Как быстро выучить табулатуру гитары

Как читать гитарные табулатуры.

Самый легкий способ обучения игры на гитаре – изучение гитарных табулатур. Научиться играть гитарные табулатуры (сокращенно табы) очень просто.

Гитарные табы напоминают музыкальное произведение, с той лишь разницей, что в нотном письме пять линеек, а в гитарной табе – шесть. Они символизируют струны гитары, где нижняя полоса – самая низкая (толстая) струна.

Так выглядит табулатура:

Цифры, расположенные на полосах, обозначают номер лада, на котором необходимо прижать струну. Так, цифра «1» обозначает 1-ый лад, «2» — второй и т.д. «Открытые» (неприжатые) струны обозначаются нулем («0»). Если струна не должна звучать вовсе – «Х».

Так, например, будет выглядеть указание на самую низкую струну в аккорде «G»:

Имея ввиду, что Вы абсолютный новичок, правша, вспомним, что такое лад.

Когда Вы держите гитару, Ваша правая рука извлекает звук. А левая – держит гриф (костыль с ладами). Именно ею зажимаются комбинации нот. На грифе расположены порожки (22 шт., но бывает и больше), расстояние между которыми уменьшается ближе к корпусу. Порожки разделяют лады друг от друга.

Чтобы проиграть табулатуру, указанную выше, необходимо третьим пальцем левой руки прижать на третьем ладу 6-ую, самую низкую струну и извлечь из нее звук правой рукой.

Поздравляем! Вы только что сыграли на гитаре свою первую ноту. Легко, правда?

Рассмотрим теперь табы разных нот. Начнем с нижней струны и дойдем до верхней.

Вот та же табулатура с указанием нот вместо цифр.

Вы теперь знаете, как прочесть отдельные ноты в гитарном табе. Рассмотрим, как будет выглядеть табулатура аккорда. Аккорд – это, по крайней мере, три ноты, которые воспроизводятся одновременно и звучат в унисон.

В табулатуре цифры могут быть также расположены вместе, вертикально в одну линию. В этом случае все струны должны звучать одновременно. Рассмотрим табулатуру аккорда «С». Для удобства на этот раз ноты будут указаны рядом с цифрами.

Здесь аккорд «С» играется один раз. То есть, сколько табов аккорда, столько раз он должен быть проигран. В следующей табулатуре показано, что аккорд необходимо воспроизвести четыре раза:

Таким образом, гитарная табулатура – это замечательная возможность обучения быстрой игре на гитаре. Единственный ее недостаток, то, что табы не раскрывают полноценной картины ритма, длительности аккорда, то есть не несут в себе того объема информации, который содержит обычное нотное письмо. Хотя попытки изложить все детали в табулатуре предпринимались, тем не менее, табы всё же существуют лишь для того, чтобы показать, как и где играть тот или иной аккорд.

Если Вы собираетесь выучить песню по табам, у меня для Вас два совета:

  1. Прослушайте песню, уловите мотив, представьте, как она звучит. Лишь после этого, воспроизведите её, используя табы.
  2. Если табулатура сопровождается нотной записью, используйте это. Зная нотную грамоту, Вы можете самостоятельно составить табы для гитары.

Остановимся на некоторых обозначениях, которые Вам также могут встретиться. Ниже приведены наиболее распространенные из них, которые Вам следует выучить:

b=Bend (Бенд, подтяжка — Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становиться выше)

r=Release bend (Отпустить бенд)

h=Hammer on (Хаммер-он) — данный приём представляет собой удар пальца левой руки по струне в районе какого-либо лада. На табулатурах обозначается английской буквой h. Например так: —2h3—. Палец должен ударить по струне в районе лада и остаться на струне, прижимая её. Например, такой случай: —2h3— будет играться так:

  1. Зажимается струна (пусть будет для примера 1я) на 2м ладу, пусть будет прижата указательным пальцем;
  2. Струна играется правой рукой (прижата на 2м ладу);
  3. Средний палец левой руки бьёт по струне по 3му ладу и остаётся на струне.

p=Pull off (Пулл-офф) — Как и хаммер он, этот приём тоже выполняется любым пальцем левой руки. На табулатурах обозначается английской буквой p. Например так: —2p3—. По-простому — это \»сдёргивание\» пальца со струны. Рассмотрим пример —2p3—:

  1. Струна прижата одновременно на 2м ладу — указательным пальцем и на 3м ладу — средним пальцем;
  2. Струна играется правой рукой (играется нота на 3м ладу);
  3. Средний палец левой руки делает \»сдёргивание\» струны с 3го лада.

Очень часто приёмы хаммер он и пулл офф применяются совместно. В таком случае на табулатуре это выглядит так: —2h3p2—. То есть нужно прижать струну на 2м ладу, ударить по ней в районе 3го лада и сразу же сдёрнуть.

/=Slide up as in 5/7, Slide down as in 7/5 — (слайд) — В переводе с английского языка — скольжение. Суть его заключается в том, что одна нота извлекается правой рукой, а вторая получается за счёт безотрывного скольжения пальца левой руки по струне до нужного лада. На табулатурах обозначается так: —2s5—. Подробно:

  1. Струна (пусть будет первая) прижата на 2м ладу пусть для примера указательным пальцем;
  2. Правой рукой извлекается звук;
  3. Не отрывая указательный палец левой руки от струны, ведём его через все встречные лады до 5го лада.

Возможно и наоборот: —5s2—. В таком случае вести следует с 5го лада до 2го лада.

PM=Palm mute — глушение — техника игры на гитаре и бас-гитаре, выполняемая путем касания ребра ладони в непосредственной близости от струнодержателя, тем самым создавая эффект глушени

T=Tap — тэппинг — техника игры на струнном инструменте, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки (pull-off/hammer-on в исполнении правой).

На самом деле, их гораздо больше, но на первое время и этого будет достаточно. Обозначения показаны в следующей табулатуре:

Учтите, это не какая-либо песня, а просто случайная подборка обозначений.

Собрав всю информацию о табулатурном способе записи музыки, Вы фактически сможете изучить любую песню. Все, что Вам нужно, это знать, как она звучит, хорошая гитара, желание и немного практики. И Вы даже не заметите, как начнете удивлять своих друзей игрой на гитаре песен, которые они слышат по радио.

Изучение гитарных табулатур занимательно и легко. Однажды постигнув эту науку, Вы станете неугомонным музыкальным виртуозом.

Источник

Песни под гитару Табулатуры. Как их читать?

Аккорды песен под гитару, видео

Табулатуры. Как их читать?

Любой гитарист слышал слово – табулатура . Но многие до сих пор, к сожалению толком не знают, что же это за «зверь». 🙂 После прочтения этой статьи вы окажетесь в числе знатоков по данному вопросу!

Табулатуры придуманы раньше, чем всем известные ноты. Содержат в себе меньше информации чем ноты, но зато проще читаются. Собственно для этого и придумана. Представлю вам несколько картинок табулатуры:

Объяснять буду поэтапно:

1. Шесть горизонтальных, длинных полосок – условно обозначают струны гитары. Но счет здесь струнам идет сверху вниз, а не как у реальной гитары. ( Верхняя полоска – это 1-я струна).

2. Вертикальная полоса через все шесть линий — обозначает разделение тактов.
3 . Цифры на линиях – показывают номер лада , на котором должна зажиматься струна. Например, если стоит цифра 2 на 3-ей сверху линии, то нужно зажать 3-ю струну на 2-ом ладу.

Следующий вид записи:

4 .У самого левого края расположены цифры 3/4 — размер такта. ( Размер воспроизведения точно как в нотах).

5. От цифр на линиях идут вниз полоски и соединяются между собой. Они показывают длительности нот. Хотя в табулатуре не часто встречаются такие подробности. В нашем примере показаны восьмые ноты. Для понимания длительности нот и тактов советую вам изучить нотную грамоту.
И последний пример:
6.

Вы видите слева латинские буквы. Думаю, что многие знают их. Они обозначают струну под нотой:

Е (ми) – первая струна
H или В (си) – 2-я струна
G (соль) – 3-я
D (ре) – 4-я
A (ля) -5-я
E (ми) – 6-я

Этот пример советую запомнить, т.к зачастую табулатуры встречаются с обратными обозначениями. ( верхняя полоска – 1 струна, а нижняя 6-я.) Если вы знаете под какой буквой (нотой ) какая струна, то точно не растеряетесь.

Другие обозначения приемов игры в табулатуре:

Скольжение (глисандо) — обозначается следующими знаками \ и / , которые ставятся между двух цифр (соответственно нисходящее и восходящее глиссандо ), что говорит о скольжении по струне от лада, на который указывает 1-я цифра до лада, на который указывает 2-я, например:

Здесь описано скольжение по 1-ой струне, сначала с третьего лада на пятый, а после с пятого на второй лад.

h и p обозначают легато : восходящее (hammer on) и нисходящее (pull off) — указываются между 2-ух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а уже следующий звук — пальцем левой. Пример (сначала восходящее легато, затем нисходящее ):

обозначает эффект вибрато . Как правило ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.

^ — подтяжка струны (бэнд) . Пишется между двух нот, где звук повышается с первой до второй ноты. Гораздо чаще, данный метод используется при игре на электрогитаре.

А теперь сравним графическую табулатуру с текстовой. На каждой показана одна и та же мелодия:

Пример графической табулатуры

Пример текстовой табулатуры

В принципе наглядно многое уже становиться понятным. Но все же, необходимо объяснить некоторые не упомянутые выше обозначения:

8b9 -также как и знак ^ говорит о подтяжке струны . А буква b — значит без возврата (full bend). Латинская буква (сверху) — S (в графическом варианте) показывает границу подтяжки. В нашем случае на полтона. Могут встретиться другие буквы: J — четверть тона, F — один тон.

8b9r8 — обозначает подтяжку с возвратом . (На рисунках здесь не указана).

(4) — так показывают очень тихую ноту или ноту, которую можно не играть. (На рисунках здесь не указана)

/7 — подъезд к определенной ноте методом глисандо , снизу-вверх. \7 — сверху-вниз.
7/ — и наоборот, такой вариант говорит о скольжении от ноты «в никуда» , снизу-вверх. 7/ — сверху-вниз.

Обозначения которые указываются над табулатурой — над некоторыми нотами:

P.M. — palm mute — приглушение пр. рукой.
N.H. — натуральный флажолет. A.H. — искусственный.
T — tapping тэппинг . Показывает партии двуручного тэппинга.
S и P — слеп (slap) и поп (pop). Используются в табах для бас-гитар.
p , i , m , a — известные 4 буквы, которые обозначают пальцы левой руки, а именно, каким брать ту или иную ноту.

Если вы хотите серьезно заниматься игрой на гитаре, то вам необходимо изучить нотную грамоту. Табулатуры помогут в том случае, если вы уже слышали мелодию раньше и хорошо запомнили ее темп и мотив… Успешного обучения вам!

Источник

Как быстро выучить табулатуру гитары

Очевидно, если вы взяли в руки гитару с целью изредка поиграть любимые песни в кругу друзей и не планируете в ближайшем будущем стать новым Стивом Ваем или Джимми Хендриксом – вы можете отложить изучение нот на грифе на неопределённый срок и ограничиться только информацией, которую мы даём в наших разборах.

Если же ваши цели лежат в иной плоскости и подразумевают взаимодействие с другими музыкантами, сочинение музыки или импровизацию – вам безусловно нужно было начать учить ноты на грифе гитары ещё вчера.

Если вы уже бывали на сайте guitar-geek.ru, то наверняка обратили внимание, что в аппликатурах аккордов во всех разборах песен выделены тоники (синие кружки). Тоника – это основная нота аккорда, от которой этот аккорд построен. Если вы внимательно изучали эти аккорды, то наверняка уже ориентируетесь, где какая нота на 6 и 5 струнах, а если не ориентируетесь – придётся потратить чуть больше времени на изучение грифа.

Итак, как уже говорилось – вы должны знать каким нотам соответствуют струны вашей гитары. Сейчас мы рассматриваем 6 струну (Ми) и 5 струну (Ля). Кроме того, к этому моменту вы уже должны свободно проговаривать ноты восходящей и нисходящей гаммы До мажор.

Теперь осталось уяснить, что между нотами Ми и Фа, и между нотами Си и До – полутон (1 лад на гитаре), а между всеми остальными нотами – тон (2 лада на гитаре). Этих данных достаточно, чтобы вы смогли самостоятельно найти все ноты гаммы До мажор на 6 и 5 струнах. Это ваше первое задание. Возьмите гитару и найдите все ноты гаммы До мажор, начиная с открытых струн и до 12 лада. Нашли? Теперь взгляните на изображения ниже и проверьте себя.

До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности – разложим все ноты на 4 группы.

Когда будете играть эти группы нот – старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.

Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).

Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах.

Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).

Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре – всегда получите ноту Ми.

Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне – от VII до X лада.

Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа – полутон, а между нотами Фа и Соль – тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе – следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон – вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.

В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон – вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль – получите ноту Ля.

На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.

Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать – ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.

Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.

Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:

  • играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
  • как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
  • когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу – используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро – заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
  • когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая – вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.

Обязательно сохраните эту публикацию в закладках вашего браузера (Ctrl + D), чтобы вернуться сюда позже и продолжить. А если вы уже выучили ноты на 6 и 5 струнах – давайте разбираться дальше.

Возможно, для вас это будет сюрпризом, но если вы выучили ноты на 6 и 5 струнах, то вы уже выучили весь гриф. Просто вы пока об этом не знали.

Дело в том, что если вы знаете аппликатуры октав на грифе гитары – вы можете найти любую ноту, взяв октаву от ноты на уже изученных вами струнах. С интервалами, в том числе с октавами, я уже знакомил вас в статье «Как пользоваться кварто-квинтовым кругом». Если кратко, октава – это интервал между двумя нотами, при котором частота одного из них либо в два раза выше, либо в два раза ниже другого.

Гитара – это очень удобный инструмент, как вы уже могли убедиться, когда изучали аппликатуры разных групп нот. В случае с октавами ситуация практически идентичная – аппликатурно октавы выглядят одинаково по всему грифу, за исключением некоторых изменений, вызванных строем инструмента. Об этом дальше поговорим подробнее.

Это, пожалуй, самая распространённая октавная аппликатура, поэтому стоит начать именно с неё. Если выразить эту форму словами, то чтобы найти октаву – вам нужно зажать указательным пальцем ноту на 6 струне, а безымянным пальцем зажать ноту, внимание, через струну и через лад.

Например, если взять ноту Ля на V ладу 6 струны, то нота Ля на октаву выше будет на VII ладу 4 струны.

Теперь для лучшего восприятия давайте всё это визуализируем.

Октавные аппликатуры для поиска нот на 2 и 1 струнах несколько отличаются от тех, которые мы уже использовали для поиска нот на 4 и 3 струнах. Это связано с особенностью настройки гитары. На этот раз вам нужно будет зажимать ноты указательным пальцем и мизинцем и формула будет выглядеть так: через струну и через 2 лада.

Кроме того, вы знаете, что 6 и 1 струны гитары настраиваются на ноту Ми, т.е. все ноты, которые вы уже выучили на 6 струне в точности повторяются на 1.

Рассмотрим ещё одну аппликатуру, которая не так распространена, но всё равно будет очень полезна для изучения нот на грифе гитары. На этот раз формула такая: через 2 струны и через лад.

Если раньше мы строили октавы от основания к вершине, то теперь будем брать ноту на 1 или 2 струне, а безымянным пальцем или мизинцем брать октаву на 4 или 5 струнах.

Теперь давайте это визуализируем.

При прочтении этой статьи и вас мог возникнуть логичный вопрос: «Как быть с участком грифа после XII лада?». Действительно, стоит остановиться на этом подробнее, ведь мы рассмотрели гриф только до XII лада.

Дело в том, что после XII лада все ноты на грифе повторяются. Если вы зажимаете любую струну на XII ладу, то звучит та же нота, которая звучала бы на открытой струне, просто на октаву выше.

Это значит, что совершенно всё, что мы изучали ранее справедливо и для участка грифа после XII лада. Вы можете представить, что XII лад – это ваша открытая струна. Тогда первая метка на грифе после XII лада (на XV ладу) будет соответствовать III ладу и так далее. Кроме того, это значит, что все аппликатуры после XII лада тоже сохраняются.

Для лучшего понимания я это проиллюстрирую, а вы попробуйте найти 5 отличий.

Источник

Читайте также:  Ноты песенки крокодила гены ансамбль
Оцените статью