Как часто расстраивается пианино

Как часто расстраивается пианино

Игра на фортепиано приносит массу удовольствия, но при соблюдении определённых условий. Одним из таких условий является содержание самого инструмента в порядке. Настройте ваше фортепиано, и Вы увидите, что на настроенном инструменте играть намного приятнее!

Вопрос – ответ: настройка и ремонт

Но это вопрос индивидуальный – всё зависит от требований.

Вопрос, на который можно отвечать долго. Говоря кратко, пианино (и рояль тоже) расстраиваются двумя путями – 1) естественным образоми 2) по причине имеющихся дефектов.

К пункту 1 относятся: изменение натяжения струн в результате воздействия на них молоточков, в результате их естественного растяжения, а также по причине температурно-влажностных перепадов (имеются в виду перепады в пределах нормальных условий эксплуатации).

К пункту 2 относятся различного рода неисправности – прежде всего, неспособность пианино держать строй, когда вирбель (колок) не фиксируется в нужном положении и возвращается в обратную сторону. Причины могут быть разные: неправильные условия эксплуатации (прежде всего, перепады влажности воздуха), повреждения вирбельбанка (бруска, куда вбиты колки), бракованные колки и так дак далее.

Чаще всего в нашей родной Беларуси причинами внештатных ситуаций со строем пианино являются две: а) недостаточная влажность в помещении в зимний период и б)оцинкованные колки.

Читайте также:  Моя звезда бутусов аккорда

Недостаточная влажность – тема, достойная отдельной статьи (в разработке). Кратко: суть в том, что чем ниже температура воздуха на улице, тем хуже чувствует себя Ваше пианино (рояль). При температуре ниже -10C влажность в помещении, как правило снижается до критически низкой. В морозный период все инструменты, которые строй держат не очень хорошо, как правило, сильно расстраиваются. Чем ниже температура на улице и чем дольше этот период – тем хуже для фортепиано. К сожалению, многие недооценивают этот фактор и обвиняют во всех бедах настройщика либо само пианино.

Тем не менее, для любых деревянных изделий есть нормы условий эксплуатации. Для пианино при комнатной температуре нужна относительная влажность порядка 45-60%, в то время как в морозное время года она опускается ниже 40%, а в сильные морозы – до 30% и ниже. Вот такой, критически сухой воздух чаще всего и является основной причиной расстраивания пианино и роялей – и это проблема повсеместная. Решается контролем влажности в помещении с помощью увлажнителей и прочих приспособлений. Банки, которые настройщики иногда советуют ставить внутрь пианино, тут уж никак не помогут. Впрочем, обо всём это подробно будет описано в статье.

Оцинкованные колки (вирбели) – ещё одна частая проблема расстраивания пианино. Была такая партия инструментов в начале 70-х годов, когда применяли эти пресловутые оцинкованные колки – чисто белорусское «изобретение». Пианино с оцинкованными колками нельзя настроить в принципе >– эти колки нужно менять.

Подводя итог по заданному вопросу, можно сказать, что пианино и рояли больше расстраиваются не из-за того, что на них играют, а по причинам имеющихся дефектов, которые вызваны, чаще всего, неправильными условиями эксплуатации. То есть, если Вы сегодня настроили Ваше фортепиано, и оно год стоит, аккуратно накрытое чехлом (как, в общем-то и положено), но при этом в февральские морозы вы не пользовались увлажнителем воздуха – Ваше пианино, с огромной вероятностью, уже сильно расстроено.

В подавляющем большинстве случаев самостоятельная настройка является бессмысленным занятием, так как мастер не только настраивает фортепиано, но и осуществляет регулировку механизмов, устраняет крупные и мелкие дефекты, коих иногда бывает великое множество, устраняет призвуки (скрипы, стуки…), заменяет изношенные либо поврежденные детали и т.д. Таким образом, Вы получаете комплексное обслуживание фортепиано, а это совсем другое дело, нежели просто подтянуть струны.
В отдельных случаях самому можно устранить какой-нибудь мелкий дефект, который имеет очевидное решение – например, подложить войлок под стучащую по дереву педаль, закрепить шурупы на пюпитре и т.п. В основном же, самостоятельная настройка результата не принесёт. И это в лучшем случае. В худшем случае Вы порвёте несколько струн, срежете грани на вирбелях либо вовсе сломаете колок…
Очень часто самостоятельная настройка (точнее, попытка настроить) приводит к еще большим повреждениям. Приведу пример. В одной из провинциальных ДМШ постоянно подтягивали струны, в то время как пианино нуждалось в замене колков, поскольку не держало строй. Подкрученный колок через некоторое время сползал обратно, и его опять подтягивали. В результате, получили разрыв басовой струны около колка – в том месте, где она постоянно сгибалась/разгибалась. То есть к существующим проблемам добавилась порванная струна.
Особо хочется обратиться к музыкантам с хорошим слухом (прежде всего, к струнникам – скрипачам, виолончелистам, но не только): не думайте, что хороший слух – залог хорошей настройки! Прежде всего, нужно иметь в виду, что струнные инструменты настраиваются чистыми (не темперированными) квинтами – совсем не так, как фортепиано. Струнники чаще других музыкантов имеют предубеждение, что благодаря острому слуху можно настроить свое пианино так же хорошо, как и скрипку. Увы! Результат будет неутешительный, если Вы не обучились настройке фортепиано! (Говорю как бывший виолончелист и контрабасист с высшим музыкальным образованием.) Хороший слух – далеко не единственное требование к настройщику, нужно еще уметь работать ключом, разбираться в механике и т.д. – то есть, нужно быть настройщиком. А чтобы им стать, недостаточно взять несколько уроков, чтобы потом ковыряться со своим домашним инструментом. Кто-то справедливо заметил, что настройщиком можно себя считать после настройки 1000 инструментов.
Резюме: не пробуйте настраивать пианино самостоятельно – доверьте это дело специалисту!

Источник

Настройка
пианино в Казани

8 (843) 247 08 44

Цена настройки
от 1500 до 4100 рублей
Вызов бесплатно

* Цена зависит от состояния пианино и др. нюансов

Поиск по сайту

Отзывы

Рубрики

Почему расстраивается пианино

Почему расстраивается пианино?

Этот вопрос задают не часто. Но ответить на него считаю нужным, поскольку знание этих причин позволит Вам, дорогой читатель, иногда просто сберечь свои нервы.

Особенности устройства пианино

Нагрузка и деформация

Фортепиано должно расстраиваться. Устройство пианино позволяет выдерживать значительные нагрузки в течении длительного времени. Общая нагрузка на полностью настроенный инструмент составляет более 16 тонн. Со временем вытягиваются струны, деформируется корпус (не волнуйтесь, деформации очень незначительны, но даже самые малые колебания могут значительно расстроить фортепиано). Как следствие пианино или рояль теряет строй.

Кстати, в задачу квалифицированного мастера настройщика, входит не только самка настройка, но и сведение количества деформации корпуса и материалов к минимуму.

Дерево и влажность

Осень, зима, весна, лето, со сменой каждого времени года меняется и уровень влажности. Многое, конечно, зависит от климата, где-то изменения более значительны, где-то менее. Основная звуконесущая деталь фортепиано – «дека», сделана она в виде купола и находится под большим напряжением. Весной и летом деревянная дека набирает влагу, изменяется положение купола и вместе с ним строй инструмента. Зимой же, в закрытом и отапливаемом помещении пианино высыхает, купол становится меньше и снова строй меняется. Устройство пианино, если оно исправно, позволяет в некоторой степени компенсировать эти колебания, и чем пианино моложе тем меньше изменяется строй.

По этой причине, если зимой мастер настроил инструмент «в камертон», летом общий строй становится немного выше.

И пианино стареет

В пианино и рояле очень много деревянных деталей, со временем они просто перестают справляться с такими нагрузками. И для того чтобы фортепиано, было, настроено приходится выбирать, либо ремонтировать его, либо чаще настраивать. Одна из самых частых проблем старых инструментов — высыхание вирбельбанка. О таком пианино говорят «не держит строй». Решается она заменой колков (вирбилей)

Фортепиано и дети

Прежде чем рассказать о последней причине, мне бы хотелось ответить на еще один вопрос, который задают достаточно часто. Насколько вредно для пианино, если дети на нем не играют, а балуются (бренчат). Надеюсь, детям моя статья будет неинтересна, поэтому говорю для пап и мам.
Нисколько не вредно.

Устройство пианино очень надежно, а детские руки еще достаточно слабы, для того чтобы расстроить инструмент, занимаясь или даже балуясь на нем. Расстроить фортепиано играя на нем под силу уже только профессиональным музыкантам.

Источник

Почему пианино расстраивается?

— У меня раньше было старинное, немецкое пианино. Мы детьми на нем, чуть ли не прыгали. Так вот оно не расстраивалось так как это.

Подобные комментарии, я слышал не один раз, что собственно и стало причиной написания данной статьи.

Вывод который делают из этого факта владельцы фортепиано один из двух.

  1. Либо это настройщик, раньше, у них хороший был, а теперь плохой.
  2. Либо инструменты сейчас делают хуже, чем делали раньше.

Конечно, нельзя говорить о том, что выводы эти неправильны, и все же, эти причины выхода из строя пианино или рояля стоят на самом последнем месте. Главными же и самыми вероятными являются следующие:

Причина первая — сезонные изменения влажности.

Однако эта самая «относительная влажность», вернее регулярные ее изменения и является главной причиной нарушения строя фортепиано.

Причина в следующем:

Дека пианино, основная звуконесущая часть инструмента, сделана из дерева, а одно из свойств дерева, это гигроскопичность (возможность принимать и отдавать влагу).

Если упростить, то дека, это большой деревянный щит на который, через еще одну деревянную деталь «штег», передаются колебания струны.

Выглядит это примерно следующим образом:

1. Колок (вирбель) 2. Струна 3. Штег 4. Куполообразная дека

Дека имеет, так называемый, «купол». То есть, при изготовлении инструмента она принудительно изгибается. Такая конструкция деки необходима для того, чтобы натянутые струны пианино, не продавливали бы деку вниз.

Соответственно при повышении влажности в помещении, дека набирает влагу и купол немного увеличивается. В свою очередь увеличивается и нагрузка на струну, тем самым повышая ее тон. При понижении влажности происходит обратный процесс.

Причина вторая — среда в которой находится инструмент

Быстрее или медленнее расстраивается инструмент, зависит и от региона в котором он находится.

В регионах с сухим или влажным климатом влияние на стабильность строя разное. Впрочем если влажность более или менее стабильна, и правила хранения и использования соблюдаются, то инструменты можно поддерживать в порядке значительное время.

Хуже дело обстоит в регионах, где амплитуда изменений максимальная. За сезонные колебания (понижение — повышение) строя отвечает «дека». А вот за стабильность держания тонов отдельных струн отвечает уже вирбельбанк. Он тоже сделан из дерева, и тоже, хоть и в меньшей степени, способен принимать и отдавать влагу.

Принимая или отдавая влагу, деревянный вирбельбанк, соответственно расширяется или сжимается. Металлические колки (вирбели) остаются неизменными, а потому происходит следующее:

При высокой влажности вирбельбанк разбухает, а в месте крепления колков дерево деформируется еще сильнее обхватывая колок.

При низкой влажности дерево высыхает, но деформированная часть уже не принимает своей исходной формы и отверстие становится шире.

На самом деле все эти изменения, происходящие в вирбельбанке, даже измерить сложно, это доли милиметров, а ресурс держания строя у нового пианино десятки лет.

Однако год, за годом эти изменения приводят к тому, что колок перестает справлятся с нагрузкой и либо быстрее спускает, расстраивая струну, либо вообще перестает держать строй инструмента.

Так, что переехав в другой город, с иным климатом, нужно быть готовым к тому, что и фортепиано там может вести себя иначе.

Причина третья — усиленное использование фортепиано

Тогда и сейчас. Ребенок и взрослый. Ученик и пианист.

На самом деле расстроить фортепиано (если оно исправно) игрой на нем может только профессиональный музыкант.

Исключением являются инструменты в музыкальных школах, но там уже играет роль время. Фортепиано в муз. школах, да и в любых других музыкальных учереждениях работают по 8-12 часов, а иной раз и больше.

В случае если на домашнем инструменте занимается ребенок, а взрослые играют редко, использование инструмента не является основной причиной того, что он расстраивается быстрее. Поэтому может сложится впечатление, что то фортепиано, на котором человек учился, было лучше. Ведь оно дольше держало строй.

Особенно это актуально если тогда он был учеником музыкальной школы, а сегодня стал профессиональным музыкантом.

Однако любая степень работы на инструменте + время приводят и к потере правильного звучания и к износу механизма.

Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.

Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки)

1-3 часа в сутки

4-6 часов в сутки

7-10 часов в сутки

11-15 часов в сутки

Вид технического обслуживания и ремонта
Настройка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Регулировка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Чистка 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год
Текущий ремонт 1 раз в 2-3 года 1-2 раза в год 2-3 раза в год 4-6 раз в год 7-10 раз в год
Средний ремонт 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 6-10 лет 1 раз в 4-6 лет 1 раз в 2-3 года 1 раз в 1-2 года
Капитальный ремонт 1 раз в 20-25 лет 1 раз в 15-20 лет 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 8-10 лет 1 раз в 6-8 лет

Причина четвертая — износ пианино или рояля

Время разрушает любую вещь, будь то автомобиль, дом или… фортепиано. И конечно, вряд ли стоит ждать красивых гармоничных звуков от пианино которому больше 100 лет.

Но есть несколько нюансов, которые выгодно отличает пианино и рояли от многих других вещей.

Первый, это удивительная ремонтопригодность. Если пианино хранилось в отапливаемом помещении, его не заливали водой, не бросали с лестниц), вобщем если оно просто состарилось дома и перестало радовать Вас и ваших близких его можно отремонтировать, отреставрировать, при желании даже модернизировать.

Что же касается плохого держания строя, то можно заменить колки на ремонтные.

Увеличенный размер, компенсирует расширение отверстий вирбельбанка и пианино снова будет прекрасно держать строй.

Второй нюанс, это конструкция фортепиано. За последние 100 лет она практически не изменилась, а это значит, что можно отреставрировать свой старый рояль или пианино и получить в результате инструмент, соответствующий всем современным требованиям профессионального музыканта.

Заключение.

Пианино начинает расстраиваться сразу, после настройки, как говорится, настройка это продукт «скоропортящийся», но изменения в строе настолько незначительны, что практически не заметны.

Волшебного пианино, которое не расстраивается годами, к сожалению, нет. Единственное, о чем можно говорить уверенно, так это о степени влияния причин и сочетании этих причин.

В одном месте инструменту комфортно, он минимально реагирует на изменения, а соответственно и расстраивание происходит равномернее и менее заметно. В другом, условия его хранения и использования настолько агресивны, что он расстраивается «на глазах».

С уважением, фортепианный мастер, Мазалов Сергей.

Источник

Оцените статью