Как делают деки для классической гитары

Как делают деки для классической гитары

Деку гитары делают из дощечек резонансной ели толщиной 4—5 мм и шириной не менее 60 мм. Длина дощечек зависит от длины корпуса гитары с запасом 50—60 мм.

Дощечки резонансной ели предварительно подбирают по ширине годичных слоев и оттенку.

Дощечки слегка прострагивают. Цель такой предварительной обработки заключается в том, чтобы определить оттенок ели, уточнить правильность годовых слоев и расстояния между ними. Хорошо подобранная дека должна создавать впечатление общей структуры и одного оттенка.

Для склейки дощечек предварительно подбирают жимки с шириной рабочей части, на 10—15 мм превышающей ширину склеиваемой деки. Затем аккуратно наносят клей на обе склеиваемые плоскости кромок и, прижав друг к другу дощечки, укладывают в жимки. Признаком хорошо сжатой деки является равномерно выступивший в швах клей. Для склейки рекомендуют казеиновый клей или, что является более предпочтительным, ПВА (эмульсия должна быть обязательно пластифицирована. ).

После выдержки в жимках и полного высыхания клея приступают к острожке деки. Это выполняется на ровном, широком основании (для этого подойдет лист многослойной фанеры, ДСП или небольшая чертежная доска) с учетом стрелок, показывающих направление строгания. Толщина отстроганной деки должна составлять 4-5 мм. Более чистую сторону принимают за лицевую и, следовательно, к ней надо относиться очень бережно. Далее намечают центр будущего звукового отверстия и приступают к врезке розетки. После высыхания клея уточняют центр розетки и намечают тонкой царапиной звуковое отверстие. После этого дорезают звуковое отверстие с лицевой и обратной стороны. Лицевую сторону зачищают циклей от остатков клея в зоне розетки, а с обратной стороны деку тщательно шлифуют шкуркой.

Читайте также:  Как настроить гитару при помощи пианино

На подготовленную деку накладывают корпус гитары, строго выдерживая осевые линии, и обводят контур корпуса. По этому контуру обрезают деку (с запасом 5 мм) лобзиком, ножом или мелкозубой циркулярной пилой.

Пружинки для гитарной деки, как и для остальных музыкальных инструментов, изготовляют из резонансной ели (реже из сосны). Доску радиальной распиловки размечают по торцу по 10 мм. По этим разметкам делают зарубки топором так, чтобы щель от раскалывания древесины образовалась на глубину 40—50 мм. Затем в эту щель вставляют лезвие ножа и отщепляют заготовку пружинки. Это делают для того, чтобы скол происходил строго в тангенциальной плоскости. Косослой, сучки и другие дефекты в материале пружинок недопустимы.

Приклеивают пружинки мездровым клеем. После полного высыхания клея производят окончательную обработку пружинок.

Накапливая опыт, мастер в порядке эксперимента меняет профиль и сечение пружинок, а также их число и схему расположения. Иногда случаются и неудачи, но всегда это процесс творческий и познавательный.

Для разметки гнезд под пружинки левой рукой деку прижимают к корпусу гитары, строго выверяя совпадение оси деки с осью на ручке грифа. Правой рукой с помощью остро отточенного карандаша намечают на огибах прижатые пружинки.

Пружинки считают правильно врезанными, если нет щели между декой и корпусом Необходимо следить за тем, чтобы гнездо не оказалось больше положенного размера. Если такое случилось, то при приклейке деки в увеличенное гнездо подкладывают древесные опилки, смешанные со столярным клеем.

При изготовлении высококачественных инструментов и при наличии соответствующего материала деки склеивают из двух половинок (рис. 1). Бревно резонансной ели раскалывают вдоль оси, а затем откалывают секторные заготовки. Секторные заготовки вначале строгают с обеих сторон, а затем на циркулярной пиле распиливают вдоль. Пропил не делают сквозным, а оставляют 5 мм. В таком виде заготовку, сушат в комнатных условиях от 3 до 10 лет. После сушки пятимиллиметровую перемычку пропиливают и половинки деки разворачивают. Склеивают деку вышеприведенным способом.

В последнее время широкое распространение получили гитары с так называемыми фанерными деками. Эти деки, несомненно, технологичны в условиях массового производства, но высокие акустические требования к ним предъявлять нельзя.

Дно гитары часто делают из высококачественной березовой фанеры. Для инструментов повышенного качества заготовками дна служат дощечки клена, палисандра и другой древесины толщиной 3—4 мм. Лучше, когда дно собирают из двух дощечек. Если этой возможности нет, то дно склеивают из нескольких дощечек, как и еловую деку.

Традиционным украшением дна гитары являются вклеенные по оси жилки. Их набирают и склеивают заранее обычно в количестве трех (рис. 2). При склеивании половинок дна 2 в жимках 1 между ними и устанавливаются жилки 4. Жилки должны выступать над поверхностью склеиваемого дна на 0,5—1 мм. После высыхания клея полученное дно гитары осторожно строгают с обеих сторон.

Для упрочнения клеевого соединения дна вдоль жилки ставят скрепку. Ее делают в виде планки (рис. 3) и приклеивают с внутренней стороны дна. Скрепку склеивают из многих кусочков под углом 15—30°, что обеспечивает ей большую косослойность по отношению к клеевому шву. На заготовки деки и дна наносят контур корпуса гитары и обрезают с припуском 5 мм. Деку и дно гитары подкрепляют пружинками.

Длина заготовок пружинок гитары 420 мм, а сечение 8X16 мм. После строгания сечение пружинок имеет трапециевидную форму с размерами оснований 3 и 6 мм и высотой 12 мм.

Пружинки на деке гитары располагают по схеме (рис. 4). Перед приклейкой пружинок 1 и 3 в них врезают пружинки 2 (см. рис. 4, а). Перед приклейкой пружинок 2, 3 и 4 (см. рис. 4,б) в скрепке 1 делают пропилы, равные ширине сечения пружинки.

Если пружинки сделаны прямыми, т. е. не придают выпуклости деке и дну, то после нанесения клея деку и дно кладут на плоскую поверхность и прижимают пружинки грузом. Но довольно часто дну придают выпуклость за счет криволинейности пружинок. Для этого пружинки дна обрабатывают, как и пружинки деки балалайки, и с тем же радиусом закругления приклеивают пружинки к дну гитары.

После просушки клеевых соединений на концах пружинок стамеской делают срезы (так называемые плечики), снижающие высоту пружинок с 12 до 6 мм. Длина срезов 50—60 мм от контура корпуса.

Высоту пружинок 2 (см. рис. 4,а) уменьшают стамеской с 12 до 8 мм. Пружинки зачищают шлифовальной шкуркой.

На деке и на дне гитары со стороны приклеенных пружинок, отступив от контура 8—10 мм, проводят карандашом линию. Область, очерченную этой линией вместе с пружинками, покрывают 1—2 раза нитроцеллюлозным лаком типа НЦ-222.

Источник

MasterGitar.com

Дека гитары – это самая важная часть гитары с точки зрения акустики. Именно она определяет во многом звук инструмента, также дека является, что называется, лицом гитары, и работа с ней требует предельной аккуратности во всех смыслах. Поэтому для приобретения опыта изготовления гитары так уместно сделать ремонт по замене деки.

Замена деки — это полноценный элемент изготовления настоящей гитары из массива целиком, вы сделаете настоящую деку. И не страшно, если ваша дека будет среднего качества, для топовых гитар применяется радиальное дерево, работать с которым намного проще, чем со всякими вырезками из дек пианино советского образца. Приобретенный опыт будет даже больше настоящего.

С настоящим материалом возни меньше.

Тем не менее, косослойная дека из фоно будет лучше, чем строительная фанера, которая вообще непонятно каким образом была выбрана, не побоюсь этого слова, технологом фабрики.

Замена верхней крышки фанерного ящика в форме гитары на полноценную деку из массива кедра или ели – это самый правильный ремонт, как с точки зрения приобретаемого опыта, так и полезного эффекта.

На форуме есть примеры работ по замене деки гитары

Многие, возможно, читая эти строки, в первый раз засомневаются, из чего сделана дека их гитары. Часто внешняя сторона деки — это тонкий лист шпона, очень похожий на настоящую деку. Смотреть надо в торец отверстия, причем очень внимательно, так как средний поперечный слой (бука, например) может быть очень тонким. Если фанера адаптированная, например, как на старых Музимах, то гитара звучит приемлемо.

Специально начинаю цикл статей о верхней деке именно с этого напоминания о методике обучения, так как идея ресурса MasterGitar.com именно быть самоучителем, а не просто рассказать, что каким бывает.

Есть мнение, что нет смысла называть верхнюю деку верхней, так как дека у гитары одна, а на другой стороне дно. Также принято и в зарубежной практике дека – это top или soundboard, а дно — back.

Где достать материал для изготовления деки

Сегодня многие заготовители материала по всему миру имеют свои сайты с возможностью через них приобрести любые части гитары. Это самый правильный путь, купить специально подготовленный для гитар материал, который отбирается, пилится и сушится соответствующим образом. Для гитарного материала не приемлемы никакие микротрещины, которые имеет разного рода неверно (в гитарном смысле) высушенный материал. На нашем форуме вы сможете найти как адреса, так и рекомендации по покупке.

Затрону ещё вопрос пороков. Существует мнение, что не должно быть никаких сучков и других дефектов. Это правильно для гитар на продажу, но для учебного уровня подойдут деки с небольшими проблемами. Кому будет мешать маленький неразвившийся сучок, если сама дека в целом будет качественной и радиальной. Или небольшая волна по слоям, которая смещена в малый овал корпуса. Часто выбор сводиться к выбору из чего-то и мечтать о специально подготовленном дереве вашим прадедушкой не приходится.

Лучше сделать гитару из приемлемого дерева, чем не сделать совсем.

Это на гитарах на заказ важно качество до последнего нюанса. Я видел несколько гитар, которые были сделаны очень по-любительски, при этом аккуратно. Звук у них был такой, что не каждой блестящей шкатулке из магазина снилось. Так зачем разводить ненужные разговоры о целесообразности.

Но хватит разговоров, приступим к изготовлению деки. Сам процесс будет разделен на несколько статей, чтобы каждый этап можно было подробнее обсудить на форуме, посмотреть на ваши успехи и решить трудности. Не стесняйтесь.

Источник

MasterGitar.com

При изготовлении первой гитары важными факторами являются дешевизна и доступность материала, а также ясная последовательность действий, дорожная карта самого процесса.

Сегодня недорого можно приобрести простой и настоящий материал для изготовления гитары, но даже он чего-то будет стоить. А чем дальше от гитарных молочно-кисельных рек вы находитесь, тем сложнее и дороже выйдет этот стартовый пакет.

Предлагаю вашему вниманию простой источник годного для работы дерева с описанием основных этапов изготовления мастеровой классической гитары.

Ещё немного общей теории о гитарном дереве перед раскрытием всех карт

Материал для изготовления гитары должен быть хорошо высушен, желательно в естественных условиях, чтобы после изготовления гитара не растрескалась. В тот же момент сам материал должен быть относительно гитарным или музыкальным. Долго выдержанные доски на заборе не подойдут по массе причин. Дерево должно быть правильно сохранено и нормально (приемлемо для первого раза) распилено. Также надо учитывать само качество древесины.

Главная цель первой работы отработать столярку процесса. Но все же, на выходе хотелось бы иметь не ящик в виде гитары, а полноценный инструмент. Что возвращает нас к правильному подбору материала.

Любой специальный материал будет чего-то стоить и испортить его по неопытности будет жаль. Предлагаю совсем отбросить привычку сверх потребления – лес надо беречь и специально подготовленное дерево для гитар пусть уже будет вашим вторым инструментом. Хотя это правило очень успешно нарушают наши форумчане и с первого раза делают отличные инструменты из палисандра. Но думаю, что сердце у них не раз ёкает во время работы.

Пора переходить к сути вопроса

Где ещё можно найти хорошо выдержанный материал? Правильно, вторично использовать изделия из дерева, которые хранились в хороших условиях. Маэстро Торрес использовал этот приём, изготавливая гитары из палисандровой мебели. Нам же стеснятся с первой гитарой — дело абсолютно лишнее. С палисандровыми шкафами у нас, конечно, напряженка, как и вообще с лишней мебелью из массива. Но опять я затягиваю.

Внимание! Барабанная дробь!

Старые брусы от дверных коробок, изготовлены из сосны или даже ели.

Дверные коробки или оконные рамы источник сухого выдержанного материала.

Ну всё, мне можно глотнуть чаю, а скептикам в это время расслабить наморщившиеся лица.

В любом деле присутствует порог вхождения. Часто этот порог видится даже бóльшим, чем есть на самом деле. Если на пути к результату много разного рода неясностей, то прохождение маршрута пугает и даже отталкивает. Люди разные, одних сложности привлекают, других пугают.

Данный проект снижает и делает более прозрачным порог вхождения в гитарное мастерство. Вы сможете на настоящем массиве отработать все операции необходимые для изготовления классической гитары, собрать необходимый инструмент, выработать первые предпочтения.

С психологической точки зрения рисковать найденным соседским дверным косяком несравнимо проще, чем рисковать даже самым дешевым комплектом на классическую гитару.

В конце концов, вы получите абсолютно рабочий образец, на котором можно делать почти все, даже учиться в музыкальном училище. Это точно лучше, чем любая фанерная фабричка, особенно среднего качества.

Музыкальность сосны и твердость дуба

Сосна (pinus) – это очень банально, но именно это дерево за отсутствием кедра и ели максимально подходит для изготовления деки классической гитары — самой главной музыкальной части инструмента. Сосна уступает, но все же остается хорошим вариантом. Из публикации об акустических константах можно почерпнуть, что для ели эта константа находится на уровне 12 единиц, а для сосны 11 (пишу по памяти, но смысл не меняется), т.е. теряем немного. Для деки надо будет поискать экземпляры и распилы получше. Важна также выдержка, но в нашем случае она очень длительная.

Также для накладки и подставки нам будет необходим твердый материал. В наших широтах – это граб, ясень, акация, орех, бук, клен, но интереснее всего дуб (quercus), который несколько темнее и визуально подходит больше, не говоря об его плотности. Дуб можно проморить и он станет ещё темнее.

Брус дверной коробки

Сегодня сплошь и рядом меняют старые деревянные дверные коробки и оконные рамы. Этот материал очень хорош для нас даже не в плане изготовления, из этих сухих палок очень удобно делать разного рода конструкции для изготовления гитары. Не знаю как оконные рамы, но дверные коробки точно не подвергались экстремальным режимам. Тут важно, чтобы дерево не было отсыревшим или гнилым. В нормальных квартирах такого не бывает.

Однажды я не смог пройти мимо нескольких выброшенных дверных брусов. Лежали они у меня с гвоздями целый год, пока у меня не возник план сделать гитару (не совсем точно: я сделал из части бруса оснастку для приклейки дна). А на ловца, как известно, и зверь бежит: буквально, на этаже ниже люди выставили на раздачу дубовый наличник. Судьба вроде как подначивала меня, нельзя было не согласиться.

Схема выполнения работ, пошаговая инструкция

Цель проекта гитара из сосны — получить представление о столярной составляющей изготовления классической гитары. Ведь материал хоть и не обычный, но правильный, а сама столярка абсолютно настоящая. Результат же очень хороший. Так что пройдемся последовательно по основным этапам, составим пошаговую инструкцию работы над классической гитарой. Опустим многие детали, они разжеваны вдоль и поперек на страницах форума и других статьях ресурса MasterGitar.com .

P.S.: Ещё о причинах реализации проекта: мне было очень интересно, а что все-таки получится из pinus косякус. И результат меня приятнейшим образом поразил.

P.P.S.: К сожалению, многие фотоматериалы и видео не будут отличаться хорошим качеством и мастерством оператора. Снимал тем, что имею, и так, как мог.

Источник

Оцените статью