Гитары PRS
Американец Пол Рид Смит (Paul Reed Smith) сделал для гитарного мира больше, чем кто-либо другой из наших современников. Если бы не он, то все так до сих пор и играли бы только на Gibson и Fender. Электрогитара PRS из его собственной мастерской – это не просто музыкальный инструмент, но и подлинное произведение искусства. А начинал он их собирать еще в начале 70-х. Будучи студентом колледжа, Пол познакомился с Дереком Сент-Холмсом, который тогда пел и играл на ритм-гитаре у Теда Нюджента и много гастролировал по США и Канаде. Однажды Сент-Холмс взял гитару Смита с собой на гастроли и предложил купить кому-то из коллег, рассказав, кем и где она сделана. С тех пор и началось история PRS.
Пол Рид Смит со своими гитарами
Мистер Смит тесно контактировал с Тэдом Маккарти, тогдашним президентом Gibson и автором культовой модели Flying V, результатом чего стала не конкуренция, а сотрудничество. Именно с учетом рекомендаций Тэда Маккарти, опытного бизнесмена, и была создана знаменитая серия PRS Guitars, включающая как «доски», то есть solid body guitars, так и полуакустические гитары (hollow body), быстро заслужившие в Америке репутацию инструментов высочайшего класса. В линейке продукции знаменитого теперь Смита есть и подписная гитара PRS McCarty, которую он посвятил своему учителю – Тэду Маккрти.
PRS Hollowbody II
Смит сразу же показал себя подлинным новатором. Разработанные им некоторые детали до сих пор остаются непревзойденными.
Оригинальный дизайн головок грифа был почти совершенным. Оптимальный угол наклона обеспечивал наименьшую механическую нагрузку и гарантировал, в совокупности с оригинальной конструкцией зажима верхнего порожка, очень высокую стабильность строя.
Колки гитар PRS
Корпуса большинства гитар изготовлены из красного дерева и отделаны кленовым шпоном, который способен создавать красивые узоры, похожие на языки пламени или тигровую шкуру. Ограниченной серией выпускаются корпуса с отделкой белым лимбо (древесиной Korina Luthiers). В качестве материала для грифов обычно используется красное дерево, а также, для некоторых моделей, клен или палисандр. Накладка на гриф делается исключительно из палисандра.
Маркеры ладов на накладке выполнены в виде «лун» или «птичек» из перламутра. «Лунные» инкрустации могут показаться стандартными кружками, но при внимательном рассмотрении видно, что они состоят их двух разных полумесяцев, а «птичек» производитель ставит разных для каждой позиции на грифе.
Отдельно нужно сказать о «железе». Кроме уже упомянутого оригинального комплекта колков и верхнего порожка, гитары PRS могут комплектоваться тремя разными «машинками». Первая – моноблочная подставка с подстраиваемым порожком под каждую струну, вторая – патентованная RPS-тремоло на базе «фендеровской» с возможностью понижения тона при нажатии на рычаг, и третий, дополнительный вариант — конструкция с отдельным механизмом крепления струн и отдельно стоящей на деке подставкой с регулируемыми порожками. Кроме того, предлагается гитара Floyd Custom 24 с фирменной «машинкой» Floyd Rose, позволяющей и повышать, и понижать тон.
PRS Custom 22
За первые десять лет существования торговой марки производились всего две модели, это PRS, более известная как Standard (ее выпуск прекратили в 1987) и популярнейшая PRS Custom 22, выпускающаяся до сих пор почти в первоначальном виде – в 1991 году поворотный переключатель был заменен «фендеровским» пятипозиционым. Сегодня эта гитара предлагается и в варианте с 24 ладами – Custom 24.
PRS Custom 24
С 1994 в продажу поступила уже упомянутая PRS McCarty, первые 100 экземпляров были пронумерованы и подписаны, выпускалась она до 2007 года, а в 1995 была представлена PRS McCarty Standard с корпусом из красного дерева, которая производится до сих пор.
Гитара PRS McCarty
Тогда же появляется подписная модель Carlos Santana – точная копия гитары, которую тот приобрел у никому еще неизвестного мастера в 1980 году и стал фактически первым его дистрибьютором.
С середины 90-х годов часть производства была перенесена в Южную Корею, где и выпускается серия SE, включающая, кроме модели PRS Custom 24, еще и бас-гитары Kestrel и Kingfisher. А с 2013 года в США была запушена серия S2, включающая модели Standard 22, PRS Custom 22, PRS Mira и другие. Всего выпущено около полусотни моделей.
PRS SE Kestrel Bass
Карлос Сантана впервые сыграл на гитаре PRS в записи альбома Zebop 1981 года. Сегодня подписная гитара PRS Santana – эталонный инструмент с 24-ладовым грифом, снабженный «машинкой» с тремоло и с инкрустированной «птичками» палисандровой накладкой.
Гитара PRS Santana
На PRS 513 – редкой гитаре с пятью звукоснимателями и 13 различными саундами – играет Мартин Барр из группы Jethro Tull. Эта гитара имеет два переключателя – пятипозиционный, коммутирующий датчики, и трехпозиционный, позволяющий менять конфигурацию датчиков с хамбакеров на синглы.
Гитара PRS 513
Начиная с 2008 года Эл ди Меола играет на подписной PRS Al Di Meola Prism. Это длинномензурная (25 дюймов) гитара с 22 ладами на грифе и корпусом, склеенным из клена и красного дерева.
Источник
Как делают гитары prs
Электрогитары
Бас гитары
Акустические гитары
Усилители
Private Stock
Аксессуары
Начало пути
Путь от моей мастерской на мрачном чердаке в историческом особняке Аннаполиса к высокотехнологичной фабрике был непростым. Знаете, я всегда любил ручной труд. Иначе почему ученик средней школы стал бы посещать три-четыре урока труда подряд? Свою первую гитару я сделал на спор со своим учителем музыки только для того, чтобы получить послабления. Я получил «пятерку» и в тот момент решил посвятить свою жизнь изготовлению гитар.
Ночами мы часто придумывали и размышляли. Я считал, что сделать одну гитару в месяц — это удача. Закончив гитару, я играл на ней на концерте — это были полевые испытания в прямом смысле. Любое изменение в конструкции преподносило мне очередную порцию опыта и знаний. Кроме этого, я менял что-то, получив отзывы музыкантов, которые тестировали оборудование. Так, за десять лет головка грифа изменилась три раза, несколько раз перечерчивалась форма корпуса, было опробовано несколько конструкций тремоло-систем и проведено множество опытов с разными породами древесины и способов изготовления — все ради получения правильного рецепта.
Помню, я часто зависал на местных концертных площадках, приходя туда за шесть-семь часов до начала выступлений только для того, чтобы подружиться с администраторами групп. Попав за кулисы, я продавал свои гитары знаменитостям. Однажды в десять вечера я заключил сделку. Карлос Сантана, Эл Ди Меола, Говард Лиз и другие знаменитые гитаристы согласились опробовать мою гитару. И вот на каких условиях. Если кто-то сделает заказ, внесет предоплату и после получения инструмента не будет им доволен, то я верну предоплату, даже если не смогу оплатить аренду.
После этого мы поднабрали заказов на 50 с лишним инструментов и изготовили два прототипа. Я закинул их на заднее сиденье машины и поехал вдоль всего восточного побережья, чтобы привлечь внимание дилеров. Потратив уйму времени и проехав много километров, я вернулся с количеством заказов, которых хватило для создания нашей компании. С поддержкой моей жены, опытных помощников, инженеров, адвокатов, ведущих продавцов, артистов, станочников и моих друзей, которые одолжили мне все свои деньги на запуск бизнеса, мы обрели сильную команду.
Мы прошли длинный путь роста нашего производства, штата сотрудников, дистрибьюторской сети и числа выдающихся музыкантов, которые пользуются нашими гитарами. И мы на этом не останавливаемся. В каждом сантиметре любой гитары PRS — десятилетия испытаний, переосмыслений и изменений. Мы продолжаем двигаться за пределы того, что сейчас считается безупречным. Наши эксперты гарантируют непревзойденность технологий, а результат работы наших мастеров не оставит никого равнодушным, поэтому мы не идем на компромиссы. Вот так и началось наше длинное, но насыщенное путешествие. В чем его мораль? Верьте в свои мечты.
— Пол Рид Смит (Paul Reed Smith), 1992 г.
Путешествие продолжается
Качество продукции PRS стало «золотым стандартом» в гитарной индустрии, что стало для компании заметным успехом, однако не менее существенной задачей стало поддержание этого стандарта по мере входа PRS на массовый рынок. Рост успешности компании PRS в этом смысле требует постоянной переоценки оборудования, материалов и процессов — с тех пор, как Пол Смит изготовил свою первую гитару на чердаке, главная его цель не изменилась: делать исключительные, волшебные гитары.
Менеджер по продажам и маркетингу Ларри Ури: «С каждым этапом роста производства и объема продукции мы вводим более строгий контроль качества для того, чтобы обеспечивать соблюдение наших высочайших стандартов. Так или иначе, сегодня наш контроль качестве более строг, чем вчера.» Некоторые компании строят отношения с общественностью за счет романтических чувств к классическим гитарам 50-60 годов. Однако Пол Смит знает, что для людей, которые в те годы делали эти гитары (как, например, его наставник Тед Маккарти), пиар и романтика были наименее важным делом. Их задачей было делать отличные инструменты, и точка. Делать гитары, звучание которых вдохновляет и помогает расти, надежность которых позволит отыграть тысячу концертов, эстетика которых по праву может считаться искусством. Сделать гитару, которую невозможно выпустить из рук, а пиар и романтика придут сами.
Пол Смит: «Мы не делаем что-то только потому, что так принято. Если в одном процессе наилучший результат дает роботизированная обработка, а в другом ручной труд, то так мы и строим производство. Наши традиции — это побочный продукт нашего качества, ведь наша цель — безупречность. Мы никогда не теряем ее из виду.»
Ларри Ури добавляет: «Мы комбинируем автоматизацию и ручной труд. Применение станков на определенных этапах производства дает превосходные результаты, а это позволяет задействовать ручной труд для более кропотливой работы, которую могут выполнить только глаза и руки мастера. Количество ручного труда потрясает посетителей нашей фабрики, при этом не стоит забывать, что станки тоже работают под руководством человека. Так или иначе все проходит через контроль квалифицированного специалиста.»
Другими словами, даже в эпоху станков с ЧПУ сущность волшебства PRS все равно сводится к паре рук.
Помимо семьи, друзей и бизнеса, немаловажную роль в жизни Пола Смита играет его музыка — он сочиняет, исполняет, записывается и выступает. Это стоит упомянуть по той причине, что стремление Пола к живой музыке и лучшему звучанию наполняет его непреодолимой страстью к мастерству в работе, которое касается каждого рабочего места на фабрике. Он изучил наш персонал и обнаружил, что около 80% из них — музыканты, многие из них постоянно играют в группах. Джек Хиггинботэм, президент компании PRS: «Эти мастера обладают особым чувством гордости, чувством личной привязанности к инструментам, которые изготавливают. Каждый инструмент они делают как для себя. Для них это что-то очень личное.»
Это стремление к качеству касается не только стиля работы сотрудников, но и структуры компании PRS в целом. Пол Смит: «Мы не похожи на другие компании. Каждый наш мастер — это «самоорганизованный отдел контроля качества». Каждый из них имеет большие полномочия в своей области, и если гитара по какой-то причине не соответствует их требованиям, то на основании личного решения мастер выводит ее из производственного цикла. Специалисты постоянно передают гитары друг другу и осматривают их снова и снова — это чем-то похоже на старомодную европейскую гильдию. В стенах фабрики постоянно задается вопрос «приемлемо ли это?». Поэтому контроль качества начинается с рабочего места, и это не просто красивые слова. Это неотделимая и органичная часть производственного процесса, которая затрагивает все этапы — от чертежа и выбора материалов, до сборки и проверки.»
За последние 15 лет мы много раз говорили с Полом Смитом, и большинство из разговоров он начинал словами «А знаешь что?», после чего начинал увлеченно рассказывать о чем-нибудь новеньком в гитарном звуке. В последнее время улучшения касались едва заметных изменений в звуке за счет применения другого материала в какой-нибудь небольшой части инструмента. Да, Пол может слышать то, чего многие из нас слышать либо не могут, либо едва замечают. Но что более удивительно, так это то, что сообразительность Пола и его плотная совместная работа с мастерами позволяют преобразовать эти мысли в усовершенствование гитар PRS — вы можете прочувствовать и услышать это сами.
Мой сын Джо — обладатель черного пояса по карате. Я всегда думал, что черный пояс — это последнее достижение, конец пути, но он объяснил мне, что это лишь начало нового пути. Подобное воззрение я ощущаю и в тех, кто изготавливает гитары PRS. В то время как гитаристы и журналисты годами красноречиво рассказывают о безупречной работе наших мастеров, сами мастера ощущают себя лишь на полпути к открытию. Пол объясняет: «Мы еще не дошли, мы все еще движемся, и вряд ли этому есть конец. Это вызов, это то, что заставляет нас приходить на работу каждый день.» В те времена, когда Пол делал по одной гитаре, он был погружен в традиции изготовления классических гитар 50-60 годов. Но теперь он поглощен традициями совершенно другой уважаемой компании, причем своей. Он с любовью вспоминает первые дни работы компании, но ностальгия не в приоритете. Лучший способ проявить уважение к тем традициям — смотреть вперед. В компании PRS сегодняшний день всегда уступает место завтрашнему. Пол Смит: «Мне посчастливилось работать в команде с чрезвычайно талантливыми людьми — это не только мастера и музыканты, но и маркетологи, продавцы, программисты, администраторы и многие другие. Здесь все работают с одной целью: гитаристы должны знать, что мы делаем все возможное для того, чтобы нынешние гитары были лучше старых, какими хорошими бы они не были.»
Том Уилер
Бывший главный редактор журнала «Guitar Player» и автор книги «The Guitar Book and American Guitars».
Источник