. Итак, положение пальцев для си второй октавы на поперечной флейте:

Звучит си второй октавы:

Подготовительное упражнение для ноты си второй октавы. В упражнение есть новое, на что следует обратить внимание: в нем учимся играть как можно дольше на одном дыхании:

  1. Берем дыхание не между тактами, а после длинных нот. Такой способ брать дыхание правильный. Как бы быстро и энергично ни брать дыхание, все равно в этот момент в игре получается пауза. Лучше всего, чтобы эта пауза совпадала с паузой в мелодии, но так получается редко, ведь композитору главное красота мелодии, а не удобство исполнителя. Поэтому правильно делать паузу на вдох в конце (и за счет) длинной ноты. Так слушателю будет менее заметна пауза в мелодии. И, конечно, никогда вдох не делается на нотах под лигой — ещё раз повторим — это грубая ошибка в игре. Ничем её не прикрыть и не исправить.
  2. Вторая особенность дыхания в упражнении № 12 разные временные промежутки между вдохами — после второго вдоха попробуйте проиграть мелодию до конца строки. Это три с половиной такта! Если сразу не получится продлить игру на такой период, то возьмите дыхание где будет удобно с учетом замечаний в первом пункте.

Нота до третьей октавы. Обучение на флейте.

И последняя новая нота на занятии — до третьей октавы. Положение пальцев показано на рисунке:

Звучит нота до третьей октавы:

Сложности в извлечении ноты до третьей октавы не возникнет. Впрочем так будет, если вы до сих пор прилежно выполняли все упражнения, которые предлагал Самоучитель игры на поперечной флейте, а значит к этому моменту уверенно извлекаете ноты второй октавы.

Ноты выше до третьей октавы пока разучивать не будем. Впереди множество этюдов, пьесок, мелодий, которые не подымаются выше этой ноты. Начинающему флейтисту работы на многие месяцы.

Лучше разучим еще одно упражнение на развитие длительности дыхания: подготовительное упражнение № 13 из школы игры на флейте. Особенностью этого упражнения является то, что дыхание надо научиться брать через четыре такта! В упражнении ноты четвертые и половинные, штрихи игры деташе и легато, что само по себе для начинающего не просто, но главное это попробовать сыграть на одном дыхании сразу четыре такта, затем короткий вдох и ещё четыре такта игры. В конце строки есть пауза, можно вдохнуть поглубже и еще раз повторить дважды четыре такта на одном дыхании.

Сначала такой ритм дыхания покажется трудным, но продолжайте тренировки. Если будет совсем трудно, попробуйте сыграть подряд на одном вдохе хотя бы первые четыре такта в строке и повторить вдох после шестого и восьмого тактов. Со временем дыхание флейтиста развивается и сыграть четыре такта на одном вдохе будет сущим пустяком. Даже говорить о таком упражнении будет ни к чему, а сейчас тренируйтесь! 🙂

Источник

Занятие 5

Аппликатура флейты, — это не что иное, как обозначение состояния клапанов (открыт/закрыт) на инструменте для каждой ноты. Иногда на аппликатуре обозначают каким пальцем закрывать тот или иной клапан. Поэтому некоторые такую схему называют «пальцовкой». Хорошо, что не распальцовкой 😉

На предыдущих занятиях самоучителя игры на флейте вы частично познакомились с аппликатурой поперечной флейты. На них была показана аппликатура флейты для следующих нот:

  • ре и до второй октавы;
  • си, ля, соль, фа, ми первой октавы.

Сейчас распространены поперечные флейты, на которых аппликатура французской системы. Вот как выглядит аппликатура флейты на картинке:

На картинке на нотном стане показаны ноты всего диапазона флейты от первой до четвертой октавы. Под нотным станом расположены графические схемы с указанием открытых и закрытых клапанов. Синим цветом закрашены альтернативные варианты аппликатуры — одну и ту же ноту можно извлечь разным набором открытых/закрытых клапанов флейты.

Если на нотном стане показаны две ноты, например, ми первой и ми второй октавы, это означает, что обе эти ноты извлекаются при одном и том же положении пальцев на инструменте. Разная высота ноты, в этом случае, достигается другими приемами, например, изменением силы и направленности струи выдуваемого воздуха.

На картинке присутствует аппликатура флейты четвертой октавы, но думать о ней начинающим флейтистам не приходится… Так, только посмотреть 🙂 Потребуется много-много часов прилежных занятий, чтобы флейтист мог сыграть эти ноты. Но все в Вашей власти, читатель!

А мы продолжим занятия самоучителя игры на флейте и разучим на этом занятии аппликатуру для нот ре и до первой октавы. Разучив их и учитывая, что аппликатура флейты для нот второй и третьей октав повторяется, ваши знания для начинающих флейтистов станут вполне достаточны для игры. В дальнейшем добавятся ещё диезы и бемоли и вам станут доступны большинство мелодий.

Нота ре первой октавы. Поперечная флейта.

На предыдущем занятии была разучена нота ре второй октавы.
Как вы догадались, это сделано, чтобы подготовить читателей к новым испытаниям 😉

Дело в том, что в ноте ре первой октавы есть два момента:

  • один простой, это положение пальцев. Оно почти такое же как и для ре второй октавы (только добавляется нажатие указательным пальцем левой руки). Если считать от ноты ми, тоже изменений в положении пальцев тоже будет не много. В общем, аппликатура для этой ноты никаких затруднений не вызовет.
  • второй момент это извлечение ноты ре первой октавы, а извлечь её будет не так-то просто. Нота с характером и подается не сразу. Впрочем, если вы легко извлекаете уже ноты фа и ми первой октавы, то ре пойдет легче.

Положение пальцев левой руки для ноты ре первой октавы:

  • большой палец нажимает клапан си (1);
  • указательный нажимает клапан до (2);
  • средний нажимает клапан ля (3);
  • безымянный нажимает клапан соль (4).

Положение пальцев правой руки для ноты ре первой октавы:

  • указательный нажимает клапан фа (7);
  • средний нажимает клапан ми (8);
  • безымянный нажимает клапан ре (9).

Возьмите флейту и извлеките ноту ми первой октавы, как было показано на предыдущем занятии. Теперь отпустите правый мизинец и одновременно нажмите правым безымянным пальцем клапан ре (9).

Движение не сложное, но требует некоторой координации: одновременное разнонаправленное движение — мизинец отпускает, безымянный нажимает. После некоторой тренировки это движение у всех получается хорошо.

Здесь начнет сказываться выполнение вами рекомендаций самоучителя: на втором занятии показаны упражнения на развитие координации и подвижности пальцев флейтиста. Если вы их регулярно выполняете, то играть на флейте будет легче и интереснее.

Теперь пробуем извлечь ноту ре первой октавы. Рекомендация следующая: попробуйте извлекать ре не саму по себе, а последовательно ноты фа, ми, ре.

Фа и ми первой октавы вы уже научились извлекать на предыдущем занятии, и в такой последовательности нота ре получится легче. Скорость потока воздуха следует несколько убавить. Дуть тише и точнее в дульце.

Звучит нота ре первой октавы на флейте:

Полезной будет и такая тренировка: нота ми / нота ре. Воздушный поток для этих нот очень схож, а два пальца правой руки меняют положение:

  • для ми — безымянный свободен, мизинец нажат;
  • для ре — безымянный нажат, мизинец свободен.

Так намного легче освоить ноту ре первой октавы на флейте.

Попробуйте сыграть простую мелодию в которой задействован ноты, которые вы уже освоили. Русская народная песня «Во поле береза стояла» (да простят меня преподаватели флейты в музыкальных школах!):

Темп мелодии на видео замедлен, чтобы было легче повторить для начинающего флейтиста. Если и такой темп покажется слишком быстрым, то установите на свой компьютер обучающую программу Свирелька и выберите комфортный для себя темп проигрывания. Ноты мелодии возьмите на сайте блокфлейты www.svirel.org

Аппликатура флейты — разучите вместе с программой Свирелька:

Нота до первой октавы на флейте

Разучим самую нижнюю ноту на ученической поперечной флейте. Это нота до первой октавы.

Положение пальцев (аппликатура флейты) для этой ноты почти такое же как для ноты ре. К ним добавляется правый мизинец, который нажимает одновременно ролик 10а и рычаг до (10б).

Перечислять положение пальцев не буду, все и так видно на картинке. Повторю, что после того как возьмете флейту для ноты ре первой октавы, опустите мизинец и нажмите одновременно и ролик 10а и рычаг 10б.

Попробуйте несколько раз без извлечения звука, только пальцами перебрать ноты ре и до первой октавы. Никаких трудностей не возникнет — достаточно будет поднять и опустить правый мизинец. Все нажимается достаточно удобно.

Теперь попробуйте извлечь ноту до. Это самый низкий звук на ученической поперечной флейте и извлекать его следует самым тихим по скорости потоком воздуха. Так же как при разучивании ноты ре помогал переход ми/ре, так и теперь, при разучивании ноты до, примените переход ре/до.

Получиться должно так (нота до первой октавы):

Нота до первой октавы не простая. Может сразу и не поддаться. Торопиться не следует — некоторым флейтистам требуется несколько дней, чтобы получилась красивая нота до. И даже, когда получится, все равно надо будет регулярно ее проигрывать на репетициях, чтобы навык игры на флейте этой низкой ноты закрепить и всегда держать на достойном уровне.

Для этого следует ежедневно проигрывать упражнения флейтиста и начать с гамм для флейты.

Музыкальная пауза.
«Шутка» Баха и «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

Гамма до мажор

Для этой гаммы Вы умеете играть уже все ноты. Вот как она звучит:


Вы тоже можете проиграть гамму как на видео, но будет очень полезно играть ее «длинными нотами». Начинать легче с верхней ноты и опускаться вниз, а затем подниматься обратно. Каждую ноту держать столько, сколько хватает вашего дыхания. Со временем дыхание будет развиваться и длительность нот увеличится, что очень хорошо! Такое упражнение можно назвать «раздувкой», а можно и никак не называть, но делать его надо буквально в начале каждого занятия на флейте. Еще раз для особо одаренных: выполнять упражнение с длинными нотами надо вначале каждого занятия на флейте. Это когда-нибудь, когда вы будете маэстро, сможете сами определять что вам надо, а пока делайте упражнение на длинные ноты.

Чтобы было интереснее играть гаммы, попробуйте сыграть ее терциями. Терциям это через ноту. Посмотрите как интересно получается:


В этот раз подготовительных упражнений из школы игры на флейте Н.Платонова не будет. Достаточно этих двух низких нот на поперечной флейте и гаммы (с раздувкой 😉 ), а вот на следующем занятии, когда пойдем с вами вверх по нотам, там будут и новые ноты и новые упражнения.

Перейти на занятие 6. Флейта онлайн. Ноты ми, фа, соль второй октавы

Аппликатура флейты

Занятие 5 : 3 комментария

Слово «надо» написано с ошибкой в «…что вам недо, а пока…»

Источник

Читайте также:  Дуэт ансамбль баян аккордеон
Оцените статью