Как делают гриф для гитар

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 февраля 2012 г.

Гриф – важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.

П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов – звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов – струна. Резонатор – компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).

У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.

При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада — стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.

Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование – прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать – прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер – не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом – обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.

Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.

Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные – классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть статья по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.

Это из разряда «не повторяйте!».

Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» — в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него – ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.

Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.

Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.

Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки – 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.

После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте – 12 мм, диаметр гайки – около 9 мм.

После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором – немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.

Идем дальше. Нужно снять лишнюю толщину с головы грифа. Толщина головы грифа 12-14 мм. Снимаем массив фрезером и сверлим отверстие диаметром 8 мм, под углом, целясь в канал анкера.

Следующий этап – приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину – проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.

В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем – получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине – все сделано правильно.

В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.

После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.

Следующий этап – разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.

Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.

Есть более простой, но дорогой способ – специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:

В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.

Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же – сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.

Следующий серьезный этап – профиль грифа. Первое, что нужно сделать – снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.

Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым – очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».

Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.

Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.

Последнее, что мы сделаем сегодня, – профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском – одна из его поверхностей имеет радиус накладки.

На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив – отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).

Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).

В следующей статье – самая сложная и кропотливая часть работы – установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».

  • Делаем «страт». Часть 1. Корпус
  • Делаем «страт». Часть 3. Лады
  • Делаем «страт». Часть 4. Окончательная сборка

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

23.02.12 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

14.02.2014, Jhav
Что значил долго? Автоакрил 12 часов до шлифовки. Полную прочность он, правда, около месяца набирает, но куда торопиться.

Источник

Гриф гитары. Полное описание: виды, конструкция, ширина грифа и его крепление.

Гриф гитары – что это?

Грифом гитары, или любого струнного, или струнно-смычкового инструмента, называют его деталь, которая представляет из себя обтесанный до нужной формы деревянный брус. Именно за него музыкант держится при игре и прижимает к нему струны для извлечения нужной ноты. Гриф может быть ладовым и безладовым. Первый тип чаще всего встречается у гитар, балалаек, лютен и других подобных инструментов, а второй – на скрипках, виолончелях, а также экзотических типах инструментов – чаще всего басовых. Гриф при этом имеет четко выверенную длину, а также изготавливается из определенных пород дерева, каждая из которых по-своему влияет на звук. В этой статье мы подробно расскажем обо всех аспектах, которые касаются этой части гитары.

Устройство грифа гитары

Несмотря на свою визуальную простоту, именно гриф гитары является самой сложной в производстве гитарной частью. Условно он делится на три составные. Первая – это голова, к которой прикрепляются колки, и которая принимает на себя большую часть натяжения струн. Вторая – это непосредственно лады, которые вставляются в деревянную конструкцию, и которые разделяют звучащие ноты. Наконец, последняя часть – это пятка грифа, которая крепится к корпусу определенным способом, в зависимости от типа грифа.

Распилы грифа

Помимо своей формы, деталей и древесины, гитарные грифы различаются по виду распила дерева, из которого они изготовлены. Различают два типа:

Радиальный тип распила

Этот тип отличается тем, что при выпиливании бруска, инструмент через сердцевину ствола. При этом доски становятся однородными по своей текстуре, цвету. Такие грифы устойчивы ко внешним воздействиям, не деформируются и имеют высокий уровень износостойкости.

Тангенциальный тип

Данный тип отличается тем, что инструмент проходит до сердцевины, не затрагивая ее, через годичные кольца. Отличить бруски такого распила можно по выраженной текстуре и волнообразный рисунок, образующийся от годовых колец. Гитары с таким грифом обычно стоят гораздо дешевле, однако этот тип больше подвержен усушке и менее стабилен.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать небольшой вывод относительно поведения данных грифов. Радиальный тип намного стабильнее и мощнее тангенциального. Буквально – настроив анкер один раз вы, скорее всего, надолго забудете о нем. Тангенциальный же, скорее всего, придется чаще подстраивать, особенно после замены струн на более толстые, а также в условиях постоянно меняющейся влажности и температуры. Это очень важно в таком вопросе, как выбор акустической гитары.

Виды крепления к корпусу

Как уже было сказано выше, существуют также способы крепления грифа гитары к корпусу инструмента. Как ни странно, это тоже серьезно влияет на звук.

Болченый гриф гитары

Исходя из названия, данный тип грифа крепится к корпусу на болты. Наиболее распространено это в электрогитарах, да и вообще этот способ крепления встречается наиболее часто. Он очень удобен в использовании – при необходимости сменить гриф он просто откручивается, и на его место ставится новый. Однако такая практичность обходится музыканту крайне слабым сустейном – длительностью звучания ноты. При этом данный тип грифа имеет мощный, читаемый тон.

Вклеенный гриф гитары

Такой тип крепления не предполагает наличия каких-либо болтов. В корпусе инструмента вытесывается выемка, в которую ставят гриф, после чего его закрепляют эпоксидной смолой. Такой способ крайне популярен и распространен у гитар среднего и высокого ценового сегмента. Инструменты со вклеенным грифом имеют очень длительный сустейн и мощный тон, за что их и любят все гитаристы.

Сквозной гриф гитары

Этот тип крепления широко распространен среди бас-гитар, и очень редко встречается на обычных. Его главная особенность заключается в том, что брусок вклеен в сам корпус и как бы проходит сквозь него. Это самый дорогой тип грифа, однако он значительно окупает себя прежде всего сильным сустейном и резонансом, который проходит буквально по всему корпусу и остается на долгое время. Именно благодаря этой особенности гриф так популярен на бас-гитарах.

Головка грифа. Примеры углов наклона

По своей сути, типы головок различаются лишь в одном аспекте – наличии или отсутствии направляющих для струн. Они нужны для того, чтобы увеличить угол наклон струны от порожка, чтобы струна не вылетала из него. Наличие направляющих характерно для гитар формы Telecaster или Stratocaster из-за особого строения головы. Головы гитар типа Les Paul, а также всех моделей фирмы Gibson, не имеют направляющей, поскольку там голова наклонена относительно всего грифа.

Принцип действия

Чтобы понять принцип действия грифа, стоит подробнее разобрать такое понятие, как мензура. Это – длина звучащей части струны. Чем она меньше, тем выше становится звук. Ее необходимо отстраивать при помощи бриджа для того, чтобы нота звучала ровно, и гитара строила по всему грифу. Это значительно влияет на расположение нот на грифе гитары.

Собственно, принцип действия грифа таков, что на нем при помощи ладов отмечены места, где нота при определенной мензуре должна давать чистый и правильный тон.

Для того, чтобы определить это, есть стандартные коэффициенты, которые при умножении на реальную мензуру дают точную цифру, обозначающую расстояние играющей части струны до бриджа. Выглядит эта таблица таким образом:

Номер лада Число
1 .057
2 .11
3 .16
4 .21
5 .25
6 .30
7 .33
8 .37
9 .41
10 .44
11 .47
12 .50
13 .53
14 .56
15 .58
16 .60
17 .63
18 .65
19 .67
20 .69
21 .70
22 .72
23 .74
24 .75

Это универсальный коэффициент, который используется практически во всех современных гитарах. Однако стоит сказать, что существуют мультимензурные гитары, в которых цифры иные, но подчиняются тому же принципу.

Виды грифов гитар

Существует несколько типов грифов гитар, которые встречаются в том или ином типе инструментов.

Гитара с широким грифом

Чаще всего это классические гитары, такой тип грифа не распространен на других инструментах. Но даже в этом случае встречаются исключения – например, сигнатурная модель гитариста группы Queen имеет стандартный широкий гриф, как на классике.

Гитара с узким грифом

Если кратко – это все остальные типы инструментов. Чаще всего такой тип грифа можно встретить на акустических гитарах типа «вестерн», а также электрогитарах.

Размер и ширина грифа

Акустическая гитара

Чаще всего гриф акустической гитары имеет ширину 4.3 сантиметра.

Классическая гитара

У классической гитары ширина грифа – 5.2 сантиметра.

Электрогитара

Тут все уже несколько сложнее. В данном случае ширина грифа зависит от того, есть ли на инструменте Floyd Rose. Если он в наличии – то размер будет составлять 4.3 сантиметра. Если же его нет, то ширина колеблется между 3.8 и 4.4 сантиметрами.

Семиструнная гитара

Ширина грифа такого типа гитар составляет 5.4 сантиметра.

Материал грифа

Для производителей электрогитар существует три стандартных типа древесины, из которых изготавливаются грифы гитар: клен, махагони и палисандр. При этом они разделяются на несколько пород, каждая из которых немного отличается между собой.

Восточный твердый клен отличается своей плотностью, благодаря чему гитара получает мощный сустейн и острый звук.

Западный твердый клен уступает своему восточному собрату в твердости, а также более легкий. С ним гитара приобретает яркий звук и хорошую атаку.

Мозаичный клен любят, в первую очередь, за его крайне необычный рисунок. Если гитару делают из него – то чаще всего его не лакируют.

Волнистый клен также имеет необычный рисунок. Стоит сказать о том, что разница между этим типом древесины, и предыдущей имеется только в эстетике, по своим свойствам они абсолютно одинаковы.

«Птичий глаз» — это по факту, болезнь клена. Он также имеет только эстетическое значение, и многие гитаристы избегают этот материал, поскольку считают, что наличие отверстий в дереве негативно сказывается на звуке.

Махагони (красное дерево)

Это самый популярный среди гитаристов тип материала. За счет своей тяжести и плотности он дает мощнейший сустейн и силу звука, а также продолжительный резонанс. Различают два типа махагони:

Палисандр

Этот тип дерева отличается большей читаемостью средних частот, а также чуть приглушенные верха. Он не очень популярен среди массовых производителей и чаще всего используется в авторских проектах.

Анкерный стержень грифа

Это стальной прут, который удерживает гриф гитары в согнутом состоянии. Регулировка анкера гитары проводится, когда струны находятся слишком низко или высоко над накладкой, и эта процедура будет полезна в случае, если вам стало физически тяжело играть на инструменте. Стержень находится внутри древесного бруска и принимает на себя большую долю силы натяжения.

Радиус профиля грифа

Существует огромное количество вариаций радиуса профиля грифа, однако стандартный его размер – 21,5 миллиметра.

Радиус накладки грифа

Для каждой модели гитары существует свой радиус накладки. Однако существует несколько классических форм этой детали грифа:

  • Плоская (характерна для классических гитар);
  • Цилиндрическая;
  • Коническая
  • Смешанная.

Лады и порожки

Кроме того, гитара имеет лады, которые отмечают места с наиболее точными нотами. С ними тоже иногда стоит работать – например, подтачивать, если вдруг у вас возникла такая проблема – что делать, если дребезжат струны?

Порожек находится в верхней части грифа и на него обычно ложатся струны. Иногда их приходится подпиливать – особенно если вы устанавливаете толстые струны, поэтому стоит сразу озаботиться изучением такого вопроса, как менять струны на гитаре.

Несколько полезных советов

Какой гриф лучше?

На этот вопрос точно нет однозначного ответа. Лучше всегда тот, который удобнее вам, и который дает тот звук, который вам необходим. Если вы ищете острый и мощный тон – то попробуйте болченый гриф, если же вам важен сустейн – то вклеенный. То же самое относится и к материалу. Выбирайте и ищите наиболее подходящий вариант.

Узкий или широкий гриф гитары?

Опять же – тот, который лучше всего лежит у вас в руке, и который банально удобнее. Это дело вкуса каждого, и универсального ответа на такой выбор никогда не будет.

Что такое правильный гриф гитары?

На котором точно размечена мензура и лады, а также тот, который не имеет никакой кривизны, кроме своей собственной. Расстояние между струнами и накладкой должно быть таким, чтобы вы могли комфортно зажимать их. Кроме того, они не должны дребезжать, если только речь не идет о звоне новых струн.

Какое крепление грифа гитары надежнее?

Если гитара была сделана человеком, который в этом понимает – то любое крепление будет надежно. Однако учтите, что болченый гриф имеет свойство чаще искривляться, что означает его регулировку, в отличие от вклеенного.

Источник

Читайте также:  Все раскидано от ноты до
Оцените статью