Как делается дека для гитары

Как делается дека для гитары

Деку гитары делают из дощечек резонансной ели толщиной 4—5 мм и шириной не менее 60 мм. Длина дощечек зависит от длины корпуса гитары с запасом 50—60 мм.

Дощечки резонансной ели предварительно подбирают по ширине годичных слоев и оттенку.

Дощечки слегка прострагивают. Цель такой предварительной обработки заключается в том, чтобы определить оттенок ели, уточнить правильность годовых слоев и расстояния между ними. Хорошо подобранная дека должна создавать впечатление общей структуры и одного оттенка.

Для склейки дощечек предварительно подбирают жимки с шириной рабочей части, на 10—15 мм превышающей ширину склеиваемой деки. Затем аккуратно наносят клей на обе склеиваемые плоскости кромок и, прижав друг к другу дощечки, укладывают в жимки. Признаком хорошо сжатой деки является равномерно выступивший в швах клей. Для склейки рекомендуют казеиновый клей или, что является более предпочтительным, ПВА (эмульсия должна быть обязательно пластифицирована. ).

После выдержки в жимках и полного высыхания клея приступают к острожке деки. Это выполняется на ровном, широком основании (для этого подойдет лист многослойной фанеры, ДСП или небольшая чертежная доска) с учетом стрелок, показывающих направление строгания. Толщина отстроганной деки должна составлять 4-5 мм. Более чистую сторону принимают за лицевую и, следовательно, к ней надо относиться очень бережно. Далее намечают центр будущего звукового отверстия и приступают к врезке розетки. После высыхания клея уточняют центр розетки и намечают тонкой царапиной звуковое отверстие. После этого дорезают звуковое отверстие с лицевой и обратной стороны. Лицевую сторону зачищают циклей от остатков клея в зоне розетки, а с обратной стороны деку тщательно шлифуют шкуркой.

Читайте также:  Аппликатура левой руки для гитары

На подготовленную деку накладывают корпус гитары, строго выдерживая осевые линии, и обводят контур корпуса. По этому контуру обрезают деку (с запасом 5 мм) лобзиком, ножом или мелкозубой циркулярной пилой.

Пружинки для гитарной деки, как и для остальных музыкальных инструментов, изготовляют из резонансной ели (реже из сосны). Доску радиальной распиловки размечают по торцу по 10 мм. По этим разметкам делают зарубки топором так, чтобы щель от раскалывания древесины образовалась на глубину 40—50 мм. Затем в эту щель вставляют лезвие ножа и отщепляют заготовку пружинки. Это делают для того, чтобы скол происходил строго в тангенциальной плоскости. Косослой, сучки и другие дефекты в материале пружинок недопустимы.

Приклеивают пружинки мездровым клеем. После полного высыхания клея производят окончательную обработку пружинок.

Накапливая опыт, мастер в порядке эксперимента меняет профиль и сечение пружинок, а также их число и схему расположения. Иногда случаются и неудачи, но всегда это процесс творческий и познавательный.

Для разметки гнезд под пружинки левой рукой деку прижимают к корпусу гитары, строго выверяя совпадение оси деки с осью на ручке грифа. Правой рукой с помощью остро отточенного карандаша намечают на огибах прижатые пружинки.

Пружинки считают правильно врезанными, если нет щели между декой и корпусом Необходимо следить за тем, чтобы гнездо не оказалось больше положенного размера. Если такое случилось, то при приклейке деки в увеличенное гнездо подкладывают древесные опилки, смешанные со столярным клеем.

При изготовлении высококачественных инструментов и при наличии соответствующего материала деки склеивают из двух половинок (рис. 1). Бревно резонансной ели раскалывают вдоль оси, а затем откалывают секторные заготовки. Секторные заготовки вначале строгают с обеих сторон, а затем на циркулярной пиле распиливают вдоль. Пропил не делают сквозным, а оставляют 5 мм. В таком виде заготовку, сушат в комнатных условиях от 3 до 10 лет. После сушки пятимиллиметровую перемычку пропиливают и половинки деки разворачивают. Склеивают деку вышеприведенным способом.

В последнее время широкое распространение получили гитары с так называемыми фанерными деками. Эти деки, несомненно, технологичны в условиях массового производства, но высокие акустические требования к ним предъявлять нельзя.

Дно гитары часто делают из высококачественной березовой фанеры. Для инструментов повышенного качества заготовками дна служат дощечки клена, палисандра и другой древесины толщиной 3—4 мм. Лучше, когда дно собирают из двух дощечек. Если этой возможности нет, то дно склеивают из нескольких дощечек, как и еловую деку.

Традиционным украшением дна гитары являются вклеенные по оси жилки. Их набирают и склеивают заранее обычно в количестве трех (рис. 2). При склеивании половинок дна 2 в жимках 1 между ними и устанавливаются жилки 4. Жилки должны выступать над поверхностью склеиваемого дна на 0,5—1 мм. После высыхания клея полученное дно гитары осторожно строгают с обеих сторон.

Для упрочнения клеевого соединения дна вдоль жилки ставят скрепку. Ее делают в виде планки (рис. 3) и приклеивают с внутренней стороны дна. Скрепку склеивают из многих кусочков под углом 15—30°, что обеспечивает ей большую косослойность по отношению к клеевому шву. На заготовки деки и дна наносят контур корпуса гитары и обрезают с припуском 5 мм. Деку и дно гитары подкрепляют пружинками.

Длина заготовок пружинок гитары 420 мм, а сечение 8X16 мм. После строгания сечение пружинок имеет трапециевидную форму с размерами оснований 3 и 6 мм и высотой 12 мм.

Пружинки на деке гитары располагают по схеме (рис. 4). Перед приклейкой пружинок 1 и 3 в них врезают пружинки 2 (см. рис. 4, а). Перед приклейкой пружинок 2, 3 и 4 (см. рис. 4,б) в скрепке 1 делают пропилы, равные ширине сечения пружинки.

Если пружинки сделаны прямыми, т. е. не придают выпуклости деке и дну, то после нанесения клея деку и дно кладут на плоскую поверхность и прижимают пружинки грузом. Но довольно часто дну придают выпуклость за счет криволинейности пружинок. Для этого пружинки дна обрабатывают, как и пружинки деки балалайки, и с тем же радиусом закругления приклеивают пружинки к дну гитары.

После просушки клеевых соединений на концах пружинок стамеской делают срезы (так называемые плечики), снижающие высоту пружинок с 12 до 6 мм. Длина срезов 50—60 мм от контура корпуса.

Высоту пружинок 2 (см. рис. 4,а) уменьшают стамеской с 12 до 8 мм. Пружинки зачищают шлифовальной шкуркой.

На деке и на дне гитары со стороны приклеенных пружинок, отступив от контура 8—10 мм, проводят карандашом линию. Область, очерченную этой линией вместе с пружинками, покрывают 1—2 раза нитроцеллюлозным лаком типа НЦ-222.

Источник

Дека гитары — предназначение и устройство

Что такое дека

Обратимся к физическим законам. Именно им подчиняется звучание гитары. Согласно им, дека – это усилитель звука колебания струн. Действует это просто: вы трогаете струну, и она начинает колебаться. Ее движения передаются в корпус инструмента и выходят обратно через резонаторное отверстие, усиленные в несколько раз.

Во время выбора гитары необходимо обращать внимание на соединение частей корпуса и качество изготовления дек и обечайки. Корпус гитары состоит из верхней и нижней деки, которые соединены между собой обечайкой. Форма дек и резонаторного отверстия зависит от типа гитары. Это может быть:

  • укулеле (гавайский четырехструнный инструмент, на таком играла Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки»);
  • классическая акустическая гитара;
  • дредноут;
  • джамбо;
  • флэттоп;
  • Добро (ударение на первый слог);
  • цыганская джазовая;
  • электроакустическая (может не иметь резонаторного отверстия).

Форма гитары отвечает за особенности ее звучания и области применения. Также у гитар разных форм могут быть разные резонаторные отверстия.

Термин «дека» в других сферах

Термин «дека» используется не только в музыке (хотя в этой отрасли он более популярен и известен). Это слово вы можете встретить во многих профессиональных сферах:

  1. Скейтбордисты позаимствовали термин «дека» у музыкантов. Так они называют основную часть доски. Этот термин используют спортсмены, катающиеся и на лонгборде.
  2. Математики и физики используют слово «дека» в качестве приставки. Она означает увеличение в десять раз и произошла от геометрической фигуры декаэдр.
  3. Меломаны используют жаргонное выражение «дека» в качестве названия от магнитофона-приставки. В этом случае происхождение слова английское — от tape deck.
  4. Военные декой называют верхнюю часть донных танков. Моряки имеют однокоренное называние «дек», употребляющееся для обозначения палубы военных парусных судов.

Это слово многим известно и как имя собственное. Так, например, для любителей пива «Дека» — это одна из российских компаний, производящих этот пенный напиток. Ее хорошо знают люди, проживающие в Новгороде. Кроме того, именно эта компания выпускает 32% от всего бутилированного кваса в России. Ей принадлежат марки:

  • «Никола».
  • «Добрыня Никитич».
  • «Большой».
  • «Степан Тимофеевич».
  • «Русский дар».

У строителей на слуху система «Дека». Это водопроводное оборудование одной из немецких марок, которое отличается своим высоким качеством. Оно изготовлено из винила. Сейчас компания открыла несколько собственных производств в России и изготавливает не только водостоки из винила, а имеет широкий выбор сайдинга разных цветов и гибкую черепицу.

Владельцы частных домов, которые имеют систему водоснабжения, рано или поздно задумываются об установке современного септика. Одной из распространенных моделей является «Дека-5». Его мощности достаточно для работы в доме с постоянным проживанием. Отечественный производитель DEKA разработал этот вариант с учетом залпового сброса воды до 344 литров, то есть вы можете одновременно включать посудомоечную и стиральную машины, мыться и пользоваться другой сантехникой. Система выдержит даже серьезные нагрузки.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Виды и размеры

Существуют различные типы гитарных дек. Каждый из них имеет свои особенности и характеристики. В первую очередь эти детали подразделяются на различные виды исходя из материалов, которые были использованы при их производстве. Рассмотрим, о каких именно материалах идет речь.

  • Верхние гитарные элементы в большинстве случаев собираются из качественной древесины, относящейся к твердым сортам. Также нередко используется практичный палисандр или очень хорошее черное дерево. В разных инструментах эти элементы изготавливаются из разного сырья.
  • Что касается нижней деки в конструкции гитары, то для ее сборки чаще всего задействуют обыкновенную фанеру, в основе которой лежат такие древесные сорта: палисандр, кипарис, амарант, красное дерево.

Самыми чувствительными считаются деки, которые собраны из качественного палисандра. Они способны практически моментально выдать очень яркий и чистый звук.

Чаще всего в продажу поступают модели гитар, деки которых изготовлены из массива натурального дерева, но можно встретить и экземпляры, где присутствует пластиковая или углепластиковая деталь. Как правило, такие материалы используются для сборки нижних гитарных дек.

Гораздо реже рассматриваемые конструктивные элементы производятся металлическими.

В устройстве струнного инструмента может присутствовать и ламинированная дека. Подобная деталь представляет собой конструкцию, состоящую из нескольких слоев. Сверху и снизу предусмотрен толстый и плотный шпон. Между указанными составляющими присутствуют характерные спилы малой толщины. Как правило, деки подобного типа способствуют формированию менее полного и объемного звучания.

Однако ламинированные детали не лишены и некоторых весомых преимуществ.

  • Такие компоненты стоят совсем недорого. За счет этого стоимость гитары в целом оказывается демократичной.
  • Появляется возможность добавления в роли верхнего шпона уникальных спилов экзотических древесных пород. Подобные компоненты не будут сильно поднимать стоимость музыкального инструмента, но придадут его внешнему виду особый шик и аристократичность.
  • Ламинированные деки, присутствующие в конструкции гитары, характеризуются большей стойкостью к перепадам влажности и температуры. Это говорит об износостойкости подобных составляющих.

В производстве качественных дек часто применяются экзотические породы дерева. Они имеют очень эффектный внешний вид, а также придают звучанию гитары особую изюминку. Рассмотрим, о каких именно породах идет речь.

  • Гавайский коа. Эта порода имеет довольно причудливый, но привлекательный внешний вид. Сам по себе данный материал является плотным и твердым. Если аккуратно относиться к такому дереву и правильно за ним ухаживать, то оно продемонстрирует отличное расширение частотного диапазона в сторону низких частот.
  • Макассар. Эта порода тоже является плотной. Демонстрирует очень яркое, чистое и громкое звучание. Кроме того, деки из макассара отличаются очень хорошим балансом на низких частотах. Середина при этом слегка проваливается.

Деки в струнных инструментах бывают узкими, а могут иметь и более внушительную толщину. В разных моделях имеются разные параметры. К примеру, в конструкции классических гитар чаще всего присутствует двойная дека. Так, верхняя деталь чаще всего имеет толщину, которая составляет от 2,5 до 4 мм. Самой широкой частью данного элемента выступает ее низ, на котором находится специальная подставка.

Из какой древесины изготавливают

Деталь изготавливают из разных пород дерева:

  1. Верхнюю – из древесины твердых сортов, палисандра или черного дерева.
  2. Для нижней изготавливают фанеру из следующих древесных сортов: палисандрового, кипарисового, амарантового, красного.

Справка! В некоторых случаях, чтобы гитара могла воспроизводить полный, мягкий звук, элемент изготавливают из клена. Подобная характеристика является особенностью семиструнной гитары.

Наиболее «чуткими» считаются деки из палисандра, которые моментально отдают свой яркий звук.

Отличия звука гитары с декой из фанеры и массива

Термин «дека» мы чаще всего слышим именно в связи с гитарой. Одной из самых популярных тем на форумах является поиск отличия в звучании корпуса, изготовленного из фанеры и массива дерева. Труднее всего найти отличия звучания любителю. В то время как профессионал, даже не видя инструмента, может определить, из благородного ли материала изготовлен ее корпус:

  • дека из фанеры дает поверхностный звук (его часто характеризуют как дешевый);
  • древесина дает возможность получить глубокое красивое звучание.

Важно знать, что точно определить звуковые характеристики можно только в помещении с хорошей акустикой. Из всех струнных инструментов любителю легче всего понять отличия в звучании при испытании скрипки. Даже люди, не умеющие играть, смогут оценить достоинства деки хорошей скрипки из красного дерева.

Особенности корпуса

Если говорить о схожих элементах: деке (корпусе), то у них существенно отличается строение. Корпус электро гораздо меньше, чем у акустики, и чаще всего он цельный, но иногда встречается и полый.

Цельная дека изготавливается из одного или нескольких склеенных между собой кусков дерева. Звучание у такого корпуса резкое и «агрессивное», благодаря чему он популярен у исполнителей рок-музыки. Единственный минус – если корпус состоит из нескольких частей, то звук может испортиться из-за нарушения резонанса в местах соединения древесины.


Цельный корпус электрогитары

Полый корпус немного шире цельного, он отличается более теплым и насыщенным звуком, такие гитары используются для исполнения джаза, блюза и кантри. Минус такого корпуса – маленький сустейн, то есть недолгое звучание, быстрое угасание звука.


Полый корпус электроитары

На обечайке корпуса внизу (если расположить и гитару грифом вверх) располагается гнездо для подключения усилителя и вывода звука на колонки. Иногда, вход расположен на передней панеле гитары (прим. Fender Telecaster, Gibson SG)

Особенности элементов корпуса

Детали являются неотъемлемыми составляющими изделия. Определяют уровень звучания инструмента. Обычно производятся из досок кедра, ели в виде пары идентичных половин, склеенных между собой. Исходная толщина планок в пределах 2-4 мм. Две выпуклые части готового аксессуара разделяются вогнутой. На незначительном расстоянии от середины полотна расположен резонатор – круглое отверстие, диаметром приблизительно 8 см.

Внизу верхней деки гитары (ее более широкого участка) расположен держатель струн, представленный деревянной или пластиковой пластинкой в форме прямоугольника. На самом центре подставки находится возвышение, длина которого равна 8,4 см, со специальной прорезью. В нее устанавливают прямоугольный нижний порожек из пластиковой или костяной пластины.

В функции порожка входит:

  1. Удержание струн в приподнятом состоянии.
  2. Закрепление их нижних концов.
  3. Передача колебаний струн корпусу.

Концы струн прикрепляют к подставке с нижней стороны.

Верхнее полотно изнутри укрепляется пружинной системой (брусками из древесины), подпоркой между нижней и верхней деками гитары. Их предназначение заключается в том, чтобы полотно корпуса не выгибалось вследствие напряжения струн, не деформировалось.

Пружинная система устроена следующим образом:

  1. В основании находятся две перекладины, одна из которых закрепляется немного выше резонаторного отверстия. Другая крепится параллельно первой чуть пониже.
  2. Данные планки соединяют на обеих сторонах резонаторного отверстия парой наклонных элементов.
  3. На деке внизу помещены две планки, которые образуют в нижней точке тупой угол.
  4. От перекладины, укрепленной ниже розетки, к этим двум планкам в форме веера расположены тщательно отшлифованные доски небольших размеров различной толщины (по три к каждой). Одна находится на линии, где склеены две половины полотна корпуса гитары.

Размеры, контуры задней стенки корпуса идентичны верхней части. В некоторых случаях собирают из половин, одинаковых по толщине с декой гитары. Конструкция получается плоской или немного выпуклой, что свойственно используемым при изготовлении породам дерева.

Резонаторное отверстие

На поверхности полотна верхней части изделия находится резонатор, также называемый розеткой. Это круглое отверстие, служащее для улучшения свойств звука.

Происходит это следующим образом:

  1. Внутри конструкции рождается звук, исходящий от струн.
  2. Звук попадает в полую часть корпуса.
  3. Происходит усиление акустических свойств звучания.
  4. Затем звук перемещается наружу в новом качестве: более громким, ярким, неординарным.

Среди музыкантов бытует мнение, что гитара – это не просто конструкция, представляющая собой разновидность щипкового инструмента. Ценители сравнивают ее с лучшим другом или любимой женщиной. Музыкант и гитара воспринимаются как единое целое.

Интересно! Сегодня гитара широко применяется во многих музыкальных направлениях: металл, рок, джаз, кантри, блюз, созвучных настроению молодых людей. Произведение электрогитары значительно улучшило возможности инструмента, но начинать изучать приспособление лучше на примере обычной акустической гитары.

Как только рука профессионала прикоснется к струнам, аксессуар запоет о том, о чем болит сердце владельца, и наоборот – не поет, если хозяин не в духе, “долбит” по струнам без чувств. Все, что заложено в приспособление, оживает лишь с любовью и заботой. Опытные гитаристы умеют ладить с инструментом, тогда он раскрывается в полную силу.

Виды розеток

Одна и самых незначительных деталей инструмента – это ее розетка. Это накладка, которая придает гитаре эстетичный и необычный вид. Мастера выполняют ее:

На дешевые инструменты розетка наклеивается, а на более дорогие врезается. Завершает работу по отделке верхней деки создание лакового покрытия. Часто мастера наносят на розетку свои фирменные знаки или специфические узоры.

Капля

Этот элемент верхней деки пришел к нам от классических струнных инструментов, на которых играют смычком. Там она имеет несколько другую форму и располагается под подбородком у музыканта. Если рассматривать именно гитару (она является наиболее популярным струнным инструментом, поэтому мы и ведем речь о ней), то у нее капля располагается под рукой играющего. Она представляет собой накладку, которая приклеена к верхней деке. Цвета ее могут быть самыми разнообразными, любители используют каплю как дополнительный способ самовыражения.

Она необходима, не только для обеспечения приятного внешнего вида инструмента. Ее изначально поместили на корпус, чтобы дека при игре медиатором не теряла свой внешний вид. Не запрещено использовать каплю на классических инструментах, так как при правильном выборе она не существенно меняет внешний вид гитары.

Источник

Оцените статью