Как делают колки для гитары

УСТРОЙСТВО ГИТАРНОГО КОЛКА

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В основе гитарного колка лежит зубчато-винтовая передача. Мы крутим за ручку, прикреплённую к винту, а винт в свою очередь передаёт крутящий момент на шестерню. К которой закреплён шток — на него наматывается струна.

Как вы видите, зубья шестерни расположены под углом, чтобы они могли скользить по нарезке винта. Шестерни обычно изготавливают из антифрикционных материалов, самыми популярными из которых являются латунь или бронза.

Сам винт жестко закреплён к корпусу колка. Поэтому если вы попытаетесь сделать обратную операцию, т.е. провернуть винт поворотом шестерни — у вас ничего не получится. Вообще, это свойство таких передач: в обратном направлении червячная передача работать не будет.

Чтобы под воздействием давления шестерни он не сломался, во-первых их делают из стали, во-вторых шестерня устроена так, что плотно облегает витки нарезки винта, распределяя равномерно нагрузку.

Еще раз, физический смысл: эта передача передаёт крутящий момент только в одну сторону: от винта к шестерни. И наоборот — не работает.
С базовым принципом, по которому устроены все колки разобрались.
Поехали дальше!

Читайте также:  Гитара cb sky камуфляж mg2109
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛКОВ:

1. Передаточное число: показывает, сколько поворотов ручки колка необходимо, чтобы шток совершил один поворот вокруг своей оси. С точки зрения точности настройки инструмента — чем больше, тем лучше. Но если учесть, что оно варьируется от 1:12 — на Шперцель (чем руководствовались американцы, устанавливая такое маленькое передаточное число?) до 1:21 на ГОТО, становится ясно — чтобы намотать 2 витка на последние нужно повернуть ручку колка в 2 раза больше (42 раза против 24). Однако в последнем случае вы четко попадёте в ноту! А на первых — можете доооолго её ловить. 😉

2. Прямые или реверсивные (левые или правые)

Практически — эта характеристика говорит о том, с какой стороны головки грифа колок предназначен для установки.Все зависит от наклона зубьев на шестерне и вида нарезки винта.

Точнее дело обстоит так: наклон зубьев и нарезка винта что у прямых, что у реверсивных колков — одинакова! А вот расположение ручки, за которую мы крутим, — нет!

И если посмотреть на колки сзади, то становится видно, что в первом случае ручка закреплена слева от винта, а во втором случае — справа. (Вот и ответ на вопрос — какие колки левые, какие — правые.))

Справедливо напрашивается вопрос: а что будет если наиболее популярные — левые колки взять и развернуть ручкой вниз?

А получится вот что. Мы привыкли к определённому способу намотки струн! Так, чтобы увеличить натяжение струны мы поворачиваем ручку от себя против часовой стрелки. При ослаблении — наоборот. Причём эта процедура проделывается не зависимо от того — правый колок или левый: всегда так — против часовой поворачиваем ручку колка — увеличиваем натяжение; против часовой — ослабляем. (Да! Нужно заметить, что смотреть нужно всегда со стороны крепления ручки!)). Если же вы просто перевернёте у левого колка рукоятку винта вниз — положение дел поменяется! 🙂

3. Есть локовый механизм или нет

Локовый механизм — это замок, который фиксирует струну в штоке.
Вообще — очень удобная вещь! Все мы слышали это избитое «повышает стабильность строя». Давайте разберёмся — почему?

А дело в том, что струна имеет свойство проскальзывать под натяжением.
Чтобы этого не было на колке без локового механизма мы либо делаем вокруг штока бОльшее количество витков (2-3), либо наматываем специальным образом, чтобы струна сама себя зажимала. Однако всё это хорошо работает, пока мы не ослабим или не увеличим натяжение струн! Например с помощью тремоло. Тогда, под воздействием нагрузки (или из-за её снижения) струна начинает опять скользить вокруг штока.

Когда же она жестко зафиксирована (замком локового механизма) — такой проблемы нет! А кроме того, на колках с локовым механизмом и менять струны го-ораздо быстрее! Экономится время на наматывании струны вокруг штока + её зажим специальным образом: просто 7-15 раз повернули ручку, ослабили замок, сняли старую струну, поставили новую, зажали локовым механизмом, 5-10 раз повернули, чтобы настроить. Минусы? Стоят локовые колки в 3-5 раз дороже обычных.

На этом основные характеристики колков закончились и дальше уже идут нюансы:
— тип локового механизма (влияет на удобство использования)
— вид корпуса колка и способ крепления винта к корпусу (в целом влияет на качество колка и долговечность конструкции)
— cпособ крепления колка на гитару или бас. (грубо говоря — количество и расположение отверстий под саморезы, которым колок привинчивается к грифу)
— диаметр отверстия под колок в грифе (на гитарные колки, например, сейчас существует 2 стандарта, а вот для колков на бас гитару их существует и существовало аж 6!)

Вот, пожалуй с всё что хотелось сказать.

Есть вопросы? Пишите. Можно в комментариях, а можно — в группе во вконтакте: УСТРОЙСТВО ГИТАРНОГО КОЛКА

Кирилл Труфанов
Гитарная мастерская: Pretty Underground
Технический инфо-портал: gitarnaya-furnitura.ru

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Колки для гитары. Советы по выбору и описание технических деталей по замене колков

Колки для гитары. Общая информация

Колки для гитары – одна из важнейших составных частей этого инструмента. Без них это будет просто кусок дерева, играть на котором будет невозможно. За их состоянием необходимо следить, иначе они перестанут выполнять свою функцию – например, держать строй. Еще обиднее, когда колок ломается – поскольку даже при поломке одного придется менять весь комплект. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое гитарные колки, а также как их выбирать в случае поломки.

Как устроены гитарные колки и для чего они нужны

Колки для гитары представляют собой небольшую машинку для натягивания струн, состоящую из ручки для вращения, нескольких резных деталей и крепления, куда наматывается струна. Когда вы вращаете ручку, то шестерни проворачивают механизм, и таким образом наматывают струну на крепление. Сами по себе они крепятся к голове грифа при помощи шурупов, а также гайки, которая накручивается на лицевую сторону гитарной головы.

Гитарные колки необходимы для удержания натяжения струн в определенном строе. Именно от их качества зависит, насколько хорошо инструмент держит настройку. Если у музыканта появляется проблема, что его гитара быстро расстраивается – в первую очередь проверяют именно колки.

В зависимости от типа головы, гитарные колки могут располагаться как по три в ряд на каждой ее стороне, так и друг за другом сбоку. Первый вариант часто встречается у гитар Gibson, второй – у инструментов фирмы Fender. Первые имеют чуть больший размер, чем вторые.

Типы гитарных колков

Колки для классической гитары

Поскольку натяжение нейлоновых струн меньше, чем у металлических, колки для классической гитары могут иметь пластиковые части – например, из него может быть сделано крепление для намотки струн. Кроме этого, они открыты – то есть, вы можете видеть всю конструкцию колка целиком. Они расположены по обеим сторонам гитарной головы, а ручки для вращения находятся перпендикулярно ей.

Колки для акустической гитары

Поскольку на акустическую гитару наматываются металлические струны, колки для нее должны быть тоже металлическими. Обычно это закрытый тип, в котором вы не видите внутренние механизмы колка. В остальном – способ их крепления и расположение, зависит от модели конкретного инструмента.

Колки для электрогитары

Как и колки для акустической гитары, сделаны из металла и имеют закрытый тип.

Колки для бас-гитары

В отличие от остальных, колки для бас-гитары гораздо больше в размерах. Сделаны из металла. Кроме этого, могут быть как закрытого, так и открытого типа. Ручки для вращения гораздо больше.

Локовые колки

Это особенный тип гитарных колков со специальным механизмом, который запирает струну внутри специального механизма. Благодаря этому вам не обязательно делать витки на креплении, что положительно сказывается на держании строя инструментом. Стоят такие колки дороже обычных. Отличаются наличием специального колесика в своей конструкции.

Колки для безголовых гитар

Особняком стоят специальные колки для безголовых гитар. Колки на них прикреплены напрямую к бриджу и представляют собой особую конструкцию с отверстием под струну.

Конфигурация колков по типу гитарной головы

Разные гитарные головы созданы для разной конфигурации колков. Как уже было сказано, если у гитары колки выстроены по три с каждой стороны – то они будут крупнее, чем те, которые расположены с одной стороны. Это стоит учитывать в случае, если вам потребуется поменять их.

Профилактика гитарных колков

Для того чтобы колки прожили как можно дольше, необходимо регулярно устраивать им профилактику. Если вы регулярно меняете струны – то во время смены проверяйте состояние колков. Чаще всего можно увидеть, что разболталось крепление для витков. Тогда вам нужно затянуть его при помощи специального кольца, расположенного на лицевой стороне грифа.

Кроме этого, возможно, вам понадобится подтянуть винты сзади – если колок удерживается ими. Не забудьте также проверить, нет ли люфта у ручек для вращения. Если есть – подтяните винт, на котором они держатся.

Если же у вас возникли фундаментальные проблемы – например, часто рвутся струны именно в районе колка, гитара не строит, либо же его просто вырвало из головы – следует заняться ремонтом гитары . А для этого нужно выбрать себе правильную модель, на которую будет производиться замена. Учтите, что лучше всего менять весь комплект сразу, а не один конкретный колок.

Как выбрать гитарные колки

Выберите схожий с вашими внешний вид

Вместо того чтобы выбирать совершенно другие колки, лучше подобрать те, которые будут выглядеть также, как и ваши. Во-первых, с высокой вероятностью они будут иметь ту же конструкцию, что и ваши. Во-вторых, вам не придется сверлить отверстия под них, и установка будет гораздо проще.

Выберите подходящую конфигурацию

Если же вы все-таки решили установить что-то совершенно новое, то в первую очередь определитесь с конфигурацией. Производители обычно пишут, для каких гитарных голов предназначены колки. Не стоит устанавливать конфигурацию для трех с двух сторон на гитару, где колки расположены в ряд на одной стороне.

Обратите внимание на тип креплений

Существует три типа креплений. Первый – без затяжных винтов. Они легко закрепляются на голове, и для их установки не требуется сверлить дополнительные отверстия и что-то завинчивать.

Второй – с один затяжным винтом, и третий – с несколькими. Тут вам стоит обратить внимание на то, какой тип был установлен у вас до этого, и отталкиваться уже от него.

Соотношение поворота к витку

Это пропорция, которая определяет, сколько раз вам надо полностью провернуть колок, чтобы сделать один виток. Современные модели имеют соотношение либо 14:1, либо 18:1. На бас-гитарах оно может быть 20:1 или 21:1.

Локовый колок или обычный

Как уже было сказано выше, локовые колки более дорогие, однако лучше держат строй, в отличие от обычных. Использовать их – дело вкуса и финансовых возможностей.

Как вставляется струна

Это тоже очень важно. Существует два типа колков. Первый – где струна вставляется в специальное отверстие на крепление и проходит через него. Второй – когда струна направляется как бы внутрь колка, вниз, где фиксируется. Это чисто практическая разница, но ее стоит учитывать при выборе.

Ручки колков

Обратите внимание на материал, из которого сделаны вращательные ручки. Это может быть как металл, так и пластик. Кроме этого, они имеют разный внешний вид. В данном случае разница между ручками исключительно во внешнем виде, и вам стоит выбрать именно те, которые больше нравятся.

Источник

Технологии Schaller: гитарные колки

Мы начинаем серию статей, посвященную обзору ключевых технологических решений, используемых в фурнитуре Schaller. И начнем мы с одной из самых объемных ассортиментных категорий этого бренда – колковой механики.

Немного истории

Компания была основана в 1945 года Гельмутом Шаллером (Helmut Schaller) – немецким радиомехаником и специалистом по работе с промышленным инструментом. В то время под брендом Schaller процветала радиоремонтная мастерская, и рос этот локальный бизнес в таком виде вплоть до 50-х годов прошлого века.

По мере увеличения потока клиентов, Гельмут принял решение добавить в мастерскую отдел разработки усилителей и акустических систем. Этот опыт оказался настолько успешным, что уже спустя несколько лет бренд сменил название на Schaller Electronics.

В 1953 году под маркой Schaller начали выпускаться компоненты электрогитар: звукосниматели и переключатели, которые производились по заказу компании Framus Фреда Вильфера (Fred Wilfer). Еще спустя несколько лет сотрудничать с Schaller начали и такие известные в те временя производители гитар из Германии, как Höfner, Hopf и Hoyer.

К началу 60-х годов приобретать и устанавливать продукцию Schaller на свои инструменты стали уже и американские производители: Fender, Gibson, Martin, Ovation и многие другие. В это время компания Schaller уже специализировалась не только и не столько на электронике: теперь немецкий бренд поставил перед собой цель стать №1 в производстве точной и высококачественной фурнитуры.

В 1961 году ну рынок были выпущены первые тремоло-системы, год спустя – бриджи, в 1966 – колковая механика, которой было суждено совершить революцию в индустрии производства гитарной фурнитуры. В этот год состоялась презентация и были осуществлены первые поставки колков Schaller M6, легендарной и популярной и по сей день модели.

Уже в 1968 году производителю потребовалось расширение мощностей – и компания переехала в город Postbauer-Heng, где и располагается до сих пор. В 70-х на рынок были выпущены басовые колки M4, различные бриджи и системы Tune-o-Matic, а также звукосниматели Golden 50, S6, T6 и др.

Помимо этого, в стенах Schaller занялись и разработкой продуктов по собственным схемам производства. В 1977 году Floyd Rose впервые выдвинул идею об изготовлении тремоло-системы с двойной фиксацией. Тогда схема еще не была запатентована, и после совместного трехмесячного воркшопа с инженерами Schaller, последние представили прототип такого тремоло.

В 80-х годах спрос на громкоговорители, усилители и ревербераторы сильно упал. Компания полностью сосредоточилась на проектировании и выпуске фурнитуры. В 1981 году был запатентован абсолютно новый продукт – стреплоки для надежного крепления ремня к гитаре. На сегодняшний день именно стреплоки являются наиболее продаваемым продуктом Schaller.

Колки Schaller

Итак, чем же так примечательна колковая механика от немецкого бренда? Начнем, конечно же, с классики.

Schaller M6

Сам производитель выпускает эту серию под слоганом «Отточенная до совершенства легенда».

Именно с этой линейки началась история производства колков Schaller, именно они установили стандарты закрытой колковой механики более полувека назад – сейчас это та же узнаваемая модель, но с рядом улучшений.

Комплекс технологий GrandTune – это сочетание износостойких материалов, обеспечивающих идеальный резонанс, никаких синтетических покрытий, использование колокольной бронзы, гарантированно отсутствие люфта, скрипа и других посторонних звуков и ощущений при настройке струны (более подробно о концепции ниже).

Технологии Velvet-Tec и LX6-Lube предполагают использование таких материалов, которые обеспечивают максимально плавный и точный ход механики.

Передаточное число – 1:18.

Новые M6 имеют те же размеры, что и прошлые модели, поэтому идеально подойдут для апгрейда фурнитуры.

Выпускаются в нескольких вариантах в зависимости от особенностей монтажа:

Отдельно отметим линейку M6 Mini : уменьшенную и более легкую версию колков, разработанных для Stratocaster, гитар с маленькой головой грифа и 12-струнных инструментов. Обработаны запатентованной смазкой Schaller, которая сохраняет плавность хода подвижных элементов в течение всего срока эксплуатация колков.

Schaller M4

Что-то вроде легендарных классических M6 – только для бас-гитар. Сегодняшние модели колков на 40% легче, чем более старые вариации M4, а параметр веса для бас-гитар является критичным как с точки зрения комфорта музыканта, так и со стороны акустических возможностей гитары.

Передаточное число – 1:20.

Изготовлены, как и другая механика Schaller, с использованием долговечной смазки ходовой части. При изготовлении используется прочный алюминий.

В линейке M4 также представлена необычная модель M4 Light – полуоткрытые колки, которые отличаются дизайном, а также усиленным механизмом и штоком.

Передаточное число – 1:22.

Schaller F-Series

Включает в себя колки для гитар Fender и схожих с ними по конструкции. Выпускается под слоганом «не КАК оригинал – это и есть ОРИГИНАЛ!»

Серия сохранила внешний вид и размеры моделей, спроектированных десятилетия назад. Однако начинка и инженерное исполнений поменялись кардинально:

  • Используются технологии Velvet-Tec и LX6-Lube ;
  • Используется раздвоенная головка колкового штока;
  • Высокопрочные металлические части, которые обеспечивают надежность и точность работы механики в целом.

Среди моделей в линейке сейчас наиболее популярны Original F-Series 70’s (максимально копируют винтажную линейку из 70-х), F-Series Standard и Locking (стандартная и локовая современная вариация), Original F-Series ST6B (колки с измененным дизайном).

Schaller G-Series Keystone

Серия с винтажным дизайном, доступны с бутонами с одним или двумя кольцами. Изготовлены с применением технологий Velvet-Tec и LX6-Lube , а также обработаны специальной смазкой Schaller. Материал – латунь. Максимально винтажное решение для Gibson-style гитар.

Источник

Оцените статью