Как читай табы для пианино

Ноты цифрами на пианино. Как играть?

Вы с легкостью сможете сыграть большое количество произведений, даже не зная нотной грамоты. Все, что вам нужно – это распечатать разноцветные наклейки с изображением нот и наклеить на нужные клавиши согласно схеме.

Запомните! Между нотами СИ и ДО, МИ и ФА нет черной клавиши. Поэтому при расклейке клавиш помните об этом, а также смотрите на нашу схему:

Скачайте и распечатайте наклейки на клавиши

Поскольку клавиши «настоящего пианино» по размеру отличаются от детского игрушечного пианино, то мы предлагаем Вам несколько вариантов наклеек (основные ноты — 2 см в ширину, черные клавиши 1,5 см, основные и черные клавиши — 1 см):

Распечатать их можно в любом фотосалоне. Цветная печать на страницах А4.

Как нужно играть?

Выберите интересную песню в разделе «Музыкального развития» и распечатайте схему игры. Для удобства вам предлагаются несколько схем.

Пример схемы с цифрами, где изображены клавиши пианино и используемые ноты

Пример подробной схемы с пошаговым нажатием клавиш

Для того чтобы мелодия в вашем исполнении максимально была приближена к оригиналу необходимо соблюдать все паузы, ритм и темп. Для этого прослушайте аудио файл в статье.

У каждой песни есть видео инструкция. Она поможет понять, как нужно играть …

Если песни, которую вы хотели бы сыграть нет в нашем каталоге, то напишите нам письмо и, возможно, мы добавим разбор песни в самое ближайшее время.

Источник

Табулатура для пианино

Табулатура – это разновидность инструментальной нотации. Проще говоря, способ записи музыкальных произведений, альтернативный нотному письму. «Табы» – сокращенное название табулатуры, которое вы наверняка уже слышали. Они представляют собой нотные схемы, состоящие из букв из цифр, и поначалу покажутся вам китайской грамотой. В этой статье постараемся разобраться, как читать клавишные табулатуры.

В типичной табулатуре для пианино ноты записываются на нескольких горизонтальных линиях. Вот, например, несложный пример клавишной табы – это фа мажорная гамма.

История табы начинается с записи композиций для органа. Уже с конца 14 века известна органная табулатура, а одним из первейших источников этого музыкального знания считается Буксхаймерская органная книга (1460 год).

Интабуляция – это, собственно, переработка вокального произведения в табу. Новонемецкая табулатура значительно отличалась от других. Она также записывалась с помощью букв и специальных знаков. Каждый голос в такой записи состоял из трех элементов – названия ноты, ее длительности и ее октавы. Ноты отдельных голосов были записаны по вертикали. Такая табулатура очень компактна, так что необходимости в указании ключа и знаков альтерации не было.

Табулатура бывает не только клавишной. С помощью этого универсального способа записываются ноты для игры на гитаре. В свою очередь, основой гитарной табулатуры послужила лютневая. Здесь горизонтальные линии означают струны гитары, а цифры ладов обозначают ноты, они расположены последовательно.

Как уже говорилось, для составления клавишных таб применяются буквы, цифры и символы. Читать их нужно, как книгу – слева направо. Ноты, расположенные друг над другом на разных линиях, играются одновременно. Теперь рассмотрим основные обозначения табулатуры:

  1. Цифры 3,2 и 1 обозначают номер октавы. Обратите внимание, что посредине самой клавиатуры находится третья октава.
  2. Строчные буквы обозначают название целых нот. На клавиатуре это белые клавиши, а в табе – буквы a, b, c, d, e, f, g.
  3. Большими заглавными буквами A,C,D,F и G обозначаются ноты с диезом. Это черные клавиши на клавиатуре. Фактически, чтобы было понятнее – это a#, c#, d#, f# и g#. Изначально так и записывали, со знаком диеза до или после буквы, но для экономии места было принято решение заменить их на заглавные.
  4. С самого начала может возникнуть путаница с бемолями. Для того, чтобы не путать знак «бемоль» с нотой «си» (b), вместо ноты с бемолями записывают соответствующие с диезом. К примеру, вместо Bb («си бемоль»), используется А («ля диез»).
  5. Знак «|» – это границы тактов
  6. Знаком «-» обозначаются паузы между нотами, а «>» – длительность одной ноты
  7. Буквы над самой табулатурой означают названия аккордов
  8. Обозначение «RH» – нужно играть правой рукой, «LH» – левой

В принципе, после прочтения данной инструкции, должно вырисовываться первое понимание, что же такое табулатура. Конечно, для того, чтобы научиться быстро и на ходу читать табы, нужен не один месяц постоянной практики. Впрочем, основные моменты и нюансы вы уже знаете.

А вот вам десерт – мелодия из к/ф «Пираты Карибского моря», сыгранная на рояле, отлично вдохновляет на постижение табулатурной грамоты и музыкальные свершения!

Источник

Как читать ноты для фортепиано

Как читать ноты для фортепиано? Вы новичок? Хотите сразу выучить несколько песен? Не проблема.

Фортепиано для начинающих

Давайте взглянем на основы чтения нот. Хотя, конечно, можно играть на пианино на слух, но чтение музыки по нотам откроет возможность играть удивительные пьесы, которые вы, возможно, никогда не слышали! (А здесь можно найти отличные ноты для фортепиано).

Научиться читать ноты для фортепиано может показаться сложной задачей, но это так только на первый взгляд. Потратьте немного времени на изучение принципов чтения нот, и вы скоро начнете видеть порядок за этими закорючками и черными точками)) Будьте терпеливыми.

Нумерация пальцев

Всем известно, что существует 7 нот. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это белые клавиши на фортепиано. Взгляните на рисунок ниже.

Как вы видите, ноты повторяются. Полный набор нот от одной ноты До до другой называется октава (от одного красного квадрата до другого).

Теперь, когда вы поняли, как звучат белые клавиши, давайте взглянем на черные. Черная клавиша повышает ноту на пол тона. Что такое пол тона, спросите вы. Это расстояние между двумя нотами, два соседних звука (белая и черная клавиша). А две соседних белых клавиши – это тон (кроме нот МИ и ФА, СИ и ДО). Черная клавиша обозначает диез или бемоль.

Теперь у многих из вас должен возникнуть вопрос, что такое ‘# – диез’ и ‘b – бемоль’? Оба обозначения представляют собой повышение или понижение ноты на пол тона. Например, C# означает ту же ноту, что и C, только на пол тона выше. Ab означает ту же ноту, что и A, только на пол тона ниже. Подробно изучить теорию музыки можно здесь

Записываются ноты для фортепиано на нотных станах в скрипичном ключе и в басовом.

Обозначение октав на пианино

Далее на рисунке показаны длительности нот. Подробнее о длительностях читайте здесь .

Мы узнали, как правильно читать ноты для фортепиано. В следующем уроке вы узнаете про аккорды. Остались вопросы? Что то не понятно? Пишите в комментариях – ответим всем. Приятного обучения!

Источник

Как читать ноты (Урок 2)

На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать – это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть, в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше, являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта.

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью, киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Четвертые = ½ половинной = ¼ целой

Восьмая = ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Итак, у нас остался один завершающий штрих – размер такта.

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера – означает сколько в такте долей, а нижняя – какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

  • 1 – целая
  • 2 – половинная
  • 4 – четвертная
  • 8 – восьмая
  • 16 – шестнадцатая
  • 32 – тридцать вторая и т.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:

¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Фа мажор (F dur)

Соль мажор (G dur)

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

  1. В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это – скрипичный ключ.
  2. После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
  3. 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
  4. Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
  5. Две восьмые ноты Ре первой октавы.
  6. Тактовая черта.
  7. Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино – оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно, если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот .

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

Источник

Читайте также:  Держи меня крепче ноты для фортепиано
Оцените статью