Как быстро выучить гаммы фортепиано

Играем гаммы на пианино

Каким бы скучным ни было занятие – проигрывание гамм, без этого – никуда. Гаммы – это развитие моторики и беглости пальцев, постановка руки, выработка идеального звука и нужного звуковедения. А если вы играете гаммы на пианино двумя руками, то развиваете синхронность, внимание и координацию.

Чтобы на данном этапе не загружать вас лишней информацией, поиграем только одну гамму – до мажор. На одном из прошлых уроков я объясняла вам, что такое тональность до мажор. Кто подзабыл или не читал тот урок, напомню: до мажорная гамма – это звукоряд с тоникой ДО. А гамма – это не что иное, как звукоряд в тональности. До мажор – самая любимая тональность у всех начинающих. Почему? Потому что играется она только на белых клавишах.

Аппликатура для гаммы до мажор

Начать можно с любой руки. Поиграйте по одной – сначала левой, потом правой. Или наоборот. Кстати, если вы забыли нумерацию пальцев (правильно – аппликатуру), то можете вернуться в тот урок, где это объяснялось, но я повторю. Большой палец – первый, указательный – второй, средний – третий, безымянный – четвертый и мизинец – пятый.

Левой рукой играем гамму с пятого пальца, а правой – с первого.

Не нужно сразу пытаться сыграть гамму на пианино двумя руками – это сложно. Поэтому доведите до автоматизма каждую руку, а потом уже соединяйте. Играйте медленно, торопиться не нужно. Кисть руки должна быть слегка приподнятой, закруглённой. Клавиш касаемся кончиком подушечки – тем местом, где выступает верхушка ногтя. Кстати, обучение игре на пианино и длинные ногти – вещи несовместимые, увы.

Читайте также:  Диванчик с механизмом аккордеон

Так играют гаммы левой рукой:


А так – правой:

Когда вы освоите гамму до мажор, мы с вами перейдем на арпеджио. Новое слово и новое понятие. Тоже очень полезная штука. Только об этом я расскажу в следующий раз.

Кстати, гаммы на пианино могут звучать очень красиво и привлекательно:

Источник

Урок 1

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по — разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Гаммы для пианино

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Сложно представить более нудное занятие в жизни ученика пианиста, чем игра гамм. При этом опытные учителя не только не исключают эти упражнения из занятий, но и требуют уделять им большое внимание. Даже опытные пианисты с многолетней практикой посвящают много времени на отработку гамм. Стоит понять, чем полезны такие занятия и как подойти к ним правильно.

Что это такое и зачем нужны?

Гаммой называют последовательность звуков в восходящем или нисходящем направлении, образующую определённую тональность. Звукоряд выстраивается по особой формуле, определяемой ладом, от заданной ноты. Отработка таких упражнений преследует несколько целей.

  1. Ускорить освоение различных тональностей, которых в музыке существует 24 (на бумаге их больше за счёт энгармонических замен звуков). Разучивая гаммы, пианист привыкает к количеству знаков и аппликатуре, что облегчает запоминание художественных пьес, написанных в этих тональностях.
  2. Закрепить основы музыкальной грамоты, включая знание ладов и видов тональности.
  3. Развить механическую память. В результате части произведений, основанных на гаммообразном движении, будут запоминаться быстрее.
  4. Отработать технику исполнения, без которой невозможно исполнение виртуозных концертных произведений.

Игру гамм нередко сравнивают с разминкой для спортсменов или балерин. Подобно тому, как гимнаст не приступит к отработке сложных элементов программы с непрогретыми мышцами, профессиональный пианист не перейдёт к игре пьес с самого начала занятий.

Гаммы для пианино различаются по ладовой принадлежности, структуре и способу исполнения. В зависимости от музыкальных знаний и навыков пианисту доступны следующие виды упражнений.

  1. Игра гаммы в прямом виде в октаву (расстояние в 8 нот). Здесь руки играют одинаковые ноты вверх и вниз. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, от музыканта требуется здесь контролировать качество звучания, правильность подмены пальцев на каждой руке.
  2. Расходящаяся гамма. Это означает, что руки движутся на удаление друг от друга, а затем на сближение. Это упражнение часто комбинируют с гаммой в прямом движении.
  3. Гамма в терцию (расстояние между нотами в 3 ступени). Если левая рука начинает играть с ноты до, то правая стартует с ми. Поскольку руки находятся в одной октаве, это упражнение помогает улучшить координацию на небольшом пространстве. Для удобства можно перенести правую руку на октаву выше. В результате получится гамма в дециму.
  4. Гамма в сексту напоминает предыдущий вариант, но здесь руки меняются местами.
  5. Наиболее сложным типом гаммы считается звукоряд с терцовыми удвоениями. Такое упражнение учит вести одновременно 2 голоса одной рукой. При работе с ним важно добиться плавности и связности каждого интервала, и без точной аппликатуры тут не обойтись.

Игра звукоряда несколькими способами на фортепиано поможет отрабатывать навыки, избегая однообразия движений и звучания.

При появлении чувства усталости после гамм специалисты рекомендуют переключить внимание на этюды со схожими техниками.

Мажорные

Мажором называют светлый, радостный лад. Такую гамму можно построить от любой клавиши на фортепиано. Причём выбор первой ноты отразится на названии тональности. Так, до мажор будет начинаться с ноты до, а ре мажор начинают играть с ноты ре.

Натуральная мажорная гамма строится по принципу: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. В народной музыке она называется ионийской.

Помимо неё существуют другие разновидности.

  1. Гармонический мажор. От обычной гаммы его отличает низкая шестая ступень (ля бемоль в до мажоре). Это придаёт ему восточный колорит. Если дополнительно понизить вторую ступень, получится дважды гармонический лад.
  2. Мелодический мажор. Его отличия от натурального лада проявляются только при движении вниз, где понижаются 6 и 7 ступени.
  3. Мажорная пентатоника. Лад, лишённый полутонов, характерен для азиатской культуры. В отличие от европейских семиступенных аналогов, он состоит из 5 ступеней с двумя промежутками в полтора тона. Так, в тональности, начинающейся с до, будут отсутствовать ноты фа и си. А по чёрным клавишам сыграть мажорную пентатонику можно с ноты фа-диез.
  4. Блюзовый мажор. Его основой стала пентатоника с добавлением дополнительной третьей ступени. Так, в ладе от до одновременно присутствуют ми и ми-бемоль. В результате композитор, использующий этот лад, может активно использовать мерцание красок мажора и минора.
  5. Лидийский лад, который исполняется с высокой четвёртой ступенью. Его можно сыграть по белым клавишам от ноты фа.
  6. Фригийский лад, характеризующийся низкой седьмой ступенью. Соответствует звукоряду от соль, сыгранному по белым клавишам.

Особняком стоит хроматическая гамма, которая не относится к мажору или минору. Она образуется из звуков, расположенных строго по полутонам. А в аппликатуре задействуется всего по 3 пальца на каждой руке.

Минорные

Минором называют грустный, тёмный лад. Количество минорных тональностей соответствует мажорным. Пара тональностей с одинаковым количеством знаков называется параллельной. Примером тому становятся до мажор и ля минор, которые исполняются по белым клавишам.

Натуральный (или эолийский) минор выстраивается по формуле: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.

Его разновидности рассмотрим далее.

  1. Гармонический минор, который образуется посредством повышения седьмой ступени. При попутном повышении четвёртой образуется дважды гармонический лад.
  2. Мелодический минор, в котором при движении вверх повышают 6, 7 ступени, а в движении вниз заменяют натуральным видом.
  3. Минорная пентатоника. Здесь сохраняется структура из 5 ступеней без полутонов. Но гамма выстраивается по формуле, которая отличается от мажорного варианта: 1,5 тона – тон – тон – 1,5 тона – тон. По чёрным клавишам минорную пентатонику удобно играть от ноты ре-диез.
  4. Блюзовый минор. Подобно мажорному аналогу, в основе здесь лежит минорная пентатоника с добавленным звуком. В ля миноре им становится ми-бемоль, который используется наравне с чистой ми. Такой звукоряд популярен для гитарных партий в композициях, написанных в стиле блюз, рок и некоторых других.
  5. Дорийский минор отличается от натуральной гаммы высокой шестой ступенью. Его легко сыграть на белых клавишах от ноты ре.
  6. Фригийский лад, представляющий собой натуральный минор с низкой второй. Соответствует звукоряду, построенному по белым клавишам от ноты ми.

Одним из экзотических и редко используемых ладов считается локрийский. Его опорные звуки образуют уменьшенное трезвучие, поэтому его не относят к мажору или минору.

Его проще построить от натуральной минорной гаммы, понизив вторую и пятую ступень. По белым клавишам такой звукоряд получится от си.

Как играть?

Игра на фортепиано требует правильной посадки независимо от репертуара. Поэтому, исполняя гаммы, не нужно забывать о положении ног, спины и рук. Кроме того, игра технически сложных элементов требует умения правильно расслабляться. Зажатые плечи и локти приводят к быстрой усталости кистей и пальцев, что снижает качество занятий. А неумение распознавать сигналы тела приводит к такому знакомому для пианистов явлению, как переигрывание рук. В результате работу над другими произведениями придётся приостановить на несколько часов или дней.

Чтобы быстрее освоить гаммы, стоит учитывать несколько принципов.

  1. Стоит сразу выучить правильную постановку пальцев. Все подмены нужно проверять и контролировать, иначе невозможно достичь нужной беглости пальцев, а исправлять заученные ошибки впоследствии будет труднее.
  2. Чтобы запомнить гамму правильно, нужно сначала проработать каждую руку отдельно. Когда первый этап будет усвоен до автоматизма, можно приступать к игре двумя руками.
  3. Сначала работа ведётся в медленном темпе на участке клавиатуры в две октавы. На следующем этапе освоения можно играть быстрее и на 4 октавы.
  4. При игре гамм важно добиться равной силы звука от всех пальцев. Поначалу это не просто, поскольку большой палец по физиологическим параметрам сильнее мизинца. Отточить навык можно посредством упражнений на столе. Сымитировав постановку руки на фортепиано, нужно ударять пальцами по поверхности, стремясь добиться одинакового звука.
  5. Разнообразить игру гамм можно, используя разные ритмические рисунки. Например, можно чередовать две длинные ноты с двумя короткими.
  6. Гаммы также отрабатывают разными штрихами. К ним относят легато (плавно), стаккато (отрывисто), нон легато (раздельно), маркато (отрывисто, с акцентом на каждом звуке).
  7. Музыканты также рекомендуют параллельно с гаммами отрабатывать динамические оттенки, включая форте (громко), пиано (тихо), крещендо (с постепенным увеличением громкости), диминуэндо (с постепенным затуханием звука).

Освоение гамм традиционно начинается с до мажора и ля минора, которые исполняются по белым клавишам.

На следующем этапе можно приступать к звукорядам с ключевыми знаками, которые начинаются с белых клавиш. К ним относят мажорные диезные и минорные бемольные гаммы. Более сложными считаются звукоряды, которые начинаются с чёрных клавиш.

Аппликатуры для начинающих

Чтобы упростить обозначение пальцев в нотах, их нумеруют цифрами 1-5. При игре на фортепиано нумерация начинается с большого пальца, поэтому указательный – 2, средний – 3, безымянный – 4, мизинец – 5. На инструментах, где для игры используется лишь 4 пальца на руке (гитара, скрипка), указательный палец становится первым и так далее.

При освоении аппликатуры гамм внимание уделяется подмене пальцев. Для правой руки при движении вверх первый ставится сначала после третьего, а потом после четвёртого. При смене движения на конечную ноту восхождения ставится пятый палец. В обратном направлении после первого поочерёдно ставятся третий и четвёртый пальцы.

Аппликатура левой руки выстроена в противоположной последовательности. При движении вверх после первого пальца ставятся поочерёдно третий и четвёртый. А в обратном движении эти пальцы поочерёдно подменяются первым.

Чтобы проверить правильность аппликатуры, важно контролировать положение четвёртого пальца. В диезных гаммах, начинающихся с белой клавиши, он всегда нажимает седьмую ноту в правой руке, и вторую ноту в левой.

Если нажатие четвёртого пальца пришлось на другую клавишу, в исполнении есть ошибка, которую предстоит найти и исправить.

В бемольных тональностях, стартующих с белой клавиши, четвёртый палец правой руки приходится на си бемоль. В левой руке четвёртый палец в фа мажоре играет вторую ноту, а в последующих тональностях он нажимает клавишу, соответствующую вновь появившемуся бемолю. Так, в ми бемоль мажоре четвёртый палец левой руки придётся на ля, а в ре бемоль мажоре – на соль.

Отдельной частью упражнений на фортепиано становятся арпеджио. Так называют аккорды, звуки которых исполняются поочерёдно. Различают 3 вида арпеджио:

Короткие арпеджио представляют собой тоническое трезвучие с обращениями с удвоенным нижним тоном, которые играются по очереди с постепенным восхождением и последующим спуском. Ломаные арпеджио похожи на короткие, но ноты каждого отдельного фрагмента играются в следующей последовательности: 1, 3, 2, 4.

Длинное арпеджио представляет собой аккорд, сыгранный в едином движении вверх на несколько октав с последующим возвратом. Таким образом можно играть мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды разных видов.

Подведём итоги: гаммы считаются неотъемлемой частью занятий на фортепиано. Они требуются начинающим и опытным музыкантам, поскольку способствуют освоению нотной грамоты, отработке исполнительской техники. Гаммы отличаются по ладу, степени сложности и способу исполнения. Играть звукоряды, начинающиеся с чёрных клавиш труднее, чем с белых.

Поэтому освоение гамм начинается от простого к сложному, от медленного к быстрому, от двух октав к четырём. Стоит тренировать гаммы в прямом, расходящемся, комбинированном движении, в терцию, дециму и сексту.

Причём важно контролировать правильность посадки за инструментом, постановку рук и аппликатуры.

Опытные преподаватели обязательно обратят внимание на свободу плечевой и локтевой зоны, ведь при её отсутствии руки быстрее устают, что сокращает продолжительность занятий и качество исполнения.

Начиная каждое занятие с гамм и этюдов, музыкант подготавливает себя к восприятию художественных произведений. Хорошо отточенные технические навыки помогут ему быстро перейти от разбора нот к работе над штрихами, динамическими оттенками и характером. Результатом станет исполнение, которое принесёт удовольствие исполнителю, а также вызовет живой отклик у слушателей.

С некоторыми упражнениями для развития навыков игры на пианино можно также познакомиться в следующем видео.

Источник

Оцените статью