- основы нотной грамоты. метр, ритм и группировки длительностей. урок 2. Kelly Paletta
- Группировка длительностей
- Группировка в инструментальной музыке.
- Сложные смешанные размеры
- Группировка длительностей в вокальных произведениях.
- S o l F a theory
- 5. Группировка
- Группировка в инструментальной музыке
- Группировка в вокальной музыке
основы нотной грамоты. метр, ритм и группировки длительностей. урок 2. Kelly Paletta
В этом уроке, разберем основные понятия, которые просто необходимо знать музыканту ритм-секции – метр и ритм. Позже уделим пристальное внимание группировке длительностей нот.
Музыка тесно связана с равномерностью движения (дыхание, ходьба, танцы), где большую роль играет регулярность отрезков времени равной длины, образующих непрерывную пульсацию. В этом равномерном движении долей времени можно выделить периодически повторяемые ударения, называемые акцентами.
Непрерывное чередование акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени называется метром, а сами отрезки – метрическими долями. Акцентируемая доля называется сильной, неакцентируемая — слабой.
Чередуясь в определенной последовательности, сильные и слабые доли создают ритмическую устойчивость и равномерность. Акценты, применяемые для образования метра, называются метрическими акцентами. Метрические акценты могут быть реальными, т.е. производимыми за счет выделения звука посредством большей громкости, и воображаемыми, например, на паузах.
Вооружившись знанием о метре. По-новому взглянем на известные из предыдущего урока термины такта и размера музыкального произведения:
Повторяющееся сочетание из сильной и одной или нескольких слабых долей образуют цикл, который и называют тактом. Таким образом, одни доли такта воспринимаются как более сильные (имеющие акцент), другие — как слабые (не имеющие акцента). В нотной записи такты разделяются между собой тактовой чертой. Каждый такт музыкального произведения начинается с сильной доли и заканчивается перед следующей сильной долей.
Размер произведения, помещаемый в начале, как раз и отображает метр. При этом верхняя цифра обозначает количество метрических долей в такте, а нижняя – какой длительностью выражена доля метра.
Смена сильных и слабых метрических долей образует две основные разновидности простого метра:
Двухдольный метр, в котором за сильной долей следует слабая. Наиболее распространённые двухдольные размеры – 2/4, 2/2.
Трёхдольный метр, в котором за сильной долей следует две слабые доли. Наиболее распространённые размеры – 3/2, 3/4, 3/8.
От слияния простых метров образуются сложные метры. Сложный метр может состоять из двух и более простых метров. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количество простых метров, входящих в его состав. Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными.
В 4-четвертном размере наиболее метрически сильной является 1-я четверть, следующей по метрической значимости является 3-я четверть. Относительно них 2-я и 4-я четверти считаются слабыми. В трёхдольном размере самая сильная доля — первая, а втора я и третья – слабые.
Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Наиболее употребительные: 4/4, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8.
Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит непрерывное чередование звуков различной длительности, называемое ритмом. При постоянном метре ритм внутри каждого такта может меняться.
В тактовую долю может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности тактовой доли. Следовательно, и в такт может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности всего такта, его размеру.
Во многих композициях метр акцентируется в сопровождении, в то время как в мелодии сменяются различные длительности. Наглядный пример взаимодействия метра и ритма – строй марширующих и поющих песню солдат. Шаг роты отбивает метрические доли, как бы аккомпанируя песне. Ритм же мелодии опирается на метрические доли, большей частью совпадая с ними, и тем самым одновременно способствует их проявлению и чередованию, помогая маршировать в ногу. Аналогично в танце, движения совершаются в соответствии с пульсацией метрических долей. Таким образом, ритм мелодии и метр произведения четко связаны.
Группировки длительностей.
Обычно в музыке количество звуков в каждом такте значительно превышает количество метрических долей. Подчиняясь организующему воздействию метра, звуки сливаются в группы, каждая из которых по длительности соответствует метрической доле. Для удобства зрительного восприятия ритма, ноты при записи также группируются в соответствии с тактовыми долями. Правильная группировка значительно облегчает чтение нот и даёт возможность легко определить ритмическую структуру.
Начнем с наиболее простых и часто встречаемых группировок. На первый взгляд, группировки восьмых и шестнадцатых нот выглядят необычно. Ключ, как обычно, в практике. Требуется время на то, чтобы научиться расшифровывать комбинации и довести это умение до автоматизма, когда вы сможете исполнять не задумываясь.
1) Одна восьмая и две шестнадцатых
Первая нота — восьмушка, с одним флажком, имеет такую же длительность, как и две шестнадцатые, то есть занимает два слога (“1”,”e”). Поэтому на счет “e” ничего не играем. Вторая и третья ноты – шестнадцатые, с двумя флажками, играются на “&” и “a” соответственно.
2) Две шестнадцатых и одна восьмая
Во втором примере, наоборот, сначала расположены две шестнадцатые, которые играются на “1” и “e”. Третья нота – восьмая, на счет “&”. Так как третья нота имеет длительность в две шестнадцатых, на счет “a” ничего не играем.
3) Шестнадцатая, восьмая и шестнадцатая.
Этот пример сложнее. Первая нота – шестнадцатая (два флашка), длительностью в слог (счет) “1”. За ней – восьмая длительностью в “e” и “&”. Так как эта нота восьмая, она звучит в два раза дольше, чем первая шестнадцатая, поэтому на счет «&» не играем. Последняя шестнадцатая на счет “a”.
4) Шестнадцатая пауза, шестнадцатая и восьмая.
Четвертый пример, на первый взгляд, тоже не из простых. Пауза длительностью в одну шестнадцатую на “1”. На счет «&» восьмая, а между ними шестнадцатая нота. Однако, если представить себе, что вместо паузы на “1” — шестнадцатая нота, то это рисунок идентичный Примеру № 2. Так что все просто.
5) Шестнадцатая пауза, восьмая и шестнадцатая.
Группировка длительностей в этом примере, аналогична примеру 3, с той лишь разницей, что вместо первой шестнадцатой ноты, здесь шестнадцатая пауза.
Практика, практика, практика…
Как уже было сказано ранее, ключ к хорошему чтению нотной записи – практика. Помните как учились читать слова? Сначала изучали каждую букву. Чтение было медленным и неуклюжим. Сейчас, когда знаете и тысячи раз видели одни и те же слова, можете их читать, не вспоминая при этом, как звучит каждая буква. Так же и с нотами, когда поймете логику основных ритмических группировок. Важно часто играть читая с нотного листа, тренируя зрительную память. Это позволит не тратить время на обдумывание впоследствии.
Приведенные упражнения это хороший старт. Но если хотите научиться читать ноты действительно хорошо, не ограничивайтесь ими. Есть много обучающей литературы, посвященной этому вопросу. Например, Synсopation, автор Ted Reed, и Modern Reading Text in 4/4 (Louie Bellson и Gil Breines). Эти книги являются классикой, содержат ритмические рисунки в самых различных комбинациях.
Источник
Группировка длительностей
ГРУППИРОВКА – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке.
— количество групп в такте = количеству счётных долей в такте.
Рассмотрим с вами приведенный ниже пример. Размеры 2/4 и 2/2. Числители размеров говорят нам о том, что в одном такте будет две группы длительностей, каждая из которых будет равна : в размере 2/4 – четверти, в размере 2/2 – половинной.
-Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой. Ниже приведены примеры музыкальных длительностей, длительность которых равна длительности одного такта в этом размере. Так, например, в размере 3/4 самая крупная длительность, которая может занимать один такт- это половинная с точкой (т.к. половинка с точкой = трем четвертям).
-При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
-Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях.
-Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой;
Здесь нужно напомнить о функции точки, стоящей рядом с нотой. Точка подразумевает длительность, которая в два раза короче ноты после которой она стоит. Если мы видим четверть с точкой, то сразу понимаем, что это нота будет длится одну четверть + восьмая (или три восьмых).
Соответственно, если после ноты стоят две точки, это значит, что первая точка будет обозначать длительность в два раза короче, чем та длительность после которой она стоит, а вторая точка подразумевает длительность в два раза короче, чем длительность первой точки. Запутались? Ничего страшного, давайте рассмотрим пример . Половинная с двумя точками – первая точка= четверть (в два раза короче половинки), вторая точка = восьмая ( в два раза короче четверти).
Сложные смешанные размеры
( то есть размеры, которые образуются путем сложения двух разных простых размеров. Например 5/4= 2/4+ 3/4).
Группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, при этом группы могут быть не равны между собой.
Структуру смешанного размера можно трактовать по-разному. Для этого в некоторых музыкальных произведениях композиторы после размера пишут структуру размера в скобках или разделяют внутри такта группы длительностей пунктирными тактовыми черточками.
Группировка длительностей в вокальных произведениях.
Группировка вокальных произведений немного отличается от группировки инструментальной музыки, т.к. здесь добавляется один важный компонент, отличающий вокальные произведения от любых других – текст.
В нотном письме для человеческих голосов приняты следующие правила группировки:
- Если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами:
- Если один слог текста приходится на несколько (два или больше) звуков, то соответствующие им ноты подчиняются общим правилам группировки, изложенным в предыдущих параграфах Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются одной общей лигой:
- Группировка в вокализах, поющихся на один гласный звук, полностью подчиняется общим правилам.
- Общие правила группировки иногда нарушаются для того, чтобы указать желательную фразировку, тем самым композитор показывает певцу, куда нужно вести мелодическую линию, где начинается музыкальная мысль, и где она заканчивается. В этих целях нормальная группа разрывается на части, а длительности, относящиеся к разным группам, связываются общим ребром (в том числе через тактовую черту):
Источник
S o l F a theory
5. Группировка
Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке
- количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счётных долей в такте, т.е. числителю показателя размера.
- Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой
- При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
- Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях
- Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой; длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт) разбивают на две и объединяют лигой; исключение – ноты с точкой (реже с 2 или 3), но если в долевой группе больше, чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, заимствующая часть из следующей доли, не рекомендуется из-за недостаточной наглядности.
Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.
Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.
Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.
Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).
Группировка в вокальной музыке
- Если на один слог текста приходится лишь один звук, то эта нота не группируется с соседними нотами
- Если один слог текста распевается на двух и более звуках, то соответствующие им ноты подчиняются правилам группировки в инструментальной музыке. Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются лигой
- Распевание слогов на нескольких (трёх и более) звуках особенно характерно для русских народных протяжных песен, но присущи так и итальянским колоратурным ариям.
Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.
Источник