Как делают анкер для гитары

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 февраля 2012 г.

Гриф – важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.

П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов – звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов – струна. Резонатор – компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).

У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.

При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада — стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.

Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование – прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать – прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер – не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом – обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.

Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.

Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные – классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть статья по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.

Это из разряда «не повторяйте!».

Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» — в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него – ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.

Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.

Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.

Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки – 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.

После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте – 12 мм, диаметр гайки – около 9 мм.

После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором – немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.

Идем дальше. Нужно снять лишнюю толщину с головы грифа. Толщина головы грифа 12-14 мм. Снимаем массив фрезером и сверлим отверстие диаметром 8 мм, под углом, целясь в канал анкера.

Следующий этап – приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину – проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.

В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем – получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине – все сделано правильно.

В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.

После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.

Следующий этап – разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.

Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.

Есть более простой, но дорогой способ – специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:

В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.

Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же – сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.

Следующий серьезный этап – профиль грифа. Первое, что нужно сделать – снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.

Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым – очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».

Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.

Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.

Последнее, что мы сделаем сегодня, – профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском – одна из его поверхностей имеет радиус накладки.

На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив – отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).

Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).

В следующей статье – самая сложная и кропотливая часть работы – установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».

  • Делаем «страт». Часть 1. Корпус
  • Делаем «страт». Часть 3. Лады
  • Делаем «страт». Часть 4. Окончательная сборка

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

23.02.12 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

14.02.2014, Jhav
Что значил долго? Автоакрил 12 часов до шлифовки. Полную прочность он, правда, около месяца набирает, но куда торопиться.

Источник

Особенности анкерного стержня

Анкер на гитаре — необходимая деталь, предотвращающая деформацию элементов музыкального инструмента. Ведь из-за постоянного натяжения струн, гриф гитары подвержен сильной нагрузке. В 1921 году один из сотрудников известной компании Gibson запатентовал первый анкер для электрогитары. До изобретения металлических прутов изготовители выпускали элементы, выполненные из дорогих древесных пород. Приходилось предусматривать малейшие изменения в поведении такого материала, например, влияние внешних условий.

Что такое анкер гитары? Для чего он нужен?

Анкер — это прут из металла, размещенный внутри грифа. Имеет толщину от 4 до 6 мм. На одном из концов предусмотрен болт, помогающий определять струнное натяжение. Без металлического стрежня инструмент бы не выдержал нагрузку и сильно изогнулся — стержень препятствует его прогибу.

Анкерный стержень внедрили лишь в те годы, когда гитаристы начали пользоваться струнами на металлической основе. Нейлоновые не имеют такого значительного натяжения. Классическая гитара не нуждается в пруте — инструмент в силе справится сам с нагрузкой. При игре на акустических и электрогитарах стержень необходим.

Он противодействует неизбежному прогибу под натяжением. Если посмотреть на лук с натянутой тетивой, то можно представить, как струны пытаются выгнуть гриф, а анкер стремится изогнуть его в противоположном направлении. Сила натяжения стержня должна уравновесить силу натяжения струн.

Виды анкеров для гитары

Назначение анкерных стержней из металла аналогично для всех видов, но некоторые не используются при фиксации. Они лишь обеспечивают жесткость конструкции.

Одинарный

Одна часть анкерного стержня устанавливается в грифе гитары. У другого конца имеется специальный болт, предназначенный для регулировки изгиба. Диаметр его около 5 мм, а резьба 10-32. Одинарный стержень наиболее распространен ввиду простоты конструкции и невысокой цены. Но с таким анкером гриф изгибается, поэтому его необходимо часто подстраивать. Используется на гитарах производителей Fender и Gibson. К достоинству можно отнести небольшой вес и классический звук. Для подстройки нужен маленький крутящий момент.

Двойной

Состоит из двух частей, объединенных между собой. Анкерный стержень обеспечивает наиболее жесткую, крепкую конструкцию. Он устанавливается под накладку. Давит сразу по краям и центру, предотвращая деформацию частей. Стабилен, не требуя частой подстройки. Благодаря увеличению масс, ноты ясные и четкие. Недостаток заключается в том, что нужен большой крутящий момент.

Двухболтовый

Аналогичный одинарному, но с одним лишь различием — болты расположены на обоих конца анкера. Плюс такого устройства в тонкой настройке.

Какой прогиб у грифа должен быть?

Нельзя точно сказать, какой прогиб наиболее оптимальный. Все зависит от используемых струн, от инструмента и от жанра композиций, которые исполняет музыкант. Также влияют вкусы и предпочтения гитариста. Настроить нужно так, чтобы игра была комфортной, а струны не цеплялись за лады.

Перед регулировкой анкера на гитаре определите, в каком состоянии находится гриф. Для начала зажмите струну одновременно на первом ладу и на стыке корпуса инструмента и грифа. Самой большой прогиб на седьмом ладу. Здесь нужно замерить расстояние. При обратном прогибе между струной и ладами нет никакого зазора, а сама струна лежит на ладовом порожке. При сильном прогибе расстояние слишком большое. В этих случаях следует подстроить анкерный стержень.

Также существует еще один способ определить прогиб. Для этого нужна полуметровая металлическая линейка. Поместите ее посередине вдоль инструмента.

На заметку! Располагать в этом случае гитару нужно так, как обычно вы держите ее при игре. В таком положении гриф находится в естественном положении, иначе из-за силы тяжести ваши измерения будут не точны.

Поместите один конец линейки на середину первого лада, а второй — на последний. Измерьте расстояние между седьмым ладом и линейкой. Оптимальное расстояние — от 0,15 до 0,2 мм. В другом случае прогиб будет вызывать дискомфорт при игре.

Порядок регулировки анкером грифа гитары

После того как определили, что не так с вашим инструментом, нужно выровнять его положение. В какую сторону следует крутить анкер на гитаре — зависит от прогиба инструмента. Если он слишком мал, то гриф нужно опустить — анкер поворачивается против часовой стрелки.

Внимание! При замене струн на другой калибр регулировка необходима. Для правильной регулировки перенастраивать строй не нужно, струны должны быть затянуты в обычном положении.

Для регулировки анкерного прута понадобятся специальные инструменты: шестигранник или бочкообразный ключ. Перед настройкой ослабьте струны посильней. Фиксация изменит натяжение, и они могут лопнуть.

  1. Натяжение. При ослабленном грифе, чтобы зажимать струны, нужно прикладывать много физических усилий. При помощи шестигранного ключа медленно и аккуратно начинайте подымать болт стержня по часовой стрелке. Один поворот не должен превышать 90 градусов. Каждый раз старайтесь проверять зазор на седьмом ладу.
  2. Ослабление. Зазор очень маленький или совсем отсутствует. Тогда звучание инструмента будет дребезжащим. Для исправления выпуклого прогиба поворачивайте болт против часовой стрелки. Действия также должны быть медленны и постепенны. Измерьте расстояние на седьмом ладу.

Старайтесь не злоупотребить с закручиванием анкера, так как это может нанести непоправимый ущерб инструменту.

Полезные советы

Чтобы не повредить инструмент и его элементы, необходимо точно и без лишних движений осуществлять регулировку анкера. Регулировка — дело несложное. Главное — следовать рекомендациям и советам опытных музыкантов:

  1. Выставлять анкер следует только при помощи качественных ключей.
  2. Шестигранный или бочкообразный ключ всегда вставляйте до самого конца. Он должен идеально подходить, иначе сорвет шлиц болта.
  3. Не пытайтесь поднять уровень струн. Анкером регулируется состояние грифа, а высота определяется при помощи порожков.
  4. Если вы будете прикладывать большие усилия, то сорвете резьбу на металлическом пруте. В этом случае исправить ничего нельзя. Вам придется или поменять стержень, или отнести в специальную мастерскую для ремонта.
  5. Регулируйте анкерный прут при необходимости, вращайте ключ очень медленно, плавно.
  6. Если вы начинающий гитарист, то регулировку следует доверить профессиональному музыканту, знающему все нюансы.

Иногда результата сразу не видно. Не спешите перекручивать снова болт. Из-за особенностей древесных пород для окончательно изгиба могут потребоваться сутки. Оставьте гитару в покое на 24 часа. Если прогиб не изменился — повторите процедуру, подождите еще сутки.

Регулировка грифа занимает немного времени. Но эта задача требует точности и аккуратности, не терпит спешки и суеты. При верной настройке вы получите идеальный звук и комфортную игру. Проверять прогиб необходимо раз в несколько месяцев. Гитара — деревянный инструмент, а дерево тонко реагирует на изменение климатических условий.

Источник

Читайте также:  Иван сусанин танцы ноты
Оцените статью