Страны-производители: откуда родом Ibanez
Бренд Ibanez вырос из бренда Salvador Ibanez. Впервые гитары под этой маркой появились в Валенсии в 1875 году, когда Сальваторе Ибаньес открыл небольшую мастерскую. К началу ХХ века он уже был владельцем самого крупного в Испании предприятия по производству музыкальных инструментов. Однако в 1929 году данный бренд стал широко известен в Японии, потому что семья Хошино стала закупать гитары у мастера для Страны восходящего солнца. Позже, когда Сальваторе больше не мог импортировать свои гитары, она взяла уже известную в Японии марку, оставила фамилию, выкупила чертежи мастера и стала производить под ней музыкальные инструменты на экспорт. Так из испанского гитарного бренда возник легендарный японский.
В начале XXI века, когда гитары Ibanez достигли пика популярности во всем мире, их производство стало расширяться. Сегодня инструменты изготавливают на заводах в Японии, Индонезии и Китае. При этом в каждой стране производят продукцию определенной линейки товаров. В Японии создают инструменты серий Prestige и J Custom. Это самые дорогие гитары, и из-за множества нюансов их производство достаточно ограничено, что делает их практически эксклюзивными инструментами. В Индонезии производят инструменты средней ценовой категории – серий Premium и Standard, а также последние разработанные Ibanez серии – Iron Label и Axion Label. Китайские гитары Ibanez относятся к бюджетным. Это серия Gio.
Япония: качество говорит само за себя
Семья Хошино, которая занималась экспортом гитар по всему миру, ввела контроль каждой единицы перед отгрузкой. Музыкальные инструменты производят на старом заводе недалеко от городка Мацумото еще с 60-х годов. При этом на предприятии делают гитары не только Ibanez, но и других торговых марок. Поэтому у мастеров накоплен огромный опыт внедрения самых смелых технических решений. Если прибавить к этому дорогую фурнитуру и звукосниматели, элитные материалы и традиционную проверку каждой гитары, то мы получим современную базу, где рождаются инструменты класса hi-end. Учитывая все это, становится понятно, почему многие мировые рок-звезды играют именно на Ibanez.
Индонезия: лучшее соотношение цены и качества
В Индонезии производят гитары Ibanez разной ценовой категории. Многие предпочитают именно индонезийские модели благодаря большому выбору. В основном на стоимость гитары влияет сорт древесины, используемой для корпуса и грифа. Также важно, какие на ней установлены звукосниматели и фурнитура. Все эти факторы определяют звучание и функционал конкретной модели.
Для наглядности сравним две гитары серии RG: RG1070 (110 тыс. руб.) и RGRT621 (59 тыс. руб.). Обе они произведены в Индонезии, однако разница налицо. Например, корпус RG 1070 сделан из ньятона, а у RGRT621 – из липы, которая стоит дешевле. На первой модели установлено три звукоснимателя, а на второй – два. RG1070 имеет специальную обработку ладов, благодаря чему они медленнее стираются, у RGRT621 этого нет.
Эти и другие детали и определяют разницу. Из модельной линейки индонезийских гитар Ibanez можно выбрать достойный экземпляр, который будет радовать звучанием и при этом окажется вам по карману.
Китай: дешевый материал и качественное исполнение
Китайские модели, как правило, производят из недорогих сортов древесины. Для гитар там обычно используют липу, клен, тополь, палисандр. При этом инструменты оснащены всем необходимым для качественного и чистого звучания. Например, модели серии Gio подойдут тем, кто хочет играть тяжелый металл и мелодичный рок. Они выдают мощный, грязный звук на дисторшн, что многим придется по вкусу.
В гитарах Gio реализованы узнаваемый дизайн и многие классические технические решения от Ibanez, а при их производстве строго соблюдаются фирменные стандарты качества. Это значит, что за небольшие деньги вы сможете купить надежный функциональный инструмент от мирового бренда.
Заключение
Стоимость гитар Ibanez и другой продукции бренда зависит исключительно от используемых при изготовлении материалов. При этом контроль качества инструментов и аксессуаров к ним остается по-японски педантичным вне зависимости от страны-производителя. Все потому, что Ibanez дорожит своей хорошей репутацией и хочет сделать продукцию доступной для людей с разным уровнем достатка.
Источник
История Ibanez: часть 1
Корни истории гитар Ibanez уходят в конец XIX столетия и тесно переплетены с судьбами представителей семьи Hoshino. В начале XX века книжный магазин, основанный в Нагое Мацухиро Хошино обладал хорошей репутацией поставщика тетрадей для японских школ.
В 1908 году семья Хошино решает расширить свой бизнес и заняться также продажей музыкальных инструментов: в основном это подразумевало поставку органов для Министерства образования Японии, которому же они поставляли и тетради.
Новой сферой бизнеса руководил 23 летний Йошитаро Хошино, который провёл много времени, разрабатывая стратегию привлечения новых клиентов. Его усилия увенчались успехом, и Хошино решили всерьез заняться оптовой торговлей музыкальными инструментами.
В 1908 году появилась компания Hoshino Gakki Ten — музыкальная компания Хошино. 4 сына Йошитаро — Риохей, Джампей, Масао и Йошихиро оказали огромное влияние на компанию Hoshino Gakki. Первым из них в бизнесе был задействован старший сын — Риохей. Риохей получил хороший уровень английского языка в школе и в 1926 году начал использовать свои знания, чтобы помогать отцу с международной торговлей. В 1929 году он окончил престижную Высшую Школу в Нагое и начал работать в компании полный день.
В 1929 году музыкальная компания Хошино начала импортировать первые гитары бренда Salvador Ibanez из испанской Валенсии. Лютье Сальвадор Ибаньес начинал с небольшой мастерской в Валенсии в 1875 году. К началу XX века он являлся владельцем самой крупной фабрики по производству гитар в Испании. После того, как Сальвадор скончался в 1920 году, два его сына приняли на себя управление бизнесом отца.
Гитары появились в Японии в начале 20 века. Первым крупным популяризатором гитар стал гитарист и композитор Морисигэ Такэи, давший свой первый концерт в 1921 году. По интересному стечению обстоятельств, именно в 1929 году, в том же году, когда Hoshino начали импортировать гитары Salvador Ibanez, в Японию в первый раз с туром приехал маэстро Андрес Сеговия. С того времени интерес к гитаре в Японии не угасает.
Казалось бы, 1929 год должен был стать не самым подходящим годом для Hoshino, чтобы расширять свой музыкальный бизнес. Им понадобилась вся их храбрость, чтобы предпринять такой важный шаг в такой злополучный год. В итоге, однако, оказалось, что для них это было отличное время, как минимум для того бизнеса, который Hoshino создавал. В октябре 1929 года американский фондовый рынок обвалился, запуская цепную реакцию по всему миру, и Японии не удалось избежать участи всех остальных: японская экономика была разрушена. Один за другим, банки и крупные компании закрывались. 1930 году более 400 тысяч людей остались без работы. На фоне экономической депрессии Япония вступила в период политической и социальной нестабильности, который в итоге привёл к её участию во Второй Мировой Войне.
Вместо того, чтобы утянуть новый музыкальный бизнес Hoshino на дно, нестабильность помогла популяризировать музыкальные инструменты в Японии: людям требовалось занятие, которое могло бы отвлечь их от проблем внутри страны. Когда песня «Kage wo Shitaite» стала хитом в 1932 году, фанаты принялись скупать мандолины и гитары, чтобы сыграть её самостоятельно.
Hoshino оказались в нужное время в нужном месте. Импортировать гитары Salvador Ibanez оказалось очень успешной затеей. Hoshio приняли решение расширить бизнес и импортировать струнные инструменты и аксессуары из Чехословакии и струны Black Diamond Strings из США. В 1931 компания выпустила свой первый каталог музыкальных инструментов, который включал в себя духовые инструменты, барабаны, скрипки и гитары Salvador Ibanez.
В этот период Hoshino являлись одними из немногих оптовых продавцов музыкальных инструментов в Японии. Найти новые источники поставки инструментов было достаточно проблематично. Так как Риохей Хошино хорошо владел английским и любил путешествовать, то именно ему выпала ответственная миссия искать новых поставщиков. В Германии и Италии он нашёл поставщиков мандолин, барабанов и аксессуаров. В США он договорился о поставке барабанов знаменитого бренда Ludwig, который Hoshino начали поставлять в Японию в начале 1930-х годов.
Товары приплывали в порт Нагои, который находился в 16 километрах от их магазина. В то время это расстояние казалось в разы длиннее: до того, как была создана современная транспортная инфраструктура, работники Hoshino выдвигались в порт с ручными тележками, нагружали столько гитар, сколько было возможно, и везли их в магазин.
Источник
Путеводитель по гитарной древесине Ibanez: электрогитары
Характер звучания вашей гитары – несомненно, результат командной работы многих слагаемых. На него влияют тип звукоснимателей, толщина струн, длина мензуры, строение бриджа и ещё десяток немаловажных вещей. Одним из самых важным факторов, конечно, считается тип древесины, который используется для изготовления корпуса, грифа и накладки, ведь, по сути, это 90% вашей гитары в целом! Различные комбинации пород дерева дают различное звучание, и в то время как некоторые другие компоненты, такие как звукосниматели или фурнитура, можно поменять со временем, корпус и гриф вашей гитары останутся неизменными на протяжении всей её жизни.
Различные производители могут отдавать предпочтение различным породам дерева, которые они используют в своём производстве. Есть, однако, и общемировые тренды: например, в предыдущие годы практически всем производителям гитар пришлось значительно сократить употребление в производстве палисандра, заменив его на схожие породы, так как палисандр был признан редкой породой дерева, и для его экспорта требовался сертификат CITES. По сути, на использование палисандра не был наложен запрет, однако процесс экспорта инструментов, имеющих в своей спецификации части из палисандра, сильно усложнился, и стал занимать достаточно много времени. Несмотря на то, что в начале 2020 года в регламент CITES были внесены изменения, разрешающие использование палисандра для производства музыкальных инструментов, многие производители не спешат возвращаться к нему в полном объёме, так как варианты-заменители показали себя ничуть не хуже.
Почему различные породы дерева звучат по-разному?
Наверняка вы слышали, что некоторые породы дерева звучат ярче других, некоторые – теплее, некоторые – темнее, и важно понимать, почему.
Дерево – это органический материал, оно меняется в размерах в процессе жизни. Со временем его волокна становятся больше, и приобретают случайную форму, структура древесины неизбежно становится неоднородной, можно сказать «неидеальной». Различные породы дерева имеют различную степень «неидеальности», но именно благодаря ей они и звучат по-разному.
Представьте себе две комнаты: одну большую и одну маленькую. Если вы дадите аккорд на гитаре в маленькой комнате, он будет звучать чисто и читаемо, но быстро затухнет, так как в этом помещении мало места для распространения звука. Если вы проделаете то же самое в большой комнате – вы получите более долгое звучание аккорда, однако он будет не таким читаемым. Теперь применим это представление к древесине: если мы возьмём плотный кусок дерева, то, по аналогии с маленькой комнатой, между волокнами такого дерева будет мало пространства для распространения звука, поэтому мы получим быструю атаку и яркое звучание. Если взять кусок более лёгкой породы, для звука будет больше места, и такое дерево будет звучать темнее и обладать большим сустейном.
Породы дерева, используемые в качестве материала корпуса
Далее мы расскажем о самых популярных породах, которые Ibanez использует для производства корпусов своих электрогитар. Некоторые из них так же используются и в качестве материала грифа гитары или даже накладки.
Ольха произрастает в основном в Европе, России и Северо-западной Африке и является очень популярным деревом для производства гитарных корпусов благодаря своему лёгкому весу.
Звучание ольхи часто называют самым сбалансированным среди всех остальных часто используемых пород. Ольха обладает великолепным балансом низких, средних и высоких частот, делая звучание инструмента особенно богатым. За счёт того, что ольха – достаточно плотное дерево, она имеет хорошо читаемые средние частоты, и в целом может быть описана как порода дерева, находящаяся по звучанию где-то по середине между «ярким» и «тёмным» вариантами. Её плотности, однако, недостаточно для того, чтобы справляться с натяжением струн, поэтому грифы и накладки на гриф из ольхи не производятся.
Ольха ценится за своё специфическое блюзово-роковое звучание, но богатство её обертонов делает эту породу практически универсальной и подходящей для большинства музыкальных стилей. При этом, ольха имеет вполне бюджетную стоимость, что, помимо всего прочего, также делает её одним из самых популярных вариантов в качестве материала корпуса электрогитары.
Как правило, древесина ольхи – красновато-розового цвета, но чаще всего её покрывают непрозрачной краской, так как рисунок волокна редко представляет из себя что-то особенное.
В гитаростроении существует два вида ясеня: северный ясень – жесткий, и южный ясень – мягкий, часто называемый «болотный ясень».
Болотный ясень, как вы можете догадаться из названия, произрастает на болотах, и его корни находятся в воде. Это – достаточное лёгкая и пористая древесина кремового цвета с затейливым рисунком волокон, поэтому гитары из болотного ясеня часто имеют полупрозрачное покрытие. Болотный ясень обладает широким частотным спектром с немного «проваленной» серединой, благодаря чему он звучит одновременно достаточно ярко и мягко. Его звучание более читаемо на верхних частотах по сравнению с ольхой, и он обладает схожей быстрой атакой. На гитары из болотного ясеня часто устанавливают синглы в качестве звукоснимателей, ведь вместе они обеспечивают чистое и прозрачное звучание.
Северный ясень – более плотный и тяжёлый, по сравнению с болотным ясенем. Хотя они и выглядят очень схоже, большая плотность северного ясеня обеспечивает более яркое звучание и более быструю атаку. Этот вид ясеня лучше подойдёт для работы с дисторшном.
Сорта липы для производства гитар по большей части добываются в США. Липа – легковесное дерево, относительно более мягкое, если сравнивать её с предыдущими породами, о которых мы говорили. Липа произрастает на Земле в большом количестве, поэтому такая древесина – относительно бюджетная. Липа никогда не используется в качестве материала грифа или накладки, так как слишком мягкая. Чаще всего встречается древесина белого цвета, иногда – с зелёными прожилками. Как правило, гитары из липы имеют плотное непрозрачное покрытие.
Липа – частный предмет споров среди гитаристов. Одни считают её слишком дешёвой и бесхарактерной в плане звучания, другие же, наоборот, говорят о том, что липа имеет идеально сбалансированное звучание с тёплыми нотками, ведь не зря сам Джо Сатриани или Стив Вай использовали липу в качестве материала для некоторых своих подписных моделей!
Название «махагони» часто применяется к целому списку жестких пород дерева с разных уголков планеты. Махагони, как правило, – очень крепкое дерево, которое мало подвержено процессу гниения, поэтому эта порода также широко используется в кораблестроении и мебельной промышленности. Махагони – популярный выбор как для производства электрогитар, так и для производства корпусов и грифов акустик. Самая популярная порода махагони на сегодняшний день, пожалуй, Гондурасский махагони – относительно бюджетная порода благодаря её широкому распространению в природе.
Махагони – достаточно тяжёлое дерево: вы сразу почувствуете разницу, если сравните гитару из махагони с гитарой из липы, ольхи или ясеня. Его цветовая палитра варьируется от жёлтого или лососевого, если дерево молодое, до глубокого, насыщенного красно-коричневого, если это многолетнее дерево. Благодаря визуальной эстетике древесины, инструменты из махагони часто имеют прозрачное покрытие.
Махагони звучит тепло и мягко, обладая очень богатыми низкими частотами, артикулированной серединой и немного приглушенными верхами. Махагони ценится за свой превосходный сустейн, и чаще всего используется на гитарах, ориентированных на рок-музыку. С годами гитары из махагони звучат ещё характернее и богаче. Махагони также – крайне стабильное дерево, именно поэтому оно – самый популярный выбор для производства грифов гитар.
Как и в случае с ясенем, различают «жесткий» клён и «мягкий» клён.
Жесткий клён, так же известный как «восточный клён» или «сахарный клён», в основном произрастает на севере США и в Канаде. Этот клён славится своей большой плотностью и часто используется в производстве шаров для боулинга. Из-за того, что сахарный клён обладает слишком большим весом, из него чаще всего делают гитарные грифы, а для изготовления гитарных корпусов выбирают мягкий клён. Жесткий клён, однако, может выступать в качестве материала топа на корпусах из нескольких кусков дерева. В таком случае клён добавляет яркости общему звучанию инструмента.
Сахарный клён – очень светлое дерево, чаще всего его цвет можно описать как белый. Он обладает очень прочной структурой волокон, что и обеспечивает его яркое звучание, а также быструю атаку. Сахарный клён особенно ценится за свои чистые и выразительные верха, но при условии использования подходящих звукоснимателей, не потеряются и нижние частоты. Клён подчёркивает каждую отдельную ноту, не смешивая ноты между собой, что станет большим плюсом для соло-гитаристов.
Термин «мягкий клён» не относится к какому-то конкретному сорту клёна, а объединяет в себе все виды, помимо сахарного. Самые частые виды мягкого клёна – западный клён, серебряный клён и крупнолистный клён. Мягкий клён имеет меньший вес по сравнению с жестким клёном, поэтому охотно используется в качестве материала корпуса электрогитар. Также, благодаря особенным рисункам волокон, часто напоминающим волны, полосы или другие узоры, мягкий клён используется в качестве материала топа для придания инструменту эксклюзивного внешнего вида.
Что касается его звукового профиля, мягкий клён обладает яркой атакой и неплохим сустейном, при этом в его звучании нет резкости, присущей некоторым другим плотным породам. Мягкий клён, однако, недостаточно плотный для того, чтобы использоваться в качестве материала грифа.
Ещё несколько вариантов пород
Тополь – тополь обладает звучанием, схожим с ольхой, некоторые музыканты, впрочем, отмечают, что у тополя более выраженные средние частоты. Тополь, как правило, не отличается особенным рисунком волокон, но в отдельных случаях могут попадаться куски удивительной красоты.
Бубинга – тропическая порода дерева, часто сравниваемая с палисандром. Бубинга имеет более плотную структуру волокон и более яркое звучание.
Коа – произрастающая на Гавайях порода дерева карамельного цвета, обладающая привлекательным узором волокон. По своему звучанию коа очень схожа с махагони, однако имеет чуть более выраженные верха.
Орех – орех напоминает сахарный клён, но, будучи более маслянистым, звучит мягче. Древесина ореха имеет притягательный светло-коричневый цвет.
Породы дерева, используемые в качества материала накладки грифа
Породы дерева, используемые в качестве материала накладки грифа часто отличаются от тех, что используются для корпуса и грифа, поэтому о них мы расскажем отдельно.
Палисандр, пожалуй, до недавнего времени являлся самой популярной породой для изготовления накладок. Как мы уже упоминали в начале статьи – из-за регламента CITES его использование было ограничено в течение последних нескольких лет, а после снятия запрета многие производители продолжают успешно использовать его альтернативы.
Однако, палисандр не просто так получил звание самой популярной древесины для изготовления накладок на гриф. В первую очередь, эта порода ценится за её прочность и долговечность. Накладка из палисандра не будет царапаться или изнашиваться, сколько бы и как бы активно вы не играли на гитаре. Что касается звучания, палисандр обладает богатой звуковой палитрой и отличается особой теплотой. Накладка из палисандра отлично дополнит любое сочетание древесины, использование для создания гитары. Благодаря тому, что палисандр сам по себе достаточно маслянистый, ему не требуется покрытие, он очень приятный на ощупь.
Эбеновое дерево, как и палисандр, получило свою популярность в качестве древесины для накладки грифа многие годы назад. Его всегда можно узнать по его особенному тёмному цвету, одновременно универсальному и завораживающему. Существует две основные разновидности эбена: африканский и азиатской. Древесина азиатского эбена часто имеет коричневые прожилки, что не нравится некоторым музыкантам, предпочитающим абсолютно чёрную накладку, однако такой рисунок дерева – наоборот, притягивает к себе внимание, и имеет свою аудиторию. Гитары с накладкой из эбенового дерева – частый выбор гитаристов метал групп, для которых целиком чёрные гитары – обязательное условие на сцене, однако накладки из эбена используются и на топовых сериях акустических гитар.
Эбеновое дерево – очень плотное и тяжёлое, что делает его схожим с клёном, однако, в отличие от клёна, эбен более маслянистый, что позволяет использовать эту древесину без покрытия. Многие поклонники быстрой игры выбирают эбен, так как пальцы скользят по нему без препятствий. Он также отличается особенной износостойкостью и останется как новый спустя многие годы.
Эбеновое дерево, по сути, сочетает в себе лучшие черты палисандра и клёна. Он имеет утонченный тёмный цвет и маслянистую структуру, подобно палисандру, но по своей звуковой характеристике эбеновое дерево во многом схоже с сахарным клёном.
Как мы уже говорили ранее, клён — плотное и тяжёлое дерево, знаменитое благодаря своему яркому звучанию и изысканному светлому цвету. Всё это верно и если мы говорим об использовании клёна в качестве материала накладки. Кленовая накладка добавляет звучанию инструмента читаемости. С годами клён может темнеть, приобретая при этом не менее утончённый и интересный цвет. Некоторые производители, стремясь добиться такого цвета, искусственно состаривают клён в печах. Более того, существуют несколько самых характерных узоров волокон, особенно ценных для визуальной эстетики накладки: например, огненный клён, волнистый клён, глазковый клён и так далее.
Что лучше: цельный кусок дерева или несколько кусков вместе?
Часто корпус и гриф гитары делается из цельного куска дерева, однако не менее часто вы можете увидеть корпус или гриф, собранный из нескольких кусков. В чём же состоит разница?
Среди многих гитаристов бытует мнение, что корпус или гриф из цельного куска дерева – предпочтительнее. Однако, корпусы и грифы сотен моделей гитары сделаны из двух и более кусков, и часто вы просто не почувствуете разницу. Более того, в защиту составных конструкций говорят исследования, заключившие, что, благодаря процессу склеивания кусков между собой, инструменты становятся более прочными, резонирую лучше и служат дольше. Особенно это касается грифов гитар: гриф должен постоянно выдерживать натяжение струн, поэтому сделать гриф как можно более прочным – первостепенная задача при создании гитары. Для грифов Ibanez мы чаще всего использует три, пять или семь кусков дерева.
Гитара, чей корпус выполнен из одного цельного куска дерева, как правило будет стоить дороже, так как её производство требует особенного внимания к деталям. Тем не менее, такая конструкция корпуса более подвержена потере формы при перепадах температуры и влажности. Но, несмотря на это, гитары из одного куска дерева всё же пользуются популярностью среди ценителей и коллекционеров.
Источник