Как делать разрешение аккордов

Ладовое положение и разрешение аккордов

Консонирующие аккорды, которыми являются большие и малые трезвучия и их обращения, будучи взятыми изолированно (то есть вне какой-либо конкретной тональности), не имеют определенного функционального значения и поэтому не требуют никакого разрешения: в акустическом отношении они звучат устойчиво в силу своей консонантности.

Все остальные аккорды, в целом представляющие собой различные диссонирующие комплексы (уменьшенные и увеличенные трезвучия с обращениями, септаккорды с обращениями и т.д. ), оказываются неустойчивыми и поэтому всегда требуют, своего разрешения, то есть перевода в устойчивое созвучие (аккорд). В условиях семиступенного мажорного или минорного лада и конкретной тональности таким устоем, как известно, является только тоническое трезвучие.

На каждой из ступеней мажора или минора могут быть построены любые виды аккордов — трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д., но их функциональное значение и внутреннее строение будут зависеть, от самого лада и его структуры. Следовательно, в условиях семиступенной диатоники в мажоре или миноре какого-либо определенного вида могут иметь место семь трезвучий, семь септаккордов, семь нонаккордов (и т.д. ), различных по своему местоположению, ладовой функции и интервальной структуре.

Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Читайте также:  Индивидуальные планы по гитаре

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218

VI I T III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Источник

Блюз >Десять способов разрешения музыкального напряжения

Самый быстрый и надежный способ повысить свой уровень мастерства в игре блюза — это разобраться в некоторых особенностях гармоний, характерных для джаза. Конечно, если джаз вам неинтересен, не стоит углубляться в его потемки, но уделив хотя бы немного времени основным джазовым гармониям, вы начнете понимать и чувствовать блюз значительно лучше.

Любому гитаристу приходится много времени уделять гаммам и аккордовым прогрессиям. А теперь пора объединить эти важные моменты в одно целое.

Музыка (и особенно джаз) — это напряжение и его разрешение, но музыканты часто концентрируются только на напряжении. При этом немаловажно понимать, что напряжение нужно только для того, чтобы его разрешать.

Легче всего научиться этому, играя на фоне аккорда пятой ступени, разрешающегося в тонику. С этой целью можно брать любой доминантсептаккорд. Но не каждый аккорд пятой ступени разрешается. Например, если аккорд пятой ступени сдвигается к аккорду четвертой ступени, ощущения разрешения не появится. А вот если тонический аккорд (аккорд первой ступени) сдвигается к аккорду четвертой ступени, это уже разрешение. Знаю, что все это звучит несколько запутанно, поэтому давайте разберем конкретный пример.

Возьмем блюз в тональности G. Тоническим аккордом здесь является аккорд G7, а аккордом четвертой ступени — С7. А теперь представьте себе, что мы находимся в тональности С: V (G) смещается к I (C). Видим, что в четвертом такте двенадцатитактового блюза возникает нарастающее напряжение, и если использовать его по назначению, ваше звучание приобретет джазовый характер.

Сегодня мы разберем десять способов управления первыми восемью тактами стандартного блюза Bb. На фоне аккорда Bb7 (первой ступени) я буду использовать Bb-миксолидийский лад, а на фоне Eb7 (четвертой ступени) — блюзовую гамму Bb. Не забывайте о том, что наша цель — разрешение, поэтому обратите особое внимание на то, как фразы разрешаются в Eb7.

Первый пример ( Упр. 1 ) включает в себя простое арпеджио Bb7, которое начинается с полутонового шага к терции (D) и далее к малой септиме (Ab). Малая нона (Сb) в четвертом такте — отличный способ создать необычный эффект.

В Упр. 2 мы добавим немного от суперлокрийского лада, но по сути, мы просто делаем аккорд Вb7 несколько разнообразнее. В этом нам помогают как малая, так и большая нона. Как и в Упр. 1, разрешение идет в сторону терции аккорда Eb (ноты G).

Упр. 3 подразумевает игру на фоне аккордов, на деле не присутствующих в прогрессии. В данном случае я представляю себе прогрессию вида Fm7-E7-Eb7 (да-да, без тритоновой замены никуда!), ведущую к аккорду четвертой ступени. Двигаясь к четвертой ступени, мы подчеркиваем несколько нот (в том числе уменьшенную квинту и малую нону) и лишь потом разрешаемся в квинту аккорда Еb (Вb).

В Упр. 4 картина несколько усложняется. Здесь мы играем пассаж шестнадцатыми нотами на основе арпеджио уменьшенной гаммы Вb (Bb-B-C#-D-E-F-G-Ab). Трезвучие Bb начинается с малой терции, затем мы смещаемся к трезвучию G и играем частичное арпеджио Bbdim7. В заключение мы разрешаемся в Eb и сдвигаемся вверх по грифу. Эта фраза очень напоминает классические ходы Би Би Кинга (B.B. King). Как известно, все новое — это хорошо забытое старое.

Упр. 5 — фраза в духе Скотта Хендерсона (Scott Henderson). Здесь суперлокрийский лад ведет нас к квинте аккорда Eb7. Эта фраза интересна с ритмической точки зрения и непредсказуема в мелодическом плане. Она плавно разрешается обратно в Bb.

Табы и ноты к упражнениям 5-10 можно скачать с помощью формы ниже:

Напишите свое имя и Email для получения ссылки на скачивание.

Источник

Как делать разрешение аккордов

Разрешение

Разрешение – это соединение голосов в интервалах или аккордах, при котором как минимум один голос в первом многозвучии должен приходить в строго определенный голос второго многозвучия, и никак иначе. Как правило, это вводные тона и хроматические тона в ладу или септима септаккорда. Сама суть разрешения сводится к движению неустойчивых тонов в устойчивые. Степень устойчивости устанавливается ладом (сами по себе звуки не могут быть неустойчивыми, аккорды могут, но любой неустойчивый=напряженный аккорд с разной степенью напряженности тяготеет ко всем возможным тональностям). Только лад определяет меру устоя (неустоя).

Подробно с разрешением следующих интервалов вы можете ознакомиться здесь:

Несколько примеров разрешения вводных и хроматических ступеней в ладу До мажор (Ля минор):

Примеры разрешения хроматических ступеней:

Разрешение в интервалах

Насчет диатонических интервалов в ладу вне рамок цифровки (аккордовой последовательности) нет строгих предписаний к разрешению, здесь будут варианты соединения. Исключение составляет диатонический тритон, который должен быть разрешен. А вот с интервалами, содержащими хроматические ступени, в силу вступают строгие правила разрешения, причем энгармонизм в записи (диез или бемоль) качественно влияет на исполнение правила разрешения.

Хроматические интервалы разрешаются по общему правилу: увеличенные в сторону увеличения (в более широкие), а уменьшенные в сторону уменьшения. Повышающий ступень диез (реже бекар или дубль диез) определяет направление тяготения хроматического звука и задает движение ступени (голоса) вверх, а понижающий знак альтерации бемоль (реже бекар или дубль бемоль) задает движение голоса вниз.

увеличенная секунда (ув.2) разрешается:

Источник

Обращения аккордов и гармонизация

Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.

Что касается той кучи аккордов, в которой я копаюсь — пока у меня нет особых закономерностей в них. Но тема “обращений” аккордов там будет, поэтому почему не рассказать сначала о ней?

Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.

Не совсем понятно.

Аккорд — это три конкретных ноты.

Например: Если у нас есть аккорд C (до мажор) — в нём участвуют ноты C E G.

Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.

И, с другой стороны, если сыграны только эти ноты — то это определённо “до мажор”.

У до минор — другие ноты. А точнее — C Eb G. В любом наборе, порядке и последовательности.

Можно использовать все 10 пальцев, зажать CEGCEGCEGC — и это тоже будет просто “до мажор”. Или GGCECEG — тоже до мажор. CGEbEbGEbC — тоже до минор.

В любом наборе, в любом порядке. Правило одно — можно брать только ноты, входящие в аккорд.

Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.

Открытые аккорды — наоборот — занимают больше места, и их намного НАМНОГО больше. И применение НАМНОГО шире. От ведения мелодии внутри аккордов и полифонии до акцентуации отдельных нот и создания настроения.

Всё, что выглядит как обращение или похоже на него, но больше, чем одна октава — уже попадает под категорию гармонизации аккордов.

Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.

Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:

Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.

Все остальные варианты — открытые аккорды, потому что между крайними нотами будет больше одной октавы. Например в аккорде G E C расстояние между G и C равна не 5 полутонам (тогда E не поместится между ними), а 17 полутонам (в октаве — 12).

Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:

Ненаучно: Обращение — это когда первая (самая низкая) нота в закрытом аккорде — не главная нота аккорда. Всё, кроме “CEG”.

Что теперь нам с этим делать?

Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.

Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!

Порядковый номер обращения:

“Обычный” аккорд — это нулевое обращение, и в этом случае нам не обязательно каждый раз уточнять, что обращение — нулевое (обычно пишут просто C, иногда пишут C53, как строение аккорда — терция и квинта).

Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.

G C E — это второе обращение аккорда до мажор (мы подняли C и E на октаву):

Первое обращение — C+октава — E G C:

Oczywiście (очивищте — очевидно), что третьего обращения быть не может, так как аккорд снова примет форму C E G — наше дефолтное нулевое обращение.

Зато в других аккордах обращений больше — в септаккордах 4 ноты, поэтому есть 4 варианта. У ундецимаккорда (C11) 6 обращений (аккорд состоит из 6 нот).

И аналогично с нонаккордами (C9 — 5 нот), терцдецимаккорди (C13 — 7 нот) и всеми другими аккордами.

При переносе нот на октаву вверх/вниз меняется и структура аккорда — интервалы между нотами.

Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.

Простым языком, Между 1 и 2 нотой аккорда — 4 полутона — большая терция, между 2 и 3 — малая терция, а между 1 и 3 — 7 полутонов. 7 полутонов — это квинта.

В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:

E — G — 3 полутона — малая терция.

E — C — 8 полутонов — секста.

Первое обращение аккорда называется секстаккорд (С6). (не путайте с секстаккордом С6). Потому что расстояние между крайними звуками — секста.

Во втором обращении у нас аккорд G C E:

G — C — 5 полутонов — кварта.

G — E — 8 полутонов — секста.

Второе обращение называется квартсекстаккорд (С64). Потому что секста занята, а первый интервал в аккорде — это кварта.

Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.

Главное — чтобы была понятна система, а какие именно там интервалы можно посмотреть самостоятельно.

Следуя тому, что нот у септаккорда четыре — обращений у него тоже четыре:

«Нулевое» — Септаккорд — б3+м3+б3 — обозначается: C7

Первое — Квинтсекстаккорд — м3+б3+м2 — пишется: C65

Второе — Терцквартаккорд — б3+м2+б3 — говорится: C43

Третье — Секундаккорд — м2+б3+м3 — знак: C2

Дальше уже начинает теряться смысл называть обращения аккордов (пять для нонаккордов, шесть для ундецима-, семь для терцдецима-). Их слишком много. Да и это уже настолько джаз, что пока мы все до такого уровня доучимся — мы уже многими другими путями всё, что я тут рассказываю, выучим и перевыучим.

Как тебе такое, парень?

А если закрытый аккорд:

Подведём полу-итоги перед следующим актом:

Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:

C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.

**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? 🙂

Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.

И точно также можно “обращать” не только мажор, но и любой тип аккорда — мажоры, миноры, уменьшенные, увеличенные, всякие свои мультиаккорды. Только помните — чем меньше нот — тем скучнее — но и тем сложнее ошибиться.

И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!

Зачем же нам в нашей музыке обращения?

**Стоит уточнить, что в музыкальной группе обращения аккордов считаются со всех инструментов. И какое обращение гитарист не возьмёт, басист — играющий ниже — сыграв тонику вернёт аккорд в открытое нулевое обращение. Но это так. Академщина.

А вот в обращениях много полезного!

Самое распространённое — это уменьшить количество новых клавиш при сменах аккордов.

Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:

Так у нас сменились вообще все клавиши.

А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:

Звучит это божественно и намного более “целостно”.

Умело пользуясь обращениями, можно всю композицию поместить внутри одной октавы (как мы рассматривали выше в посте/посту) — меняя по одной ноте за раз, и получая очень плавное и переливающееся звучание.

**Цель — не «внутри октавы» а «плавный звук«

Естественно, если по задумке автора нужно внести раздор, напряжение, динамику и скорость — то это достигается обратным путём. Более резкие переходы между аккордами, ноты не входящие в гамму, много чего можно.

Все клавиши сменились.

Другое простое применение — это использовать обращения какого-то аккорда, чтобы разнообразить мелодию. Например, во второй половине куплета, или в каких-нибудь других повторениях. Обращение аккорда не влияет на его функцию в гармонии (гармония). И тонический аккорд всегда будет тоническим, в каком обращении он бы ни был.

**В отличие от «широких» аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.

В джазе обращения тоже очень часто используются. Ну а почему бы нет? Они умные, успевают обдумывать не только какие клавиши жать в импровизации, но и как вести повествование гармоническими сменами. Поэтому, чем чутче человек чувствует внутренние мотивы — тем более точные инструменты ему нужны для их выражения.

И, наконец, субъективные оценки:

Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.

Второе обращение аккорда — начинается с пятой ступени — звучит менее стабильно и вносит немного смуты.

Третье обращение септаккордов — из-за того, что первый интервал — секунда, звучит злобно и немного сбито.

В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!

Все ошибки можно списать на внезапный джаз.

А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!

В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.

Источник

Оцените статью